Скачать 46.68 Kb.
|
МОУ «СОШ №8 »г. Гая Бурдина Наталья Сергеевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории. Тема урока: Состав слова. Роль каждой части слова в языке. Русский язык 3 класс Учебник: Русский язык. Рамзаева Тип урока: Урок-повторение Цели урока: 1. Повторить знания учащихся о морфемном составе слова и о роли каждой значимой части слова. 2. Развивать речь учащихся, навык анализа. 3. Воспитывать интерес к родному языку через проектную деятельность. Задачи урока:
Оборудование: Компьютерный класс, экран, проектор, презентация, учебник, тетради. Ход урока: 1. Организационный момент. ( Запись на экране) Ж ц ч с ш щ о й ч с ж т ш а ч в щ й с ч л щ ч ц о ж ц в щ а й (задание: убрать все только твёрдые и все только мягкие, прочитать тему урока) - Какие вы буквы убрали? - Что у вас получилось? (состав слова) ^ - Проверим ваше домашнее упражнение с.15 У.22 - Зачитайте словосочетания, которые вы выписали. - Почему в слове «библиотека» первая безударная гласная «и»? -Слово происходит из греческого языка, состоит из двух частей «библион»- книга, «ТЭКе»- хранилище. - Какие синонимы вы можете подобрать к слову «дорога»? (путь, тропинка, шоссе) - А знаете ли вы самые знаменитые библиотеки мира? (показ слайдов библиотек мира) 3. Чистописание. -Сегодня мы повторим, как пишется буква П. Запишите письменными буквами: ^ ПТпт (всю строку) (работа над скороговоркой) 4. Работа по теме урока. А) классификация слов по признаку родственных слов (на экране слова, их нужно распределить по группам) -Гриб, горка, грибок, лес, лесной, горняк, садовый, лесок, гора, грибной, грибник, сад, садик, горный, лесовик, садовник. -Сколько групп у вас получилось и почему? (4 группы, в каждую группу входят родственные слова) - Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные) - Какие слова мы можем назвать однокоренными? (Слова, которые имеют общую часть) - Какой второй признак однокоренных слов? (Они должны быть сходны по смыслу) - Группа ребят из нашего класса поставили для себя цель: Узнать, какие же слова мы можем называть родственными? Свои результаты они покажут в проекте, который выполнили совместно. (Приложение №1) Б) Анализ слов - Задание: исключить в ряду лишнее слово. Доказать, что оно лишнее, разобрать слова по составу. ( на экране 2 ряда слов) Гусь, гусыня, гусеница, гусята, гусиная. Циркуль, циркачи, цирк, цирковой. В) Работа по учебнику. -А теперь выполним упражнение24 на стр.16 (устно) Г) Игра «Сцепщики» Задание: необходимо сцепить разные части слов по данным схемам и записать слова. ^ Приставка + корень + окончание 2 вариант: корень + окончание Приставка + корень + суффикс (задание на экране) - Без какого вагона нельзя было обойтись? (Без корня) - Почему? (Корень – часть слова, в которой заключается значение слова) - Какие значения может иметь слово «корень»? - Это многозначное слово. Что оно может обозначать? - На экране появляется изображение подсказок: (Волосы, зубы, исток реки, дерево, уравнение) - Значит, слово «корень» обозначает: корень волоса, корень дерева, корень зуба, корень уравнения. ^ (Чтение вывода с.16) (Выполнение упражнения 26, стр.16) - Какая часть слова имеется в первой группе слов? (приставка, суффикс) - Какая часть слова называется приставкой? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) - Какая часть слова называется суффиксом? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) (Проверка определений частей слова с помощью слайдов на экране) (Чтение вывода с.18) 5.Физкультминутка Руки в стороны, в кулачок. Разжимай, и на бочок. Руки вниз, и в кулачок. Разжимай, и на бочок. Руки вверх, и в кулачок. Разжимай, и на бочок. Руки влево, и в кулачок. Разжимай, и на бочок. Руки вправо, и в кулачок. Разжимай, и на бочок. 6. Словарно-орфографическая работа. - Прочитайте текст с.18 упр.29. - Какова его тема? (Это рассказ о прощальных песнях птиц) - Какие птицы исполнили эти песни? (Тетерев, пеночка, дрозд) - Назовите слова с приставками. (Вымокли, притих, откликнулся, просвистел, затенькала, послышались) - Найдите слова с поверяемой безударной гласной в корне. -Что вы знаете о пеночке? (мини-сообщение о пеночке с использованием слайдов) 7. Тестовая работа (выполняется вдвоём за компьютером) 1. В какой части слова заключается значение слова? А) приставка б) суффикс в) корень г) окончание ^ А) корня и приставки б) окончания и корня в) суффикса и приставки 3. Как называется изменяемая часть слова? А) приставка б) окончание в) суффикс ^ А) нос б) носильщик в) носатый 5. В каких словах допущена ошибка: час, честичка, части, чисовщик? А) час, чисовщик б) честичка, чисовщик (после выполнения – взаимопроверка, правильные ответы на экране) 1. В 2.В 3.Б 4.Б 5.Б 8. Итог урока - Что мы сегодня повторяли? - Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? - Чем наш урок непохож на все остальные? - Какой вид работы на уроке вам больше всего понравился? Список общеобразовательных ресурсов сети Интернет, использованных при разработке урока |
![]() | В английском языке можно встретить латинские, греческие, французские, немецкие, скандинавские слова, а также слова из других языков.... | ![]() | Цель урока: повторение и закрепление умений правильно писать слова с буквами и, а, у после шипящих |
![]() | Тема урока: «Мастерская слова. Виды предложения по цели высказывания» (закрепление) | ![]() | А что если создать самим энциклопедию слова? Может ли одно слово рассказать о многом? |
![]() | Вспомните, что называется корнем слова? (Корень – главная значимая часть слова, в которой заключается основное лексическое значение... | ![]() | «Отгадайте», слова и музыка Н. Топтыгиной. «Семечки», слова и музыка народные. «Чайные частушки», слова и музыка народные |
![]() | Интегрирующая дидактическая цель: Познакомить учащихся с синонимами, антонимами и фразеологизмами | ![]() | ... |
![]() | Программное содержание: продолжить знакомить детей с трудом взрослых, объяснить значение слова «профессия». Учить подбирать слова-действия... | ![]() | Естественно,что для этого используются главным образом тот строительный материал,который есть в самом языке: во-первых,уже готовые... |