Методическая разработка урока Автор: Девивье И. С




Скачать 46.31 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока Автор: Девивье И. С
Дата публикации18.03.2013
Размер46.31 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Культура > Урок

Методическая разработка урока
Автор:Девивье И.С учитель истории и обществознания
МБОУ №1 им.Героя россии Дм.Ерофеева(с.Топчиха,Топчихинского р-на,Алтайского края)
Первая квалификационная категория.


Тема занятия. Религия.

Учебная цель:

выяснить сущность понятия,охарактеризовать архаичные и мировые религии,определить роль и значение религии в современном мире.

Вступительное слово


Наряду с наукой, образованием, культурой древнейшей и основной формой духовной культуры является – религия.

Объявляется цель урока, учебные вопросы.

^ I. Сущность религии, ее значение и роль в обществе

Задание: вспомните и озвучьте устойчивые словосочетания с термином религия.

Слово “религия” происходит от латинского глагола religaro - связывать, обозначает духовную связь земного с небесным;

от латинского существительного religio –набожность, святыня, предмет культа.

Научных определений религии, как и культуры,огромное количество.

Познакомимся с некоторыми:

1. Религия - один из компонентов духовной сферы общества наряду с культурой, образованием и наукой.

2. Религия - один из фундаментальных институтов человеческого общества.

3. Религия - сфера общественного сознания(наряду с идеологией, научными знаниями,обыденными мнениями), отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное.

4. Религия - специфический тип мировоззрения и мироощущения, т.е. совокупность взглядов на мир как творение Бога.

5. Религия - совокупность моральных принципов,регулирующих образ жизни и поведение людей,разделяющих данное верование.

6. Религия - совокупность ритуальных действий,составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении и т.п.

7. Религия - группа, сообщество, союз или организация множества людей, связанных единой верой и взаимными обязательствами (церковные приходы, религиозные общины и братства,монашеские ордена, секты).

8. Религия - система верований и действий, с ее помощью решаются вопросы человеческой жизни.

Решаемые религией проблемы встают перед любым обществом на любой ступени его развития,независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа.

Сегодня в мире существует огромное количество религий.

Наиболее крупные из них:

  • христианство;

  • ислам;

  • конфуцианство;

  • буддизм;

  • синтоизм;

  • даосизм;

  • иудаизм и др.

Задание:

какая религия преобладает на территории Российской Федерации?

В разных государствах религия играет различную роль. В одних - первостепенную, в других – церковь отделена от государства. Такие государства называются светскими.

Задание:

прочтите статьи №14, 28 Конституции РФ. Определите роль и место религии в нашей стране.

С каждым годом количество верующих значительно увеличивается. Как вы думаете почему? Зачем людям нужна религия? (Беседа).

Выводы:

  • религия как форма культуры является одним из источников нравственных ценностей и норм;

  • объединяет людей, что способствует сохранению стабильности, устойчивости как отдельной личности, так и общества в целом;

  • обеспечивает общение верующих друг с другом и верующих с богом;

  • восполняет ограниченность, бессилие людей при изменении условий жизни, снимает стресс, приносит утешение, духовное наслаждение;

  • узаконивает некоторые общественные порядки, институты, образцы поведения как должное. И наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них.

К сожалению, религиозные противоречия могут быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, т.е. силой разъединения и противоборства.

Познакомимся с некоторыми формами религии.

^ II. Архаичные религии

К архаичным религиям относят: фетишизм,анимизм, тотемизм.

Задание. Слушая сообщение, выделите основную идею верования и запишите в таблицу.

Сообщения

Примерные выступления.

  1. Тотемизм. .

  2. Фетишизм

  3. Анимизм .

Более древние архаичные религии основаны на верованиях и мифах, составляющих мифологию.Появление мифологии представляло грандиозную революцию в сознании. Ведь первобытному человеку важно было не просто придумать какие-то сверхъестественные силы и поверить в них, а создать систему мировоззрений, объясняющую порядок в обществе. Например, почему есть бедные и богатые, куда уходят люди после смерти и т.п.

Религии, имеющие в основе религиозную веру,принято называть мировыми. К ним относятся:буддизм, христианство, ислам.

^ III. Мировые религии.

Буддизм

Христианство

Ислам

Буддизм – через размышление и созерцание человек может достичь истины, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей – любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо добрые они или злые.

Христианство – основная идея греховности человека как причина всех его несчастий.Проповедует терпение, смирение, прощение обид.

Ислам – человек – существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю.

Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современной цивилизации.Почему же их называют мировыми?

  1. Огромное число последователей во всем мире.

  2. Обращены к представителям всех социальных групп.

  3. Стремятся обратить в свою веру лиц другого исповедания.

  4. Носят надэтнический характер. Выходят за пределы наций и государств.

  5. Заключение

  6. Ученые считают, что в основе всякой религии лежит культовая система, которая представляет собой совокупность определенных обрядов. Многие обряды и культы, возникнув в архаичных религиях,перешли в современные.

Например, очистительные обряды, обряд крещения,погребения. венчания, освещение воинского знамени.

^ Закрепление Задание №1 Соотнесите.

Тотемизм

Представляет собой веру в существование духов и души.

Фетишизм

Представляет собой комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей и видами животных и растений.

Анимизм

Представляет собой религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам.

Задание №2 исключите лишнее

:- верование; обряд; магия; знание;

- тотемизм; христианство; ислам; буддизм;

- шаман; священник; атеист; мулла.

Задание №3

Тест №1

Что отличает религию от других областей духовной культуры:

а) использование художественных образов;

б) обращение к сверхъестественным силам;

в) опора на представления о добре и зле;

г) стремление объяснить окружающую действительность.

Тест №2

К мировым религиям не относится:

а) христианство;

в) иудаизм;

б) буддизм;

г) ислам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка внеклассного занятия по теме «Здоровый образ...
Методическая разработка посвящена методике организации работы по английскому языку

Методическая разработка интегрированного урока в 3 классе 2011г Тема:...
Цель урока: На примере художественных и музыкальных шедевров познакомить учеников с русским сарафаном

-
Методическая разработка урока (может быть организовано и как воспитательное мероприятие)

Методическая разработка урока биологии Тема урока: «Развитие жизни на Земле»
Образовательная: способствовать формированию представления о том, как происходило усложнение живых организмов на Земле в процессе...

Комитет по образованию
О проведении конкурса «Лучшая методическая разработка открытого урока по творчеству С. В. Михалкова»

Методическая разработка урока-обобщения по теме «Главные члены предложения»
Цели урока: обобщить знания о способах выражения подлежащего, типах сказуемого и способах его выражения

Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"
Акцентировать их внимание на важнейших событиях, определить их значение в ходе войны

Методическая разработка урока Автор: Девивье И. С iconМетодическая разработка содержит учебный план курса «Основы экономической теории»
Основы экономической теории: методическая разработка для студентов гуманитарных специальностей / Сост к э н., доцент И. В. Ефимчук,...

Методическая разработка урока Автор: Девивье И. С iconМетодическая разработка по дисциплине «Теория экономического анализа»
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» профессионально-ориентированная...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Возраст учащихся: 17-18 лет, группа 10-тэо-49, специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница