Скачать 130.75 Kb.
|
Русская народная культураЛекция 1. Русский домКрупные поселения расположены возле крупных рек или водоёмов. Все поселения разделяются на село (при наличии церкви), деревни, погост (неподалёку от кладбища), займища (отдельно стоящих изб), починок (малозаселённая или недавно заселённая деревня). Русский дом включал в себя двор (хоромы) — совокупность сельско-хозяйственных построек и пр. режимных построек, стоящих кругом. Корни слова «дом» уходят в индоевропейский язык (санскрит «damas», др. греч. «domus»). Дом — основная культурная ценность. В русском сознании слово «дом» связано со счастьем. Строить дом во сне означает радость, женитьбу; уборка дома во сне предвещала рождение сына. На юге Руси чаще располагались курени, землянки, хаты и мазанки. На севере и востоке преобладали избы. Слово «изба» происходить от слова «истьба». Изготовление изб традиционно выполнялась по следующему алгоритму: заготавливался лес, выбиралось место строительства и тип избы, а также технология застройки. Лес заготавливался как правило зимой. Лучшие длинные и прямые деревья шли на низ сруба, для стен выбирались «теплые» деревья, поросшие мхом, для кровли искали прямослойные. Выбор сосен и елей считался «элитным» для строительства дома. ^ С рубкой деревьев связано много суеверий и верований, из числа которых запрет на использование стоеросовых деревьев (не рубятся, застряли при падении и пр.). Лес заготавливали заранее, обычно поздней осенью. Для стен выбирали «теплую» кровлю, прямоствольные деревья. Особо ценились ель и сосна, которые использовали для украшения. ^ Также дома не строились на месте пожара или там, где не росла трава. Учитывались и ветры, угодья и рельеф (выбирали ровный). Для рубки деревьев использовался исключительно топор, поскольку был культовым инструментом, имевшим сакральные сохранительные качества. Считалось, что топор способен оградить дом от неприятностей и бед. Отсюда, огромное уважение имели плотники. ^ Основу размера будущих построек составляла диагональ квадрата. С выбором типа избы связана русская система мер: маховая сажень (170 см), великая косая сажень (250 см.), малая пядь (19 см.), локоть (38 см.), большой локоть (54 см.), стопа шага (76 см.), сажень-локоть (108 см.), простая сажень (152 см.), косая сажень (216 см.). Исходя из этого сделан мерный плотничий наугольник. Существуют разные типы домов: «пятистенок» (наиболее распространенный), «крестовик», «дом с прирубом». Элементы избы
Выбор технологии стройки Для строительства фундамента по углам ставились валуны и пни. Из соединений брёвен в срубе определяли: «в крюк», «в угол» («в облу»), «в ряд», «в лапу», «в погон», «в охлуп» или «в иглу». Наращивание бревен: в столб, двумя столбами и т. д. На тот момент существовало несколько покрытий изб: «костром», односкатные или двухскатные. Религиозные строения имели разные типы крыш: шатрово-купольные, крещатая бочка, восьмерик на четвериках. Потолки в избах появились только в 18 веке, до этого свод кровли являлся крышей, снизу на него крепилась «подволока» — обшивка из тонких тесин. С появлением плоских потолков окна перестали играть роль дымоходов и стали служить освещению — топили раньше «по-чёрному», только в 18 веке появились дымники (дымоотводы). Чистая и опрятная изба с хорошо построенной печью называлась «избой-пряхой» (иначе «избой-непряхой»). Печь всегда устанавливалась на фундамент. Полы тоже появились лишь в 18 веке, но даже тогда они были редки. Пол в доме никогда не мыли, его всегда подметали. При постройке пол заливали водой — если она не уходила долгое время, пол считался хорошим. Резная орнаментация имела заклинательную, оберегающую функцию. Особое внимание уделялось убранству наличников. ^
Мебели в доме не было, за исключением стола, пристенных лавок, сундуков и станков. ^ Центры ткачества: Кострома, Ярославль, Иваново. Сильно распространены шерстяные ткани (вотулы, серняги). Для нательной одежды использовался лён и конопля. Красители делались из дуба, ольхи и др. деревьев. С востока привозили шёлк (поволока, аксеамиты). Хлопчато-бумажная ткань также использовалась (сафьян, красный кулач, синий синдик). Основные виды тканей:
Привозной шелк с Востока:
У одежды было несколько ключевых функций:
В XIII веке основа мужского костюма — рубаха и порты. Праздничные вышивались красными узорами. Сверху надевали кафтан — зипун, с козырем (высокий воротник), ферзь, охабень (рукава на спине). На ногах обычно лапти или сапоги. Основа женского костюма — рубаха до пола. Сверху — сарафан и короткая шуба с откидными рукавами. Верхняя царская одежда — пла́тно ба́рья (круглый воротник), та́лья (шапка). В XVI-XVII веке периодически проскальзывали западноевропейские одежды. Начиная с XVII века действует указ о ношении европейской одежды, таким образом парик становится почти обязателен. Для женщин — одно платье одевалось под другое. Туфли обычно на низких каблуках. Появилась косметика. В XIX веке при Екатерине II, под влиянием французской моды, одежда стала легче и открытее. Чуть позднее ткани стали плотнее. Мужчинам можно было не носить парики и носить усы. Для дам — большие бальные платья-обручи. ^ Ремесло — искусство создания предметов, необходимых для жизни. Ремесла подчиняются концепции, в которой труд индивидуальный и общественный сливаются воедино. Коллективность работы заключается в традициях — передаче сюжетов, форм, композиций произведений. Ремесло показывает восприятие мира. Первые ремесла:
Промыслы делались в основном для бытовых нужд, появились в эпоху неолита. Промыслы как правило ориентировались на продажу. Особо популярно было изготовление нательных крестов и подвесок с ликали из икон. (кузнецы Юзовского завода А. Мерцалов, Ф. Шпаринов). Из русских металлических промыслов также известны:
Из деревянных — Жостовская фабрика (подносы и их роспись), художественная обработка дерева (сирень, львы, драконы). Фигуркам приписывались магические свойства, особенно птице Сирин (каргопольская птица из щепы). Самые ранние упоминания птицы Сирин (райская птица с головой девы) появляются в 9-10 веках. ^ Сосредоточено в районе Богородской области, под Москвой. Суть: деревянные резные игрушки. Возник в 18 веке, но первые игрушки появились еще в 16-17 веках. Характерно: рельефное изображение, круглофигурная пластика, не окрашена, но поверхность лощили и покрывали лаком. Сюжеты: сельская жизнь, крестьяне, животные, особенно — медведь (символ Богородской игрушки). Под конец появились механические игрушки — медведь и мужик, стучащие по наковальне. В настоящее время этот промысел заглох. ^ Село Хатьково, Абрамцевская усадьба. Абрамцево принадлежало известным русским меценатам. На базе близлежащих территорий возникло древообрабатывающее ремесло, переросшее в промысел, изготавливающий посуду. Черты: глубокая рельефная резьба. ^ Обработка капа (нароста на березе), который вырезался изнутри. Изделия не орнаментировались, но делались инкрустированные вставки из серебрянной нити, стекляруса etc. Сложился в середине 19 века. ^
Хохломской промысел оформился рано, еще в 17 веке. Назван в честь села Хохлома, в котором проводилась ярмарка, но сама хохлома зародилась в городе Семеново и селах Кавернинского района Нижегородской области. Технология промысла достаточно сложна: заготовка вырезалась, лощилась, полировалась, покрывалась тонким слоем глины, маслом, еще одним слоем глины. После этого поверхность покрывалась серебристым порошком, маслом, вощилась, после чего по серому фону уже наносился рисунок — растительный орнамент: "травка", цветы, а также животные, рыбы. Основные предметы: ложки, тарелки, другая домашняя утварь, игрушки.
Керамические промыслы:
Первый колокольчик появился в IX веке до нашей эры и восходит к Осирийскому царю Салманассару II (Средняя Азия). У восточнных колоколов снаружи много надписей магического и утилитарного характера. Считается, что родина колокола — Китай эпохи Ся (XXIII-XVII до н.э.). Что в Китае, что в Японии они ритуальные. Раннее христианство осуждало колокольчики и бубенцы. Но колокол является важным атрибутом новозаветной символики (В XV веке колокол с апостолом Антонием). В раннем христианстве использовали било (клепало) (доски с колотушками), либо трубы. Изобретение колокола приписывают епископу Павлиру из г. Нолы (IV-V в.) но в I в. в храмах Кибелы они уже были. В VII в. папа Сабиниан ввёл звон колоколов в богослужение. Карл Великий содействовал их продвижению в мир. В 983 году был введен обряд "крещения" колокола (на Руси такого не было, было освящение кампана). В 1230 г. папа Гритарий XIX ввёл трёхкратный колокольный звон (утро, обед, вечер). В Россию колокольная традиция пришла НЕ из Византии, она обязана влиянием Западной Европы, ибо только после 1204 года колокола распространились в Византии. Функции колокола:
Колокол состоит из короны, сковороды, ушей, тулова (туловище), плеч и маточницы. Колокол изготавливался в литейных ямах. В них помещались кирпичный пустополый конус (стержень), на него наносили клину (в три слоя с просушками), укрепляли снаружи воском. После литья колокол с рубашкой вынимался и выламывался металл уже на месте и дорабатывался мастерами. Одним из первых колоколов на Руси был колокол Новгородского Софийского собора (1045-1652 г.). Москва быстро стала центром литейного дела, первое упоминание этого относится к XIV веку (1346 г.). С XVI века центром литья становится также Новгород и Псков. Выдающимся мастером литейного дела был Андрей Чохов (XVII век.). Зачастую колокола пленились врагами в знак отнятой духовной силы соперника. XVII век подарил миру многих славных мастеров-литейщиков. Известными русскими мастерами этого времени были: Игнатий Максимов, Кирилл Самойлов, Федор Моторин (вылил колокол для звонницы Софийского собора в Новгороде весом 1000 пудов). А также пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев. Расцвет его творчества приходится на середину - вторую половину XVII века. Ни одного колокола Александра Григорьева не сохранилось до наших дней. А ведь его имя стояло на знаменитых колоколах XVII века, отлитых для Московского Кремля, Иверского монастыря на Валдае, Симонова монастыря в Москве и Саввино- Сторожевского в Звенигороде. Александр Григорьев родился и рос в московской Пушкарской слободе, раскинувшейся в самом центре столицы - Китай-городе, в приходах церквей Сергия в Пушкарях и Спаса на Сретенке. Среди мастеров Пушкарского приказа Александр Григорьев упоминается с 1651 года. В ту пору ему было около 20 лет. За "новоприборного колокольного литца Александра Григорьева сына Лыкова" в Пушкарском приказе поручились "своими головами" московские пушкари во главе с колокольным мастером Емельяном Даниловым. "В 163-м (1655) году по указу великого государя Алексея Михайловича велено вылить иной колокол колокольному мастеру Александру Григорьеву весом в 8 тысяч пудов..." Отливка "Большого Успенского" колокола продолжалась с мая почти до осенних холодов. Работы шли дружно, слаженно и очень быстро. "Большой Успенский" - единственный в мире колокол столь огромного веса, который когда-либо звонил. В течение нескольких десятилетий предпринимались попытки поднять этот колокол на колокольню. Москвичи впервые услышали его голос, перекрывавший голоса всех других колоколов столицы, в 1668 году, но только через шесть лет после этого события он окончательно занял место на колокольне Ивана Великого. Подъем колокола был осуществлен в 1674 году. Иностранный путешественник Эрик Пальмквист зарисовал это событие. В огне кремлевского пожара в 1701 году колокол погиб. Металл его пошел в переплавку и был использован при отливке "Царя-колокола", о чём свидетельствует надпись на колоколе-гиганте, стоящем ныне в Московском Кремле. Следует заметить, что во время отливки Большого Успенского колокола в Московском Кремле Александр Григорьев был молодым, но уже весьма опытным мастером. Следующий большой заказ был сделан Александру Григорьеву патриархом Никоном, который присутствовал при отливке "Большого Успенского" колокола. Для Валдайского Иверского монастыря, только что основанного патриархом на небольшом лесистом острове посреди озера, мастеру предстояло отлить большой колокол. Отливка его была приурочена к освящению строившегося в монастыре каменного собора, которое состоялось в декабре 1656 года. Большой колокол с изображением патриарха Никона находился в Иверском монастыре до 1712 года, когда именным указом Петра I монастырь со всем своим имуществом оказался приписан к строившейся тогда Александро-Невской лавре. По типу звона человеком определялись события текущей жизни. Колокольный звон разделился на три основных вида:
Термин «былина» появился лишь в 20 веке. Старое название былин — старины. Нет песен и рифм на музыкальность. Это эпическое сказание, форма коллективного народного творчества, отражающая особый вид общественного сознания, синтез накопленного исторического опыта. Былины — разновременный класс, некоторые восходят к древности, а некоторые содержат неологизмы. Периоды:
Былинное творчество формировалось в трёх центрах:
Былины передавались устно, лишь в поздний период их стали собирать и записывать. Кирша Данилов — один из таких собирателей былин (сборник "Русские былины"). Марья Симеонова Крюкова и Марья Дмитриевна Кривоколенова — последние, по сути, сказительницы, сохранившие традиции. Характерные черты былин:
Есть две точки зрения об отражении исторической правды:
Виды былин:
Авторы, использовавшие былины — Некрасов, Лесков, Пушкин, Успенский, Гаршин. Былинность в живописи: Васнецов, Врубель, Васильев. |
![]() | С целью приведения в соответствие Положения о местных налогах на территории сельского поселения «Село Пушкино», Совет депутатов сельского... | ![]() | Об организации работы по разработке проекта бюджета сельского поселения «Село Пушкино» на 2013 год и среднесрочного финансового плана... |
![]() | Уставом сельского поселения «Село Пушкино», в целях дальнейшего улучшения содержания территорий, соблюдения чистоты и порядка, сохранности... | ![]() | С целью приведения нормативных правовых актов сельского поселения «Село Пушкино» в соответствии законодательству, на основании протеста... |
![]() | С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных администрации... | ![]() | Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 4 декабря 2007 года №329-фз... |
![]() | В соответствии со статьями 14, 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 34 Устава сельского поселения «Село Пушкино», в... | ![]() | С целью приведения в соответствие Положения о местных налогах на территории сельского поселения «Село Пушкино», Совет депутатов сельского... |
![]() | О внесении изменений в положение о добровольной пожарной охране сельского поселения «Село Пушкино» | ![]() | ... |