«Сталинградская битва»




Скачать 159.27 Kb.
Название«Сталинградская битва»
Дата публикации20.03.2013
Размер159.27 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > История > Урок
Тема урока: «Сталинградская битва».

Три сотни побеждали – трое!

Лишь мертвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы все могли!

М. Цветаева.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации: групповая работа.

Оборудование: учебник «История России XX- н. XXI вв». Авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г. – М., «Просвещение». Карта настенная «Вторая мировая война и Великая Отечественная война 1939-1945 гг», атлас и контурные карты для 9 класса, мультимедийный учебник «История России XX- н. XXI вв», ч.3, компьютер, экран, презентация урока, рабочий лист урока.

^ Цели урока:

  • Называть и объяснять значимость Сталинградской битвы как коренного перелома во Второй мировой войне;

  • Учащиеся смогут овладеть умениями совместной работы в группе, объяснять значения понятий, проводить поиск информации в исторических источниках и анализировать ее, делать выводы и оценивать исторические факты, исследовать и работать с исторической картой;

  • Воспитывать на примере героического прошлого своей Родины и малой родины чувство патриотизма, гордости за свой народ, сопричастности к ее истории и судьбе. Вызывать стремление к самостоятельности и настойчивости в овладении знаниями, ответственность за себя и своих товарищей в группе, дух состязательности.

Понятия:

Коренной перелом – это переход стратегической инициативы на фронте, достижение превосходства экономики, соотношения в живой силе и военной технике в пользу СССР.

^ Военные операции: «Уран», «Кольцо».

Персоналии: Сталин И.В., Жуков Г.К., Рокоссовский К.К., Ватутин Н.Ф., Еременко А.И., Чуйков В.И., Шумилов.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учащиеся занимают свои места, приветствие.

^ II. Вступительное слово учителя.

Тема сегодняшнего урока: «Сталинградская битва» (Слайд №1 презентации)

Сталинградская битва навсегда вошла в историю нашей страны. Она стала ее символом, событием, являющимся для народа предметом гордости, источником силы. Фактически, у стен Сталинграда решалась судьба нашего государства.

Эпиграфом урока стал отрывок из произведения Марины Цветаевой:

Три сотни побеждали – трое!

Лишь мертвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы все могли!

(Одновременно демонстрируется слайд №2 презентации).

28 июля 1942 года в газете «Красная звезда» была опубликована статья писателя Ильи Эренбурга: «Внуки или будут прославлять подвиги героев 1942 года, или проклянут нас, изнывая в плену…»

(слайд №3)

Задача нашего урока: подтвердить фактами значимость Сталинградской битвы, что летом – осенью 1942- зимой 1943 года, по существу решалась судьба нашей страны.

Ребята, что мы должны сделать, чтобы решить поставленную проблему?

(изучить события, узнать даты, результаты, значение основных событий лета – осени 1942- зимы 1943 года на советско-германском фронте).

Для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получит свое задание. У каждого из вас будет рабочий лист, с которым вы работаете на протяжении всего урока и сдаете на проверку по окончанию. Кроме оценки за рабочий лист, наиболее активные из вас смогут получить оценку за текущую работу на уроке.

Приступая к изучению темы, давайте с помощью настенной карты и ваших атласов вспомним и охарактеризуем ситуацию на советско-германском фронте к лету 1942 года.

Учитель, подводя итоги ответов учащихся, с помощью слайда №4 подводит учащихся к пониманию сложного положения на фронте. Далее организуется работа с текстом документа (рабочий лист, задание №)

Из речи Гитлера в Мюнхене 8 ноября 1942 года.

То, что я поступаю не так, как хотелось бы другим, объясняется вот чем: я сначала обдумываю, чего, по всей вероятности, хотят другие, а потом делаю принципиально иначе. Если герр Сталин, как видно ожидал, что мы ударим на центральном участке (Восточного фронта), то я вовсе не пожелал наступать там. И не столько потому, что герр Сталин, вероятно, думал так, а потому, что мне это было не столь уж и важно. Я хотел выйти к Волге, причем именно в определенном месте, у определенного города. Случайно он носит имя самого Сталина. Так что не думайте, что я двигался туда по этим причинам… Я делал это потому, что там находится весьма важный пункт. Ведь там мы отрезаем транспортные пути, по которым перевозятся 30 млн. тонн грузов, в том числе 9 млн. тонн нефти. Туда стекалась вся пшеница из гигантских областей Украины, Кубани, чтобы затем быть транспортированной на север. Там добывалась марганцовая руда, там находится гигантский перевалочный пункт. Вот это все я и хотел захватить.

Вопросы к документу.

- О каком военно-стратегическом просчете советского командования идет речь в документе?

- Какие стратегические выгоды предполагал извлечь Гитлер из захвата Сталинграда?

Учитель дополняет и исправляет ответы учащихся, затем с помощью слайда №4 дети делают записи в рабочем листе.

Соотношение сил – работа со статистическими данными (слайд №5)

Рабочий лист.

Задание. Проанализируйте данные, помещенные в таблицах, и запишите ответы на вопросы.

Численность немецких войск.

Дата

Общее количество

дивизий

На советско-германском фронте

На других фронтах

На оккупированных территориях и в самой Германии

всего

в %

всего

в %

всего

в %

22 июня 1941г.

217,5

153

70,3

2

0,9

62,5

28,8

1 мая 1942 г.

237,5

181,5

76,5

3

1,2

53

22,3

1 июля 1943 г.

297

196

66

8

2,7

93

31,3

Состав сил и средств вермахта и Красной Армии к началу Сталинградской битвы.

Силы и средства.

Вермахт.

Красная армия.

Личный состав.

1,01 млн. человек

1,1 млн. человек

Орудия и минометы.

10,3 тыс. штук

15,5 тыс. штук

Танки и САУ.

675 штук

1463 штуки

Самолеты.

1216 штук

1350 штук

Соотношение сил сторон на советско-германском фронте (ноябрь 1942 г.)

Линии сравнения.

Советские войска.

Войска Германии и ее союзников.

Личный состав (млн. человек)

6,6

6,2

Орудия и минометы (тыс. шт.).

77,8

51,7

Танки (тыс.)

7,3

5,1

Самолеты (тыс.)

4,5

3,5

Общее соотношение сил на Сталинградском направлении к моменту начала контрнаступления советских войск.

Линии сравнения.

Советские войска.

Войска Германии и ее союзников.

Личный состав (тыс. человек)

1103

1011

Орудия и минометы (тыс. шт.).

15500

10290

Танки, САУ и штурмовые орудия.

1463

675

Самолеты

1350

1215



  1. Сделайте вывод, какое значение имел советско-германский фронт во Второй мировой войне?

  2. О каких коренных изменениях на советско-германском фронте свидетельствуют данные таблицы?

Летом 1942 года обстановка складывалась далеко не в пользу нашего государства. Имея полное превосходство в силах, противник вел бешеное наступление. Гитлеровцы считали, что они легко овладеют Сталинградом силами только 6-й армии до 25 июля. 12 июля фашисты вторглись в пределы Сталинградской области. 23 августа немецкие самолеты под командованием В. Рихтгофена подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолетовылетов. Город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. «Стоять на смерть, ни шагу назад!» - такой был девиз у наших солдат. Понимая значимость Сталинграда, именно в это время Сталин издал приказ №227.

Обратимся к тексту приказа на рабочем листе.

Из приказа №227 от 28 июля 1942 года.

У нас стало намного меньше территории … стало на много меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. … У нас уже сейчас нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину…

Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв…

Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов …

Безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем … отступать …

Задание. Этот приказ один из немногих, номер которого помнит каждый фронтовик. Почему?

Дайте свою оценку приказу «Ни шагу назад!» Почему она не может быть однозначной?

Периоды Сталинградской битвы: оборонительный этап (17 июля – 18 ноября 1943 года) и наступательный этап (19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 года). Организуем работу в группах – первая группа должна заполнить первую колонку таблицы, вторая вторую. По ходу отчета групп заполняется незаполненная колонка таблицы. (Задание № рабочего листа)

Отчет первой группы.

Учитель: Сталинградскую битву называют началом коренного перелома в ходе войны.

Подумаем, что означает это понятие?

(слайд №6 и задание № рабочего листа)

Однако, коренной перелом – это не только переход стратегической инициативы на фронте, достижение превосходства экономики, соотношения в живой силе и военной технике в пользу СССР, это еще и изменение морального духа воюющих сторон. Давайте проследим и сравним влияние Сталинградской битвы на состояние немецкой и советской армии. Для этого поработайте с документами, представленными в ваших рабочих листах. Первая группа – немецкая армия, вторая – советская.

Материалы для первой группы.

Из дневника гитлеровского солдата.

8 сентября 1942 года.

Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым я увидел волгу, спокойно и величественно текущую в своем русле. Итак, мы достигли желанной цели – Волга! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди жестокие бои ….Почему русские уперлись на этом берегу, неужели они думают воевать на самой кромке? Это безумие…

14 октября 1942 года.

Русские не похожи на людей, они не знают усталости, не ведают страха, не боятся огня …. Матросы на лютом морозе идут в атаку в одних тельняшках… Мы изнемогаем, каждый солдат считает, что следующим погибнет он сам. Быть раненным и вернуться в тыл – единственная надежда…

16 ноября 1942 года.

Сегодня получил письмо от жены. Дома надеются, что до рождества мы вернемся в Германию, и уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов… Сталинград – это ад!

23 ноября 1942 года.

Никто из нас не вернется в Германию, если только не произойдет чуда. А в чудеса я больше не верю… Время перешло на сторону русских.

Из дневника В. Гофмана.

29 июля 1942 года. Командир роты говорит, что русские войска совсем разбиты, держаться долго не могут. Выйти на Волгу и взять Сталинград для наших армий не такое уж сложное дело. Фюрер знает, где слабое место у русских, победа близка.

27 сентября 1942 года. Сталинград – это ад! Счастливы те, которые получили ранение, они, безусловно, будут дома и вместе с родными отпразднуют победу.

28 декабря 1942 года. Лошадей уже всех съели. Я готов съесть кошку, говорят, у нее мясо очень вкусное. Солдаты стали похожи на мертвецов или на обезумевших людей, ищущих что-нибудь сунуть в рот. Они уже не прячутся от снарядов русских, нет сил ходить, сгибаться и прятаться, будь проклята эта война!

Задание к документу:

- Проследите изменения в отношении гитлеровских солдат к сражению под Сталинградом.

- Сделайте вывод об изменении морального состояния армии.

Материалы для второй группы.

^ Письма с фронта.

Письмо неизвестного солдата.

Дорогой отец, Марфуша, Мария и Таня.

Не знаю, когда будет возможность с вами, да и ли такая возможность. Сегодня уезжаю на фронт воевать. Иду защищать родину, освобождать Россию и родное Подгорное.

Сентябрь 1942 года.

^ Письмо М.Ф. Митюкова для дочери Нади.

Надя, мне теперь нужно бить фашистов, чтобы они не грабили нас и не убивали детей, не кидали бы таких милых девочек, как вы – Надя и Эля – в горячую печку. (Как фашисты в Ростове делали.) Большим дядям и мне, вашему папе, нужно дружными силами вместе бить зверских фашистов. Вот когда мы прогоним всех этих негодяев из нашей страны, тогда, должно быть, мы потанцуем с тобой, Надя, еще. Ну, пока сыграй третий штраусовский вальс без меня.

Октябрь 1942 год.

^ Письмо А.А. Казнина.

Привет с фронта.

… Сами знаете, что фашисты находятся у Сталинграда в настоящем «кольце», и мы их крепко долбаем. Им попало порядочно. Им верная гибель. Они даже на людей не похожи. Мерзнут и дохнут с голода.

Ноябрь 1942 год.

^ Письмо В.П. Маснева матери Татьяне Ефимовне.

… Мама, скоро я снова вступаю в бой с проклятыми фашистскими ордами и буду до последней капли крови уничтожать этих человекоподобных извергов. Если меня только не станет, то всегда помни, что я погиб, как подобает воину-командиру нашей Красной Армии, как подобает погибать.

Декабрь 1942 года.

Утром на позиции 885-го стрелкового полка 193 стрелковой дивизии обрушили свой удар части 24 танковой и 71 пехотной дивизии врага, но их атаки были отбиты. В ходе этого боя подвиг совершил воин 1-й роты Михаил Паникаха. Поднятая им на вражеский танк бутылка с зажигательной смесью, воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег на броню танка. Умирая, советский воин уничтожил танк врага вместе с его экипажем.

Небольшая группа советских солдат захватила дом, который занимал господствующее положение над окружающей местностью. Фашисты подвергали дом сокрушительному артиллерийскому и минометному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники под руководством сержанта Якова Павлова и лейтенанта И.Ф. Арсеньева в течение 58 дней и ночей отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволяли гитлеровцам прорваться к Волге на этом участке. «Это небольшая группа, – отмечает Чуйков - обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа».

В одном из боев в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи, и, теряя сознание, зубами соединил оба конца. Его катушка, как символ героизма в сражении за Сталинград передавалась лучшим связистам 308-й стрелковой дивизии.

Очень широко в обороне Сталинграда применялся огонь снайперов. Например, в 284-й стрелковой дивизии инициатором движения снайперов был старшина, комсомолец Василий Зайцев. Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Немецко-фашистское командование для его уничтожения доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через четыре дня он сам попал на мушку нашего замечательного снайпера.

  1. О чем свидетельствуют данные факты?

  2. Как можно оценить моральный дух советских солдат?

  3. Какие вы еще можете привести примеры мужества и героизма советских солдат?

19 ноября начинается контрнаступление советских войск под Сталинградом.

Отчет второй группы, заполнение второй колонки таблицы.

Наш район в годы Сталинградской битвы был прифронтовым. На прошлой неделе мы с вами посетили районный краеведческий музей, совершили поездку по памятным местам нашего района. Теперь вспомните, какой вклад внесли жители нашего района в великую победу.

(слайд)

Давайте вернемся к проблеме, которую мы обозначили в начале урока.

(слайд)

Подтвердите фактами значение Сталинградской битвы.

Подводим итоги. (Слайд, задание в рабочем листе)

Значение Сталинградской битвы.

  1. Положила начало коренному перелому в войне.

  2. Показала возросшую военную мощь СССР и полководческое искусство советских военачальников.

  3. Укрепила веру советских людей в победу.

  4. Устранила угрозу вступления в войну против СССР Японии и Турции.

  5. Укрепила антигитлеровскую коалицию.

  6. Способствовала росту движения Сопротивления на оккупированных территориях СССР и стран Европы.

  7. Нанесла Германии невосполнимые потери в живой силе и технике.

  8. Подорвала авторитет Адольфа Гитлера как политического лидера и снизила боевой дух германской армии.

  9. Создала условия для освобождения занятой врагом советской территории.

Рефлексия. Тестовый контроль.

1. План советского контрнаступления под Сталинградом назывался:

  1. «Кольцо»

  2. «Сатурн»

  3. «Уран»

  4. «Марс»

2. Оборонительный период Сталинградской битвы продолжался:

  1. С 10 июня по 15 ноября 1942 г.

  2. С 17 июля по 18 ноября 1942 г.

  3. С 3 августа по 5 декабря 1942 г.

3. Кто и когда возглавил ответственность за поражение и отступление Красной Армии в начале войны на солдат и офицеров – «паникеров и трусов» - и приказал сформировать штрафные батальоны и роты, заградительные отряды с пулеметами?

  1. И.В.Сталин в июле 1942 г. Приказом №227

  2. Г.К.Жуков в октябре 1941 г. в ходе битвы за Москву.

  3. Л.З.Мехлис в мае 1942 г. в ходе Керченской операции.

4. Кто из военачальников командовал 62 и 64 армиями, оборонявшими Сталинград?

  1. В.И.Чуйков и М.С.Шумилов

  2. Л.З.Мехлис и М.П.Кирпонос

  3. П.С.Рыбалко и С.М.Штеменко

5. Они повторили подвиг героев-панфиловцев. 33 советских воина вступили в бой с врагом, который имел 70 танков и до батальона пехоты. Это произошло:

  1. Под Донбассом

  2. У н.п. Россошки

  3. Под Тулой

6. Одна из дат является лишней. Укажите ее.

  1. 5 декабря1941г

  2. 19 ноября 1942 г

  3. 7 ноября 1942 г

  4. 12 июля 1943 г

7. Тракторный завод снабжал фронт:

  1. Танками

  2. Снарядами

  3. Пушками

8. Основные положения плана советского контрнаступления под Сталинградом заключались в следующем:

  1. Переход во фронтальное наступление войск, оборонявших Сталинград

  2. Переход в крупное наступление на Кавказе с целью оттянуть немецкие войска от Сталинграда и подготовить условия для окружения Сталинградской группировки противника

  3. Ударами Юго-Восточного и Сталинградского фронтов разгромить войска, прикрывавшие фланги Сталинградской группировки

9. Соотнесите фронт и его командующего в начале наступательного этапа Сталинградской битвы:

1. Юго-Западный а) Н.Ф.Ватутин

2. Донской б) А.И.Еременко

3. Сталинградский фронт в) К.К.Рокоссовский

Ответ: 1-а 2-в 3-б

10. в рамках Сталинградской битвы было проведено несколько фронтовых операций. Соотнесите операции и их кодовые названия.

1. ноябрьская наступательная операция а) «Кольцо»

по окружению Сталинградской группировки

противника

2. Котельниковская-Среднедонская операция б) «Уран»

3. операция по ликвидации окруженных в) «Малый Сатурн»

Вражеских войск в Сталинграде

Ответ: 1-б 2-в 3-а

11. Определите, какие события произошли в ходе Сталинградской битвы:

А) оборонительный этап

Б) наступательный этап

  1. Выход немцев к Волге севернее Сталинграда

  2. Выход немецких войск в малую излучину Дона

  3. Окружение армии Паулюса

  4. Наступление группы армий «Дон» под командованием Э.Манштейна

  5. Жесточайшая бомбардировка Сталинграда

  6. Котельниковская операция

  7. Переброс немцами 4-й танковой армии с кавказского направления на помощь войскам под Сталинградом

  8. Соединение советских войск у г. Калач - на - Дону

  9. Отход советских войск на левый берег Дона

  10. Окончательная капитуляция немецких частей под Сталинградом

  11. Овладение немцами Мамаевым курганом.

Ответ: а – 1,2,5,7,9,11

б – 3,4,6,8,10

12. Где похоронен В.И.Чуйков?

  1. На родине, в селе Серебряные Пруды

  2. На Мамаевом кургане

  3. У Кремлевской стены

13. Памятник – ансамбль на Мамаевом кургане был открыт:

  1. 1 мая 1950 г

  2. 15 октября 1967 г

  3. 9 мая 1965 г

  4. 2 февраля 1963 г

14. Отметьте участников Сталинградской битвы:

  1. Р.Я.Малиновский

  2. Н.Ф.Ватутин

  3. М.Ф.Лукин

  4. В.В.Талалихин

  5. А.А.Власов

  6. М.С.Шумилов

  7. И.В.Панфилов

  8. В.И.Чуйков

  9. А.И.Родимцев

15. Знаменитый Сталинградский снайпер, уничтоживший более 300 фашистов:

  1. В.Г.Зайцев

  2. А.И.Алейников

  3. П.И.Иванов

Д/З: Сочинение-рассуждение «Моя семья в годы Сталинградской битвы»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Сталинградской...

Сталинградская битва
Здесь даже давний пепел так горяч, Что опалит — вдохни, припомни, тронь ли … Но ты вступая по нему, не плачь и перед пеплом будущим...

Внеклассное мероприятие "Сталинградская битва" Подготовила : учитель...
Сталинградской битвы как этапа в коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны

Исследовательская работа «сталинградская битва глазами очевидцев»
Люди, знавшие войну, говорят, что четыре ее года помнятся, как никакое другое четырехлетие. Сегодняшние столько же дней и ночей промелькнут...

Куликовская битва
А – битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под началом...

Невская битва и Ледовое побоище

• пробит голубой дороги • кнут хаугланд и битва за тяжелую воду •...
Еской ночи • комсомольцы побеждают тайгу • пробит голубой дороги • кнут хаугланд и битва за тяжелую воду • репортажи из индии, болгарии,...

Внеклассное мероприятие «Оборона Сталинграда» 24 человека 6 «А» класс...
Классный час. Презентация исследовательской работы «Воины тамбовцы в Сталинградской битве»

«Сталинградская битва» iconКонтрольно-измерительные материалы для аттестации педагогических...
А1 В каком году произошла битва, после которой князя Александра Ярославича стали называть «Невским»?

Новая Курская Битва не за горами
Но почему-то историками, сми, и значительным количеством наших соотечественников упускается из внимания т н. «холодная война» (информационная)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница