Скачать 36.12 Kb.
|
Методическая разработка «Духовная музыка в общеобразовательной школе» Актуальность этой темы обусловлена потребностями современного общества, прежде всего его стремлением к духовности, к восстановлению традиций в формировании национального мировоззрения. Воспитание духовности, уважения к ценностям отечественной и мировой культуры через приобщение к христианскому культовому искусству – главная задача в воспитании духовности у учащихся. Изначальная обращенность к человеческой душе, глубокая нравственность религиозных заповедей, возвышенная красота обрядов и ритуалов – благодаря всем этим качествам христианское вероучение и по сей день не утратило своей огромной воспитательной ценности, несмотря на многолетние запреты и гонения. В последние время возрос интерес к православной духовной музыке. Началось возрождение пласта русской культуры, имеющего более десятивекового периода развития, начиная с принятия христианства на Руси. Церковная музыка, так же как и церковная живопись и архитектура, - величайшее художественное наследие русского народа. В области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных не только известными композиторами: Д.Бортнянским, А. Архангельским, П.Чайковским, С.Рахманиновым, П.Чесноковым, А.Костальским, - но и безымянными авторами. Их сочинения – образцы высокого искусства, в них выражены глубокие философские мысли о жизни и смерти, о страдании и терпении, о жизни земной и вечной. В тематическом планировании уроков музыки, начиная с первого класса, вводятся уроки, посвященные Праздникам Русской православной церкви: Рождество Христово, Светлая Пасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Троица, Крещение Господне, Вербное воскресение. В средних классах звучит жанр молитвы, в церковном богослужении песнопения – тропарь и величание, их особенности мелодики, ритма, исполнения; изучаются жизнеописания Святых земли Русской. Начиная с 6 класса вводятся уроки русской духовной музыки, образы духовной музыки Западной Европы. На таких уроках учащиеся эмоционально-образно воспринимают и оценивают духовные произведения различных жанров и стилей, обосновывают свои ответы, выявляют особенности музыкального языка духовных произведений, средства музыкальной выразительности. С самой первой встречи с духовной музыкой учащиеся должны усвоить то, что православная музыка всегда хоровая и a’cappella, что ее исполнение должно раскрывать смысл Слова, а не преследовать чисто музыкальные задачи. Учитывая, что в классе могут быть дети разных национальностей, эпизодически необходимо предлагать, сравнивать образцы произведений культового искусства разных народов, например, с произведениями европейских композиторов - И.Баха, В.Моцарта, Р.Шумана. Каждое звучащие на уроке песнопение необходимо объяснять с точки зрения канонического текста. Если это важно, можно рассказать, в связи с чем, с каким событием исполняется тот или иной хор. Вместе с детьми поговорить о характере музыки, о том, какое впечатление она произвела, какие вызвала мысли, чувства, быть может, заставила что-то вспомнить. Духовную музыку характеризует особый внутренний строй, собранность, а главное – чистота и открытость. Никакой фальши, лицемерия, недосказанности. Церковная музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности. Проявление всех чувств – от скорби, печали до радости, ликования – только в границах дозволенного, так как в противном случае разрушается гармония музыкальной ткани, выражающая гармонию души. Церковная музыка – это непременно строго, ясно очерченная мелодия, такой же строгий, спокойный, четко организованный ритм, благозвучные аккордовые вертикали, в которых сливаются все голоса хора. Никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений, диссонирующих созвучий, острого ритма, резкой угловатой мелодии. Ничего броского, вычурного, внешнего. Все всоразмерности и упорядоченности. Музыка как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей, она настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира человека. Духовная музыка как бы собирает человека, дисциплинирует его мысли и чувства. Церковная музыка как часть русской музыкальной культуры, часть искусства не только является одной из форм общественного сознания, но и выполняет функцию художественного познания мира. Духовная музыка - достояние не только верующих людей. Сегодня к ней тянутся самые разные люди, разных возрастов и профессий, видимо, потому, что это не просто красивая музыка – в ней чувствуется национальная основа, это живой родник духовности, родник нравственности. Произведения церковной музыки - это памятники отечественной культуры, и в то же время они представляют собой общечеловеческую ценность. Неуважительное отношение к церковному искусству в течение последних десятилетий отрицательно сказалось на развитии всей современной культуры и нравственного состояния общества. ^ Знание глубинных пластов истории и культуры своей страны, формирование нравственных эстетических идеалов. Духовная музыка несет в себе огромный нравственный, воспитательный потенциал. Она способствует воспитанию в детях любви, сострадания к человеку, к окружающему миру, патриотизма, а также развитию у них чувства красоты, внутренней гармонии, сосредоточенности пробуждает светлые чувства. С духовной музыкой в слуховой опыт детей входят новые интонации, образы, отличные от фольклора, светской классической музыки и современной. Духовная музыка – это особый мир образов, мышления, особая интонационная сфера со своим тематизмом и законами его развития. Учитель музыки МАОУ гимназия г.Белореченска Заслуженный работник культуры РФ, Заслуженный работник культуры Кубани Джемилёва С.А. |
![]() | Методическая разработка посвящена методике организации работы по английскому языку | ![]() | Этот урок- неотъемлемая часть общей системы обучения; он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные... |
![]() | Основы экономической теории: методическая разработка для студентов гуманитарных специальностей / Сост к э н., доцент И. В. Ефимчук,... | ![]() | Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» профессионально-ориентированная... |
![]() | О порядке и условиях оплаты и стимулирования трудав муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе... | ![]() | Объективный анализ многих социально-педагогических тенденций убеждает в том, что режим гпд нужен в школе любого типа и в первую очередь... |
![]() | Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-9 классы. Москва: Просвещение, 2006 год) | ![]() | Методическая разработка урока (может быть организовано и как воспитательное мероприятие) |
![]() | Авторская методическая разработка проведения занятий по основам военной службы в | ![]() | О проведении конкурса «Лучшая методическая разработка открытого урока по творчеству С. В. Михалкова» |