Этимологическая работа на уроках русского языка как средство формирования ценностного отношения к слову




Скачать 55.86 Kb.
НазваниеЭтимологическая работа на уроках русского языка как средство формирования ценностного отношения к слову
Дата публикации06.04.2013
Размер55.86 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > История > Урок

Этимологическая работа на уроках русского языка как средство формирования ценностного отношения к слову


В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо своё, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города,


И орёл не взмахивал крылами,

Звёзды жались в ужасе к луне,

Если, точно огненное пламя,

Слово проплывало в вышине, -

так писал поэт Н.С.Гумилёв, подчёркивая особую значимость и неоспоримую ценность слова, отражающего процесс освоения человеком окружающего мира, познания себя и попытку проникнуть в запредельное. К тому же история слова тесно связана с историей народа, культурными традициями. В лингвистике есть особая область, изучающая происхождение и первоначальное значение слова – этимология.

Термин «этимология» пришёл из греческого языка, где etymon – «истина», logos – «слово». Как известно, название первоначально при своём возникновении всегда является мотивированным. Обозначая тот или иной предмет объективной действительности, люди используют наименования других предметов или явлений, так или иначе с ним связанных. Вещи и явления в результате этого начинают называться по тому признаку, который казался весьма существенным для того, чтобы отличить их от других. Для восстановления признака, положенного в основу названия, важнее всего определить то слово, которое послужило базой для образования анализируемого (этимона)[1]. Этимология, таким образом, является неотъемлемым компонентом не только знаний о языке, но и представлений о мире.

Однако если проанализировать программу школьного курса русского языка, то мы обнаружим, что она обходит данную область языкознания своим вниманием. Почему? На то есть объективные причины.

Во-первых, изучение этимологии предполагает углубление в историю языка, для чего необходимо получение дополнительных знаний, объём которых не включен в содержание учебного предмета «Русский язык».

Во-вторых, существует возможность смешения учащимися деления слов на морфемы с точки зрения современных связей и языковых отношений и с точки зрения связей и отношений, существовавших в языке ранее. (Здесь необходим учёт процесса деэтимологизации. Например, утратили в современном русском языке родственные связи слова «удобный» и «добрый», восходящие к общему корню –доба-.)

В-третьих, есть опасность нечёткого разграничения учащимися научной и народной (ложной) этимологии. Последняя представляет собой процесс произвольного сближения слов с целью сделать малопонятное понятным: «бульвар» и «гульвар», т.е. место, где гуляют (на самом же деле слово «бульвар» происходит от французского boulevard – «городской вал»).

Всё вышесказанное, безусловно, важно, но хотелось бы заметить, что интерес к жизни слова во времени не только учит бережному обращению со словом, но и является прочной базой для формирования ценностного отношения к родному языку, к культуре своего народа, при этом воспитывая подрастающее поколение в глубоком уважении к традициям прошлого. Вряд ли найдётся хоть один учитель-словесник, который не хотел бы видеть подобные качества у своих учеников! К тому же работа над этимологией слова может носить по сути прикладной характер. И речь следует вести не столько об этимологическом анализе, сколько об этимологических справках. Но и здесь необходимо помнить о том, что:

1) этимологическую работу над словом следует начинать с ближайших этимологий, когда не произошло фонетических изменений, а утратилась лишь смысловая связь между производным словом и производящей его основой: «пирог» и «пир», «бояре» и «бой», «дворец» и «двор»;

2) следует удержаться от этимологических справок, когда они могут привести к ошибкам в написании (слово «калач» этимологически родственно слову «коло» в значении «круг»; поэтому исторически обусловленной является гласная о в корне, что не соответствует современному правописанию) [2].

Этимологическая работа на уроках русского языка может быть многопланова и представлена как:

 вспомогательное средство при изучении орфографии. Обращаться к этимологии можно, работая над правописанием слов. Так с безударной гласной, непроверяемой с точки зрения современного русского языка: «декада», «минута», «неделя». Заглянем в языковую историю. Слово «декада» образовано от греческого «дэка», что означает «десять», т.о. «декада» – «десятидневка», сравни: «декабрь» – «десятый». Мы не только восстанавливаем утраченные связи корней, но и делаем мотивированным написание: «декада», «декабрь» – «десять». Слово «минута» произошло от латинского «минус» и родственно глаголу «миновать». Этимологические комментарии к слову «неделя» обращают нас к народным традициям. «Неделя» произошло от «не делати» – так раньше называли воскресенье, т.е. день, в который по церковным канонам запрещено было трудиться, день же, следующий за «не делати», именовался понедельником. На странице 159 того же учебника перед нами слово «печальный», исторически родственное словам «печь», «опека» и «печень». Здесь можно заслушать сообщения учащихся под названием «Экскурсия по человеку» (кстати, соприкасающиеся с биологическими знаниями и расширяющие межпредметные связи), представляющие собой небольшие этимологические справки к названиям некоторых человеческих органов. Полагаю, что живой интерес вызовут полученные сведения о том, что слово «желудок» восходит к слову «жёлудь», потому что напоминает последний по форме, слово «лопатка» оказывается однокоренным слову «лопух», а «шея» - слову «сшивать» (функциональное сходство: шея связывает голову и туловище). Посмотрите, какой богатый материал для развития воображения!

 один из способов облегчить усвоение нового материала. Так этимология позволяет установить связь между названием явления и его сутью. В данном случае активно работает такое понятие, как «говорящий» термин. Что же «говорят» нам некоторые лингвистические термины? Слово «гласные» происходит от слова «глас» («голос»), т.е. гласные - буквально «состоящие из голоса». Термин «антонимы» восходит к греческому anti – «против», onyma – «имя», т.е. «противоположное имя», а «орфография» - orthos – «правильный», grapho – «пишу», т.е. «правописание». Литературоведческий термин «гротеск» заимствован из итальянского языка и связан со словом «грот», в своём происхождении восходит к названию живописи, найденной в гротах, остатках Золотого дома императора Нерона (подобного рода справки можно давать к терминологии других наук: «демократия» - от греч. demos – «народ» и kratos – «власть», «адаптация» – от лат. adaptare – «приспосабливать», «резонанс» - от лат. resonans – «откликающийся» и т.д.);

 занимательно-познавательные попутные комментарии в ходе общения на уроке (правда, для этого требуется увлечённость учителя и учащихся этимологией). Можно давать этимологические справки к названиям месяцев. Например, слово «январь» обращает нас к Древнему Риму, ведь месяц получил своё название от имени двуликого божества входа и выхода, начала и конца, жизни и смерти Януса. Его имя в переводе с латинского означает «двери», «ворота». Январь у нас – завершение старого и начало (ворота) нового года. Февраль же в Риме был последним месяцем начинавшегося с марта года, временем, когда необходимо покаяться в грехах и принести жертвы богам (лат. februa – «очистительная жертва»). Неподдельный интерес вызывают справки, приводимые как учителем, так и учащимися (по предварительному заданию) к словам с «неожиданной» этимологией. Например, слово «апельсин» заимствовано из голландского языка и означает «китайское яблоко». Слово «вермишель» восходит к итальянскому vermus – «червячок». Велосипед в буквальном переводе «быстроног» (velocis – «быстрый», pedis – «нога»). Говоря о вежливости на уроках развития речи, следует обратить внимание на этимологию слов «здравствуйте», «благодарю», «спасибо». Акцентировать внимание учащихся на том, что мы вместе со словом несём заряд положительной энергии, желая в первом случае здоровья; во втором – всех благ, а в третьем – произнося магическое заклинание: «Спаси Бог»;

 чётко продуманные отдельные уроки по этимологии при изучении разделов «Лексика» и «Словообразование» («Зри в корень», «Слово в жизни человека и жизнь слова» и т.п.);

 самостоятельные исследования учеников в области этимологии (этот вид работы возможен только среди учащихся старших классов и при условии, что на протяжении нескольких лет на уроках русского языка активно использовались этимологические справки и сформировалась потребность получать знания о жизни слова во времени). Для учащихся среднего звена можно порекомендовать микроисследования в виде проблемных вопросов (например, что общего между «астрой» и «астрономией»? однокоренные ли слова «пунктуация» и «пунктуальный»?).

Из вышесказанного хотелось бы сделать следующий вывод: учитель не должен пренебрегать этимологическими справками на уроках, т.к., обращаясь к прошлому слова, мы открываем в нём ту ценность, которая принадлежит ему как определённой лексической единице, полнее представляем его место в языковом обществе, сознательно усваиваем орфографию, проникаем в его художественно-выразительные возможности. К тому же значительно расширяется кругозор учащихся, развивается их воображение, формируется стойкий познавательный интерес и представление о целостной картине мира.

1. Потиха З.А. Современное русское словообразование. - М., 1998.

2. Успенский Л.В. Слово о словах. - Л., 1982.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этимологическая работа на уроках русского языка как средство формирования ценностного отношения к слову icon«Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса...
Тема: «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка»

На уроках русского языка
Основные требования, которые предъявляются к работе с художествен- ным текстом на уроках русского языка 2 с

2 Рассказать учащимся о создателях славянской азбуки и о создании славянской азбуки
В школах традиционно проводится “Неделя русского языка”. Это мероприятие предъявляет высокие требования, так как оно подводит итог...

Содержание образовательной области "Труд" направлено на достижение...
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

Уроках русского языка макурова Л. В., учитель русского языка и литературы школы-интерната 5 вида
В связи с этим всё большее значение приобретают личностно-ориентированные технологии, рассматривающие ребёнка в школе как полноценную...

Методические рекомендации по использованию наглядных пособий в начальных...
Теоретические и методические основы использования наглядного дидактического материала на уроках русского языка в младших классах...

Урок русского языка и информатики на тему: «Обобщение изученного...
«Обобщение изученного о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и использование текстового процессора Word...

Урок русского языка и литературы на тему: «сравнение как средство выразительности речи»
Обучающая: познакомить учащихся со сравнением и его разновидно­стями, способами выражения, ролью в тексте

"Физическая культура" направлено на достижение целей формирования...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

Уроках математики средство воспитания самостоятельности как черты личности
Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница