Урок истории в 11 классе по теме: «Культурная жизнь Украины во второй половине 40-х и в начале 50-х годов ХХ века»




Скачать 103.79 Kb.
НазваниеУрок истории в 11 классе по теме: «Культурная жизнь Украины во второй половине 40-х и в начале 50-х годов ХХ века»
Дата публикации19.03.2013
Размер103.79 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > История > Урок
Урок истории в 11 классе

по теме: « Культурная жизнь Украины во второй

половине 40-х и в начале 50-х годов ХХ века»
Карнаш В.И., учитель истории,

учитель высшей категории,

«Учитель-методист»

УВК «гимназия-школа» №27

г. Мариуполь

Методический анализ
Урок истории в 11 классе по теме:« Культурная жизнь Украины во второй

половине 40-х и в начале 50-х годов ХХ века» является последним уроком по теме «Украина во второй половине 40-х и в начале 50-х годов ХХ века».
Цель урока:

Выяснить условия, определяющие развитие культуры в послевоенное время;

Раскрыть процессы идеологического наступления на украинскую культуру («ждановщина»);

Показать достижения украинской культуры и пагубность идеологических проработок;

Развивать умения и навыки сравнивать, сопоставлять исторический материал,

делать выводы , работать с документами, составлять таблицы, формировать компетентности

самостоятельной работы с дополнительной литературой;

Продолжать воспитание у учащихся интереса к отечественной истории , патриотизма, национального сознания.
^ Тип урока: получение и усвоение новых знаний.

Форма проведения: групповая работа.

Урок интересен тем, что учащиеся используют свои портфолио по истории.
Урок направлен на формирование:

  • информационной компетентности (работа с историческими документами, использование портфолио);

  • социально-психологической (воспитание у учащихся интереса к национальной истории);

  • гражданственной (умение делать выводы при анализе исторических событий);

  • коммуникативной (выступление по результатам работы группы).

На уроке использованы фрагменты документальных фильмов 40-х, 50-х годов.

Используется интер активная технология: групповая работа.

Особое внимание уделено самостоятельной работе учащихся с историческими документами

11 класс
Тема урока: «Культурная жизнь Украины во второй половине 40-х и в начале 50-х годов

ХХ века.
^ Цель урока: Выяснить условия, определяющие развитие культуры в послевоенное время;

Раскрыть процессы идеологического наступления на украинскую культуру («ждановщина»);

Показать достижения украинской культуры и пагубность идеологических проработок;

Развивать умения и навыки сравнивать, сопоставлять исторический материал, делать выводы, работать с документами, составлять таблицы, формировать компетентности самостоятельной работы с дополнительной литературой;

Продолжать воспитание у учащихся интереса к отечественной истории, патриотизма, национального самосознания.
^ Тип урока: получение и усвоение новых знаний.
Форма проведения: групповая работа.
Оборудрвание: карта «Украины в 40-х, 5-х годах ХХ века» , учебники, документы, атлассы, иллюстративный материал, видеофильм, портфолио учащихся.
^ Основные понятия: «ждановщина», «лысенковщина», «космополитизм», репрессии.
Основные даты:

1946-1949 года - «ждановщина»

1946 год - запуск первого в УССР и СССР атомного реактора;

1947-1948 года — репрессии против ученых-биологов (генетиков), кибернетиков и др.;

1948-1950 года — изготовление под руководством С.Лебедева первой в Европе цифровой вычислительной машины.
^ Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Историки неоднозначно оценивают эволюцию сталинского режима в общем: одни считают послевоенное время периодом кризиса, другие — укреплением. Послевоенное общество и экономика требовали реформ, не произошла, по выражению историка А.Д. Бойко, самоконсервация сталинского режима. Этот процесс требовал окончательного утверждения сталинской идеологической доктрины. Именно в этот период усиливается пропагандистская обработка населения и усиливается давление на интеллигенцию. Все, что не вписывалось в рамки официальной доктрины, категорически отметалось системой.

Дух эпохи ярко характеризует документ 1951 год:

« Доргий рiдний наш Йосефе Вiссарiоновичу! Вiдїжджаючи iз столицi ношої Батькiвщини, Москви, ми, актори, письменники, композитори, художники Радянської Украiни, учасники декади украiнського мiстьтецтва i лiтератури , звертаємося до Вас , рiдного батька i вчителя, зi словами полумьяноi любовi i щирої вдячностi за Ваше постiйне пiклування...

Сердечно спасибi Вам, дорогий наш учитель i вождь, за безустанне пiклування про розвиток культури українського народу , про процвiтання Украiнської Радянськоi Соцiалистичної республики...»

(Газета «Лiтературна Україна» 2 березня 1989р.)


Как Вы думаете! Какие условия оказывали влияние на развитие культуры этого периода?
Задание по группам.

Прогнозирующие ответы.

Два фактора противоположных, исключающих друг друга.

Таблица.



Трудности возрождения культурной

самосознания жизни


Рост национального





  1. ^ Оглашение темы и ожидаемых результатов.

После урока Вы сможете:

А) определить условия развития культуры, два взаимоисключающих процесса;

Б) охарактеризовать достижения и недостатки образования, науки; роль сессии ВАСХНИЛ в разгроме генетики, кибернетики, цитологии;

В) уяснить,чем вызвано идеологическое наступление тоталитарного режима на культуру («ждановщина»);

Г) раскрыть сущность понятий: «лысенковщина», «ждановщина», «космополитизм», репрессии (написано на доске).
Учитель. На сегодняшнем уроке мы будем говорить о развитии культуры в послевоенные годы, которая имела противоречивый характер: с одной стороны творческий подъем деятелей искусства, ученых, с другой стороны- сталинская система пыталась загнать творческий процесс в жесткие идеологические рамки.
В ходе подготовки к уроку класс разделен на группы, которые получили опережающие предметные задания.


  1. ^ Сообщение необходимого материала.

Учитель. Развитие образования в послевоенный период было составной частью процесса послевоенного восстановления Украины.
^ 1-я группа учащихся. Образование (как развивалось), составить таблицу:


Положительное


Негативное




а) школьное образование;

б) система высшего образования;

в) роль заочного и вечернего обучения.
Вывод.

Учащиеся подводят итоги и акцентируют внимание на сокращение украинских школ и учащихся, которые в них учились. Политика русификации.

Учитель. В послевоенные годы восстанавливали работу научно-исследовательских учреждений. Главным научным учреждением Украины оставалась Академия наук УССР, которую возглавил Ф. Палладин с 1946 по 1962 годы.

^ 2-я группа учащихся. Наука (учащиеся используют материалы из своего портфолио):

а) А.Палладин , биолог с мировым именем;

б) научные достижения;

в) разгром генетики и кибернетики.
(презентация) видеофильм (фрагмент сессии ВАСХНИЛ).
Историческая справка. «Лысенковщина»

Работа с документом №11.
Как вВы думаете, почему такое могло произойти?

К каким последствиям привел монополизм Лысенко в биологической и сельскохозяйственной науке?

Как это отразилось на развитие научных исследований?

Кто поддерживал Лысенко?
^ Слово учителя. Хочу привести отрывок из романа В.Дудинцева «Белые одежды» .

В романе «белые одежды» (1987 год) рассказал о самоотвержанной борьбе ученых за спасение генетики в конце 1940-х годов.

В.Дудинцев писал: «Сталин любил Лысенко. Хрущев любил Лысенко.

Лысенко умел всем понравиться, всем умел наобещать золотые горы. Тогда все, стоявшие на вершине власти, были страшно доверчивы к таким «трепачам», как Лысенко. Достаточно было , оснастив свою речь марксистской фразеологией, сказать заклинание; «На основании единства противоположностей, скачкообразно, путем отрицания отрицания я вас засыплю пшеницей, залью молоком» - и шли аплодисменты и псевдоученый получал «зеленую улицу».

Учитель. В 1940-х — 1950-х годах было создано немало произведений, которые оставили заметный след в литературе украинского народа.

Слово Генриха Манна (они написаны на доске) помогут вам осознать роль литературы в жизни общества.
«Литература есть лекарство души.

Литература какой- либо страны — свидетельство ее глубочайшей и истинной воли.

Искусство — должно быть художественным, смело, полно веры, учить людей не слабости, а мужеству , не склонных к трусости, а вдохновлять их энергию и закалять волю.»

Однако деятели литературы и искусства работали в сложных условиях.

^ 3-я группа учащихся. Охарактеризовать развитие литературы и искусства в послевоенный период:

А) успехи в развитии литературы;

Б) Пленум Союза писателей Украины (сентябрь 1947 год);

В)противоречивые тенденции в развитии искусства.

«Ждановщина» Историческая справка. Видеофильм.(фрагмент Пленума ЦК КПСС, посвященный критике произведений А.Ахматовой и М .Зощенко).
Учитель. Последующим этапом идеологического наступления сталинизма стала борьба с «низкопоклонством» перед Западом, против космополитизма».

Объектом преследования были избраны литераторы, ученые, деятели искусства.

Цель этой компании усилить культурно-идеологическую изоляцию советского общества, противопоставить интеллигенцию другим слоям общества, разжечь шовенистические и антисемитские настроения, усилить процесс русификации, восстановить образ «внутреннего врага» как необходимого атрибута тоталитарного режима. Сигналом к атаке против «космополитиков» стала статья «Про одну антіпатриотичну групу театральних критикiв», опубликованная январе 1949 года в газете «Правда». Отголоском этой статьи в Украине стало навешивание ярлыков «безродных космополитов» на литературных и театральных критиков А.Борщагивского, А.Гозенпура и др. Все это имело негативные последствия для развития культуры и искусства.


  1. ^ Углубление знаний, умений и навыков.

Учитель. Предлагаю вам объединиться в две группы для исследования двух документов №8 и №9. И на основе известного уже вам материала подготовить информацию.

Сравнивание; выступление групп; оценивание работы каждого участника группы.
5.Итог.

Учитель. Я думаю, что сегодня вы убедились - «Ждановщина» привела к торможению развития науки, литературы и искусства, вызвала размеживание среди интеллигенции. В международном отношении «Ждановщина» усилила оторванность советских деятелей от достижений мировой культуры. Это мы можем зафиксировать в структурно-логической схеме «Идеологическое наступление сталинизма» «Ждановщина»

(Составляется коллективно).


«Ждановщина»





«Причины»




«Цель»



«Результаты последствия»




  1. Рефлексия. Метод-пресс.

Учащиеся на розданных листках записывают: «Я узнал(а)...........»

Домашнее задание. Проработать параграф 16. Ответить на вопрос: «Возможно ли

повторение «Ждановщины» в наши дни.
Литература.


  1. Щедрина И.В. «Історія України в схемах та таблицях», 10-11 класс, Харьков, 2006 год.

  2. Гісем О.В. , Мартинюк О.О. Історія України: розробки уроків (11 клас) , Ранок.

Веста, 2007 рік.

  1. Падалка С. та інш. Хрестоматія з новітньої історіі України (1917-1945 роки)

Київ 1998 рік.

  1. Е.А. Гевурнова, А.Г.Колосков. Задания для самостоятельных работ по истории,

М., 1991 год.

  1. Сообщения учащихся : Разгром генетики. ВАСХНИЛ; Ф.Ф. Жданов; Т.Д. Лысенко.

  2. Раздаточный материал.

  3. Отрывок из романа Дудинцева «Белые одежды»

  4. Фрагменты видеофильма.


Документ № 8
1946-1947 г.г. Под руководством Сталина и Жданова развернулась идеологическая компания по «наведению порядка» в науке , литературе, музыке. Вот некоторые факты:

1946 г. - постановление ЦК партии «О журналах «Звезда» и «Ленинград»,

1947 г. - компания против украинского писателя М. Рыльского, обвиненного в «национализме», философская дискуссия, поводом для которой послужила книга академика Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Ее автор был обвинен в объективизме:

1948 г. - сессия ВАСХНИЛ , посвященная разоблачению «вейсванизма-морганизма» и критике генетики;

1949 г. - объявлена компания против «космополитизма» в науке;

1950 г. - дискуссия по вопросам языкознания;

1952 г. - всесоюзное совещание по психологии, на котором выдвигалось требование радикальной «перестройки» психологии на основе труда Сталина «Марксизм и вопросы языкознания».
^ О чем свидетельствуют эти факты? Как вы думаете, можно ли методами администрирования решать задачи научного и художественного творчества?

