Методическая разработка
интегрированного урока
в 3 классе
2011г
Тема: « Русский сарафан в музыке и живописи» Цель урока: На примере художественных и музыкальных шедевров познакомить учеников с русским сарафаном. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока: Урок исследование Жанр урока: Интегрированный Задачи:
развивать умения и навыки музыкального и художественного искусства, творческое мышление
воспитывать любовь к русскому народному творчеству
совершенствовать навыки декоративной работы с цветной бумагой
закрепить знания народного искусства( обереги)
прививать любовь к профессии дизайнера
Методы и приёмы: нагляднообразный, слушание, исполнение
Оборудование: Мультимедийная установка, компьютер,
пианино ^ карточки со средствами музыкальной выразительности, наглядный ряд художественных картин, основные элементы орнамента, видеофрагмент хоровода.
^
Этапы урока. Методы и приёмы
| Содержание урока. Задачи
| 1Вход под музыку.р/н хороводной
Выход скомарохов под музыку «Плясовой» эффект неожиданности
Входит царевна под хороводную музыку
Межпредметная связь.
Вопросы.
Видеофрагмент хоровода ансамбль «Берёзка»
Индивидуальная работа по карточкам( таблица эмоциональных состояний)
Пластическое интонирование Наглядность:
Картины разных художников ( женщины в сарафанах, узоры — орнамент)
вопросы
Самообразование (поисковый материал) рассказы детей. Слушание. Романс « Красный сарафан» Варламов
вопросы
Музыкально- ритмическая разминка
м/р движения под музыку танец «Лавота» 1 куплет Пение. Песня народная «Во кузнице»
Украшение сарафана техника декорирования ( тычок) апликация.
Работа в парах под музыку ( хороводная)
Обобщение. Экспресс выставка.
Вопросы.
Метод исключения
| Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Вступительное слово.
Добрый день дорогие друзья, ждёт сегодня вас о русской красавице сказ.
Мы узнаем как повился сарафан и какой след он оставил в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись, а так же гости, которых мы ждём с минуты на минуту. Да вот и они!
1 -й скоморох:
представление начинается,
сюда, сюда все приглашаются.
Билетик купите, к нам заходите.
2-й скомарох:
Кто к нам зайдёт, тот в рай
попадёт. А кто не зайдёт,
со скуки пропадёт.
1-й скоморох:
Давай, давай, налетай.
Места занимай!
2-й скоморох:
Такое узрите, что в Америку
не захотите.
1-й скоморох:
У нас гуляний немало,
а такого шуму и гаму ещё не
бывало.
А посему пора урок начинать.
2-й скоморох:
А кто ж будет начинать?
1-й скоморох:
Надо выбрать хозяйку, самую красивую!
2-й скоморох:
Да вот же она. 2-й скоморох: Ой, царевна, какая ты
красивая, видно и правда на праздник собиралась, в самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется?
1-й скоморох:
Верно. А что представляет собой сарафан ребята?
Царевна: Правильно. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина.
- Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут — величают красавиц? ( Василиса Прекрасная, Марья Моревна)
Царевна: Давайте посмотрим фрагмент хоровода, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание как неторопливо движутся они в танце.
Не зря Пушкин вс своей сказке « О царе Салтане» написал: «А сама то величава, выступает, словно пава.» - Как звучала хороводная музыка? Опишите её особенности, используйте карточки ( плавность, непрерывность мелодии, повторы)
Задачи: учить давать полные ответы. Мелодия напоминает орнамент, который вьётся по подолу сарафана и по рукавам рубашки. Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и обратим внимание на особенности украшения их одежды.
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
во всякой одежде красива,
во всякой работе ловка.
- На какие две группы можно разделить картины? ( на праздничные и повседневные)
- Чем украшена одежда? Всегда ли она украшалась?
А что вы знаете о сарафане?
Задачи: учить работать с разными информационными источниками, делать выводы.
Если сарафан носили и в будни, и в праздники, то он был разного цвета. Во многих песнях можно было по цвету одежды догодаться о её сюжете.
Задачи: учить внимательно слушать с правильной посадкой не отвлекаться.
- Какого цвета должны были сшить этот сарафан?
- О каком событии речь? ( о свадьбе)
На праздниках обычно ещё и танцуют, давайте и мы немного подвигаемся Задачи: Учить двигаться чётко под музыку, правильно выполнять движения, слушая музыку.
« Мои ручки хороши, а у соседа лучше( 2р) (показывают ручки),
Дружно танцуем мы, тра — та — та, тра-та-та, танец весёлый наш — это лавота.»
В хороводе на праздниках люди пели разные песни, мы знаем много русских народных песен определите по мелодии эту песню? Я начну петь, а вы подпевайте.
Задачи: вспомнить мелодию, учиться петь в характере с аккомпониментом., внимательно слушать музыку при пении.
А теперь выберим отдельных ребят кто будет запевать.
- А в чём людям помогала песня? ( в работе) Сеёчас вы будите работать в парах.
Выберите для своего сарафана любой цвет и нанесите орнамент, оформите одежду девушек приклеев на шаблон рубашку и сарафан.
Задачи: Закрепить знания по оберегам, учить владеть техниками( апликации на шаблон), технику декорирования.
Задачи: повторить пройденный материал.
- Какие из этих слов мы использовали сегодня на уроке?( узор, сарафан, фартук, хоровод, музыка, картины)
- А что было центром урока, что объединяло и музыку и картины? ( сарафан)
Объединим девушек в красивых сарафанах в единый хоровод и посмотрим кто справился с заданием ( на доске оформляется выставка из лучших работ)
| |