Классный час на тему: «О великий могучий русский язык!»




Скачать 48.24 Kb.
НазваниеКлассный час на тему: «О великий могучий русский язык!»
Дата публикации04.04.2013
Размер48.24 Kb.
ТипКлассный час
odtdocs.ru > Литература > Классный час
Классный час на тему: « О великий могучий русский язык!»

(Интеллектуально-познавательная развивающая игра.)
Цели:

  • Развитие познавательной активности

  • Мотивация к изучению родного языка

  • Воспитание культуры речи

  • Создание атмосферы сотрудничества


Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжаем неделю русского языка, и классный час посвятим значимости языка в жизни человека и поговорим о его безграничных возможностях и загадках.

О самых важных достижениях человеческой мысли самых глубоких знаниях и самых пламенных чувствах нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах.

Язык – это орудие для выражения мыслей. Роль языка как средства общения людей замечательно передано в русском народном творчестве. Издавна в народе бытует пословица: «Язык до Киева доведёт», «В умной беседе быть – ума прикупить», «Без языка – как без рук».

Меткие мудрые высказывания известных писателей нередко поражают нас силой и точностью ума. Л.Н.Толстой писал: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного писателя самого думать». М.Горький говорил, что афоризмы учат сжимать слова, как пальцы в кулак.

Для соревнований вам необходимо выбрать капитанов и придумать названия команд.

^ Первый конкурс нашей игры будет называться

АФОРИЗМЫ (слово на доске зашифровано цифро-буквенным шрифтом)

Что такое афоризмы? (дать толкование из словаря Ожегова, учитывается скорость работы со словарём).

Условия конкурса. Дети подготовили высказывания о русском языке великих авторов.

Команды зачитывают афоризмы поочерёдно. Побеждает команда, назвавшая последний афоризм (учитывается выразительность речи учащихся).

^ Слово учителя.

Я хочу прочитать вам ещё одно высказывание российского гения М.В.Ломоносова:

«Карл пятый, римский император говорил, что гишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатства и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Вот сколько характеристик имеет наш родной язык.

^ Второй конкурс мы посвятим малому жанру устного народного творчества. Этот жанр развивает произношение, речь. Применяется часто в логопедии. А называется он (…)

СКОРОГОВОРКА (дети называют жанр).

Конкурса называется «Всех скороговорок не перескороговоришь»

1-Й тур. Называем по очереди скороговорки, ранее известные детям.

2-Й тур. Раздаются напечатанные скороговорки (тем, кто не принимал участия в первом туре).

Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась о гуся.

На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка. Это лещ забияка снова бросил рака.

В грязи у Олега увязла телега: сидеть тут Олегу до самого снега.

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день.

Простоквашу дали Клаше, недовольна Клаша: не хочу я простоквашу, дайте просто каши.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

^ Третий конкурс «Из истории русской письменности».

Детям заранее были даны толкования слов и выражений: пиктография, кодекс, писать хорошим стилем, берестяная грамота, писало, пергамент, каламы, написать с красной строки, прочитать от доски до доски, букварь. Учитель задаёт вопросы о том, когда появились эти слова, в связи с чем. (Учитывается правильность и понятность толкования).
Физминутка

Даются разрезные карточки-буквы, составляющие слово (по количеству учеников). Поиграем в известную игру «Наборщики». Угадайте, что это за слово и встаньте к гостям в том порядке, в котором оно читается, то есть слева направо.
^ Игра: «Этапы развития мировой и русской письменности».

Расположите в правильном порядке;

(4) старославянское письмо

(5) Русское письмо

(2) Финикийское письмо

(6) Письмо народов СССР для зрителей

(1) древнеегипетское письмо

(3) Древнегреческое письмо
^ 4 конкурс «В мире ребусов» - любимое занятие детей.

Раздаётся одинаковое количество аналогичных ребусов на каждую команду. В течении 5-ти минут дети разгадывают ребусы, а зрители выполняют своё задание.
^ 5 конкурс «Метаграммы» - это загадки, по условиям которых из загаданного слова, путём замены в нём одной буквы, получается другое слово.

1 С л – лить слёзы заставляю

С ж – по воздуху летаю

(Лук – жук)

2 С ё – колючий, с у – ползучий

(ёж – уж)

3 С п – я в доме, с в – я в поле

С м – я в море, с г – в футболе,

С к – вбивают, с т – взрывают,

С д – долину называют

(пол – вол – мол – гол – кол – тол – дол)

4 Разгадать попробуй ты;

С а – посуда для воды

С ы – рогатый на лугу,

С у – растёт в лесу, саду.

(Бак – бык – бук)

5 С б – мучительной бываю

С м – одежду пожираю,

С р – актёру я нужна

С с – для повара важна.

(Боль – моль – роль – соль)

6 С твёрдой Л я на стене

Книги, например, на мне

Но как только Л смягчите

Сразу в танец превратите.

(полка – полька)

Учитель; Разгадывать метаграммы мы научились, а теперь конкурс, который заставит нас искать математику в русском языке. И такое в нашей речи тоже бывает.

^ 6 конкурс «Числа в слове».

Пример: Столица, стричь.

(Стоянка, подвал, трибуна, одиночество, сестрица, ухитриться, стричь, устрица, осетрина, тритон, простой, сторож, сторожка, просторный, вместо, просто, столько, постоять, Севастополь, сорока, вспять).

Завершаем наш конкурс на весёлой ноте. Самый любимый вид устного народного творчества – это загадки.

А сейчас ^ 7 конкурс «Загадки с подвохом». Принимают участие три команды «Русичи», «Языковеды» и зрители.
Загадки

  • Как сорвать ветку чтобы не вспугнуть птицу? (Подождать, пока улетит)

  • Может ли страус называть себя птицей? (Не может, он не умеет разговаривать)

  • Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько осталось? (Страусы не летают)

  • Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Может ли так быть? (Может, если собака на своём хвосте сидит)

  • Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта)

  • Какое животное может легче всего поменять голову? (Вошь)

  • Какой конь не ест овса? (Шахматный)

  • Когда лошадь покупают, какой она бывает? (Мокрой)

  • Где вода стоит столбом? (В стакане)

  • Из какой посуды нельзя поесть? (Из пустой)

  • Что не войдёт в самую большую кастрюлю? (Её крышка)

  • Что нельзя съесть на завтрак? (Обед и ужин)

  • Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Урок)


Учитель:

Надеюсь, что сегодняшней урок о русском языке вам понравился, и вы увидели как велики и безграничны возможности нашего родного русского языка и как много интересного ещё таится в глубинах языка, что открывает нам путь к его освоению.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русский язык русский язык. Программа. 10-11 класс. Г. Ф. Хлебинская (Издательство «Мнемозина»)
Русский язык. Рабочая тетрадь к умк «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь». 6 класс. С. Н....

Классный час «Вернадский Владимир Иванович   -   великий   русский   ученый»
Чем полнее и целостнее мы пытаемся охватить его научное творчество, тем все более убеждаемся в необходимости выделения нескольких...

Классный час «День всех влюбленных»
Все это глупо и некрасиво, потому что любовь может настигнуть человека в любом возрасте, даже в детском саду. Великий русский поэт...

Рабочая программа по курсу русский язык 3 класс
Предметом обучения в нём является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Название предмета «русский...

Литература иностранный язык математика история
Бабайцева В. В. Русский язык. Теория 5-9 класс Лидман-Орлова Г. К. Русский язык. Практика. 6 класс

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс образовательных...
Л. Д. Митюшина, Х. Х. Амшоков, Е. А. Хамраева, Л. В. Кибирева, Н. В,Семенюченко), учебника: «Русский язык» 2 класс в 2 ч. (авторы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 4 класс образовательных...
Л. Д. Митюшина, Х. Х. Амшоков, Е. А. Хамраева, Л. В. Кибирева, Н. В,Семенюченко), учебника: «Русский язык» 4 класс в 2 ч. (авторы...

Вопросы к тестам по литературе (9 класс)
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения

Классный час на тему:«Я и моя семья»
Цель: знакомство с классом, семейными ценностями каждого ученика, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки

Классный час на тему: «Настроение и его роль в жизни школьника»
Сценарий разработала и апробировала Бычкова Ольга Владимировна, учитель начальных классов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница