Уроку. Результативность




НазваниеУроку. Результативность
страница1/8
Дата публикации18.03.2013
Размер1.08 Mb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Математика > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8
Методические рекомендации

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока

математики

Требования к современному уроку.

Результативность.

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и само­стоятельной умственной активности учащихся;

(объем и прочность познавательной информации, полученной школьникам);

- формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

(вклад в формирование личностных качеств школьника, особенно само - управляющих механизмов личности, способствующих обучению);

- высокий положительный уровень межличностных отношений учителе и учащихся.

Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразных методов и средств обучения.

^ Общедидактические цели: обучающие, развивающие, воспитательные.

Содержание:

- объем и структура материала;

- актуализация опорных знаний, умений, навыков;

- изложение нового материала;

- закрепление.

Обучение:

- доступность;

- проблемность;

- индивидуальный и дифференцированный подход;

- наглядность и технические средства;

- связи с другими сферами.
Учение:

- работа в зоне ближайшего развития;

- активность;

- самостоятельность;

- творчество и поиск; общеучебные умения.

^ Контроль и оценка:

- проверка домашнего задания;

- текущая обратная связь;

- оценивание;

- качество знаний, умений и навыков учащихся;

- качество самостоятельных умственных действий учащихся.

Психологические

- собранность и внимательность, самообладание и постоянный контроль над собой, бодрость духа и оптимизм, умение управлять своим настроением;

- высокая требовательность, сочетающаяся с доброжелательностью, справедливостью, уважением к личности учащегося, соблюдение педагогического такта;

- организация внимания учащихся, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, создание на уроке положительной эмоциональной обстановки.

Гигиенические

- проветривание класса;

- правильная посадка учащихся;

- надлежащие нормы освещения;

- предупреждение умственного и физического переутомления учащихся при помощи чередования устной, письменной, графической и вычислительной работы.

Организационные.

- четкое, рациональное использование времени урока;

- четкая постановка учебной цели, ясная формулировка темы и конкретных
задач урока;

- гибкая, но вместе с тем четкая структура урока, соответствующая цели, со­держанию и методам, применяемым на уроке, использование различных типов урока (урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, умений и навыков, обобщения, систематизации знаний, проверки знаний, умений и навыков, комбинированный урок).

^ Подготовка, проведение и анализ урока.

Предполагаемые моменты подготовки учителя к уроку:

- определение места данного урока в цикле уроков по теме или разделу;

- анализ результатов предыдущих уроков, проверки тетрадей и пр.;

- осмысление обучающей, развивающей и воспитательной целей урока;

- установление объема учебного материала, меры умений, над которыми будет проводиться работа на уроке;

- выбор материала учебника, сборника задач и упражнений, дидактических пособий, дополнительной литературы для данного урока;

- определение и выбор методических приемов для коллективной, дифференцированной и индивидуальной работы;

- подготовка наглядных и иных пособий для урока;

- составление плана (конспекта) урока;

- прогнозирование итога урока, определение перспективы последующих уроков.

Цели следует обозначить конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но воспитательную надо иметь в виду всегда. Сообразно целям следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя, если их нет в учебном пособии.

План урока - это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана! с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане указывают: 1) тему урока; 2) цели и задачи урока; 3) Структуру урока - последовательность учеб­ных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся; 4) перечень и место демонстраций; 5) время на каждый этап урока; 6) необходимое для проведения урока оборудования и учебные пособия. В план записывают решения задач, которые будут предложены на уроке и для выполнения дома.

При разработке плана учитывается степень подготовленности учащихся к сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проекти­руемых учебных действий. Важно также заранее предвидеть возможные затруднения, которые могут возникнуть у учащихся, (особенно у слабоуспеваю­щих), и наметить пути их преодоления.

^ Основные элементы анализа урока

Анализ урока - сравнение конкретного, проведенного учителем урока с теоретической моделью урока, составленной в соответствии с современными дидактическими и методическими требованиями, с передовым опытом и здравым смыслом. Основные элементы:

- определение его места в ряду уроков по данному разделу;

- выявление и оценка целей данного урока;

- оценка внутренней цельности урока;

- оценка его темы, привлеченного на урок материала и правильности его использования;

- оценка соотношения теоретического и практического на уроке;

- соответствие методов и средств, видов упражнений целям урока и содержанию материала;

- соответствие возрастным возможностям учащихся и соблюдение необходи­мого научного уровня;

- оценка воспитательной, обучающей и развивающей эффективности урока;

- оценка действий, поведения учителя на уроке;

- оценка реализации замысла урока = достижение цели, выполнение плана;

- оценка работы учащихся, их познавательной активности, тех знаний и уме­ний, которые приобретены школьниками на данном уроке: все ли учащиеся активно работали, было ли им интересно;

- каково настроение на уроке учащихся, велика ли степень их самостоятель­ности, проявления инициативы, поиска, творчества.

^ СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Удалось ли осуществить намеченный план урока?

2. В какой мере? Насколько качественно? Были ли допущены отступления от плана? Усвоили ли материал учащиеся?

3. Как была организована ваша деятельность на уроке,
деятельность учащихся? Кто работал интенсивнее - вы или учащиеся?

4. Что можно было улучшить в организации урока, его структуре,
содержании, методах работы?

5. Какие моменты урока были самыми удачными?

6. Удалось ли вам увлечь учащихся, заинтересовать их, чем и как?

7. Что было неудачным на уроке, что требует переоценки и как исправить недочеты при проведении последующих уроков?

Чтобы осознанно и методически правильно оценить проведенный урок, воспользуйтесь следующей таблицей.

^ Что делалось

Как делали

Оценка

Правильный выбор цели

1 .Комплексный характер цели: наличие образовательного, воспитательного и развивающего аспектов.

2.Реальность достижения цели.

3.Связь цели данного урока с целями предыдущих занятий.

4. Состоялось ли и на каком уровне принятие цели, ее осознание учащимися? Мотивация учебной деятельности учащихся.




Выбор типа урока

1.Соответствие структуры урока его типу, дидактической цели,

2.Наличие в структуре урока элементов, дополняющих его дидактическую основу и их необходимость.

3.наличие взаимосвязи между этапами урока. Влияние структуры урока на достижение его цели.




Отбор содержания форм и методов на каждом этапе урока.

1. Научность и доступность учебной информации.

2.Глубина содержания и полнота ее передачи.

3.Соответствие форм и методов содержанию учебного материала, наличие взаимосвязи между ними.

4.Какие из форм познавательной деятельности учащихся преобладали на уроке? Чем это вызвано и насколько оправдано, оказало ли существенное

влияние на достижение цели урока.




Итоги урока, оценка, результат урока

1 .Уровень достижения триединой цели урока:

- полностью;

- частично;

- не достигнута.

2. Что оказало положительное влияние на достижение цели урока?

3. Что препятствовало полному достижению цели урока?

4. Какие новые знания, умения, навыки получены учащимися и соответствует это цели урока?

5. Что оказалось неусвоенным учащимися в соответствии с целями урока и нуждается в доработке?





^ ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Методические рекомендации по подготовке и проведению

внеклассного мероприятия по математике.

Внеклассная работа по математике раскрывает учащимся наиболее яркие страницы математики и ее истории, расширяет кругозор, развива­ет интерес к предмету, способствует реализации творческого потенциала школьников, выявлению и развитию их способностей.

При определении требований к организации внеклассной работы и методам ее проведения полезно руководствоваться принципом самодея­тельности. Он заключает в себя ориентацию занятий на развитие творче­ской инициативы, самостоятельности, организованности и ответствен­ности учащихся.

Наряду с систематическими занятиями широко применяются эпи­зодические формы внеклассной работы, проводимые во время классного часа, на уроке занимательной математики, на математическом вечере, месячнике, декаднике и т.д. Это может быть:

- устный математический журнал;

- математический бой;

- клуб веселых математиков (КВМ, КВН);

- игры по подобию телевизионных передач: «Звездный час», «Счастливый случай», «Брейн - ринг», «Поле чудес», «Слабое звено» и другие.

Приступая к разработке внеклассного мероприятия по предмету, необходимо:

- определить цели и задачи мероприятия;

- разработать его структурные элементы;

- подобрать материал для его проведения;

- продумать подведение итогов;

-написать сценарий проведения;

- подобрать материал для его проведения;

- продумать подведение итогов мероприятия.

Примеры мероприятий приведены в статье «Как подготовить и провести неделю математики » в журнале «Математика в школе» № 7, 2006 год.

^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Требования к цифровым образовательным ресурсам

Современные цифровые образовательные ресурсы должны:

1. Соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки РФ, используемым программам;

2. Ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

3. Обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;

4. Предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

5. Обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

6. Содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

7. Превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;

8. Полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

9. Обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы;

10. Обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

11. Иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

12. Иметь удобный интерфейс.

Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов 1. Помощь учителю при подготовке к уроку:

- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

- большое количество дополнительной и справочной информации для углубления знаний о предмете;

- эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможности вариантам);

- подготовка творческих заданий;

- подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

- обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

2. Помощь при проведении урока:

- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

- использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

- индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

3. Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

- повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

- автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

- помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

- приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

Типы цифровых образовательных ресурсов

1. Интерактивные компоненты - вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;

2. Демонстрационная графика — иллюстрации, анимации, видеофрагменты;

3. Тексты — параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;

4. Материалы для учителя - презентации и уроки.

Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений и понятий, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго.

Интерактивные модели легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В процессе работы с ними предлагаются следующие виды заданий:

Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой - задачи, которые в начале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ.

Дидактические игры - учебный материал используется в качестве средства игры; при помощи игровых приёмов и ситуаций учитель может стимулировать учащихся к математической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздел «Педагогика»

Приложение №1.

Реализуйте программу знакомства с образовательным учреждением и составьте его характеристику:

  1. Укажите общие сведения об ОУ (тип учебного заведения : общеобразовательная школа, гимназия, лицей; почтовый и электронный адрес, контактные телефоны; Ф.И.О. руководителей; количество классов комплектов; профили в старшей школе).

  2. Материальная база:

    • здание: типовое, индивидуальный проект, приспособленное помещение;

    • пришкольный участок: детская площадка, спортивно-физкультурный блок, сад, опытный участок, цветники, общее озеленение;

    • школьные кабинеты;

    • ТСО, лингафонные классы, классы информатики;

    • спортивный комплекс: зал, спортивное оборудование, тренажеры, бассейн, душ, раздевалки:

    • кино- и актовый залы; зал ритмики и хореографии;

    • библиотека и читальный зал;

    • мастерские для трудового обучения и творческой деятельности;

    • медицинские кабинеты;

    • столовая;

    • оформление и озеленение класса.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творческого объединения
Результативность участия творческих объединений в конкурсах, фестивалях, соревнования различного уровня

Утвержден
Наименование конкурсного мероприятия, по итогам которого выдвинут кандидатом на грант, результативность участия

Урок литературы в 7 классе Провела Никитина С. В.(2 часа) Оборудование...
Оборудование к уроку: ауди- и видеозаписи песен военных лет, тексты стихотворений В. Лебедева-Кумача «Священная война», А. Сурикова...

Анализ иллюстративного материала по модулю «Основы православной культуры»....

Анкета для педагога «Выяснение затруднений в обучении»
Умение отработать содержание материала к уроку в соответствии с поставленной целью

Положение о промежуточной и итоговой аттестации. Общие положения
Аттестация обучающихся(воспитанников) рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса,...

Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации (2-4 кл)
Оборудование: презентация к уроку «Конституция рф: государственные символы России»

Методические рекомендации к уроку биологии в 8 классе
«Роль гормонов в обменных процессах. Нервно — гуморальная регуляция, её нарушения» с использованием мультимедийного оборудования

План урока. Общая характеристика Гражданской войны
Сегодня эпиграфом к уроку у нас будут слова Максимилиана Александровича Волошина, написанные в 1920г

Урока (слайд2) Обучающая
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница