Тема урока : Состав слова. Роль каждой части слова в языке




Скачать 46.68 Kb.
НазваниеТема урока : Состав слова. Роль каждой части слова в языке
Дата публикации05.04.2013
Размер46.68 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Информатика > Урок
МОУ «СОШ №8 »г. Гая

Бурдина Наталья Сергеевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Тема урока: Состав слова. Роль каждой части слова в языке.

Русский язык 3 класс

Учебник: Русский язык. Рамзаева

Тип урока: Урок-повторение

Цели урока:

1. Повторить знания учащихся о морфемном составе слова и

о роли каждой значимой части слова.

2. Развивать речь учащихся, навык анализа.

3. Воспитывать интерес к родному языку через проектную

деятельность.

Задачи урока:

  1. Формировать умение классифицировать части слова.

  2. Формировать навык самостоятельного разбора слова.

  3. Повторить части речи.

  4. Познакомить с проектом учащихся.

  5. Обучать тестовой работе с помощью компьютера.

Оборудование:

Компьютерный класс, экран, проектор, презентация, учебник, тетради.
Ход урока:
1. Организационный момент.

( Запись на экране)

Ж ц ч с ш щ о й ч с ж т ш а ч в щ й с ч л щ ч ц о ж ц в щ а й

(задание: убрать все только твёрдые и все только мягкие, прочитать тему урока)

- Какие вы буквы убрали?

- Что у вас получилось? (состав слова)
^ 2.Проверка домашнего задания.

- Проверим ваше домашнее упражнение с.15 У.22

- Зачитайте словосочетания, которые вы выписали.

- Почему в слове «библиотека» первая безударная гласная «и»?

-Слово происходит из греческого языка, состоит из двух частей

«библион»- книга, «ТЭКе»- хранилище.

- Какие синонимы вы можете подобрать к слову «дорога»?

(путь, тропинка, шоссе)

- А знаете ли вы самые знаменитые библиотеки мира?

(показ слайдов библиотек мира)

3. Чистописание.

-Сегодня мы повторим, как пишется буква П. Запишите письменными буквами:

^ Пекарь пёк калачи в печи.

ПТпт (всю строку)
(работа над скороговоркой)
4. Работа по теме урока.

А) классификация слов по признаку родственных слов

(на экране слова, их нужно распределить по группам)

-Гриб, горка, грибок, лес, лесной, горняк, садовый, лесок, гора, грибной, грибник, сад, садик, горный, лесовик, садовник.

-Сколько групп у вас получилось и почему?

(4 группы, в каждую группу входят родственные слова)
- Как по-другому называются родственные слова?

(Однокоренные)

- Какие слова мы можем назвать однокоренными?

(Слова, которые имеют общую часть)

- Какой второй признак однокоренных слов?

(Они должны быть сходны по смыслу)
- Группа ребят из нашего класса поставили для себя цель: Узнать, какие же слова мы можем называть родственными? Свои результаты они покажут в проекте, который выполнили совместно.

(Приложение №1)
Б) Анализ слов

- Задание: исключить в ряду лишнее слово. Доказать, что оно лишнее, разобрать слова по составу.

( на экране 2 ряда слов)

Гусь, гусыня, гусеница, гусята, гусиная.

Циркуль, циркачи, цирк, цирковой.
В) Работа по учебнику.

-А теперь выполним упражнение24 на стр.16 (устно)
Г) Игра «Сцепщики»

Задание: необходимо сцепить разные части слов по данным схемам и записать слова.
^ 1 вариант: приставка + корень

Приставка + корень + окончание

2 вариант: корень + окончание

Приставка + корень + суффикс

(задание на экране)

- Без какого вагона нельзя было обойтись?

(Без корня)

- Почему?

(Корень – часть слова, в которой заключается значение слова)

- Какие значения может иметь слово «корень»?

- Это многозначное слово. Что оно может обозначать?

- На экране появляется изображение подсказок:

(Волосы, зубы, исток реки, дерево, уравнение)

- Значит, слово «корень» обозначает: корень волоса, корень дерева, корень зуба, корень уравнения.
^ Д) Работа по учебнику.

(Чтение вывода с.16)

(Выполнение упражнения 26, стр.16)

- Какая часть слова имеется в первой группе слов?

(приставка, суффикс)

- Какая часть слова называется приставкой?

(Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

- Какая часть слова называется суффиксом?

(Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

(Проверка определений частей слова с помощью слайдов на экране)

(Чтение вывода с.18)
5.Физкультминутка
Руки в стороны, в кулачок.

Разжимай, и на бочок.

Руки вниз, и в кулачок.

Разжимай, и на бочок.

Руки вверх, и в кулачок.

Разжимай, и на бочок.

Руки влево, и в кулачок.

Разжимай, и на бочок.

Руки вправо, и в кулачок.

Разжимай, и на бочок.
6. Словарно-орфографическая работа.

- Прочитайте текст с.18 упр.29.

- Какова его тема?

(Это рассказ о прощальных песнях птиц)

- Какие птицы исполнили эти песни?

(Тетерев, пеночка, дрозд)

- Назовите слова с приставками.

(Вымокли, притих, откликнулся, просвистел, затенькала, послышались)

- Найдите слова с поверяемой безударной гласной в корне.

-Что вы знаете о пеночке?

(мини-сообщение о пеночке с использованием слайдов)
7. Тестовая работа

(выполняется вдвоём за компьютером)
1. В какой части слова заключается значение слова?

А) приставка б) суффикс в) корень г) окончание
^ 2. С помощью, каких частей слова образуются новые слова?

А) корня и приставки б) окончания и корня в) суффикса и приставки
3. Как называется изменяемая часть слова?

А) приставка б) окончание в) суффикс
^ 4. Какое слово лишнее в ряду: Нос, носик, носильщик, носатый

А) нос б) носильщик в) носатый

5. В каких словах допущена ошибка: час, честичка, части, чисовщик?

А) час, чисовщик б) честичка, чисовщик

(после выполнения – взаимопроверка, правильные ответы на экране)

1. В 2.В 3.Б 4.Б 5.Б
8. Итог урока

- Что мы сегодня повторяли?

- Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?

- Чем наш урок непохож на все остальные?

- Какой вид работы на уроке вам больше всего понравился?

Список общеобразовательных ресурсов сети Интернет, использованных при разработке урока



  1. http://artclassic.edu.ru

  2. http://www.greekroman.ru

  3. http://www.gramma.ru

  4. http://learning-russian.gramota.ru

  5. http://www.floranimal.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока в 5 классе Тема : «School subjects and timetable»
В английском языке можно встретить латинские, греческие, французские, немецкие, скандинавские слова, а также слова из других языков....

Тема: Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу
Цель урока: повторение и закрепление умений правильно писать слова с буквами и, а, у после шипящих

Урока по русскому языку в 3 классе по программе инос тема урока:...
Тема урока: «Мастерская слова. Виды предложения по цели высказывания» (закрепление)

С углубленным изучение отдельных предметов секция филологии и литературного...
А что если создать самим энциклопедию слова? Может ли одно слово рассказать о многом?

Конспект урока по русскому языку на тему: «Почему слово так называется?»
Вспомните, что называется корнем слова? (Корень – главная значимая часть слова, в которой заключается основное лексическое значение...

Сценарии музыкального праздника посвящённого «Дню пожилого человека» «Праздник чая!»
«Отгадайте», слова и музыка Н. Топтыгиной. «Семечки», слова и музыка народные. «Чайные частушки», слова и музыка народные

Урок № Тема урока : Слова, близкие по значению и противоположные
Интегрирующая дидактическая цель: Познакомить учащихся с синонимами, антонимами и фразеологизмами

Тема урока
...

Тема: «Что такое профессия?»
Программное содержание: продолжить знакомить детей с трудом взрослых, объяснить значение слова «профессия». Учить подбирать слова-действия...

Конкурсная работа на тему : «Окказионализмы в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах»
Естественно,что для этого используются главным образом тот строительный материал,который есть в самом языке: во-первых,уже готовые...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница