Опорный план конспект. Учитель истории: Соломатина Н. П. Тема: Предпосылки петровских преобразований




Скачать 55.82 Kb.
НазваниеОпорный план конспект. Учитель истории: Соломатина Н. П. Тема: Предпосылки петровских преобразований
Дата публикации02.04.2013
Размер55.82 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > История > Урок

Филиал МОУ Токаревской сош №2 в с. гладышево

«Предпосылки петровских преобразований»

Опорный план – конспект.




Учитель истории: Соломатина Н.П.






Тема: Предпосылки петровских преобразований.

Цель урока: показать учащимся необходимость реформирования страны; выяснить роль контактов с Западом на протяжении XVII века для осознания властью необходимости перемен; рассказать о реформах А.Л. Ордина-Нащокина и преобразовательных планах В.В. Голицина, выяснить их значение и причины неудач.

^ Планируемые результаты: учащиеся узнают о

- причинах усиления западного влияния на Россию в 17 веке;

- особенностях его проявления в допетровскую эпоху;

- личностях их деятельности С. Полоцкого, А.Л. Ордина-Нащокина, В.В. Голицына, Ю. Крижанича.

- причинах нереализованности этих реформ.

^ Межпредметные и внутрикурсовые связи: новая история: Европа накануне промышленного переворота; история России: реформы Избранной Рады.

Персоналии: С. Полоцкий, А.Л. Ордин-Нащокин, В.В. Голицын, Ю. Крижанич.

Ход урока

^ Изучение нового материала

Мы преступаем к изучению нового периода российской истории – эпохи петровских преобразований. Этот период теснейшим образом связан с личностью Петра I – однако истоки петровских преобразований следует искать в процессе экономического развития России, контактах с европейскими странами, обмирщение культуры. Развивающихся на протяжении всего XVII века. ( Слайд 3)

XVII век в истории России – время новых явлений в экономике, политике , культуре. Неудачная Ливонская Война и Смута показали слабость России по сравнению с западной Европой. Чтобы стать сильной и вернуть потери, Россия должна была учиться у Западной Европы. Многое было заимствовано из Западной Европы в промышленности, военном деле, в области культуры. Итоги XVII века были для России не утешительными. Так, не удалось вернуть побережье Финского залива, захваченного Швецией в годы Смуты; не удалось прекратить набеги крымчаков на южные области России.

Неудачная Ливонская война

Разорение России

Смута

XVII век – время учебы России у

Западной Европы



Голландцы строят «Немецкая слобода»- В моде Иностранные

Заводы и корабли поселение иностранных языки, танцы, одежда

Специалистов в Москве

Не удалось вернуть побережье Финского залива,

прекратить набеги крымчаков

Нужны реформы

^ Основные направления реформ. (Слайд 4)

- В России в 1649 г. вводится крепостное право (В Англии - буржуазная революция),

-отсутствовали удобные порты для европейской торговли,

-отсталая армия и флот,

-косный государственный аппарат,

-слабо развитая экономика,

-отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.
^ Усиление иностранного влияния. (Слайд 5,6)

С воцарением династии Романовых возобновилось приглашение для консультации и на службу в Россию иностранных специалистов. На окраине Москвы появилась Немецкая слобода – Кукуй.. немцами в то время называли всех западноевропейцев. В ней жило 1500 человек.

При Алексее Михайловиче появились полки, первый боевой корабль, «иноземного строя», написаны военные уставы. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией.

Первые многочисленные контакты с представителями иных культур и конфессий имели место в период Смуты. Первые приглашаемые на русскую службу иностранцы были еще при Алексее Михайловиче. Особое значение имело украинское посредничество в процессе западного влияния на русскую культуру, искусство и быт.
Заполнение таблицы учащимися по ходу урока

Основные направления деятельности


А. Ордин-Нащокин

В.В. Голицын

С. Полоцкий

Ю. Крижанич












^ Симеон Полоцкий. ( Слайд 7)

Огромное роль в сближении с Западом сыграл С. Полоцкий. Он выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа. Его пригласили в Москву для обучения дьяков в приказах. Он стал придворным поэтом и ему поручили воспитание царских детей.

Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования. Перед ним стояла трудная обязанность сформировать у наследников престола стремление к прогрессу российского общества, понимание важности и необходимости изменений при условии сохранения основ традиционного уклада жизни страны.

^ Реформы А.Л. Ордина-Нащокина (Слайд 8)

Большую роль в развитии страны в сер XVII в. сыграл А. Ордин-Нащокин - полководец и дипломат. Он подписал договоры с Курляндией, Швецией, Польшей. Предложил перейти к союзу с поляками для борьбы с турками, сократить дворянское ополчение, ввести рекрутскую повинность. Ордин-Нащокин хотел ввести элементы самоуправления, на основе выборности защищал интересы русских купцов. Основал ряд мануфактур. Ордин -Нащокин подвергся опале, что и прервало осуществление им планов. Это произошло потому, что само общество, консерватизм правительства не могли еще принять столь существенных реформаторских идей.

^ Преобразовательные планы В.В. Голицына. (Слайд 9)

В. В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 -89 гг. Он открыл Славяно-греко-латинскую академию, отменил смертную казнь, начал вводить европейские формы быта, предлагал освободить крестьян от помещиков, ввести «поголовную» подать. Неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной. Голицын стремился проводить реформаторский курс, нацеленный на системную европеизацию России.

^ Юрий Крижанич. (Слайд 10)

В 1659 г. хорватский дворянин Ю. Крижанич прибыл на службу в Россию.

Выступая за введение в России европейской системы образования, за просвещение населения огромной страны, он предупреждал об опасности слепого заимствования западного опыта.

Главной его идеей было объединение всего славянства для борьбы с «немецкой опасностью». Для этого он предлагал объединить православную и католическую церковь под властью папы римского и создать единое славянское государство под властью московского царя.

Причины неудачи реформ в XVII века.

Слабость России

Необходимость реформ

Реформаторы дворяне и бояре

Царь не участвует

Неудача реформ

Нужен царь реформатор

Петр I

Выводы: во второй пол. XVII века российские власти осознали необходимость реформ, разрабатывались проекты, началась конкретная деятельность по проведению некоторых из них в жизнь. Не случайно историк В.О. Ключевский сформировал мнение о «преобразовательном настроении» в обществе, созданном при царе Алексее Михайловиче. Однако реформы велись крайне медленно и непоследовательно, многие планы так и остались на бумаге.

Домашнее задание: § 12, вопросы и задания после параграфа

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока тема урока «Крестьянская реформа 1861 г.»
Оборудование: компьютер и проектор; cd «Энциклопедия истории России (862-1917 гг.)»

План-конспект урока 6 Тема. В мире шрифта
Обучающая – формировать знания у учащихся по истории развития шрифта и познакомить с его классификацией

План-конспект урока истории в 6 классе. Тема: «Русская культура во...
Выявить и охарактеризовать основные направления развития древнерусской культуры (литература, зодчество, живопись), сформировать представления...

Конспект урока истории России в 8 классе по специальной коррекционной программе VII вида
Составитель: Иванова Диана Николаевна, учитель истории и обществознания, гбоу псковской области «Красногородская школа-интернат для...

Тема работы
Тема работы: план конспект урока с применением Электронных образовательных ресурсов (эор)

План-конспект урока изо в 6 классе. Тема урока: «Образ человека главная тема в искусстве.»
Для учителя: мультимедийное оборудование, презентация по теме, образцы детских работ

План-конспект урока тема урока: Полезные ископаемые. Их добыча
Тема и номер урока в теме пятый урок в разделе «Путешествие по поверхности и недрам»

Конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема: "Площадь...
Способствовать развитию мышления, познавательной активности, самостоятельности, организованности, коммуникативных и творческих способностей...

Сертификаты областного конкурса «Народный учитель Тамбовской области-2012»
Аникеева Елена Борисовна, учитель истории мбоу ржаксинской сош №1 им Н. М. Фролова

Конспект урока математики 5 класс. Авт учебника Н. Б. Истомина. Тема:...
Урок подготовила и провела учитель математики маоу сош №1 Кочнева Елена Владимировна

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница