Урок истории «Быт и нравы Древней Руси» 6 класс




Скачать 61.16 Kb.
НазваниеУрок истории «Быт и нравы Древней Руси» 6 класс
Дата публикации06.04.2013
Размер61.16 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > История > Урок
Урок истории «Быт и нравы Древней Руси» 6 класс
Форма урока – урок-экскурсия.

Тип урока – изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные: Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
Воспитательные задачи: В целях нравственного воспитания показать значение труда, знаний в жизни людей во все времена и необходимость трудового воспитания и в наши дни.

В целях патриотического воспитания, воспитания чувства гордости и восхищения предками показать их вклад в военное искусство, строительство.
^ Развивающие задачи: В целях развития интереса к истории использовать заранее подготовленные сообщения учащихся.
Оборудование: История России. учебник. под ред. А.А, Данилова и Л.Г. Косулиной,

2008г.,записи на доске;тетради учащихся;
эпиграф:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

В.О.Ключевский.
Ход урока.


  1. Организационный момент /Приветствие/

  2. Опрос: /Фронтальный/

Вопросы:

1.Как называется тема прошлого урока? (Культура Древней Руси).

2.Как вы понимаете понятие культура? (Культура — это совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей)

3.Как в древности называлось гос. в котором мы живем? (Русь)

  1. 4.Скажите ребята что такое Былина (Былина — поэтические сказания о прошлом в которых прославлялись подвиги русских богатырей), какие былины вы знаете? (ответы учащихся). Давайте вспомним картину Васнецова «Богатыри»

сколько было изображено на картине богатырей? (три) и как их звали?(Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич). Давайте акцентируем наше внимание на Добрыне Никитиче. Как вы думаете почему его звали Добрыня? (ответы учащихся), а в чем проявлялась это доброта? (ответы учащихся). Давайте обратимся к иллюстрации на странице 56 которая называется «Добрыня Никитич со змеем», ведь у него поединок со змеем во благо народа, т. е. он творит добро людям, а творящий добро -творит жизнь людям.

Давайте проведем рефлексию нашей беседы. Как вы думаете ребята все о чем мы сейчас говорили вам пригодится в дальнейшей жизни? (ответы учащихся).

Итак мы пришли к выводу,что добро — творит добро. И я бы даже добавила, что не красота спасет мир,а доброта спасет мир. Поэтому доброта должна обязательно присутствовать в повседневной жизни, а повседневная жизнь это быт.


  1. ^ Объявляется тема урока. "Быт и нравы Древней Руси" .

    Давайте обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова и объясним значение слов «быт» и «нравы», (учащиеся отвечают)

    Быт - повседневная жизнь.

    Нравы - обычаи, уклады общественной жизни.

    Значит сегодня на уроке мы познакомимся с вами с повседневной жизнью,обычаями восточных славян, выявим характерные черты русского быта.


Учащийся процитирует нам небольшое сообщение О Древнерусских пирах. Из книги А.Терещенко «Быт Русского Народа» (Учащийся зачитывает подготовленный им к уроку материал) а в сообщении говорится что: дух братства сближал сердца. Давайте постараемся пояснить смысл этого выражения. (ответы учащихся).
^ Объяснение нового материала
Наиболее распространенными на Руси были так называемые большие семьи. Воспитание в большинстве семей было трудным. Лет с семи мальчика брали работать в поле, и учили грамоте. Девочки присматривали за младшими братьями и сестрами, помогали матери по хозяйству, учились прясть пряжу,шить одежду.

В Древней Руси особенно в крестьянских семьях, люди рано вступали в брак, так как очень ценились трудовые руки. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины делали домашнюю утварь. Часть населения проживала в городах. В них селились князья. Постепенно города росли и становились торговыми и ремесленными центрами. Иноземные гости (купцы)- греки, арабы, болгары,евреи,армяне,поляки,чехи,немцы — торговали драгоценными тканями и камнями, оружием, винами, пряностями. Города были центрами культуры. В них организовывались школы, писались иконы.

Характерной чертой быта жителей Древнерусского государства стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения. Жилище князей и бояр были — хоромы. Крестьяне жили в небольших домах — полуземлянках.

Все жители Руси одевались одинакова. Главными элементами древнерусской мужской одежды были рубахи и порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.

Девушки и молодые женщины предпочитали красные и алые платья. Укрощали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями из бисера,ювелирные изделия из золота. В деревнях укрощения были проще из меди, бронзы, недорогих камней.
И в закреплении сегодняшнего материала мы проведем в форме фронтального опроса. Скажите ребята что такое Быт? (ответы учащихся), Как воспитывались дети в большинстве семей? (обучали делу и грамоте), кто такие иноземные гости? (купцы), назовите представителей этих купцов? (арабы, греки болгары, евреи,немцы, чехи).
Таким образом мы пришли к выводу,что формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян.
Д\з: читать параграф 8, ответить на вопросы странице 71,выучить слова на странице 72.



    Всем спасибо за урок.



    Раздаточный материал.

  1. Тест.

    1. Основной материал, который славяне использовали для постройки
    домов?

    А) камень Б)дерево В)глина

    2. Основные виды хозяйственной деятельности славян?

    A)    виноделие Б)скотоводство B)    земледелие

    3. Материал, используемый для изготовления полотна?
    А)хлопок Б) шерсть В) лён

    4. Печь славяне ставили в избе:

    A)          с северной стороны Б) с южной стороны B)     с восточной стороны

    5. Материал, используемый для плетения лаптей:

    A) лён Б) лыко B)     кожа

    6. При постройке дома на месте будущего сруба сажали деревце. В
    Калужской губернии это:

    A)    берёза Б) дуб B)    ива

    7. Натуральное хозяйство- это хозяйство в котором всё необходимое для жизни

    A) покупалось на рынке Б) захватывалось у соседних государств B)производилось в своём хозяйстве

    8. Для чего делали вышивку на одежде?
    А) для украшения одежды Б) служила оберегом





    Домашнее задание. (на оценку 5 - ответить на вопросы к параграфу, на оценку 4 - знать и объяснить опорный конспект, на оценку 3 - объяснить новые термины образ жизни, слободы, хоромы).

Итак, переходим к изучению новой темы, (учитель записывает на доске тему

урока «Быт и нравы Древней Руси». )

Давайте обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова и объясним значение

слов «быт» и «нравы», (учащиеся отвечают)

Быт - повседневная жизнь.

Нравы - обычаи, уклады общественной жизни.

Значит сегодня на уроке мы познакомимся с вами с повседневной жизнью,

обычаями восточных славян, выявим характерные черты русского быта.^ Урок истории «Быт и нравы Древней Руси» 6 класс

Куричева Т.Г.

Форма урока – урок-экскурсия.

Тип урока – изучение нового материала.

Цель урока – сформировать у учащихся общие представления о повседневной жизни, обычаях восточных славян, усвоить характерные черты русского быта, развивать навыки работы с дополнительными источниками.

(учитель ) На протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем жизнь восточных славян. Сегодня мы продолжим изучение этой темы, но прежде давайте проведем словарную разминку по тем терминам и понятиям , которые были изучены на уроках ранее. Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу. Показать, что быт городов отличался от быта деревень и сел. В городах и деревнях главной ячейкой общества была семья, которая самое большое внимание уделяла трудовому воспитанию, обучению грамоте. Семьи были патриархальными, в отличие от современных, демократических семей. Большое место в жизни древнерусского общества занимало военное дело, поэтому профессиональные воины, княжеские дружинники внесли свой вклад в мировую историю оружия, военной тактики. Показать отличия жилища князей и бояр от жилищ горожан и крестьян.

Показать элементы одежды горожанок, крестьянок, мужской одежды.

Подвести к выводу: формирование государства и принятие христианства оказало влияние на быт и нравы восточных славян, возникает существенная разница между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему: Быт и нравы Древней Руси
Выделить основные различия в образе жизни и быту между бедными и богатыми, между городом и деревней

«широкая масленица»
Учитель:- здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости на празднование Масленицы. Как бы поприветствовали...

Исследование образа жизни восточных славян (быт, нравы, жилище, одежда и другое)
Охарактеризовать этапы расселения славян IV-VI — разделение их на западных, восточных и южных ветвей

Приложение №2
Обеспечение судопроизводства, исполнение судебных решений и решений административных органов (IХ – ХIII века Древней Руси)

Рабочая программа по истории для 6 класса разработана основе требований...
Основные даты и ключевые события истории Руси и средних веков с древности до середины 16 века

«О текущем моменте», № 11 (59), 2006 г. Смута на Руси: зарождение, течение, преодоление…
Но есть и определённый смысл в том, чтобы обратиться к теме праздника 4 ноября после него, когда страсти поулеглись и можно уделить...

Проблемные вопросы принудительного взыскания алиментов и применение...
Обеспечение судопроизводства и исполнение судебных решений и административных органов (IХ – ХIII века Древней Руси)

Проблемные вопросы принудительного взыскания алиментов и применение...
Обеспечение судопроизводства и исполнение судебных решений и административных органов (IХ – ХIII века Древней Руси)

Проблемные вопросы принудительного взыскания алиментов и применения...
Обеспечение судопроизводства, исполнение судебных решений и решений административных органов (IХ – ХIII века Древней Руси)

Тема урока: От древней Руси до единой России.
Цель: Объяснить учащимся, как и в каких условиях начиналась эта эпоха. Как происходило объединение государства. Формирование образов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница