Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Русский язык и культура речи»




Скачать 332.38 Kb.
НазваниеМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Русский язык и культура речи»
страница1/3
Дата публикации29.04.2013
Размер332.38 Kb.
ТипМетодическая разработка
odtdocs.ru > Литература > Методическая разработка
  1   2   3
Министерство образования Пензенской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

Торгово-экономическое отделение

Методическая разработка открытого

урока по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

(для специальности 080504

«Государственное и муниципальное управление»)

Автор-составитель:

Е.П. Сухарева


Пенза, 2013 г.

Конспект урока русского языка и культуры речи

^ Аттестуемый педагог: Сухарева Екатерина Петровна

Дисциплина: русский язык и культура речи

Возраст учащихся: 17-18 лет, группа 10-ТЭО-49, специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»

^ Тема урока: «Культура пользования словарями и справочной литературой»
Цели:

  1. Образовательные: продолжить знакомство со словарями русского языка; показать их назначение и область применения; совершенствовать навыки работы со словарями; учить делать сравнительный анализ словарной статьи; познакомиться с историей происхождения известных слов и уточнить значение слов, связанных с профессиональной деятельностью; проверить знание лингвистических терминов; совершенствовать навыки публичного выступления и самостоятельной работы с книгами; учить говорить грамотно, логично, ясно, точно; учить искусству спора.

  2. Воспитательные: воспитывать чувство уважения к книге и справочной литературе, повышать интерес к истории России, учебного заведения, предмету, русскому языку, книге; воспитывать патриотизм, гуманизм, удовлетворенность правильным профессиональным выбором; воспитывать культуру речи и публичного выступления; расширять читательский кругозор; учить коллективным и индивидуальным формам работы.

  3. Развивающие: развитие читательского интереса к поиску информации, развитие устной монологической речи; развитие абстрактного мышления, памяти, включенного внимания, творческого воображения; обогащение словарного запаса.

^ Тип урока: урок сообщения и закрепления знаний (комбинированный)

Формы работы: (КМД) коллективная, мыслительная деятельность в группе, элементы психологического тренинга, художественное творчество и элементы научно-исследовательской деятельности студентов.
^ Межпредметные связи:

Основы этики: «Основные категории этики», «Нравственные черты личности государственного служащего»

Социальная психология: «Публичные выступления», «Профессиограмма государственного служащего».

Русский язык: «Словари русского языка», «Слово и его лексическое значение», «Употребление фразеологизмов».

История: «История государства Российского».

Логика: «Искусство спора».

Внутрипредметные связи: «История возникновения и развития русского языка».

«Система норм русского литературного языка».

«Лексикология как учение о слове и словарном составе языка».

Оборудование:

  1. Технические средства обучения: ПК, экран, проектор.

  2. Мультимедийные средства обучения: видеодиск «Сокровища Московского Кремля», видеоролик «Из истории развития Пензенского торгово-экономического техникума», аудиозапись «Классика в современной обработке», компьютерная презентация «Словари русского языка», компьютерная презентация научно-исследовательской работы «Лексикографическая деятельность В.И.Даля».

  3. Наглядно-иллюстративные средства обучения: выставка словарей и справочной литературы; информационные плакаты, учебники: Гойхман О.Я. «Русский язык и культура речи» и Герасименко Н. А. «Русский язык».

  4. Дидактический раздаточный материал: (таблицы), научно – исследовательские и творческие работы студентов.

  5. Художественно-наглядные средства обучения и средства декорирования: костюмы для инсценировки.
^
План открытого урока



п/п

Содержательная часть урока и его цели

Формы и методы работы

^ Объем времени

I

Организационная часть урока. Психологический тренинг включенного внимания.

Цель преподавателя: проверить готовность группы к уроку, переключить внимание студентов на учебную деятельность, провести тренинг включенного внимания в учебно-воспитательную деятельность, осуществить эмоциональный настрой учащихся на решение образовательных и воспитательных задач.

Цель учащихся: организовать свое внимание и быстро включиться в деловой ритм, настроиться на решение учебных задач и нравственное развитие личности.

Монологическая деятельность преподавателя.

Техника психологического внушения.

3 минуты

II

Мотивация и целеполагание. Презентация внеурочной деятельности студентов в обществе «Живое слово».

Цель преподавателя: подготовить студентов к восприятию нового материала, определить цель и тему занятия, привлечь внимание учащихся к словесному творчеству в рамках предметного кружка.

Цель учащихся: познакомиться с целью и задачами предстоящей работы по изучению нового материала, включиться в работу по изучению родного языка на уроке и во внеурочной деятельности.

Диалогическая деятельность. Художественное творчество студентов.

3 минуты

III

Сообщение новых знаний по плану:

1.Лексикография. Значение словарей, их виды.

2.Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка.

3.Совершенствование речевой культуры общества и личности. Культура пользования справочной литературой.

Цель преподавателя: организовать групповую работу; продолжить знакомство со словарями русского языка; показать их назначение и область применения; совершенствовать навыки работы со словарями; учить делать сравнительный анализ словарной статьи; развивать навыки критического мышления; проверить знание лингвистических терминов; совершенствовать навыки публичного выступления и самостоятельной работы с книгами; учить говорить грамотно.

Цель учащихся: организовать взаимодействие в группе; учиться научно-исследовательской деятельности; представить результаты групповой работы в виде публичного выступления; совершенствовать навыки публичного выступления и самостоятельной работы с книгами; учиться искусству спора.



Работа с таблицей «Словари русского языка». Терминологический диктант в форме кроссворда с использованием интерактивной доски. Сравнительный анализ словарной статьи с использованием ПК.
Инсценировка «Собирал человек слова». Презентация научно-исследовательской работы «Лексикографическая деятельность В. И. Даля».
Коллективная мыслительная деятельность в творческих группах. Самостоятельный, информационный поиск. Работа с книгой.

Публичные выступления.

40минут

IV

Закрепление изученного материала.

Цель преподавателя: организовать деятельность, направленную на закрепление знаний по теме и умений оперировать полученными знаниями; учить анализировать проблемную ситуацию

Цель учащихся: в ходе выполнения тренировочных упражнений работать над закреплением навыков работы с книгой; корректировать пробелы в знаниях; уточнить значение слов, связанных с профессиональной деятельностью; расширять кругозор; учиться коллективным и индивидуальным формам работы
Вопросы для закрепления:

Объяснить значение термина «лексикография».

Указать виды словарей. Раскрыть их особенности.

Рассказать об отличии энциклопедических словарей от лингвистических.

Назвать компоненты словарной статьи.

Какова роль словарей и справочной литературы в укреплении норм русского литературного языка?

Коллективная деятельность в творческих группах (КМД). Решение проблемной задачи. Объяснительный диктант.

35 минут

V

Подведение итогов. Рефлексия.

Цель преподавателя: определить степень усвоения новой темы, создать ситуацию рефлексии для студентов.

Цель учащихся: осмыслить проведенную на занятии работу.



Диалогическая деятельность.

5 минут

VI

Домашнее задание. Инструктаж.

Цель преподавателя: сообщить учащимся дифференцированное домашнее задание, разъяснить методику его выполнения.

Цель учащихся: понять содержание домашней работы, прояснить непонятные моменты, зафиксировать домашнее задание



Учебная литература:

Герасименко Н.А. Русский язык.- М.; 2009, с.70-73.

Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.-М.;2010, с. 34-38.

Дифференцированное домашнее задание:

работа с таблицей, самостоятельная работа со словарями, проведение научного исследования в рамках научно-исследовательской работы.

4 минуты
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русский язык русский язык. Программа. 10-11 класс. Г. Ф. Хлебинская (Издательство «Мнемозина»)
Русский язык. Рабочая тетрадь к умк «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь». 6 класс. С. Н....

Методическая разработка интегрированного урока в 3 классе 2011г Тема:...
Цель урока: На примере художественных и музыкальных шедевров познакомить учеников с русским сарафаном

Комитет по образованию
О проведении конкурса «Лучшая методическая разработка открытого урока по творчеству С. В. Михалкова»

Урока с использованием цор тема: ” Причастие как часть речи
Базовый учебник: «Русский язык» 7класс, авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова

Методическая разработка открытого урока математики с элементами краеведения
В аэропорту стояло 10 самолётов. Утром 4 самолёта улетело в рейс. Сколько самолётов осталось?

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Русский язык и культура речи» iconМетодическая разработка по дисциплине «Теория экономического анализа»
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» профессионально-ориентированная...

7 класс Английский язык, Мировая художественная культура Конспект открытого урока
Учебник «Английский с удовольствием» для 7 класса» Биболетова М. З., Трубанева Н. Н., изд-во «Титул» 2012

Конспект открытого урока по икз (русский язык)
Правильно, кто догадался из вас какую букву и какой звук мы будем сегодня повторять? (букву ф)

Конспект открытого урока по русскому языку в 3А классе Тема: Подлежащее...
Оборудование: учебник «Русский язык», компьютер, проектор, экран, презентация к уроку

Рабочая программа по курсу русский язык 3 класс
Предметом обучения в нём является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Название предмета «русский...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница