Урок на тему: Быт и нравы Древней Руси




Скачать 92.52 Kb.
НазваниеУрок на тему: Быт и нравы Древней Руси
Дата публикации19.03.2013
Размер92.52 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > История > Урок
Филиал МБОУ Токаревская СОШ №2 в с. Гладышево

с. Гладышево Токаревский район Тамбовская область
урок на тему:
Быт и нравы Древней Руси
Подготовила:

Соломатина Н.П.

учитель истории
2011г.


Тема «Быт и нравы Древней Руси»

Цель:

Сформировать у учащихся представление о быте и нравах древних славян.

Задачи:

  1. Познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой, военном делом.

  2. Знакомство с основой воспитания детей на Руси.

  3. Выделить основные различия в образе жизни и быту между бедными и богатыми, между городом и деревней.

  4. Активизация интереса у учащихся к истории своего народа.


Оборудование:

Учебник, видеопроектор.

Основные понятия:

Хоромы, слобода, грудница, шишаки, понева.

^ План урока

Повседневная жизнь земледельцев и горожан.

Жилище

Одежда

Военное дело
Ход урока:

  1. Орг. момент.

Здравствуйте!

Меня зовут Наталия Петровна сегодня проведу у вас урок.

Введение.

Слово учителя:

Тема нашего сегодняшнего урока : «Быт и нравы Древней Руси»

Ребята, при изучении истории Средних веков вы знакомились с понятиями быт и нравы давайте вспомним их определения

^ Ответы учащихся: (быт - повседневная жизнь, нравы - обычаи, уклады общественной жизни.)

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в Древнюю Русь. Вы рассмотрите, как выглядело жилище жителей Руси, как они одевались, чем питались, чем занимались, как воспитывали своих детей.

С развитием ремесла произошло разделение общества на сельских жителей и горожан. Жизнь в городе и деревне заметно отличалась. Давайте заглянем в славянский поселок и рассмотрим повседневную жизнь земледельцев и горожан.


II.Изучение нового материала

Наиболее распространенными на Руси были так называемые большие земли. Старший мужчина являлся главой семьи. В семье совместно жили и вели общее хозяйство не отделившиеся от него сыновья со своими женами и детьми. Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из её членов. Это касалось даже браков детей, которых могли женить или выдать замуж против воли. В древней Руси люди рано вступали в брак. Девочка в 12 лет была уже на выданье. Случались и более ранние браки, хотя христианская церковь их не поощряла.

Воспитание детей в сельской местности в большинстве семей было трудным. Лет с семи мальчика брали работать в поле, начинали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте, если была возможность. Девочки присматривали за младшими братьями и сестрами, помогали матери по хозяйству.

О занятиях крестьян нам расскажут пословицы

  1. Плохие пчелы – плохой мед

  2. Огород – бабий доход.

  3. Животину водить – не разиня рот ходить.

Ребят, какие же были занятия у крестьян?

Ответы уч-ся ( земледелие, скотоводство, бортничество)

В сельской местности люди упорно боролись за существование, (слайд 1) распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих людей» (разбойников), а на юге – от кочевников. Поэтому в поле люди выходили вооруженные рогатками, дубинами, луком и стрелами.

Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины делали домашнюю утварь, пили хмельные напитки, мед вспоминали минувшие дни, слушали сказателей, рассказывавших былины.
Другая часть населения Руси проживала в городах. (слайд 2).

В городах жили князья, размещалась княжеская дружина. В городах князья со своими помощниками правили суд, управляли подвластными землями, принимали иностранных послов. На городских площадях собиралось вече. (слайд3) Постепенно города стали торговыми ремесленными центрами.

Города были центрами культуры. В городах строились школы, храмы.

Быт простых горожан мало отличался от крестьянского. Помимо ремесла и торговли, занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством. Глава семьи участвовал в городском вече, отвечал за выполнение разного рода повинностей, а также за нетяжкие преступления членов своей семьи.

В богатых и знатных домах были свои порядки.

Дети хозяина находились в руках кормилицы. Начиная, с пяти лет их обучали грамоте, согласно их будущей профессии.

Развлечением знати были охота и богатые дружинные пиры. (слайды4-5) Гостей на пиру развлекали скоморохи и гусляры.

Веселыми людьми в старину называли скоморохов и гусляров, ходивших по городам и селам, и, развлекавших народ. Они были профессиональными артистами, умели многое: играть на музыкальных инструментах, петь, сочинять стихи, плясать, дрессировать животных, в основном медведей.

Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.
Какой вывод вы можете сделать. Отличалась ли жизнь простого населения и знати?

^ Вывод учащихся: (мы видим, что жизнь основного населения отличалась от жизни знати, первые трудились с утра до ночи выполняя различные повинности. А знать правила, принимало послов, устраивало пиры и ходили в военные походы.

Жилище

жилище




полуземлянка

хоромы




срубы


Характерной чертой быта жителей Древней Руси стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения. (слайд6)

Жилище князей и бояр – хоромы - состояли, как правило, из нескольких соединенных между собой переходами строений. В центре находился терем - высокая деревянное здание- башня, где размещалось отапливаемое помещение – изба, а также холодные горницы - повалуши, летние спальни- клети.

Наталья Кончаловская так писала о тереме:

В тереме резные двери,

На дверях цветы и звери,

В изразцах на печке в ряд

Птицы райские сидят,

По стенам резные лавки

И дубовый стол резной.

Возле печки сохнут травки,

Собирали их весной.

Какой интерьер был в тереме?

^ Ответы учащихся (лавки, стол)

А еще в комнатах – (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешивались полки для посуды. Богатые покои часто украшались восточными коврами, дорогими греческими тканями. На полу и скамьях были разбросаны медвежьи или рысьи шкуры. Жилые покои освещались свечами.

Рядом с теремом находились летние неотапливаемые помещения. Их соединяли с избой холодные переходы – сени. В богатых хоромах была еще и грудница (слайд 7) – большая парадная горница, где хозяин пировал со своей дружиной. Столы были украшены дорогой посудой, не только кубки , но и ложки были серебряными.

Дворцы были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами.
Ремесленный люд обитал на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленных деревянных изб или глинобитных домиков(слайд 8)

Крестьяне жили в небольших домиках. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки. (слайд 9) интерьер крестьянского жилища был небогатый. Из мебели как правила были только лавки на которых сидели и спали.

^ На основе слайдов учащиеся рассматривают основные элементы жилища князей и крестьянства.

Ребята, вспомните, из какого материала строились здания в Европе? (камень)

Посмотрите, а на Руси из какого материала строились здания? (дерево). В Европе считали Русь бедной страной. Потому, что все здания были из дерева. Но так ли это? Нет Русь богата лесами, говорили не построить дом , а срубить дом) (слайд 10)

^ Вывод: по внутреннему убранству можно говорить о различии быта простого населения и знати. Жилище основного населения было бедным.

Одежда

Давайте пройдемся по поселку. Ребята, кого вы видите?

^ Ответы уч-ся (Крестьянин)

Правильно это крестьянин. Давайте рассмотрим во что он одет (слайд 11)

Главным элементом древнерусской мужской одежды были рубаха и порты – неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Мужской костюм простолюдина состоял из холщевой до колен рубахи с разрезанным впереди воротом, шерстяных домотканых портов. Единственным украшением этой незамысловатой одежды был узкий пояс, украшенный фигурными и металлическими бляшками. Верхней одеждой были так называемые – зипуны – застегивающиеся встык кафтан.

На ноги люди одевали лапти, которые изготавливали из коры липы. Ноги оборачивали узкими и длинными кусками ткани – онучами, на которые и надевали лапти.

Ребята, как вы думаете, была ли прочной такая обувь?

^ Ответы (Нет, если крестьянину предстоял долгий путь то в дорогу он брал сразу несколько пар лаптей.)

Все жители Руси одевались одинаково. На примере (слайда 12-13 ) рассмотрим основные части женского костюма крестьянки. Главной частью была длинная холщовая рубашка. Поверх нее надевалась понёва – домотканая шерстяная юбка, нередко с набивным рисунком, состоящая из 3-х или 4-х полотнищ, собранных на шнуре. Иногда поверх рубах надевали кусок холщевой прямоугольной ткани, имевший отверстие для головы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий чепец.

Костюм знатной женщины (слайд 14) отличался богатством тканей – шелковая рубаха, затканным золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом бархатный плащ. Обувь делалась из сафьяна и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом.

Посмотрите на одежду богатых мужчин, сильно ли она отличается от женской?

^ Ответы ( нет, они тоже носили рубахи, епанчи и т.д.)

Украшение

СЕРЬГИ – золото, серебро, жемчуг, бирюза, рубины – у знати.

У простых людей для украшений использовались медь, бронза, недорогие камни.

- Какие различия существовали между одеждой знати и простых людей в Древней Руси?

^ Вывод: стиль одежды был схожим, различались лишь ткани. У простого населения холщевая рубаха, а у знати шелковая.
Военное дело

Большое место в жизни людей занимали различные военные дела.

- Вы уже изучили историю средних веков Европы, вспомните, как называлось профессиональное войско в Европе?

^ Ответы учащихся (рыцарское войско).

А в древней Руси профессиональным войском была княжеская дружина . Давайте посмотрим на слайд. Перед вами изображение русского дружинника. (слайд 15)

Посмотрите, какие существовали средства защиты у воина? (кольчуга, шишаки - изящные остроконечные шлемы, щит). Вооружались воины копьями, мечами, луком со стрелами, арбалетом.

Во время больших военных походов созывалось народное ополчение. (слайд 16) Его члены – вои вооружались по проще. Вооружение: лук, колчан со стрелами, нож, копье или тяжелый боевой топор

Войско выступало в поход по сигналу боевой трубы. (слайд 17) Впереди ехал князь, за ним гарцевала дружина и вои, позади тянулся обоз с вооружением и припасами.

Вот и закончилось наше путешествие в Древнюю Русь. Для того чтобы вы не забыли что видели, я предлагаю вам заполнить таблицу: «Быт и нравы древней Руси».
III. Закрепление (в виде групповой работы)

^ Заполнить таблицу

Линии сравнения

крестьяне

горожане

ремесленники

знать

Жилище







Одежда







Занятие

















Ребята, вы хорошо помните, как выглядела одежда в Древней Руси?

А вот мы сейчас и проверим. Соберите пазл, наклейте его, и скажите кто изображен на рисунке.

Загадки:

  1. сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу – привечу (шапка)

  2. по дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел (порты)

  3. днем обручем, ночью змеем (пояс)

Ребусы

  1. УДНИГЦАР – большая парадная горница. (грудница)

  2. ОМРОХЫ – жилище бояр и князей (хоромы)

  3. АШКИИШ – остроконечные шлемы (шишаки)

  4. ЁНОПАВ – домотканая шерстяная юбка (понева)

  5. ОЛДАСОБ – поселение около города (слобода)


Использование заданий направлено на проверку изученного материала на данном уроке.

Рефлексия

^ В карточках отметить работу группы.

№ задания

нормально

хорошо

отлично

1










2










3











Итог урока: характерной чертой этого периода стало возникновение существенной разницы между образом жизни знати и основной массы населения. Быт и нравы жителей Руси определялись из занятиями и социальным положением.
IV.Домашнее задание

§ 8, запечатлеть воспоминания о Древней Руси в рисунках, составить кроссворд или сканворд по данной теме.
назад

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок истории «Быт и нравы Древней Руси» 6 класс
Образовательные: Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг...

«широкая масленица»
Учитель:- здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости на празднование Масленицы. Как бы поприветствовали...

Исследование образа жизни восточных славян (быт, нравы, жилище, одежда и другое)
Охарактеризовать этапы расселения славян IV-VI — разделение их на западных, восточных и южных ветвей

Приложение №2
Обеспечение судопроизводства, исполнение судебных решений и решений административных органов (IХ – ХIII века Древней Руси)

Проблемные вопросы принудительного взыскания алиментов и применение...
Обеспечение судопроизводства и исполнение судебных решений и административных органов (IХ – ХIII века Древней Руси)

Проблемные вопросы принудительного взыскания алиментов и применение...
Обеспечение судопроизводства и исполнение судебных решений и административных органов (IХ – ХIII века Древней Руси)

Проблемные вопросы принудительного взыскания алиментов и применения...
Обеспечение судопроизводства, исполнение судебных решений и решений административных органов (IХ – ХIII века Древней Руси)

Тема урока: От древней Руси до единой России.
Цель: Объяснить учащимся, как и в каких условиях начиналась эта эпоха. Как происходило объединение государства. Формирование образов...

Книжная миниатюра Древней Руси
Древнерусская книжная миниатюра имеет свойство влюблять в себя всех, кто начинает ею заниматься. Образовавшись «плоть от плоти» византийской...

Урок на тему: Что проверяем в корне? (Обобщающий урок)
Текинский филиал муниципального образовательного учреждения Сампурская средняя общеобразовательная школа

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница