Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А. С. Пушкин "Зимний вечер" (умк «Школа России»)




Скачать 44.07 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А. С. Пушкин "Зимний вечер" (умк «Школа России»)
Дата публикации21.03.2013
Размер44.07 Kb.
ТипКонспект
odtdocs.ru > Литература > Конспект
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

Цели:

  1. продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.

Задачи:

1. прививать детям любовь к поэзии

  1. развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения

  2. учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя

  3. учить самооценке

  4. учить умение работать с учебником, понимать задания , ставить задачи

  5. слушать одноклассников, давать оценку ответов, принимать критику , адекватно на нее реагировать.

Оборудование:

  1. портрет А.С.Пушкина . Художник В. А Тропинин

  2. портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков

  3. картина художника Н.В.Ильина.

  4. рисунки ребят.

  5. толковые словари.

  6. музыкальное сопровождение для физминутки

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель.

Солнышко лучистое

Заглянуло в класс.

Весело ребяткам стало всем сейчас.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь!

II. Проверка домашнего задания.

Речевая разминка.

Упражнения на дыхание, чтение чистоговорки.

От топота копыт

Пыль по полю летит.

1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.

- Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.

2.Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.

3.Оценка.

Класс оценивает аплодисментами выступления одноклассников.

III. Изучение нового материала.

  1. Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Когда вы с ним познакомитесь, скажите , какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?

  2. Его А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг,)

Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа- Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».

Учитель выразительно читает стихотворение.

Задание: послушайте и подчеркните непонятные вам слова.

3. Выявление первоначального восприятия стихотворения:

-Понравилось вам стихотворение?

-Какие чувства вызвало у вас?

-Какую картину вы представили?

-Какие слова вам не понятны?

4. Словарно- лексическая работа: Какие слова были непонятны в тексте?

Веретено- ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.

Кроет- покрывает.

Лачужка- небольшая, старенькая избушка.

Обветшалая кровля- старая разрушающаяся крыша.

IV. Физкультминутка.Музыкальная.

5. Беседа по содержанию стихотворения.

1) Какое настроение у героя-рассказчика?

2) В этом стихотворении нашли отражение обстоятельства жизни самого поэта. В таких случаях говорят, что стихотворение носит автобиографический характер. О каком своем герое говорит поэт?

3) Что усугубляет печаль героя стихотворения?

6. Обучение выразительному чтению.

- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.

7. Продолжение беседы по содержанию стихотворения.

4) Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:

Буря мглОЮ небо крОет,
Вихри снежные крутя,
ТО, как зверь она завОЕт,
ТО заплАчет , как дитЯ.

Как уныло и страшно в этих строчках звуки У,ОЙУ,ОЙЕ,О,А! Создается образ бушующей вьюги, бури.

То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит,
То, как путник ЗапоЗдалый,
К нам в окоШко поСтуЧит.

Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.

5) Кто понимает и утешает одинокого поэта?

6) Какими словами он называет ее?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будем веселей.

Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.

С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.

7) Какие строки в стихотворении напоминают народную песню?

8) Как вам кажется , для чего он это сделал?

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

^ Работа в парах.

Прочитайте по очереди в паре друг другу отрывок из стихотворения, подскажи напарнику, где с какой интонацией надо читать.

Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню певала Арина Родионовна, няня Пушкина, воспетая поэтом в стихотворении «Зимний вечер». Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря. Хочется сказать спасибо русской крестьянке Арине Родионовне за то , что она умела понять и утешить опального Пушкина.

5. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

V. Итог урока.

Учитель. В стихотворении « Зимний вечер» поэт подчеркивает поэзию обычной жизни. Для него поэтична обычная северная природа, поэтичен крестьянский быт, его привлекают народное творчество, речь простого народа. Поэтому и в стихотворении «Зимний вечер» поэт употребляет простонародные слова и выражения.

-Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»(тему, идею, настроение, героев)

-Определите, из какого из двух стихотворений эти слова:

  1. Вчр (вечор и вечер - оба стихотворения)

  2. Кблк (кобылка - первое стихотворение)

  3. Крвл (кровля - второе стихотворение)

  4. Бр (буря, бурая - оба стихотворения)

  5. Птнк (путник - второе стихотворение)

  6. Птн (пятно- первое стихотворение)

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Сегодня на уроке хорошо работали…

VI. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».

Выучить стихотворение по желанию.

Спасибо! Урок закончен!

ГБОУ СОШ № 603 города Санкт- Петербурга

Учитель начальных классов:

Корнеева Виктория Адольфовна

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе

А.С. Пушкин "Зимний вечер"

(УМК «Школа России»)

2012/2013 учебный год

Урок по литературному чтению

А.С. Пушкин "Зимний вечер"

проведён 17 октября 2012 года

учителем начальных классов

Корнеевой Викторией Адольфовной

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Рождение весны»
Сейчас мы представим, что находимся на весенней полянке и слышим такой разговор. (Драматизация эпизода сказки Е. Шварца «Подснежник»...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс на 2012 2013 учебный год по умк «Школа России»
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...

Пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению для...
Умк «школа россии» М: «Просвещение», 2011 г учебника: «Литературное чтение». 4 класс. Авторы учебника: (М. В. Голованова, О. Ю. Шарапова),...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3А классе Тема: Подлежащее...
Оборудование: учебник «Русский язык», компьютер, проектор, экран, презентация к уроку

Рабочая программа по литературному чтению умк «Начальная школа 21...
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л. А. Ефросининой Литературное чтение. Сборник...

План-конспект урока умк «школа россии» 1 класс тема урока: «в мире красоты»
Базовый учебник Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. 11-е...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Александр Александрович Блок. Россия. Рождество
Цели: -продолжить знакомство с творчеством А. А. Блока; совершенствовать навык чтения стихотворений; расширять кругозор и словарный...

Умк «Перспектива» в редакции 2011г. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я учитель первого класса. Для нашей параллели были взяты умк «Перспектива» и умк «Школа России», более подробно я познакомлю вас...

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению2 класс умк "Перспективная начальная школа"

Тема урока: я знаю английский алфавит
Фрагмент урока английского языка во 2 классе по умк «Enjoy English-1» автор Биболетова М. З

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница