Урок литературного чтения Тема: «Урок памяти»




Скачать 107.23 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения Тема: «Урок памяти»
Дата публикации09.05.2013
Размер107.23 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Военное дело > Урок
Урок литературного чтения

Тема: «Урок памяти», посвящённый дню Победы.

Цель урока: формирование у учащейся молодежи гражданской зрелости;

привитие любви к своей Родине, устойчивого желания способствовать ее процветанию.

Задачи:

  •  привитие чувства гордости за героическое прошлое своего народа;

  • воспитание в духе национального взаимодействия разных наций и народов;

  •  воспитание уважения к заслугам перед Родиной старшего поколения.

 

Ход урока.

 

Учитель. Доброе утро, ребята! Утро нового мирного дня! 8 мая, в Берлине  был подписан пакт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии во второй мировой войне. А на утро следующего дня весь советский народ ликовал, узнав о победе нашей страны в Великой Отечественной войне.

Воспетый и в стихах, и в пьесах,
Он, как отец к своим сынам,
Уж много лет как на протезах, —
Что ни весна, — приходит к нам.

Он и страшнее, и прекрасней
Всех отмечаемых годин.
Один такой в России праздник.
И слава Богу, что один.

Давайте вспомним, как это было…

                                                   Выходят учащиеся.

1 уч 1941 год. Тогда был июнь. Люди спали спокойным безмятежным сном утром двадцать второго числа. В школах заканчивались выпускные экзамены. Стояла сиреневая пора. И кружились, кружились в последнем школьном вальсе пары. Казалось, что впереди целая жизнь, полная счастья и радости.
Но завтра была война…

2 уч 22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила  границы Союза Советских Социалистических  Республик. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье — все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.

3 уч. В первые дни войны на фронт пошли те, кто отслужил действительную службу в 30-х годах. С ними же пошли почти в одно время и парни призывного возраста. У военкоматов выстраивались длинные очереди добровольцев. На столы мобилизационных пунктов ложились груды заявлений с просьбой немедленно отправить на фронт.

4 уч. Это были наспех вырванные из ученических тетрадей, блокнотов, записных книжек листки, почтовые открытки и бланки учреждений. Заявления были написаны разным почерком и разными людьми. Рядом с заявлениями отцов и матерей ложились заявления их детей, зачастую написанные еще неустойчивым полудетским почерком. Родители и дети, седовласые старики и подростки писали о своей готовности встать в ряды защитников Родины.

5 уч. Только в Москве в военкоматы поступило за первую неделю войны 170 тысяч заявлений с требованием немедленно отправить на фронт. Летопись всех войн не знала такой мужественной сплоченности и стойкости, какие показал с первых же часов войны наш народ. Вокзалы, станции стали как остановившийся табор. Везде люди, телеги, машины. Быстро работает фотография. Снимаются семьями. Задушевные прощальные слова. Плач, песни, гармошка, отрывистые, короткие пляски...

6 уч. Тогда люди  были уверены, что война эта ненадолго. И если бы тогда кто-нибудь сказал, что продлится она 1418 дней, никто бы этому не поверил! Все были уверены, что наше государство готово было к этому испытанию. А пока...

7 уч. Закружила, разбросала она человеческие судьбы, искалечила молодые всходы, разорвала узы дружбы и любви. Война черным вороном опустилась на русские деревни и города. Горе, горе беспросветное, слезы и вопли женские, последний взгляд любимых глаз. И они, совсем еще юные мальчики, уходили, уезжали на фронт, оставляли здесь, в тылу, таких же юных девчонок, целовали любимые глаза и юным голосом говорили: «Я вернусь». Но это была неправда, жестокая, безумная неправда. Ведь большинство из них уже никогда, никогда не вернется.

Сегодня урок будет необычный. Слушать, молча и без комментарий стихи о военных днях.

Первое стихотворение читаю я сама.

1 ^ Кровь наших матерей

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз... Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг

2

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -



3
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.



4

Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...







Дальше читают ученики

^ Участникам Великой Отечественной Войны

Земля сырая кровью пропиталась,
Вобрав в себя все ужасы войны.
О подвигах тогда вам не мечталось, –
Вы защищали честь своей страны.

Вы бились в небе, на море, на суше,
Страх притуплялся горечью утрат.
Враг был силен, но не был всемогущ он.
Однако вы не видели преград.

Вы шли в атаку с криками победы,
В бою рвались без устали вперед.
Вы не теряли веру и надежду,
Что отобьете вражеский налёт.

Вы шли сквозь дым артиллерийских пушек,
Не отступая ни на шаг назад.
К смертям врагов ваш взгляд был равнодушен,
Вы бились много, много дней подряд.

...И вот минуло больше полувека
С той самой страшной, памятной войны.
Спасибо Вам, что званью Человека
Вы были и по-прежнему верны.

Спасибо Вам за долгое терпенье,
За боль, за страх, что вы превозмогли.
И пусть сердца грядущих поколений
Ваш ПОДВИГ не сотрут с лица Земли!


^ А РОДИНА НЕ ВИНОВАТА...

Вечная память солдатам
Павшим отважно в бою.
Родина не виновата!
Место теперь их в раю.
Долго страну защищали,
Грозно сражаясь с врагом.
Быстро под пулями пали,
Землю усыпав ковром.
Всегда благодарны мы тем, кто
Для нас свою жизнь не жалел.
Но что солдат чувствовал сердцем
Когда в него выстрел летел?
Нет, сердце не сжалось ни капли,
И страх не пришел ни на миг!
Лишь образ сынка пред глазами
Как замок туманный возник.
А видел недавно солдатик
Ужасный, пророческий сон:
К нему сынок в белой рубахе
Навстречу с крестом медным шел.
И вот та минута, стреляют...
И взор на убийцу попал...
А кто умирать-то заставит?
Кто право такое им дал?
Но разве известно солдату,
Что сын его отжил уже...
Что выжжена милая хата,
Лишь пепел летит по земле...
Но сын не погиб при пожаре,
Его растерзали враги!
Когда парню в шею стреляли,
То мать наблюдала в дали.
Ее не пустили к ребенку,
Оставили молча рыдать.
И как закрывались глазенки -
Все видела бедная мать!
Тогда хоронить запрещали.
Лишь в общую яму свалив
Их сверху землей закидали,
Ту землю ногой придавив.
И мать, на прощанье, сыночку
На шею повесила крест.
Потертая медь и цепочка -
Вот все, что у женщины есть...
Прошли те трагичные годы,
И страх перед смертью в глазах.
И кровь на земле смыли воды,
Но воины в наших сердцах.
А Родина не виновата!
Слова разрядят тишину -
- Давайте помянем солдата!
Минуту молчанья прошу...


Не только мужчины, но и женщины защищали Родину.

Учитель.

Как разглядеть за днями след нечеткий?

Хочу приблизить к сердцу этот след…

На батарее были сплошь – девчонки.

А старшей было восемнадцать лет.

Лихая челка над прищуром хитрым,

Бравурное презрение к войне…

В то утро танки вышли прямо к Химкам.

Те самые. С крестами на броне…

И старшая, действительно старея,

Как от кошмара, заслоняясь рукой,

Скомандовала тонко:

- Батарея-а-а!                

(Ой, мамочка!.. Ой, рОдная!..)

Огонь!.. –

И – залп!.. И тут они заголосили,

Девчоночки. Запричитали всласть.

Как будто бы вся бабья боль России

В девчонках этих вдруг отозвалась!..

Кружилось небо – снежное, рябое.

Был ветер обжигающе горяч.

Былинный плач висел над полем боя,

Он был слышней разрывов – этот плач!..

Ему – протяжному – земля внимала,

Остановясь на смертном рубеже.

- Ой, мамочка!..

- Ой, страшно мне!..

- Ой,  мама!.. –

И снова:

- Батарея-а-а!.. –

…И уже

Пред ними, посреди земного шара,

Левее безымянного бугра

Горели неправдоподобно жарко

Четыре черных танковых костра.

Раскатывалось эхо над полями,

Бой медленною кровью истекал…

Зенитчицы кричали и стреляли,

Размазывая слезы по щекам!

И падали. И подымались снова.

Впервые защищая наяву

И честь свою (в буквальном смысле слова!).

И Родину.

И маму.

И Москву.

                                  Р. Рождественский.  Баллада о зенитчицах  

 


^ Война и любовь

Тускнеют в шкафу боевые награды на кителе старом любимого деда. В них юность его фронтовая, Победа; в них доблесть сражений, потери, парады. Медаль «За отвагу» – в боях за столицу, два Ордена Славы: за Курск, за Варшаву. А эта – за Вислу и ту переправу... Он их натирал и хранил, как зеницу. Бывало, запрыгнем с сестрой на колени и слушаем долго солдатские байки: про дружбу, окопы и хлебные пайки, про доблестный путь боевой батареи. А чаще - о юной сестре медсанбата - глаза озорные и русые косы: В крови Сталинград и лихие морозы... Лишь ангелом белым – она – среди ада. Ко лбу прикоснулась прохладной рукою и сердце сразила не пулей, а взглядом. Почти до Берлина фронтами шли рядом. О том не опишешь единой строкою... Потом разошлись их пути и дороги... Не все воротились до дома вояки с исполненным долгом военной присяги, под песни тальянки, отбросив тревоги. Да, вот позабыть не сумел он сестрички. В душе поселился тот образ любимый. Разыскивал, верил... Мечтой одержимый, её узнавал в каждой встречной медичке. Она же о нём тосковала. В надежде по долгу смотрела во след почтальонке, сухую фиалку хранила в книжонке меж жёлтых страниц. Только прежде прошёл целый год – отыскалась невеста. Не шумным застольем свершилась их свадьба. Пророчила счастье весёлая сватья... Любовь им дарила все радости света. Был первенец крепким и шустрым парнишкой; дочурка-красавица: милой, пригожей, а младший – две капли – на маму похожий. Калуга им стала родным городишкой... Война и любовь – две неравные доли. Одна разрушает подобно тайфуну, другая - затронет тончайшие струны, и жизнь возрождает из мрака и боли. Как жаль, быстротечно упрямое время. А память жива. Ты замри и послушай, как шепчутся в небе ушедшие души, как тянется к свету проросшее семя.


^ . Май сорок пятого...

Май сорок пятого. Победа. Усталость. Тяжесть рук и ног. Ее так ждали наши деды, Прошел уже немалый срок. Четыре года перестрелок, Бомбежек, яростных атак. Тупая боль сковала тело. Все! Сдался вражеский Рейхстаг! Ценою миллионов жизней, Сгоревших сел и городов, Повергнута чума фашизма. Ценой могил, ценой крестов. В руках держали папиросы, Уже не в силах прикурить. Сидят солдаты и матросы, Сумевшие тогда дожить.

^ Письмо с фронта

«Мам, здравствуй! Ну, как вы? Как дома дела? Сестрёнка уже не болеет? Ты пишешь, что вишня в саду зацвела И яблоки скоро поспеют. Ты только не плачь. Верь, надейся и жди! Фашистов добьём и приеду. К Отцу на могилу пойдёшь – расскажи, Что память его я не предал». Сияла весна, и звенел соловей, Победу приветствуя трелью. Готовился к маю военный апрель. И маки победно алели. «Сыночек… живой» – слёзы вытерла мать. Но прячет глаза почтальонка - Нет сил, чтобы матери в руки отдать Второе письмо - похоронку.

Дед

Он жизнь-то толком не узнал, Он в ней едва лишь оперился: В июне свадьбу он сыграл, А сын у мертвого родился. Он написать едва успел Одно письмо супруге с фронта, Но со стены на нас смотрел Всегда, после любых ремонтов. Он форму не успел обмять Для снимка: мешковата слишком… Так странно дедом называть Его – совсем еще мальчишку. Он слишком юн был для того, Чтобы героем притворяться… Я старше деда своего, А мне всего лишь девятнадцать


Продолжают ученики

Мужчина

В. Берестов
Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.

Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины
Всегда найдётся дело.

Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно -
На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны
Стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик.
Мужчина. Старший в доме.

Я искренне уверен,
Что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой.
Блаженной, довоенной,

Отец не занимался
Подобными делами.
Мать заменила папу.
Я помогаю маме.


Победа

Е. Трутнева
Солнце в трубу золотую трубит:
"Слава герою-бойцу!
Враг побеждён, уничтожен, разбит,
Слава герою-бойцу!"

- С врагами я бьюсь, - сказал боец,
-На это и жизни не жаль,
Но штык для меня ковал кузнец -
Крепка закалённая сталь!

- Я выковал штык, - кузнец говорит, -
Как жар, он на солнце горит.
Но звонкую сталь, драгоценный дар.
Выплавил брат-сталевар.

- Конечно, - сказал сталевар, - металл
Я сам из руды достал,
Но в тёмные недра Уральских гор
Спускался не я, а шахтёр.

- Да, это правда, - шахтёр сказал, -
Забой у меня каменист.
Руду я достал, но к вам на вокзал
Её привозил машинист.

- Ну да, - сказал машинист, - по стране
Я езжу во все концы,
Но хлеб добывают и вам, и мне
Родные наши жнецы.

- Что ж, это верно, я всех кормлю,
-Сказал машинисту жнец, -
Но землю, которую я люблю.
Сберёг для меня боец.


МИР

С. Михалков
Женя празднует рожденье -
Юбиляру восемь лет!
Подарили гости Жене:
Пушку, танк и пистолет.

И совсем как настоящий
Как бывает у солдат, -
Чёрный, новенький, блестящий
С круглым диском автомат.

Гости кушали ватрушки,
Женя в комнате играл -
Он военные игрушки
По частичкам разбирал.

- Что же ты наделал. Женя?!
Всё сломал? Какой кошмар!..
- У меня разоруженье! -
Громко крикнул юбиляр.


И в настоящее время старшие братья охраняют нашу Родину, чтобы никто больше не посмел прийти на нашу землю.

Мой брат уехал на границу

О. Высотская
Мой брат уехал на границу.
Он пограничник. Он солдат.
Туман ли, вьюга ли клубится,
В ночной дозор идёт мой брат.

Идёт он в темноту ночную
И автомат с собой берёт.
Он бережёт страну родную,
Семью родную бережёт.

Он слышит самый тихий шорох,
Он замечает каждый след.
В глухих лесах, в степных просторах
Нигде врагам дороги нет!

Мой брат не скоро возвратится
Не скоро он обнимет нас,
Но знаю: где-то на границе
О нас он думает сейчас.

Урок окончен. Спасибо за прочитанные стихи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Петровна. Сегодня я у вас проведу урок чтения. Девиз нашего урока урока: «Учиться надо весело,...

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема. «Мы с папой и мамой»
Чтение наизусть стихотворений Э. Успенского «Всё в порядке» и «Если был бы я девчонкой»

Урок литературного чтения Тема: Авторская поэзия
...

Урок литературного чтения на тему: «Загадаю я загадку »
Дать первоначальное представление о жанре и видах загадки; об их выразительности и образности

Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе
Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. Б. Заходер.»Моя Вообразилия»,«Сказочка»

Урок «Изящной словесности.»
Этот урок надолго останется в вашей памяти, а ваша речь станет грамотнее, красивее, эмоциональнее

Урок на эту тему проводился в 6 классе и начинался с чтения наизусть...
Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната...

Тема урока «О братьях наших меньших»
Урок чтения учителя начальных классов Андреевой Татьяны Петровны моу «Никифоровская сош №1»

Урок -путешествие. Тема: «Свет памяти, сиянье детства»
Цели: расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Обобщение знаний о правописании разделительныхЪиЬ знаков
Сегодня у нас необычный урок, урок- путешествие. Мы поплывём на корабле «Знаток» по океану Знаний. Куда мы поплывём, вы узнаете,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница