Мероприятия




Скачать 213.38 Kb.
НазваниеМероприятия
Дата публикации09.05.2013
Размер213.38 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Музыка > Документы

Организационная информация




Авторы занятия,мероприятия( Фио), должность)

Свинченко Марина Ивановна учитель музыки

Образовательное учреждение

МОУ СОШ № 4

Класс, профиль класса, коллектив, группа

3 класс

Методическая информация




Тема занятия, мероприятия

«О России петь - что стремиться в храм. Древнейшая песнь материнства.»

Классификация занятия, мероприятия в системе образовательных мероприятий( тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями, мероприятиями)

Изучение нового материала.

Первый урок темы «О России петь - что стремиться в храм». Следующий урок «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

Краткая характеристика класса, коллектива, группы

3-в класс, 28 обучающихся; дети работоспособные, эмоционально отзывчивые, внимательные, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой.

Цели занятия, мероприятия

Расширить представление обучающихся о значимости материнства для человечества через синтез разных искусств (поэзия, живопись . музыка).

Задачи занятия, мероприятия

Дать представление о русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, поэзия,

живопись).

Развивать эмоциональную отзывчивость учащихся, ассоциативно-образное мышление; развивать умение анализировать музыкальные произведения; вокально-хоровые навыки, с учетом специфики музыкального языка.

Воспитывать уважение к традициям русского народа, любовь к Родине, музыке.

Общеучебные компетенции, которые актуализируют /приобретут/ закрепят ученики /коллектив/ в ходе занятия/мероприятия

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся средствами музыкальной культуры как неотьемлемой части духовной культуры и как основополагающей задачи новой концепции образования.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, синтезатор; медиатека, репродукции картин Рафаэля и В. Васнецова, иконы с образом Богоматери, карточки для групповой работы, карточки с текстом тропаря.

Подробный конспект занятия/ мероприятия

(изложение в предложенной форме и последовательности с учетом обязательного включения основных этапов модерации, указанных ниже)

Этап занятия/ мероприятия



Время, продолжительность этапа


Подробное описание этапа занятия

Описание действий учеников урока


Инициация

1-1 .5минуты

ВУЧИТ. «Ave,Maria» Ф. Шуберта в оркестровом исполнении(см. слайд№1).

Дети под музыку входят , садятся на свои места

Вхождение или погружение в тему

2 .5 минута

Беседа по услышанной музыке:

Какая по характеру прозвучала музыка?

Какое настроение вызвала эта музыка?

Какой тембр?

Ответы на вопросы: -душевная,

Спокойная, мягкая

И грустное и светлое
Мягкий, не резкий

Формирование ожиданий учеников, воспитанников, обучающихся

5мин.

Учитель: Молодцы, вы так хорошо о ней рассказали , а написал её немецкий композитор Ф. Шуберт и посвятил её главной маме Деве Марии-Мадонне , а называется это произведение «Ave, Мария !»,в переводе

Радуйся, Мария!»

Как вы думаете, о ком у нас сегодня на уроке пойдёт речь?


о женщине, о маме (исполнение 1куплета песни «Мамочка моя…»). В руках у детей колокольчики . в конце каждой фразы .они звенят ими . показывая звуком колокольчика конец музыкальной фразы.

Интерактивная лекция,информирова-ние

15-20мин. (ученики)

.

.

5мин.



Учитель дополняет выступление учеников: Раскрывается тяжелый бархатный занавес и перед нами предстает чудо-Мадонна с младенцем , спускающееся с небес на землю. Святой Сикст и святая Варвара встречают её. Бережно прижимая к себе, несет Мария сына, чтобы отдать его людям. Она знает, что его ожидают страдания, но во имя спасения человечества жертвует им, своим ребенком , самым дорогим , что есть у неё.

Внимание зрителя приковывается к Марии движениями

остальных действующих лиц: жест руки и взгляд Сикста направляют взгляд к Мадонне, линия покрывала Мадонны и взгляд Варвары возвращают его вниз, к двум ангелам, а их взгляды снова направляют к Мадонне. Лицо овеяно грустью .

но остается ясным. спокойным . Ее облик передает решимость человека, способного на величайшую жертву. Огромная внутренняя сила и величие Мадонны сочетаются с ее серьезной, светлой красотой. Именно гармония внешней красоты и духовного величия воплотилась мечта людей о прекрасном совершенном человеке.
Вопросы:

Откуда явилась Дева Мария?

Куда направляет свои стопы?

Куда устремляет свой взгляд?

Каких красок, какого тона больше? На фоне какого цвета происходит действие?

Где происходит действие?

Перед кем стоит Дева Мария?

А какое настроение вызывает эта картина?

УЧИТЕЛЬ:

- понравилась Вам эта картина? По вашим ответам я поняла, что эта картина понравилась вам.

А теперь давайте сравним эту картину с картиной русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богоматерь с младенцем»

УЧИТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ И ДОПОЛНЯЕТ ТЕМУ ВЫСТУПАЮЩИХ: Художник изобразил Царицу Небесную на золотом фоне, идущей по облакам навстречу каждому вступившему в храм. Обеими руками Она обнимает, словно желая защитить от грядущего зла,

Богородицу окружают девять херувимов. Их число соответствует часу, в котором состоялась казнь Христа. Они тревожно взирают на Пречистую Деву и Младенца на Её руках, словно предвидя Его судьбу.

В образе Богоматери Васнецов показал национальный идеал материнства и заступничества, "сущность нравственного долга и идея подвига… самоотречение, которое составляет народную черту русского характера

- что общего в этих двух картинах?

1) образ

2) откуда сходят? а что их отличает друг от друга



Учитель: лицо у Мадонны - светлая грусть, мягкость во взгляде

- лицо у Богоматери- строгое, над головой нимб- признак святости( чего нет у Девы Марии)

Картина больше похожа на икону( преобладание ярко- желтого цвета, позолоты).

см.слайд№2



? ?



УЧИТЕЛЬ: К образу Девы Марии обращаются не только художники, но и поэты. Русский поэт А. Фет одно из своих стихотворений так и назвал «Ave, Maria»

УЧИТЕЛЬ: А сейчас прозвучат два стихотворения: одно – итальянского поэта Дантэ, а другое А. С. Пушкина, а вы , ребята, должны определить какое стихотворение перекликается с картинами С. Рафаэля и В, Васнецова.

Учитель:

Правильно, а какие строчки вам помогли сделать правильный выбор?

Учитель:

Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительными названиями:»Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет». «Нечаянная радость». «Милостивая», «Всех скорбящих радость».

Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской- небесной заступницы Москвы. Эта икона- величайшая Святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.( см. слайд№3

В православных храмах в честь святых и праздников звучит особое песнопение и называется- тропарь( слушаем тропарь Владимирской иконе Божией Матери

Учитель: какая мелодия тропаря плавная или есть скачки?

Учитель: а какую мелодию , какого автора , мы слушали в начале урока?

, давайте еще раз послушаем эту чудесную музыку в исполнении знаменитого итальянского певца Р. Лоретти и проникнимся душой и сердцем к этой удивительной женщине Богоматери с младенцем на руках ( см. слайд№4)

Учитель: Русские композиторы, подобно зарубежным, посвящали свои произведения образу Богоматери. Давайте послушаем произведение русского композитора С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся»(или исполняют певчие Христо – Рождественского собора концерт Архангельского ).

-Какое настроение произведения? - Какие чувства вызывает эта музыка?-

На что

похожа эта музыка?
Да, действительно, на одну из молитв написан концерт С. Рахманинова( и Архангельского).

Ребята, а вы обратили внимание на то, что на картине и иконе женщина с младенцем без короны, без богатой одежды,а весь мир называет ее»Царицей небесной», почему?


Выступление учеников, которые заранее подготовили материал по работе Рафаэля «Сикстинская Мадонна» Первый выступающий: Образ святой девы Марии воспевали и художники. Перед вами картина великого итальянского художника эпохи возражения С. Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Излюбленной темой мастера была тема Мадонны. Он показал её в многочисленных картинах .

Второй выступающий: К числу великих творений мирового искусства принадлежит «Сикстинская Мадонна» (для монастыря св. Сикста в г. Пьяченце - отсюда его название).

У Рафаэля тема Мадонны – эта тема идеального существа , лишает картину конкретной , земной обстановки.

С небес
На землю
К народу
Светлых, на фоне голубого цвета

На небесах
Перед ангелами, святым Сикстом и святой Варварой
Грустное, спокойное, бережное отношение, ласку, нежность




ПЕРВЫЙ ВЫСТУПАЮЩИЙ: Современники Виктора Васнецова называли его "создателем русской Мадонны". Образ Царицы Небесной звучит лейтмотивом всего его религиозного творчества.

Первая икона Божией Матери, несущей впереди себя Младенца Христа, была написана Васнецовым для Абрамцевской церкви. Уже в этом небольшом по размеру произведении намечена та монументальная иконография Пресвятой Девы, которой художник будет верен до конца своих дней, и которую можно именовать "васнецовской". Её, но в большем масштабе, Васнецов повторил в алтаре Владимирского собора.

СМ .слайд №2

ВТОРОЙ ВЫСТУПАЮЩИЙ: Иконография Пресвятой Богородицы, несущей на руках Младенца Христа и отдающей Его в мир, была результатом творческого поиска Васнецовым идеального образа Богоматери. Предварительный эскиз "Богоматерь шествует по облакам в окружении серафимов и херувимов" художник подписал так: "Как будто одна фантазия".

Мария с младенцем

С небес

Вызывают грусть, печаль

1) у С. Рафаэля преобладают яркие , светлые, мягкие краски

2) у В. Васнецова – коричневые, пастельные, больше темных красок

Творческое задание:

Учитель спрашивает,

Какое слово мы выберем(картина или икона учитель показывает сначала карточку со словом икона,а потом со словом картина, когда смотрим на репродукцию Рафаэля? Дети хлопают, если правильный ответ, если нет, то топают ногами.


Слушаем стихотворение ( выходит ученик и читает стихотворение А. Фета)

«Ave, Maria – лампада тиха

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящего мать,

В душу проникла твоя благодать

Неба царица, не в блеске лучей-

В тихом предстань сновидении ей!

Ave, Maria, лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха…»

(^ ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)

как бы небесное виденье

Собою на земле являя …»)- у Данте
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…»)-у А. Пушкина.

Исполняют вместе с учителем 2 ученика тропарь

мелодия плавная, звуки рядом, почти на одном месте

Вокально- хоровая работа: по карточкам , на которых написан текст , читаем по фразам, затем в ритме , в котором будем петь, проговариваем этот текст. А теперь в пол голоса .спокойно, плавно, умиленно исполняем мелодию.

Немецкого композитора

Ф. Шуберта

светлая грусть

не земные, возвышенные
на молитву







Мы ее не видим, ее нет среди нас, мы не можем с ней поговорить, но мысленно к ней, на иконе, можно обратиться, так как она наша утешительница, надежда, опора.

Проработка содержания темы

5мин.




Творческая работа по группам (учитель называет разные слова нужно услышать слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку , смотрите картины, читаете стихи, посвященные Богоматери и хлопать в ладоши . а ненужные слова- не хлопать0.

Подведение итогов

5-7мин.

: с каким образом мы сегодня впервые познакомились на уроке?

- в каких видах искусства этот образ мы видели сегодня на уроке?

(с образом Богоматери)

( живописи, поэзии, музыки).

Домашнее задание( если имеется)

0.5-1мин.

поговорить о иконах, которые есть дома (если это Божия Матерь, то кому она посвящена?)

посмотреть и принести репродукции картин русских художников, посвященных маме.





Дополнительная информация

Результативность занятия, мероприятия, его методическая ценность( возможность использования занятия или мероприятия другими педагогами)

Научились обнаруживать сходство и различие русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, поэзия, живопись), определять образный строй с помощью словаря эмоций; познакомились с понятием жанра церковной музыки (тропарь), формирование навыков музицирования.

Какие методы, формы работы, используемые на занятии/ мероприятии, являются авторскими( Перечислите. Пожалуйста, названия методов)

Метод художественного, нравственно - эстетического познания музыки, метод интонационно- стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод концентричности организации музыкального материала; метод создания »композиций»; метод игры и увлекательного рассказа, метод художественного контекста.

Ожидаемые/полученные результаты занятия/мероприятия

Научиться сравнивать, логически размышлять, правильно увидеть проблему и задать вопросы, вокально - хоровые навыки.

Указания приложений к занятию/мероприятию: ( презентаций, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Фрагменты из фильмов; слайды; фонохрестоматия; карточки.

Использованная литература, источников информации.

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений « Уроки музыки»1-4классы) Москва « Просвещение» 2010; пособие по живописи(ДХШ 6 класс).

Примечания автора/ов









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План работы управления образования и науки области (основные мероприятия)...
Мероприятия по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования

План работы управления образования и науки области (основные мероприятия)...
Мероприятия по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования

План работы управления образования и науки области (основные мероприятия)...
Мероприятия по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования

Информация о результатах проведенного контрольного мероприятия Объект контрольного мероприятия
Объект контрольного мероприятия: Управление образования администрации города Мценска

Конкурсов и игр. Цели и задачи мероприятия
План праздничного мероприятия, посвященного Дню матери, с участием замещающих семей

Информация о результатах проведенного контрольного мероприятия
Объект контрольного мероприятия: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида»...

План работы управления образования и науки области (основные мероприятия)...
Областной шахматный турнир среди воспитанников интернатных образовательных учреждений

План работы управления образования и науки области (основные мероприятия)...
Очный этап творческого конкурса на соискание областных именных стипендий и грантов

План работы управления образования и науки области (основные мероприятия)...
Круглый стол «Проблемы преподавания истории и обществознания в контексте межкультурного диалога»

План работы управления образования и науки области (основные мероприятия)...
Заседание Координационного совета по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница