Распространение христианства в iv-ix вв. Христианство в Ирландии и Британии и его специфика




Скачать 123.12 Kb.
НазваниеРаспространение христианства в iv-ix вв. Христианство в Ирландии и Британии и его специфика
Дата публикации17.03.2013
Размер123.12 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Культура > Документы

Распространение христианства в IV-IX вв.
Христианство в Ирландии и Британии и его специфика.


Оглавление

Распространение христианства в IV-IX вв.
Христианство в Ирландии и Британии и его специфика. 1

До IV-го века 2

IV-й век 2

Ирландия 2

Англия 2

V-й век 3

Ирландия 3

Англия 7

VI-й век 7

Ирландия 7

Англия 8

VII-й век 9

Ирландия 9

Англия 10

VIII-й век 10

Ирландия 10

Англия 11

IX-й век 11

Ирландия 11

Источники: 12
^


До IV-го века


В VI в. до н.э. в Ирландии появились кельтские племена, или, как их называли римляне, скотты. [7]

Христианство британских кельтов ведет начало от более древней Церкви. Оно возникло в ходе римского завоевания (и через христиан, бежавших из Лиона и Вьена?), и, по свидетельству Тертуллиана, вышло за пределы занятых римлянами областей (конец II в.). Присутствие британских епископов (Лондона, Линкольна, Йорка) на соборах IV в. в Галлии, Булгарии (Сардика) и Италии (Ариминианум, 358 г.) доказывает существование на Британских островах церковной организации. [1]

IV-й век

Ирландия


В процессе разложения первобытнообщинного строя и складывания феодальных отношений все большую популярность среди знати стало приобретать христианство. Немаловажное значение в распространении христианства на острове имела миссионерская деятельность Патрика (373—463 гг.).

Уже в IV в. в Ирландии было известно алфавитное письмо, а с введением христианства стал применяться латинский алфавит. Центрами письменности стали монастырские школы, деятельность которых по переписке книг религиозного или светского содержания имела важное значение.

Англия


Успешным было вторжение ирландцев в Северную Британию, в страну Альба, или Каледонию, населенную кельтским племенем пиктов. Завоевание началось еще в IV в. с восточного побережья Ольстера. В течение нескольких десятилетий ирландцам удалось захватить западную и северную часть Альбы. [7]

Британец Ниниан, получивший образование в Риме и посвященный папой Сирицием в епископы, уже в 395 г. основал по образцу монастыря Мартина Турского монастырь Candida Casa (юго-западная Шотландия, против острова Мэн), ставший центром миссионерской деятельности среди шотландских пиктов. [1]

В 470 г. правитель одного из туатов в Антриме Фергус Мак Ер с тремя братьями переправился в Альбу и на колонизованных ирландцами — их здесь называли скотзди — землях основал свое королевство под названием Аргил (Восточные гэлы). По имени скоттов Альбу позже стали называть Шотландией. [7]

V-й век

Ирландия


К V в. н.э. кельты (скотты) уже смешались с местным населением, сложился гоидельский язык как особый диалект кельтских языков, и жители стали называть себя гоиделами (в англизированной форме — гэлы).

К V в. н.э. Ирландия была разделена на пять крупных областей-провинций — Ольстер, Коннот, Манстер, Южный и Северный Ленстер. В процессе возникновения государства в этих провинциях образовались самостоятельные «королевства» [7]

В едва наметившихся чертах ирландской миссии мы также распознаем признаки влияния Рима; кроме Ниниана среди ирландских скотов трудился по поручению папы Целестина († 432 г.) епископ Палладий.

Но подлинное обращение Ирландии — дело сына одного из британских диаконов, св. Патрика.

Его деятельность относилась в первую очередь к Северной Ирландии (около 444 г. — основание будущей митрополии Арма). На юго-западе и юго-востоке действовали ученики Патрика, галльские епископы. [1]

После бегства из Ирландии Патрик много путешествовал по Европе, был посвящен в пресвитеры в Галлии, а в 432 г. в сане епископа направлен папой римским в Ирландию проповедовать христианство и бороться с пелагианством — еретическим учением, оказывавшим влияние на многие христианские общины в Ирландии. Под влиянием Патрика ард-риаг Лоэгхайр принял новую веру и разрешил ему свободную проповедь христианства по всей стране. Патрик как архиепископ Ирландии обосновался в Арма, ставшем с тех пор ее церковной столицей. [7]

Сначала Патрик по галльскому образцу разделил Ирландию на диоцезы.

Но они не прижились по двум причинам.

      1. Ирландия никогда не была под властью Рима, и в ней не было такой административной структуры, на которую опиралась церковная организация римских или ранее занятых Римом областей.

      2. Монашество было столь сильным, что его характерные черты утвердились с середины VI в. и в церковной структуре; сформировалась некая чисто монашеская Церковь, т.е. монастыри стали единственным средоточием церковного управления, и монахи в качестве епископов и священников занимались пастырской деятельностью.

Ирландская миссионерская Церковь была, кроме того, полностью национальной и местной церковью. Монастырские церковные округа совпадали с округами клана, чей предводитель был основателем, покровителем и владельцем монастыря. Должность аббата передавалась по наследству из поколения в поколение племянникам и двоюродным братьям. Клан чувствовал ответственность за содержание и за обеспечение смены поколений монашеской общины: каждый десятый сын отдавался в монастырь. А монастырь в свою очередь служил народу и как церковь и как школа.

У этой Церкви после ухода римских войск из Британии и последующей изоляции вследствие вторжения в 450 г. язычников — саксов, англов и ютов — было мало возможностей для связи с Римом. Однако ее представители не хотели ничего иного, кроме как сохранить высоту веры, полученной от первоверховных апостолов, которых они особенно почитали и к чьим могилам они совершали паломничества. О тесной связи кельтской Церкви с Римской кафедрой во время папы Бонифация IV (608_615) свидетельствует не кто иной, как Колумбан Младший, занимавшийся христианизацией на материке.

Итак, кельтская островная Церковь не была «независима от Рима», хотя в ней примат духовного начала над юридическим удерживался дольше, чем в остальных Церквях Запада. [1]

Ирландцы, до того практически изолированные в своем культурном развитии, не просто приняли новую веру, но обратились к ней с такой страстностью, что в короткое время сделались едва ли не самыми ревностными ее хранителями и проповедниками в Европе.

Однако, и это не менее важно, само христианство на острове приняло свой, во многом отличный от распространенного облик.

Ирландские монахи имели особую тонзуру и исчисляли пасхальный цикл не так, как это предназначалось из Рима и было общепринято

Но главное отличие коренилось в самой организации ирландской церкви и верующих, которая через короткий срок после принятия христианства утвердилась на единственном принципе – монастырях и их сообществах или, как говорили ирландцы, "семьях"

Привязанность ирландских монахов к уединению и аскезе была необыкновенно сильной.

Иногда ее связывали с каким-то природным свойством ирландцев, иногда – с влиянием на ирландское христианство восточных, в частности сирийских и коптских, форм этой религии, проникавших сюда через западное Средиземноморье и Испанию.

Влияние такое несомненно, но оно лишь вплелось в ткань местной культуры, ни в коей мере ее не определяя.

Строгая аскеза сочеталась в ирландских монастырях с духом удивительной открытости по отношению к внешнему миру и той терпимостью, благодаря которой и сохранились для нас многочисленные ирландские сказания, уходящие в глубокую древность и языческие по характеру, они продолжали жить и в Новое время.

Никто усерднее ирландских монахов с их прославленной любовью к рукописям не переписывал старинных преданий и не переносил в книги то, что продолжали изучать в филидических школах и петь ученые поэты.

Это взаимопроникновение двух культур и есть самая замечательная черта раннесредневековой Ирландии.

В объяснение необычного устройства ирландской церкви приводились различные соображения.

Так, в Ирландии не было городской жизни и, следовательно, основы для обычной формы территориального устройства епископств.

Многие черты ирландского монастырского уклада находят соответствия в социальных нормах общества того времени – так, правила выбора среди претендентов на королевскую власть и на место настоятеля монастыря являют заметные черты сходства, но все же устойчивость ирландской церкви, ее исключительно быстрое оформление в переживших затем века формах трудно объяснить только приспособлением к местным социальным условиям.

Создается впечатление, что церковь заняла в обществе некое пустующее место, вошла, конечно, со своим, резко очерченным, содержанием в уже существовавшую структуру. И таковой, как это ни парадоксально, могла быть только организация ирландского жречества языческой поры – друидов.

В противоположность Галлии, друиды не подверглись в Ирландии прямым гонениям. Друидизм как таковой не был осужден, однако в интерпретации большинства источников он просто не выдержал сравнения с другим, более могущественным учением, дававшим своим приверженцам магическую власть и сверхъестественные способности.

Легенды о состязании христианских подвижников с языческими кудесниками и чародеями дошли до нас из самых разных областей христианского мира, но нигде дух этого соперничества не обнажен до такой степени и не составляет самой сути переходного времени, как в Ирландии.

Однако в отличие от многих побед, одержанных подобным образом христианством в других странах, исход соперничества в Ирландии привел к иным результатам. Нетрудно представить себе, каковы они были, если в христианских текстах Ирландии могло встречаться обращение к богу: "О мой друид!"

Создается впечатление, что престиж сословия друидов был весьма искусно использован для оттеснения с первенствующих позиций в обществе их самих, уничтожения тех функций, которые обеспечивали им пребывание на этих позициях.

В Ирландии имел место не разрыв, а сращивание, правда очень своеобразное, двух традиций, наследие древнейшей из которых вписалось в систему новоявившейся, было урезано и преображено, но не отвержено и проклято. так, преемственность традиции (причем, по нашему мнению, сознательно стимулировавшаяся определенным общественным слоем) в Ирландии налицо.

Однако мягкость и внешняя безболезненность перехода не должны скрывать необратимости происшедшего - религиозная доктрина и практика друидов в их целостности безвозвратно погибли. Наследовались именно форма, элементы нравов и поведения, но никак не содержание. В действие вступил первый из важнейших для понимания дальнейшей жизни ирландской культуры фактор - фактор умолчания.

Это не всегда осознавалось достаточно отчетливо, ибо на первый план выступали неожиданное в христианской стране богатство сохраненной языческой традиции, сосуществование на страницах многочисленных ирландских рукописей двух языков - ирландского и латыни и двух культур - древней и новой.

Христианство принесло в Ирландию письменность, дал ирландской культуре возможность высказаться на своем языке спасло от забвения то, что не вытеснило окончательно и бесповоротно. [8]

Англия


В V в. ирландские отряды вторглись в западную часть Британии — Уэльс, населенный кельтским племенем бретонцев, и завладели им [7]

Обращение англов и саксов, германских племен, вторгшихся в Англию около 450 г., было начато Британской, а вскоре продолжено и Ирландской Церковью. Именно ирландо-шотландцы из Ионы и британского монастыря Линдисфарне в Нортумбрии обратили большую часть англосаксов. [1]

VI-й век

Ирландия


В VI—VIII вв. Ирландия была одним из центров христианства в Европе, откуда оно стало распространяться и на другие территории. «Островом святых и ученых» называли ее в то время.

Итак, несмотря на то что типичное для средневековья смыкание Церкви и мира, а именно, превращение епископов из пастырей душ в крупных землевладельцев и здесь заставляет относиться к себе с настороженностью, монастырское христианство Ирландии с раннего времени достигает необычайной высоты (Остров святых) и оказывает влияние на церковную историю.

Здесь мы видим образец христианского синтеза интеллектуальной культуры и религиозного аскетизма, представляющий большой интерес с точки зрения устроительства средневеко вой церковной жизни.

Ирландские монастыри играли уникальную роль в сохранении и дальнейшем развитии греческо-римской культуры.

В Ирландию никогда не вступал ни один римский легион. Однако она оказалась плодородной почвой для многих римских культурных ценностей. Так как переселение народов этот западный остров не затронуло, здесь не прерывалось развитие римских традиций.

Все это, усугубленное изоляцией, возникшей в результате вторжения саксов и англов, благоприятствовало развитию церковного своеобразия (время празднования Пасхи, чин евхаристии, облачение и прическа; практика покаяния).

Особенно важно влияние ирландского монашества на практику покаяния; оно означает не что иное, как превращение древнецерковного института публичного покаяния в частную исповедь, где особое значение придается определению соответствующей епитимьи. Так была введена, например, частая исповедь, а наказания за отдельные грехи, собранные в «покаянных книгах», были сведены в некоего рода «тариф». [1]

Англия


В VI в. местные отряды изгнали ирландцев из Уэльса.

Монах Брандон из Манстера (Ирландия) в VI в. побывал в Шотландии, Западной Британии и Уэльсе. [7]

Колумбан Старший († 597 г.), из знаменитого монастыря Хи или Иона, стал апостолом пиктов в Шотландии. Огромная работа ирландской монашеской Церкви по христианизации распространилась тогда дальше на юг к англам и саксам, жившим севернее Темзы. [1]

И все же можно констатировать, что обращение остальных англосаксов (в Кенте и Сассексе) и особенно приобщение кельтских бритов было в средние века первым большим успехом континентальной Церкви после обращения франков. Создание тесно связанной с Римом Британско-Англосаксонской Церкви — заслуга Григория Великого. Христианская Англия создана его посланниками. Поэтому эта Церковь и стала наиболее римской на Западе. [1]

В 590 году стал папой Григорий Великий и девять лет спустя послал к англам группу для благовествования во главе с Августином, монахом из того же монастыря, к которому он когда-то принадлежал сам. Столкнувшись с серьезными трудностями, Августин и его товарищи решили было отказаться от задуманного. Но Григорий не захотел ничего слушать, и они были вынуждены продолжить путь. [2]

Вместо жесткой унификации всех западных Церквей по образцу материнской Римской Церкви, папа Григорий Великий проповедовал и проводил в жизнь широкое и мудрое приспособление, в процессе которого христианская вера могла действительно воплотиться в мысли и жизни недавно пришедших ко Христу народов. Этим же духом проникнуты строки, направленные Григорием Августину Кентерберийскому: “Тебе, о брат, известны обычаи Римской Церкви, в которой ты вырос и которые ты охотно бы сохранил. Но мне было бы желательно, чтобы ты, если обнаружишь в Римской или Галльской или какой-либо иной Церкви нечто, что Богу Всемогущему могло бы быть более угодно, заботливо бы выбрал и ввел это в обычай Церкви англов, которая еще молода в вере” [1]

Папа Григорий проводил христианизацию планомерно. Правда, рассказ о том, что Григорий покупал и подготавливал англосаксон ских рабов с целью дальнейшего их использования в миссионерской деятельности, основан на легенде. Но и в этом рассказе есть зерно истины.

В 595 г. Григорий дал указание управляющему папскими владениями в Галлии купить англосаксонских юношей для службы в монастырях. Видимо Григорий узнал о готовности англосаксов к обращению и, поскольку северофранкский епископат не стал активно заниматься миссионерством, проявил личную инициативу.

Затем, около 596 г. он послал на Британские острова сорок бенедиктинцев из своего собственного Андреевского монастыря, в том числе Августина, которому, к сожалению, была свойственна ненужная жесткость.

Уже в 597 г. произошло первое массовое обращение.
^

VII-й век

Ирландия


В изоляции на Британских островах произошел бурный расцвет античной культуры. Если в VII в. уровень образования на континенте был практически нулевой, то в Ирландии изучались не только Священное Писание и святоотеческая литература, но и грамматика, риторика, геометрия и т. д. Там изучали даже греческий и читали на нем. [1]

Англия


Большое значение для христианизации в Англии имели женские монастыри, высокий социальный и культурный уровень многих аббатис. Первое столетие после своего основания Английская Церковь вообще была самой процветающей Церковью Запада. [1]

В 601 г. стал христианином благодаря своей жене Берте, франкской католичке, король Этельберхт Кентский. Впрочем, христианство медленно, но (несмотря на языческую реакцию после смерти в 616 г. Этельберхта) уверенно распространялось, хотя план создания грандиозной церковной организации (Лондон и Йорк как митрополии с 12 суфраганными епископствами в каждой) и не осуществился. [1]

Затем Августин стал первым архиепископом Кентербери (столицы Кента). В свою очередь христианскими становились и другие королевства, а Кентербери превратился в духовную столицу всей Англии. [7]

Монастыри и здесь стали центром христианизации. О почтении, с которым к ним повсюду относились, свидетельствует и то, что короли и королевы часто отказывались от короны, чтобы закончить свою жизнь монахами или монахинями. В века первого христианского подъема это произошло по меньшей мере 33 раза. [1]
^

VIII-й век

Ирландия


Раздробленная и раздираемая междоусобицами вождей, Ирландия с конца VIII в подверглась вторжению норманнов со Скандинавского полуострова (или «датчан», как их еще называют в исторической литературе).

Захватив в VIII в. Гебридские, Оркнейские и Шетландские о-ва, находящиеся между Ирландией и Скандинавией, и создав там ряд своих опорных пунктов, норманны начали грабительские нападения на ирландскую территорию, продолжавшиеся более 200 лет.

В 795 г. они высадились на о.Рэтлин у берегов Антрима и опустошили его;

В 798 г. поселились в районе Дублина, и с тех пор ирландские летописи скрупулезно сообщают о многочисленных экспедициях и грабежах норманнов, о разрушениях церквей, монастырей и поселений ирландцев. [7]

Англия


В монастырях, живших интенсивной духовной жизнью, мы видим ученых, миссионеров и святых (§ 37). Среди ученых следует особо выделить Беду Достопочтенного (Beda venerabilis) († 735 г.): он написал историю Английской Церкви, экзегетические компиляции и избранные «Quaestiones» [«Вопросы»] c уже богословски самостоятельными главами о свободной воле, позволяющими считать его предшественником схоластики.

Т.о. эта Церковь своими достижениями, а особенно — своей огромной, имеющей всемирно-историческое значение тягой к миссионерству на континенте, свидетельствует о том, как быстро при известных обстоятельствах могло христианство покорить до самой глубины и творчески оплодотворить души германцев. [1]

IX-й век

Ирландия


В 818 г. норманны высадились уже на южном побережье Ирландии, в районе Уэксфорда,

В 820 г. — около нынешнего г.Корка, а затем у Лимерика Они завладели также Арма — церковной столицей Ирландии. [7]

Но развивающееся культурное превосходство ирландцев все равно проявлялось, например, в знании забытого другими греческого языка, в частности трудов платоников и неоплатоников. Об его росте говорит то, что многих ученых раннего средневековья звали Scotus (Скот Эриугена, † 877 г.; Седулий Скот, † 858 г.; Мариан Скот, † 1082 г.; Дунс Скот, † 1308 г.; ирландцем был и высокообразованный епископ Виргил Зальцбургский). [1]

Источники:


  1. Йозеф Лортц. История Церкви (http://krotov.info/history/05/lebedev/lortz06.html)

  2. Хусто Л. Гонсалес. История Христианства (http://krotov.info/history/00/posnov/gonzalez_3.htm)

  3. Михаил Поснов. История Христианской Церкви (http://krotov.info/history/00/posnov/08_posn.html)

  4. Ирландия. Библиотека Кротова (http://krotov.info/spravki/help/strany/irlandia.html)

  5. Англия. Библиотека Кротова (http://krotov.info/spravki/help/strany/angliya.html)

  6. Петр Воляк. Святой Патрик и феномен Ирландской Церкви (http://krotov.info/history/05/01/volyak.html)

  7. Л. И. Гольман (отв. ред.). История Ирландии (http://krotov.info/libr_min/09_i/rl/andia_01.htm)

  8. C. В. Шкунаев. Герои и хранители ирландских преданий (http://krotov.info/history/06/2/irlan_sh.html)

  9. Всемирная история в 10 тт.(http://krotov.info/history/00/eger/vsem_046.htm)

  10. Гальфрид Монмутский. История бриттов (http://krotov.info/acts/12/1/galfrid.html)

  11. Рут Такер. От Иерусалима до края земли (http://presviter.info/books/730-rut-taker-ot-ierusalima-do-kraja-zemli.html)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Где и в каком году возникло христианство?
Где и в каком году возникло христианство? Кто проповедовал это учение? У каких слоев населения получило поддержку?Христанство во...

13 августа в Высшей Лиге Ирландии пройдут два поединка. Безусловно...
Ирландии, станет очное противостояние между Слайго и Шэмроком. Бывший чемпион Шэмрок будет иметь последнюю возможность зацепиться...

University College Dublin
Сегодня это одна из крупнейших образовательных организаций в Ирландии, которая предлагает качественные программы с изучением англ...

-
Идеалистический атеизм исторический сложившегося христианства и других «традиционных конфессий» при доминировании в стране его православной...

-
Идеалистический атеизм исторический сложившегося христианства и других «традиционных конфессий» при доминировании в стране его православной...

Христиантсов возникает в I-II столетии в римской провинции Иудее....
Изиды и Осириса, иранского бога – Митры, и т д., в которых были подчёркнуты те элементы, которые позднее заимствовало у них христианство,...

Возможности приложений OpenOffice org в учебно-воспитательном процессе
Свободное программное обеспечение отличается четырьмя ключевыми свободами правами на запуск программы в любых целях, ее изучение...

Рабочая программа по русскому языку класс 3
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности...

Управление образования и науки тамбовской области
Целью конкурса является восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России, причисленных к лику святых Русской...

Тогбук
Колыбельные: Армении, России, Ирландии, Голландии, Лапландии, Татарстана, Англии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница