Наименование образовательного учреждения
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 288
с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Л.Г.Осипенко»
(полное наименование учреждения по Уставу)
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор СОШ № 288 М.Н.Сокур
(ФИО руководителя ОУ)
«01» сентября 2010 г. Рабочая программа по
предмету «Русский язык»
(учебный предмет)
2 класс «Школа России»
(классы)
2010 – 2011 учебный год
(сроки реализации)
Разработчик:
^
Обсуждена и согласована на Рассмотрена на педагогическом совете
методическом объединении
Протокол №32 от Протокол № 01 от
«29» мая 2010г. «01» сентября 2010г. 2010 – 2011 учебный год
^
Русский язык 2 класс
УМК «Школа России»
1. Роль и место дисциплины
| В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
| 2. Адресат
| Программа адресована учащимся вторых классов общеобразовательных школ
| 3. Соответствие Государственному образовательному стандарту
| Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык», утверждённой МО РФ (Москва, 2004г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004г).
| 4. Цели и задачи
|
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
| 5. Специфика программы
| Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному
| 6. Основные содержательные линии курса
| основы лингвистических знаний: фонетика, графика, грамматика (морфология и синтаксис);
| 7. Структура программы
| Программный материал представлен в виде взаимосвязанных блоков в соответствии с логикой поставленных задач.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.
Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа: стол, конь; в словах с йотированными гласными: е, ё, ю, я.
Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Слова, близкие по значению, слова противоположные по смыслу; слова и оттенки лексического значения. Эмоциональная окраска слова.
Морфология.
Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Слово – имя собственное.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости.
Применение правил правописания:
сочетания жи — ши, ча—ща, чу — щу в положении под ударением;
сочетания чк — чн, чт, щн,
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова (общее знакомство);
парные звонкие и глухие согласные в корне слова (общее знакомство);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи.
- Осознание ситуации общения; с какой целью, с кем и где происходит общение.
- Выражение собственного мнения, его аргументация.
- Овладение основными умениями ведения разговора
(начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
- Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения : приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой.
- Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему
с использованием разных типов речи (повествование).
| 8. Требования к результатам
| Личностные результаты
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы.
Предметные результаты
В результате изучения русского языка во 2 классе ученик должен знать/понимать:
виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
оформление предложений на письме;
смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
звук [й] и буква й
слогообразующая роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
гласные ударные и безударные;
согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
согласные только твёрдые, согласные только мягкие;
согласные, парные по звонкости и глухости;
соотношением количества звуков и букв в таких слова, как: мел, мель, яма, ель.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
передача в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующие речевой ситуации;
соблюдение орфоэпических норм (литературное произношение) в наиболее употребляемых словах;
оформление на письме предложений. Различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);правильного употребления
прописной буквы в начале предложения;
деление слов на слоги и для переноса;
определение ударного слога в слове;
прописной буквы в именах собственных;
написание слов с сочетаниями: жи - ши, ча - ща, чу – щу;
обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
правильного написания слов типа: пень, яма;
правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
письма под диктовку текстов (15 - 17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
устного составления текста из 3 -5 предложений, разных по цели высказыания, на определённую тему;
уметь (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук и буква;
контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
| 9. Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности
| интеллектуальные: обобщать, классифицировать, сравнивать, пояснять;
познавательные: учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением;
организационные: организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность.
умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
|
|
| 10. Формы организации учебного процесса
| программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, уроки- игры;
используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
| 11. Итоговый контроль
| стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности учащихся вторых классов к обучению.
текущее оценивание использует субъективные методы: наблюдение, самооценку и самоанализ и объективные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.
итоговое оценивание знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста диктанта, который включает задания по основным проблемам курса.
для оценки умений работать с текстом, в конце года проводиться контрольное списывание с заданием.
| 12. Объем и сроки изучения
по четвертям.
| Количество часов в год – 170.
Количество часов в неделю – 5.
Количество часов в 1 четверти - 46.
Количество часов во 2 четверти - 35.
Количество часов в 3 четверти - 48.
Количество часов в 4 четверти - 41.
| |