Документ № 9
ЦК ВКП(б) постановляет:

1.Обязать редакцию журнала «Звезда», Правление Союза советских писателей и Управление пропаганды ЦК ВКП(б) принять меры к безусловному устранению указанных в настоящем постановлении ошибок и недостатков журнала , выправить линию журнала и обеспечить высокий идейный и художественный уровень журнала, прекратив доступ в журнал произведений Зощенко, Ахматовой и им подобных.

После постановления ЦК партии Ахматова и Зощенко были исключены из Союза писателей и лишены продовольственных карточек.

А вот другой документ – «О постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград», 20 октября 1988 г.,;

«Рассмотрев обращение в ЦК КПСС Союза писателей СССР и Ленинградского обкома КПСС об отмене постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах

«Звезда» и «Ленинград» , ЦК КПСС отмечает, что в указанном постановлении ЦК ВКП(б)

Были искажены ленинские принципы работы с художественной интеллигенцией, необоснованной, грубой проработке подвергались видные советские писатели.

Проводимая партией в условиях революционной перестройки политика в области литературы и искусства практически дезавуировала и преодолела эти положения и выводы , доброе имя писателей восстановлено, а их произведения возвращены советскому читателю.

^ ЦК КПСС постановляет:

Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» отменить как ошибочное».
Сравните эти партийные документы. Какие чувства они у вас вызывают? Почему стало возможным одно и другое?


Документ № 11
В августе 1948 г. Состоялась сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук, президентом которой в то время был Т.Д.Лысенко. Сессия, как заявлялось, должна была приблизить науку к решению насущных вопросов сельского хозяйства, усилить борьбу с идеализмом в биологии.

К сожалению , сессия прошла в обстановке культа Лысенко, в духе зазнайства и огульного отрицания всех достижений зарубежной и отечественной науки.

Поэтому августовская сессия ВАСХНИЛ привела не к расцвету , а к застою советской биологии, практической ликвидации ряда ее разделов (генетика, цитология и др.)
Как вы думаете, почему такое могло произойти? К каким, последствиям привел монополизм Лысенко в биологической и сельскохозяйственной науке? Как это отразилось на развитии научных исследований? Кто поддерживал Лысенко?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российские шифры и коды во второй половине ХIХ начале хх в
Во второй половине ХIХ века криптографическая служба России претерпела реорганизацию, в результате которой она перестала быть привилегией...

Две столицы украины
Таинственность улочек и романтическая ностальгия, краса, закованная в камень и дыхание истории, яркая современная жизнь, и почти...

Урок по истории России в 10 классе. Тема. Крестьянская война 1773-1775...
Цели. 1 Дать представление о крестьянской войне 1773-1775 годов. 2 Развивать умения учащихся анализировать события, происходившие...

План-конспект урока истории в 6 классе. Тема: «Русская культура во...
Выявить и охарактеризовать основные направления развития древнерусской культуры (литература, зодчество, живопись), сформировать представления...

Урок по химии в 9 «А» классе по теме «Cоли угольной кислоты. Получение...
Расширить представления об истории открытия, свойствах и практическом применении углекислого газа

Компьютерные науки
Как научная дисциплина компьютерные науки возникли в начале 40-х годов XX века в результате слияния теории алгоритмов и математической...

Разработка урока по теме "Париж" в 9 классе
Мною был разработан и проведён урок в 9 классе по теме «Париж». Целями  и задачами урока были развитие навыков устной речи,развитие...

Урок по теме «Деление дробей» второй по теме «Деление дробей»
Учить применять правило деления дробных чисел при решении примеров, уравнений; повторить связь между компонентами и результатами...

Конспект открытого урока английского языка в 5 классе по теме «Такие разные профессии»
А начнем мы с вами урок с фонетической зарядки и вспомним изученные слова по теме «Профессии». ( учитель показывает картинки, на...

Урок во 2 классе по теме: «мы зрители»
Послушайте, несколько вариантов, как Муха-Цокотуха благодарила гостей за подарки

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница