Скачать 81.6 Kb.
|
Здоровьесберегающие технологии в учреждениях дополнительного образования. В каждом маленьком ребенке, И в мальчишке , и в девчонке, Есть по двести грамм взрывчатки. Или даже полкило, Должен он скакать и прыгать, Все хватать, ногами дрыгать А иначе он взорвется Неизвестно отчего. Здоровье человека-тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу. Система доп. Образования обладает рядом преимуществ по сравнению с образовательной школой: во- первых, мотивированность детей к занятиям в системе доп. Образования- воспитанники осуществляют свободный выбор деятельности по интересам; во- вторых, объем количества учебных часов, реализуемых по дополнительным образовательным программам незначительны ( 68, 144, 216 часов в год ); в-третьих отход от классно-урочной системы позволяет использовать различные инновационные формы занятий, обеспечивающие максимальный комфорт воспитанников. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка:его ума. Нравственных и эстетических чувстк, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. «Здороьеформирующие образовательные технологии» по определению Н. К. Смирнова-это все те психолого-педагогические технологии, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности,мотивацию на ведение здорового образа жизни. ^ Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальным на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. По результатам исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков причиной резкого снижения уровня здоровья детей являются:
-субъект- субъектные взаимоотношения: учащийся является напосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном и в про цессуальном акспектах; -соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся-объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся; -успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки; -активность-активное включение, и любой процесс снижает риск переутомления. ^ От правильной организации занятия уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Критерии здоровьязбережения на занятии, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности.
Использование игровых технологий, оригинальных заданий позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую нагрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. ^ Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт обучающихся во время занятия. С одной стороны решается задача предупреждения переутомления, а с другой появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание обучающегося выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной деятельности, уместный юмор или небольшие отступления — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Обучающиеся входят в кабинет не со страхом получить замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания и умения, получить новую информацию. В процессе такого занятия не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда обучающийся с чем то не справился, что-то не смог выполнить. Более того отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться выражать свою точку зрения. Педагог поощряет стремление обучающегося к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность заметно повышается, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению знаний и к более высоким результатам. ^ Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиеническихи психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. Сюда же можно отнести профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях. ^
Исходя, из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья детей как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря испольтзованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому обучающемуся, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Охрана здоровья детей требует от педагога поиска нетрадиционных путей решения этой актуальнейшей проблемы. Игры — это хороший отдых между занятиями; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояниеи повышают работоспособность. Попыткой оздоровить обучающихся, облегчить их пребывание в стенах ЦРТДиЮ, явилось ведение элементов здоровьезберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности, которые были разработаны В.Ф. Базарным и Л.П. Уфимцевой. Я хочу познакомить Вас с некоторыми из этих приемов:
|
![]() | Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. В своей работе я опираюсь на «Систему музыкально – оздоровительной... | ![]() | Использование компьютерных программ при проведении занятий и при организации массовых мероприятий с обучающимися в учреждениях дополнительного... |
![]() | Тамбовской области от 12. 2007г. №2328 «О мерах по созданию условий для получения общедоступного дополнительного образования детей... | ![]() | Педагог дополнительного образования есть педагог школы или учреждения дополнительного образования, планирующий и организующий развивающую... |
![]() | Из истинно человеческих ценностей здоровье — одна из основных. Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый... | ![]() | Внедрение в учебный процесс здоровье сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников,... |
![]() | Одод (отделений дополнительного образования детей в образовательных учреждениях) в 19 марта 2013 г проводится педагогическая конференция... | ![]() | С введением фгт изменяются подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: решение задач образовательной деятельности... |
![]() | Работа выполнена на кафедре декоративного искусства факультета изобразительных искусств гоу впо города Москвы «Московский городской... | ![]() | Уроки музыки неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями. О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное... |