Скачать 77.61 Kb.
|
Итоговый отчет педагога-психолога МБОУ «СОШ №10 г. Горно-Алтайска» Малковой Ольги Афанасьевны за 2011-2012 учебный год.
В основе всей коррекционно-развивающей работы – профилактика школьной тревожности. Главная задача – дать возможность ребенку почувствовать, что он может быть успешным. При работе с тревожными детьми используются сказкотерапия, игротерапия, изотерапия, фототерапия, цветовые игротренинги. В последние четыре года активно используем в работе развивающие программы Ирины Артюховой («В первом классе без проблем», библиотечка «Первого сентября»,серия «Школьный психолог», выпуск 22; «Профилактика дезадаптации первоклассников», выпуск 23; «Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников», выпуск 21). Они универсальны и хорошо адаптированы к условиям школы. В нынешнем году была усилена работа по профилактике агрессивного поведения, и результаты не заставили себя ждать. Четвертый и пятый классы (а там более всего наблюдалось агрессия по отношению друг к другу), за исключением некоторых ребят, научились конструктивно взаимодействовать и решать споры без проявлений агрессии. Обучающиеся с удовольствием посещали практикум по снятию агрессии «Выпусти пар!» (библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», выпуск 3(9), где исследовали собственное и чужое агрессивное поведение, учились контролировать эмоции, управлять собой и взаимодействовать с другими. Особое внимание уделяется работе с «трудными» и детьми «группы риска». Третий год работаем по программе «Поверь в себя» Юлии Зариповой (библиотечка «Первого сентября»,серия «Школьный психолог», выпуск 4(16)). Совместно с социальным педагогом и классными руководителями проводится большая работа по профилактике суицидов. Составлен план, который включает глубокую диагностику обучающихся «группы риска», анкетирование по изучению социальных установок, социометрическое измерение, исследование тревожности, детско-родительских взаимоотношений и др. Занятия направлены на снятие тревожности, мышечного напряжения, формирование правильных жизненных ориентиров. В том, что количество детей, стоящих на учете в КДН, ПДН, внутришкольном учете, значительно снизилось, есть заслуга и психолога тоже. Со старшеклассниками проводится работа по половому воспитанию. Значительное место занимает профориентационная работа. Целью ее является выявление профессиональных предпочтений и решение проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута. В течение четырех лет работаем по программе Е.Л.Вольчика «Профессиональное самоопределение и формирование положительной трудовой мотивации у подростков с ограниченными возможностями здоровья», а также по программе Ольги Филимоновой «Как научиться выбирать профессию?» (библиотечка «Первого сентября»,серия «Школьный психолог», выпуск 20). Большое внимание уделяется работе с педагогами и родителями. Психологической службой ежегодно намечаются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику «эмоционального сгорания» учителей, на формирование у педагогов личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, на гармонизацию образовательного пространства школы. В этом году интересно прошла «учеба» для классных руководителей «Психологическое здоровье педагога», проведенное совместно с МО классных руководителей. С 25 по 28 апреля в нашей школе проходила «Неделя охраны труда», в рамках которой проведено занятие с педагогами на снятие психоэмоционального напряжения и профилактику профессионального выгорания «Жизненные ценности». Субъект-субъектный и личностно-ориентированный подходы к обучению предполагают личностный рост как ученика, так и учителя. Но ведь кому, как не психологам, работающим в школе, известно, насколько часто провозглашение личностно-ориентированного подхода остается декларацией, за которой – пустота. Психологической службе совместно с методическим советом школы хотелось наполнить этот подход конкретным содержанием. Месячник «Пути реализации личностного подхода в системе работы школы», методическая неделя «Стили педагогического общения», педагогический совет «Организация личностно-ориентированного обучения и воспитания в школе», интерактивные игры способствовали тому, чтобы направить деятельность педагога на воспитание социально-адаптированной личности и выстраивание субъект-субъектных взаимоотношений с обучающимися. ^ - сотрудничество; - сопереживание; - сотворчество; - созидание. Основные способы общения с учениками: - понимание; - приятие; - признание, основанные на способности взрослого к децентрации. ^ : сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения. ^ исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Работа с родителями Значительная часть родителей относится к своему ребенку только как к совершенно беспомощному существу, объекту непрерывного ухода. Излишней опекой они сами создают барьеры на пути их развития. По данным опросов, только четверть родителей принимает своих детей такими, какие они есть, и дают им возможность адаптироваться в обществе. Большинство же родителей являются «опекающими». Они озабочены исключительно физическим здоровьем ребенка и под этим лозунгом максимально ограничивают круг его общения. Государственная система реабилитации детей-инвалидов прежде всего сосредоточена на оказании им медицинской помощи. Социальные и психологические аспекты их жизни не затрагиваются. А ведь семьи, имеющие таких детей, остро нуждаются в квалифицированной социальной и психологической поддержке и специальных знаниях, чтобы развить ребенка, насколько это возможно. Учитывая все эти сложности, мы, наряду с традиционными формами работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, открытые мероприятия, походы, выезды на природу вместе с детьми) разработали цикл коррекционно-развивающих занятий, направленных на предупреждение и преодоление трудностей эмоционального развития школьников. В этом году родительские практикумы прошли в первом, втором, седьмом и восьмом (3 совместных собрания), шестом, пятом, девятом классах. Предметом наших обсуждений на занятиях стали взаимоотношения родителей и ребенка с трудностями в развитии. На наших занятиях мы пробуем учиться понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знакомимся с особенностями тревожных детей. Мы показываем конкретные приемы установления контакта с детьми, пробуем представить мир глазами ребенка, разбираем способы снятия напряжения и повышения самооценки детей. Работа на каждом занятии строится следующим образом: родителям преподносится определенная информация, которую затем мы вместе отрабатываем в форме упражнений, проигрывания ситуаций и дискуссий, родителям предлагаются домашние задания для совместного с ребенком выполнения. Знакомим родителей с позициями, к которым может прийти ребенок на основе своего социального опыта и, в первую очередь, в ходе общения с родителями. Для стабильного эмоционального состояния детей чрезвычайно важно, чтобы они чувствовали, что их в семье любят, что они для родителей значимы. В сложной конфликтной ситуации, возникшей в семье, в эмоциональной поддержке нуждаются и ребенок, и его родители. На родительских практикумах вместе обучаемся оказывать эмоциональную поддержку ребенку. Психологический смысл эмоциональной поддержки состоит в следующем: общаясь с человеком, необходимо дать ему понять, что в нем увидели положительные стороны личности. Овладеть навыком эмоциональной поддержки ребенка – это значит научиться видеть в нем положительные качества, а не недостатки. Поддерживать ребенка – это значит любить его не за то, что он добрый, умный, красивый и помыл посуду, а просто так, за то, что он есть! Основными условиями эмоциональной поддержки ребенка являются: - Принятие – принимать ребенка без условий о хорошем поведении; - Внимание – активно слушать ребенка; - Признание (уважение) – делиться с ребенком своими чувствами, заботами и переживаниями; говорить о своих ошибках и неудачах; бывать с ребенком чаще вместе (читать, спорить, ходить в гости); не вмешиваться в занятия ребенка и не навязывать ему свою помощь, если он не попросит; - Одобрение – чаще хвалить ребенка; - Теплые чувства – обнимать и прикасаться к ребенку не менее четырех раз в день, а лучше – восемь; использовать в общении с ребенком фразы: «Хорошо, что пришел». «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты…», «Как хорошо, что ты у меня есть», «Давай посидим, сделаем что-нибудь вместе». Мы рекомендуем завести родителям Семейный дневник настроения, и в конце каждого дня припомнить и записать хотя бы один случай эмоциональной поддержки ребенка и его ответную реакцию. Психолог ведет просветительскую работу (мини-лекции для родителей «Кризис 7 лет», «Этот трудный пятый класс!», «Знаете ли вы своего ребенка?», «Быть смелым мало - быть разумным должно» и др.), активно сотрудничает с классными руководителями, готовит совместно с ними родительские собрания, праздники. Индивидуальные консультации для родителей проводятся регулярно. Не обделены вниманием психолога и родители детей, находящихся на надомном обучении. В большинстве случаев эти родители обращаются за помощью и консультацией не к классным руководителям, а к соцпедагогу или психологу. Основная проблема, которая возникает на протяжении всего учебного года — нехватка времени для занятий с детьми. Ребята после занятий стремятся домой, они очень устают, поэтому проводить мероприятия приходится в удобное для них время. Мне кажется, психологу необходимо ставить занятия в расписание, выделять какой-то «психологический час», или чередовать классные часы иногда с психологическими занятиями. В этом отношении администрация нашей школы всегда идет навстречу психологической службе, но времени для коррекционных занятий все равно недостаточно. Психологическая служба нашей школы принимает активное участие в работе по организации психологического сопровождения при введении ФГОС НОО. Написана коррекционная программа, по которой мы уже работаем. В следующем году работа в этом направлении будет продолжена. |
![]() | Принят общим собранием Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №15 «Василек» города Горно-Алтайска общеразвивающего... | ![]() | |
![]() | В 2012-2013 уч году прошли аттестацию 3 педагога. Из них 1 на высшую, 2 на первую | ![]() | ... |
![]() | Нормативной базой, лежащей в основе разработки учебного плана школы, являются следующие документы | ![]() | Мбоу «Инжавинская сош», Паревский филиал мбоу «Инжавинская сош», Землянский филиал мбоу «Инжавинская сош», Караваинский филиал мбоу... |
![]() | Мбоу верхнеспасской сош, мбоу платоновская сош, Саюкинский, Рассказовский, Никольский, Новгородовский, Зеленовский филиалы мбоу платоновской... | ![]() | Мбоу верхнеспасской сош, педагоги из Саюкинского филиала мбоу платоновской сош, мбоу платоновской сош, Хитровского, Липовского филиалов... |
![]() | С 28 января по 28 февраля мбоу сош №37 участвовала в городском месячнике военно- патриотического воспитания. Были запланированы и... | ![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №77 располагается по адресу: переулок Широкий,36, в реконструированном... |