Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Регионального компонента образовательного стандарта и базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004 года примерной программы общего среднего образования




Скачать 130.21 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Регионального компонента образовательного стандарта и базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004 года примерной программы общего среднего образования
Дата публикации04.06.2013
Размер130.21 Kb.
ТипПояснительная записка
odtdocs.ru > Психология > Пояснительная записка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

- Регионального компонента образовательного стандарта и базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004 года.

- примерной программы общего среднего образования.; региональной образовательной программы для общеобразовательных учреждений Саратовской области «Здоровый образ жизни» авторы: БарылкинЮ. А., Дмитриева Н. В., Елисеев Ю. Ю., Клещина Ю. В., и другие.

Программа в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 35 часов в год.

УМК для 8 класса продолжает и развивает систему обучения, положенную в основу УМК для 7 класса.

Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Опросы свидетельствуют о том, что 40% учеников 8–11 классов имеют опыт употребления различных наркотических веществ, а еще 20% живут и общаются с людьми, употребляющими наркотики.

Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах «отцов и детей», росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.

Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.

^ Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»:

- формирование личности,

-способность реализовать себя максимально эффективно в современном мире,

-творчески относиться к возникающим проблемам,

-владеть навыками саморегуляции и безопасного поведения.

^ Знания и навыки, программа предусматривает в получение учениками необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

^ Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

^ Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

^ Программа для 8 класса состоит из пяти блоков.

Медико-гигиенический блок дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Этический блок включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Психологический блок развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Правовой блок обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

^ Семьеведческий блок дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

Знать:

- вопросы отношения к окружающему миру

- правила поведения в тренинговой группе

- формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое)

- права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе

- статьи из Уголовного кодекса РФ

- что такое расслабление

- что такое чувство собственного достоинства

- что такое просьба

- что такое генеалогическое дерево своей семьи

- что такое семейные реликвии

- что такое семейные традиции

- что такое личная гигиена

- о таинстве появления на свет

- как ухаживать за ребенком

- о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека

- виды искривления позвоночника,

- о профилактике нарушения осанки

- правила закаливания

Уметь - характеризовать взаимосвязь элементов живой природы

- характеризовать правила поведения в обществе

- характеризовать основные способы принуждения

- характеризовать способы противостояния принуждению

- характеризовать понятие семейные реликвии

- слушать собеседника

- овладевать вербальными и невербальными формами поведения

- выявлять зависимость уверенности и неуверенности от других людей

- определять, что такое чувство собственного достоинства

- отстаивать свои права

- высказывать просьбу

- принимать согласие или отказ о её выполнении.

- различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав

- уверенно вести себя в определенных ситуациях

- составлять генеалогическое древо своей семьи

- пользоваться средствами личной гигиены

- вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.

- осуществлять собственный индивидуальный выбор в отношении с миром, развивать способность самостоятельно строить свою судьбу

- характеризовать процесс рождения ребенка

- характеризовать состояние окружающей среды обитания

- проводить закаливание организма

  • правильно сидеть при работе за столом

  • ^ Перечень учебно-методического обеспечения для 8 класса

В учебно-методический комплект входят:

Учебное пособие для учащихся 8 класса Здоровый образ жизни ; под редакцией М. Ю. Михалиной, М. В. Лысагорской, М. А. Павловой -Саратов: КИЦ "Саратовтелефильм"- "Добродея", 2010.

Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я:

Региональная образовательная программа, издание второе, дополненное и переработанное, издательство "Добродея", 2008 г.

Дидактические материалы разработанные САРи КПРО

Д о п о л н и т е л ь н ы е с р е д с т в а о б у ч е н и я:

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса использую программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера: компьютерные презентации

^ Учебно- тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов




^ Раздел 1. Физическое здоровье (Медико-гигиенический блок)

8

1

Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации

3

2

Половые отношения и стиль жизни. Последствия ранних половых связей.

2

3

Гигиена учебного процесса восьмиклассника. Утомление и переутомление. Гигиена труда подростков.

3




^ Раздел 2. Психологическое здоровье (Психологический блок)

8

4

Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств.

2

5

Развитие умения вести разговор.

2

6

Отработка умения слушать собеседника.

2

7

Формирование представлений об идеалах.

2




^ Раздел 3. Социальное здоровье (Правовой блок)

6

8

Правила поведения в опасных для жизни ситуациях

2

9

Ответственность за заражение заболеваниями (сифилис, СПИД и т.д.)

1

10

Семейный договор и другие пути согласия.

3




^ Раздел 4. Моральное здоровье (Семьеведческий блок)

6

11

Конфликты в семье. Причины. Пути разрешения.

3

12

Семейный договор и другие пути согласия.

3




^ Раздел 5. Духовное здоровье (Этический блок)

6

13

Понятие любви

3

14

Религиозные учения о сущности любви

3

15

Резерв

1


^ Календарно-тематическое планирование


урока

Раздел программы

Тема урока

Тип урока

Виды контроля

Использование ИКТ

Дата

планируемая

фактическая

1-3

^ Физическое здоровье

(Медико-гигиенический блок)

Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации


Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков

Решение познавательных задач.










4-5

Половые отношения и стиль жизни. Последствия ранних половых связей.


Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков. размышление

Тестирование







6-8

Гигиена учебного процесса восьмиклассника. Утомление и переутомление. Гигиена труда подростков.


Уроки практикумы

Решение познавательных задач. Тестирование







9-10

^ Психологическое здоровье (Психологический блок)

Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств.


Урок игра, беседа

Выполнение тренировочных упражнений










11-12

Развитие умения вести разговор.


Урок игра

Решение познавательных задач







13-14

Отработка умения слушать собеседника.


Урок игра

Выполнение тренировочных упражнений в рабочих тетрадях.







15-16

Формирование представлений об идеалах.


Урок беседа

Тестирование







17-18

^ Социальное здоровье (Правовой блок)



Правила поведения в опасных для жизни ситуациях

Урок формирова­ния новых знаний

Опрос










19

Ответственность за заражение заболеваниями (сифилис, СПИД и т.д.)

Урок формирова­ния новых знаний

Работа с карточками. беседа








20-22

Семейный договор и другие пути согласия.

Круглый стол


Опрос.

Беседа







23-25

Моральное здоровье (Семьеведческий блок)


Семья и её функции. Семья, как ячейка общества.

Урок формирова­ния новых знаний

Работа с карточками, беседа. Анкета










24

Влияние общественного строя на проявление семейных отношений

Урок беседа

Работа с карточками. Анкетирование. Беседа.







25

Семья как любовный, духовный, родительский и хозяйственно-бытовой союз.. Психологическая функция как реализация в семье потребностей в нежности, понимании, заботе, моральной поддержке.

Урок формирова­ния новых знаний

Работа с текстом учебного пособия. Беседа







26

Воспитательная функция: дети как фактор, укрепляющий семью. Значение семейного воспитания. Неоднозначная роль матери и отца в воспитании ребенка.

Урок формирова­ния новых знаний .

Урок беседа

Работа с заданиями учебного пособия. Беседа







27

Хозяйственная функция. Быт, как важнейшая сфера семейного уклада, в которой формируется и воспитывается человек. Распределение домашних обязанностей в семье.

Урок формирова­ния новых знаний

Дискуссия.







28

Проблемы ведения домашнего хозяйства и их влияние на социально-психологический климат семьи.


Урок формирова­ния новых знаний

Беседа







29

^ Духовное здоровье (Этический блок)

Понятие любви



Урок формирова­ния новых знаний

Работа с заданиями учебного пособия. Беседа. Опрос.








30

Религиозные учения о сущности любви


Урок формирова­ния новых знаний

Работа с заданиями учебного пособия. Тестирование





35




Резервный урок.


















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Регионального компонента образовательного стандарта и базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Регионального компонента образовательного стандарта и базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Регионального...
Региональной образовательной программы для общеобразовательных учреждений Саратовской области «Здоровый образ жизни» авторы: Барылкин...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Предлагаемая программа ориентирована на учебники для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева. – М.: «Просвещение»,...

Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....

Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....

Рабочая учебная программа по литературе среднего полного (общего)...
Демидова и др.); федерального стандарта основного общего образования по литературе 2004 года, с учетом сведений, содержащихся в Кодификаторе...

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для...
Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего...

Пояснительная записка: рабочая программа создана на основе Федерального...
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой...

Пояснительная записка настоящая рабочая учебная программа по английскому...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница