Требования к урок




Скачать 102.48 Kb.
НазваниеТребования к урок
Дата публикации29.03.2013
Размер102.48 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Математика > Урок
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Триединая задача урока:

  • Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков

  • Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения

  • Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.


^ ОСНОНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА


  1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

  2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные этапы

  3. Мотивационный – определение значимости изу3чаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

  4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

  5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и др.

  6. Технологический – выбор форм , методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса

  7. Контрольно- оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса

  8. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.



^ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку:

1.Учет особенностей учащихся класса:

  • Уровень класса

  • Отношения учащихся к предмету

  • Темп работы класса

  • Сформированность ЗУН

  • отношение к разным видам учебной работы, том числе нетрадиционным

  • общая дисциплина учащихся


2. Учет индивидуальных особенностей:

  • тип нервной системы

  • коммуникативность

  • эмоциональность

  • управление восприятием нового материала уч-ся

  • умение преодолеть плохое настроение

  • уверенность в своих знаниях, умениях

  • умение импровизировать

  • умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ


3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

ОБЩИЕ:

    1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока

    2. Отобрать 3 вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические

    3. Просмотреть учебную программу, перечитать пояснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме,, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку

    4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН

    5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сфомулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна, уч-ся, осознана ими.

    6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока

    7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся , в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам

    8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирование новых ЗУН.

    9. Продумать, что и кА должно быть записано на доске и в тетради уч-ся

    10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.


ЧАСТНЫЕ:

  1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед уч-ся , соблюдать логику изложения материала

  2. Быть доброжелательным, е оскорблять уч-ся, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство уч-ся чего- либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности

  3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса

  4. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования

  5. Пристально следить за тем, как уч-ся слушают учителя. Потеря внимания – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал

  6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании

  7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок уч-ся

  8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным.

  9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства

  10. Стимулировать вопросы уч-ся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность


^ ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ


  1. Разработка системы по теме или разделу.

  2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий

учебника, дополнительной литературы

  1. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка

  2. Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить

  3. Формулирование учебных задач урока

  4. Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приемов обучения

  5. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке

  6. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях

  7. Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем)

  8. Проверка оборудования и ТСО

  9. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях

  10. Определение оптимального объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке

  11. Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов общения и систематизации знаний

  12. Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности, опредеение объема и форм домашнего задания

  13. Продумывание форм подведения урока

  14. Запись плана урока в соответствии с требованиями


^ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА


  1. Тема урока

    1. Дидактическая цель и задачи урока

    2. Тип, структура урока

    3. Общие методы, приемы работы уч-ся

    4. Средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ

  2. Повторение опорных знаний

    1. Определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании уч-ся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала

    2. Самостоятельная работа уч-ся ( ее объем, формы)

    3. Способы развития интереса уч-ся к предмету, теме

    4. Формы контроля за работой класса, отдельных уч-ся




  1. Усвоение новых знаний

    1. Новые понятия, законы и способы их усвоения

    2. Определение познавательных учебных задач урока ( что должны узнать и усвоить уч-ся)

    3. Самостоятельная работа и ее содержание ( дидактическое назначение)

    4. Проблемные и информационные вопросы

    5. Варианты решения проблемы

    6. Варианты закрепления изученного материала




  1. Формирование умений и навыков

    1. Конкретные умения и навыки для отработки

    2. Виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений

    3. Способы «обратной» связи с учащимися

    4. Фамилии уч-ся, которые будут опрошены




  1. Домашнее задание

    1. Что повторить и приготовить к уроку

    2. Творческая самостоятельная работа

    3. Объем и время выполнения д/з




  1. Подготовка к уроку непосредственно перед звонком




    1. Мысленное воспроизведение основных этапов урока

    2. Воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников

    3. Стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой




  1. Способствуют успеху урока




    1. Хорошее знание материала

    2. Бодрое самочувствие

    3. Продуманный план урока

    4. Чувство свободы на уроке

    5. Правильный выбор методов обучения

    6. Разнообразие методов обучения

    7. Занимательность изложения

    8. Ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу, богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция

    9. Выраженная заинтересованность учителя в успехе уч-ся




  1. ^ ЗАТРУДНЯЮТ ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА

    1. Неуверенность в своих знаниях и силах

    2. Безразличное отношение к происходящему на уроке

    3. Рыхлая композиция урока

    4. Скованность движений

    5. Неумение уч-ся работать предложенными методами обучения

    6. Однообразие методов обучения

    7. Бесстрастный рассказ учителя

    8. Монотонность и сухость изложения нового материала

    9. Отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами



^ АЛГОРИТМ АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА


  1. Какими требованиями руководствовался?

  2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?

  3. Как учитывались особенности уч-ся, в том числе сильных, слабых?

  4. Как определена триединая задача урока?

  5. Как спланирована деятельность уч-ся?

  6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?

  7. Оправдали ли себя приемы и методы учителя и уч-ся, если нет, то почему?

  8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?

  9. Что способствовало развитию познавательных способностей уч-ся?

  10. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы уч-ся?

  11. Что дал урок для формирования мировоззрения уч-ся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?

  12. Как был предвиден и как оправдан ход урока?

  13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных уч-ся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.

  14. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, , если нет, то почему?

  15. Оценка результативности урока

  16. Самооценка урока учителем

  17. Пути совершенствования урока


^ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП МЕТОДОВ
Объяснительно- иллюстративные

Репродуктиные ( многократное воспроизведение знаний по образцу)

Методы проблемного обучения: проблемное изложение ( учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а уч-ся слушают), частично- поисковые или эвристические ( для подготовки уч-ся к самостоятельному решению познавательных проблем), исследовательские

Методы организации учебно- познавательной деятельности:

  • Словесные ( объяснение, рассказ, изложение, повествование, описание, рассуждение, беседа), наглядные, практические

  • Аналитические, синтетические, индуктивные, дедуктивные

  • Методы самостоятельной работы под руководством

Методы стимулирования и мотивации

  • Познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций

  • Методы стимулирования долга и ответственности: убеждение, требования, поощрения, порицания


Методы контроля и самоконтроля

  • Индивидуальный опрос, устная проверка знаний, умений

  • Письменный контроль и самоконтроль: к/р, зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль


Методы самостоятельной познавательной деятельности

  • Наблюдения

  • Проведение опытов

  • Эксперимент

  • Работа с книгой


Методы программированного обучения
^ КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ УРОКА

  • Вводный

  • Тренировочный

  • Контрольный (проверочный)

  • Закрепления ЗУН

  • Самостоятельной работы

  • Урок с использованием ТСО и ЭВТ

  • Урок практической работы

  • Комбинированный

  • Повторительно-обобщающий

  • Урок повторения

  • Урок овладения ЗУН

  • Предметный урок


^ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ


  • Ролевые игры урок-игра

  • Урок фантазирования урок-зачет

  • Деловая игра урок-путешествие

  • Урок взаимообучения урок-состязание

  • Круглый стол и конференция урок-восхождение

  • Урок открытых мыслей урок-диалог

  • Урок-соревнование мозговая атака

  • Урок-КВН урок-брифинг

  • Урок-викторина актуальное интервью

  • Имитационно ролевое моделирование аукцион знаний

  • Урок-диспут ролевая деловая игра

  • Урок-турнир урок-лекция

  • Урок-эврика урок пресс-конференция

  • Межпредметный интегрированный урок урок лекция-диалог

  • Урок-конкурс уорк лекция вдвоем

  • Урок творчества урок лекция-провокация

  • Математический хоккей

  • Урок-спектакль

  • Смотр знаний



^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ


  1. Четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами

  2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями программы и целями урока, с учетом уровня подготовленности уч-ся

  3. Прогнозирование уровня усвоения уч-ся научных знаний, сформированности ЗУН на уроке и на отдельных его этапах

  4. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность уч-ся в учении.

  5. Реализация на уроке всех дидактических принципов, создание условий для успешного обучения уч-ся.



^ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА

Организационный этап


1.Дидактическая задача этапа

Подготовить уч-ся к работе на уроке, поределить цели и задачи урока

2. Содержание этапа

Взаимные приветствия учителя и уч-ся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности к уроку, организация внимания и внутренней готовности

3. Условия достижения положительных результатов

Требовательность, сдержанность, собранность учителяЮ систематичность организационного воздействия, последовательность в предъявлении требований

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Кратковременность организационного момента, полная готовность класса к работе, быстрое включение класса в работу, организация внимания всех уч-ся

5. Требования к реализации дидактической задачи урока

Кратковременная организация процесса, требовательность, сдержанность преподавателя, волевая направленность деятельности, стимуляция деятельности уч-ся, ее целенаправленность

6. Способы активизации на уроке

Запись на доске цели урока. Сообщение дежурных о готовности класса

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Нет единства требований к уч-ся. Не стимулируется их познавательная активность.








^ ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

1.Дидактическая задача этапа




2. Содержание этапа




3. Условия достижения положительных результатов




4. Показатели выполнения дидактической задачи урока




5. Требования к реализации дидактической задачи урока




6. Способы активизации на уроке




7. Ошибки, допускаемые при реализации




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Результаты тестирования Список описаний, соответствующий этапам исполнения...
Требования к функциональности разделены на общие требования (относящиеся как к тестированию, так и к мониторингу), требования к системам...

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Обобщение знаний о правописании разделительныхЪиЬ знаков
Сегодня у нас необычный урок, урок- путешествие. Мы поплывём на корабле «Знаток» по океану Знаний. Куда мы поплывём, вы узнаете,...

Проект на тему: «Современный урок русского языка»
Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность...

Методические рекомендации «Педагогические требования к открытым урокам»
На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи,...

Тезисы работы “Детская фантазия”
Этот урок обобщающий, проводится после усвоения учащимися определенных навыков работы с простейшим графическим редактором «gimp»,...

Урок «Изящной словесности.»
Этот урок надолго останется в вашей памяти, а ваша речь станет грамотнее, красивее, эмоциональнее

Муниципальное образовательное учреждение Пятисотенная средняя общеобразовательная школа
«Урок гражданина», «Урок гражданственности», посвящённый 1150-летию Российской государственности

Урок на тему: Что проверяем в корне? (Обобщающий урок)
Текинский филиал муниципального образовательного учреждения Сампурская средняя общеобразовательная школа

Урок с использованием икт по неорганической химии по теме «Серная кислота»
Тип урока: урок комбинированный (повторение + изложение познавательных сведений + закрепление)

Требования к урок iconУрок: естествознание и история по теме «Чудо планета Земля»
Интегрированный урок по экологии и географии «Влияние окружающей среды Томской области на здоровье населения»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница