Урок #33 Тема: Длина волны. Скорость распространения волн




Скачать 72.46 Kb.
НазваниеУрок #33 Тема: Длина волны. Скорость распространения волн
Дата публикации26.03.2013
Размер72.46 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Математика > Урок
Конспект урока физики в 9 классе с применением ЭЦОР

________________________________________________________
Урок #33

Тема: Длина волны. Скорость распространения волн.
Цели:


Образовательные:









Развивающие:









Воспитательные:






^ Тип урока: комбинированный.
Методы:

- по источникам знаний:

словесный, практический;

- по характеру познавательной деятельности:


объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;


- по степени самостоятельности учеников:

учебная работа под руководством учителя, самостоятельная работа учащихся.


^ Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение, здоровье-сберегающая технология, ИКТ-технология.


Оборудование

и программное обеспечение:

Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2011 г., ПК, Internet on-line http://www.netschool.ru/kl9/2_6.swf // flash-демонстрация «Длина волны. Скорость распространения волн»_Файл "SWF" (.swf), программная среда для проведения тестовых тренингов Test4.

Демонстрации:


Модель 2.27. Процесс распространения волны.

Рисунок 2.7. Длина волны.

Модель 2.28. Интерактивный тренинг на знание формулы расчёта длины, скорости и периода волны.

Модель 2.29. Распространение волны в воздухе (а) и воде (б)].

Рисунок 2.8. Распространение продольных и поперечных сейсмических волн.


План урока:

  • Организационный момент (1 мин).

  • Повторение изученного материала. Тест-тренинг в программной среде Test4 (7 мин).

  • Изучение нового материала (20 мин).

  • Физминутка (2 мин).

  • Закрепление новых знаний. Решение задач (12 мин).

  • Информация о домашнем задании, инструкция выполнения (1 мин).

  • Подведение итогов урока. Рефлексия (2 мин).







^ ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

1.1. Объявление темы и целей урока:

Сегодня на уроке:

- мы повторим и вспомним: что такое волны; виды волн;

- мы узнаем: что такое длина волны; скорость распространения волны.


  1. Повторение ранее изученного материала:

  • Тестовый тренинг в программной среде Test4 |задания учащиеся выполняют индивидуально на ПК, результаты выносятся в бланки ИД.

Критерий оценивания:

100-95 % - «5», 80-95 % - «4»,

    1. - «3», ниже 65 % - «2».

3. Изложение и первичное закрепление нового материала:


Демонстрация: [Модель 2.27. Процесс распространения волны]
3.1. Проводится с использованием flash-демонстрации: Internet on-line http://www.netschool.ru/kl9/2_6.swf // flash-демонстрация «Длина волны. Скорость распространения волн»_Файл "SWF" (.swf).

(…) Рассмотрим более подробно процесс образования поперечной волны. Возьмём модель из цепочки шариков-точек, между которыми действуют силы упругости. Приведём первую точку в движение и заставим её совершать гармонические колебания. Будем рассматривать, как распространяется волна через каждые четверть периода (1/4Т) колебания первой точки.



При смещении точки 1 возникнут силы упругости, которые заставят точку 2 двигаться вслед за точкой 1. Это приводит к возникновению сил упругости между точками 2 и 3 и т.д. Однако на создание деформации и возникновение сил упругости уйдёт некоторое время. Поэтому точка 2 начнёт колебаться, позднее точки 1, точка 3, позднее точки 2 и т.д. Так за первую четверть периода точка 1 окажется в положении максимального отклонения, а точки 2 будет двигаться вслед за ней, а на точку 3 только начала действовать сила упругости.



За вторую четверть периода точка 1 вернётся в положение равновесия. Точка 3 испытает максимальное отклонение. А точка 5 только начинает движение.


К концу третьей четверти периода точка 1 испытает максимальное отклонение вниз, точка 3 будет проходить положение равновесия, точка 5 испытает максимальное отклонение вверх, а точка 7 только начинает движение.



К концу периода точка 1 завершит полное колебание и снова придёт в положение равновесия, точка 3 отклонится на амплитудное значение вниз, точка 5 будет проходить положение равновесия, точка 7 отклонится на амплитудное значение вверх, а точка 9 только начнёт движение.

Мы видим, что точки 1 и 9 колеблются одинаково. Ещё через четверть периода они обе окажутся в положении максимального отклонения вверх, а ещё через четверть периода они обе окажутся в положении равновесия. Таким образом, за время, равное периоду колебаний, волна распространяется от точки 1 до точки 9.



Расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду колебаний называют длиной волны. Или, можно сказать, что длиной волны называют расстояние между двумя ближайшими горбами или впадинами поперечной волны, или расстояние между двумя ближайшими сгущениями или разрежениями продольной волны.



]



Демонстрация: [Рисунок 2.7. Длина волны]
- Длина волны обозначается греческой буквой λ (ламбда). Её единицей в СИ является метр (1 м).

- Каждая волна распространяется с какой-то скоростью.^ Скоростью волн называется скорость распространения колебаний.

- Мы видели, что за время, равное периоду колебаний Т, колебание распространяется на расстояние, равное длине волны λ. Поэтому: λ = vT

** Понажимайте на элементы схемы и выполните соответствующие задания.


Демонстрация: [Модель 2.28. Интерактивный тренинг на знание формулы расчёты длины, скорости и периода волны]
1)

2)



3)

Колебания частиц среды, в которой распространяется волна, являются вынужденными. Поэтому их период равен периоду колебаний возбудителя волны. Однако скорость распространения волн, а соответственно и длина волны зависят от среды, в которой они распространяются. Это связано в первую очередь с агрегатным состоянием вещества. В твёрдых телах частицы расположены близко друг от друга, и связь между ними велика. В жидкостях частицы расположены дальше друг от друга, чем в твёрдых телах, они слабее взаимодействуют друг с другом. В газах взаимодействие совсем слабо выражено. Поэтому наибольшая скорость распространения волн в твёрдых телах, наименьшая — в газах.


Демонстрация: [Модель 2.29. Распространение волны в воздухе (а) и воде (б)]


Демонстрация: [Рисунок 2.8. Распространение продольных и поперечных сейсмических волн]

Волны, наблюдаемые в природе, нередко переносят огромную энергию и являются причиной разрушений. Например, морские волны, а особенно цунами, обладают большой мощностью. Сейсмические волны распространяются в земной коре при землетрясениях или мощных взрывах.





3.2. Доклады учащихся на темы:

«Сейсмические волны»



«Из истории. Факты»



3.3. Вопросы для самоконтроля:

Сравните свои ответы с правильными:

  1. Что называется длиной волны?

  2. Ваш ответ: * /Правильный ответ: Длиной волны называют расстояние между двумя ближайшими горбами или впадинами поперечной волны, или расстояние между двумя ближайшими сгущениями или разрежениями продольной волны.

  3. За какое время волна распространяется на расстояние, равное длине волны?

  4. Ваш ответ: * /Правильный ответ: За время, равное периоду колебаний Т, колебание распространяется на расстояние, равное длине волны А.

  5. Что называется скоростью волны?

  6. Ваш ответ: * /Правильный ответ: Скоростью волны называется скорость распространения колебаний.




  1. ФИЗМИНУТКА

  2. Закрепление новых знаний. Решение задач:

    5.1. Решение коллективное:




    5.2. Решение самостоятельное, проверка осуществляются по ключу, записанному на доске



  3. Домашнее задание: § 33, упражнение 28.

  4. Подведение итогов урока. Рефлексия:

  • Фронтальный опрос:

  1. Что называется длиной волны?

  2. Какой буквой обозначается длина волны?

  3. За какое время колебательный процесс распространяется на расстояние, равное длине волны?

  4. По каким формулам можно рассчитать длину волны и скорость распространения продольных и поперечных волн?




  • Рефлексия. Выставление оценок за урок.




ЧИЧИКИН А.И. / УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ МБОУ «ЧЕГАНЛИНСКАЯ ООШ»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок #33 Тема: Длина волны. Скорость распространения волн
...

Разрешение экрана не зависит от нарисованного изображения
Преобладающая длина волны в спектре излучения определяет следующее свойство цвета: – цветовой тон

Девочки составляют учащихся. Сколько девочек в классе?
Скорость катера по течению реки 31,2 км/ч. Найдите скорость катера против течения, если скорость течения реки 2,3 км/ч

План-конспект урока по теме "Длина окружности. Длина дуги окружности"
Мбоу"средняя общеобразовательная школа №114 с углубленным изучением отдельных предметов(математики)", г. Барнаул

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Обобщение знаний о правописании разделительныхЪиЬ знаков
Сегодня у нас необычный урок, урок- путешествие. Мы поплывём на корабле «Знаток» по океану Знаний. Куда мы поплывём, вы узнаете,...

Урок литературы 10 класс тема: какова же русь гоголя?( заключительный...
Тема: какова же русь гоголя?( заключительный урок по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)

Урок по теме: “ слово веселит, огорчает, утешает
Дети! У нас сегодня необычный урок! У нас гости, родители! И тема урока необычная!

Урок по теме «Поэтическая тетрадь» д\з составить акростих тема «Снег»
Тема «Правописание окончаний имен существительных 1 и 3 скл в родительном и дательном падежах»

Годовой тест 5 класс
Катер шёл 3часа против течения реки и 2 часа по течению. Какой путь прошёл катер за эти 5 часов, если собственная скорость катера...

Урок музыки, 2-й класс. Тема "Колыбельные"
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница