Методическая разработка по гендерному воспитанию




Скачать 346.53 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по гендерному воспитанию
страница1/3
Дата публикации26.03.2013
Размер346.53 Kb.
ТипМетодическая разработка
odtdocs.ru > Информатика > Методическая разработка
  1   2   3
Методическая разработка по гендерному воспитанию

Разработала

Слободянюк Татьяна Анатольевна

воспитатель ГБДОУ №34

Приморского района Санкт-Петербурга

Введение

Восточная легенда рассказывает,

что Создатель сотворил человека единым,

но, разгневавшись на него,

разрубил на две половинки.

Одна стала мужчиной,а другая- женщиной.

С тех пор они такие разные,

ищут по свету друг друга,

чтобы обрести полноту существования...
Представления ребёнка о «мужественности» и«женственности» и о своём собственном соответствии этим критериям зависят от культурных норм и влияния окружающих людей. Современная педагогическая наука и практика , как правило ,не учитывает пол как важную характеристику ребёнка. Анализ лицензированных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду»под редакцией Васильевой М.А.,программа «Радуга»1994г., «Развитие»1994г.)показал,что дифференцированный подход к воспитанию и обучению девочек и мальчиков не прослеживается .Между тем ,серьёзные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С. Кон ). Первые в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П. Хризман 1978 г.)

Хризман Т. П. и Еремеева В.Д. отмечали,что вся система дошкольного воспитания направлена на развитие психики,формирование познавательных и эмоциональных процессов. Педагоги ДОУ развивают самый главный орган психики-мозг и его функции,регулирующие поведение,успешное обучение,творческое развитие личности. И многие педагоги об этом даже не догадываются. Это определило создание новой нейронауки-нейропедагогики - новых научных подходов к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в семье,в ДОУ,в школе исходя из того,что у мальчиков и девочек разный мозг,разные пути развития,а следовательно им требуется разные программы обучения.

В нынешних условиях становится актуальной проблема половой дифференциации в обучении. Анализ практик показал,что данной теме недостаточно уделяется внимания,подобной информации крайне мало и половые различия не учитываются в процессе подготовки детей к обучению в школе.

Сегодня можно с уверенностью говорить о половых различиях в анатомическом строении и функционировании головного мозга у

детей разного пола.( М.Ю. Арутюнян,В.П Багрунов,Т.В. Бендас, Т.А.Репина,В.М Русалов,Б.И. Хасан,и др.) И хотя

психологические различия более трудноуловимы,мы замечаем,что мальчики и девочки по-разному играют и общаются,утверждают свою индивидуальность,проявляют агрессию,сочувствуют и заботятся,решают новые задачи,находят дорогу в неизвестной местности. Девочки начинают говорить и читать раньше,чем многие мальчики и гораздо реже сталкиваются с трудностями в обучении чтению. Среди детей,имеющих низкую способность к чтению,мальчиков в четыре раза больше,чем девочек. В исследованиях также рассматривается различия в уровне физической готовности детей разного пола к обучению в школе. С.В.Зверева проанализировала влияние типа темперамента разнополых детей на степень успешности обучения,представила обобщённый психологический портрет мальчиков и девочек ,хорошо успевающих в начальной школе. Как утверждает доктор психологических наук Т. А. Репина ,анатомо-физиологические различия между полами обнаруживаются уже в эмбриональный период;под влиянием половых гормонов формируется не только анатомия пола,но и особенности развития мозга.

Поскольку разнополые дети имеют различия в физическом развитии,когнитивных процессах,поведении, необходимо это учитывать в работе с ними и использовать определенные подходы.

^ Анатомо- физиологические особенности полов, различия в психических качествах



В эмбриональный период у мальчиков и девочек под влиянием половых гормонов уже формируются некоторые особенности развития мозговых структур(Т. А. Репина). У мальчиков позже развиваются и лобные области мозга,которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением. Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные многоэтапные поручения взрослых;они не терпят однообразия,не сидят на месте,но лучше выполняют задания на сообразительность. Отсюда можно сделать вывод,что у девочек мозг к семи годам имеет более высокую степень готовности к обучению,чем у мальчиков,у которых мозг «созревает» для полноценной учёбы только к восьми годам. Таким образом,мальчики и девочки имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению. По исследованиям наших физиологов М.М. Безруких и В.Д. Еремеевой, у 2/3 девочек к поступлению в школу уже достаточно развиты графические навыки,речь,понимание предложенной учебной задачи, тогда как каждый второй мальчик приходит в школу в состоянии «незрелости» ,у девочек выявлен более высокий уровень работоспособности и смысловой памяти.

В настоящее время многие исследования учитывают фактор пола,поэтому есть данные о различиях психологических характеристик у мальчиков и девочек. А. Геззел обнаружил,что у мальчиков лучше развита крупная моторика,у девочек-мелкая. Девочки превосходят в скорости арифметических операций,лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений. Мальчики ,как правило лучше решают пространственные задачи,лучше ориентируются на местности,им меньше требуется времени на запоминание нового маршрута.

У девочек лучше развиты речевые навыки(беглая,ясная речь),лучше правописание,навыки чтения,память на слова,словарный запас,лучше усваивают иностранные языки,в целом большая склонность к гуманитарным предметам. У мальчиков более развиты

способности к точным наукам,выше точность прицеливания.

Технические способности раньше развиваются и лучше выражены.

Лучше выполняют задания на различения,на поиск простых фигур, «спрятанных» в сложных. У девочек более развиты перцептивные способности и вербальные,а у мальчиков зрительно-вербальные. Девочки раньше начинают рисовать и делают это охотнее,умеют выносить более тонкие суждения об искусстве. Сенсорная чувствительность у них более восприимчива. Они чаще могут напеть мелодию,имеют более тонкий музыкальный слух. У девочек более точная и прочная зрительная память,они лучше видят в темноте. Эмоциональная сфера более сензитивна,они легче переносят стресс.

БагруновВ.П.,В.Г.Каменская ,В.В Печенков , отмечают,что имеются существенные различия в мышлении:в темпах,стратегиях,переработки и усвоения информации детьми разного пола. Мальчики ориентированы на действие,воспринимают информацию быстрее,не нуждаются в повторении,девочки - на общение,более продуктивно работают в спокойном темпе,повторения им необходимы. Высокий темп подачи новой информации для мальчиков способен снять многие проблемы с дисциплиной. Особенности формирования различных операций мышления следующие: у мальчиков лучше развиты пространственно-визуальные навыки,они хорошо работают с картами,схемами,математическими формулами,имеют более развитый внутренний план действий. Девочки при решении даже математических задач используют вербальные средства вследствие более развитых речевых навыков и лучшего словарного запаса.

Внимание у мальчиков более подвижное и неустойчивое, более продолжительный период включаемости,период продуктивной работы наступает позже,чем у девочек .

Что касается уровня эмоциональности в процессе обучения,надо отметить,что для девочек важна эмоциональная составляющая подачи информации для лучшего её усвоения при наличии устойчивых положительных эмоций. Для мальчиков же необходим постоянный в течение урока переход от эмоциональной фазы к информативной,при этом мальчики нацелены на смысл воспринимаемой информации,эмоциональная составляющая может

быть умеренной.

Уровень адаптивных возможностей у девочек выше,у них преобладают приспособительные реакции.

И.А. Сергеева указывает на превосходство девочек по уровню произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Ученые также выявили преимущество девочек по избирательной устойчивости, по уровню произвольного внимания.

Существенные различия обнаружены еще по одному психическому процессу - памяти. Девочки лучше запоминают материал на слух как отдельных слов,так и предложений и целых рассказов (смысловая память),а также у них превосходство в запоминании имён и по богатству словесных ассоциаций (это наблюдается у них уже в 3 года).Исследования Н.Л. Горбачевской и др. показало ,что зрительная память старших дошкольников лучше развита у мальчиков.

Вербальный материал — слова,предложения,рассказы -активно осваиваются обоими полами,без этого невозможно существование в обществе.

Знаковая информация более соответствует интересам и склонностям мужского пола,но и в её запоминании женский пол оказался сильнее. В исследованиях образной памяти половые различия либо не обнаруживались,либо было превосходство мальчиков. А там,где вместе с изображением надо было запомнить названия, преимущество имели девочки. Таким образом,преимущества женской памяти наблюдается тогда,когда используется вербальная информация.

Таким образом, обобщая выше изложенное,можно сделать вывод о том,что на ранних этапах развития ( до 7 лет) девочки обычно опережают мальчиков в интеллектуальном развитии.

Очевидно,что дети разного пола имеют определенную специфику в развитии познавательно- психических процессов,значит должны быть определены и особенности процесса формирования готовности к обучению. При формировании готовности к обучению в школе мальчиков и девочек целесообразно использовать различные методы, средства и формы работы. По данным Хризман Т.И.(1989 г.) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии,у них разные интересы. Под влиянием взрослых формируется и развивается два типа человека с разной психикой , разными законами развития высших корковых функций. Следует помнить,что мальчики и девочки имея разное строение мозга,ведут себя по -разному,поэтому крайне важно в процессе обучения и воспитания учитывать эти различия,помочь раскрыть те уникальные возможности ребенка,которые даны ему своим полом.


^ Гендерный аспект в воспитании и обучении детей предшкольного возраста

Так как дети разного пола имеют различия в когнитивных процессах

и поведении,в физическом развитии, есть необходимость учёта определенных подходов в работе с ними. В науке «подход»рассматривается как методологическое,логико-гносеологическое образование,отражающее направленность поиска,четких границ которого нет. То есть подход представляет собой комплекс принципов и методов. В данном контексте исследования более всего подойдёт дифференцированный подход в обучении, так как он предполагает создание разнообразных условий обучения для различных классов,групп с целью учёта особенностей их контингента. Его реализация в образовательном процессе рассматривается как основное средство осуществления индивидуализации образования,под которой понимается ориентация на индивидуальные особенности обучаемого в процессе учебного взаимодействия. Данный подход ориентирован на подгруппу детей ,обладающих сходными чертами развития (Г.И. Бабаева,А.З. Бурма, Я.И. Ковальчук, Н.Г. Маркова и др.) Дифференцированный подход представляет собой форму организации обучения,при котором дети делятся на одинаковые группы,основанные на сходных,типичных проявлениях. Что позволяет педагогу выстроить процесс обучения ,различный по сложности,методам и приёмам. Основания для дифференциации могут быть разные: уровень развития детей,интересы,психологические особенности,пол и т. д. Последнее из перечисленного менее всего разработано в теории и практике вопроса дифференциации по половому признаку. Хотя ,по мнению Басова М.Я.,именно « влияние пола проходит красной нитью через весь период человека,будучи тесно связан как с ростом и развитием его организма,так и с психическим его развитием».Ориентация на принцип природосообразности делает актуальной проблему дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам,учёта их психофизиологических особенностей, интересов и интеллектуальных возможностей.

Принимая во внимание принцип дифференцированного подхода, в данной работе считаю целесообразным реализацию данного подхода через деление общей группы детей на две подгруппы, различных по половому признаку в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в ДОУ. Причём девочки и мальчики не изолированы друг от друга,а в естественных условиях в процессе совместной деятельности они могут накапливать опыт общения с противоположным полом. Здесь необходимо учитывать особенности каждой девочки и каждого мальчика — т. е. осуществлять принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Определим, какие же особенности обуславливают

индивидуализацию воспитания девочек и мальчиков. Ж-Ж Руссо говорил,что как нельзя считать один пол совершеннее другого,так нельзя их уравнивать. Определенные качества не могут быть принадлежностью того или другого пола,но представители мужского и женского пола должны быть наделены этими качествами в разной степени,поэтому цели,методы и подходы в воспитании должны быть разными. Принцип индивидуального подхода в предшкольной подготовке детей разного пола предполагает учёт состояния здоровья,особенностей познавательных процессов,личностных характеристик, специфику воспитания в семье и др. В контексте данной работы большее внимание уделяется особенностям конкретной девочки и конкретного мальчика. К особенностям девочек и мальчиков в индивидуальной предшкольной подготовке можно отнести:личностные качества,степень овладения программным материалом,уровень развития познавательных процессов: мышления,речи, памяти и внимания. Эти особенности положены в основу приемов индивидуализации и индивидуальных заданий.

В связи с большой наполняемостью детских групп,интенсивностью образовательного процесса индивидуально подходить к каждому ребёнку не представляется возможным,возникает мысль реализации индивидуально- дифференцированного подхода ( ИДП ). Данной проблемой занимались :

  • в игровой деятельности (В.Л Воронова,Р. И. Жуковская, О.В Солнцева, Я.И Ковальчук, А.Н. Матусик, и др.

  • в обучении ( М.Г. Вахова, Л.А.Викат, Л.А.Дикопольская, Я.И. Ковальчук, Л.П.Князева и др.)

  • в процессе нравственного воспитания ( А.В. Алексеева, Т. И. Бабаева, Т.И. Белова, В.А. Горбачёва, Н.Г. Маркова и др.)

Для осуществления данного подхода необходимо изучение психических особенностей девочек и мальчиков,пристальное внимание при этом уделяется физиологической, когнитивной и эмоциональной сферам. Также осуществление ИДП требует совершенствования или разработки нового содержания воспитательно - образовательной работы в ДОУ, отбора различных видов деятельности и необходимости пересмотра методов и приёмов работы воспитателя с детьми в рамках данного подхода в зависимости от половой принадлежности ребёнка. Осуществление ИДП также во многом зависит и от профессионализма педагогов: умения диагностировать особенности развития девочек и мальчиков,; отбирать содержание и приёмы работы по осуществлению предшкольной подготовки; умения организовывать

игровую деятельность с учётом особенностей развития разнополых

детей; организовывать материально — развивающую среду,

отбирать дифференцированный дидактический материал.

На основании всего вышеизложенного возникает необходимость рассмотрения следующих понятий:индивидуальность,пол, гендер,половая дифференциация.

« индивидуальность» - неповторимая совокупность признаков,присущих отдельному организму,отличающих его от всх других,самобытность личности,проявляющаяся на всех уровнях её жизнедеятельности.

Половая дифференциация — совокупность генетических,морфологических и физиологических признаков,на основании которых различаются мужской и женский пол.

Пол — термин,который обозначает те анатомо-биологические особенности,на основе которых люди определяются как мужчины или женщины.

«Гендер» - это система межличностного взаимодействия,посредством которого создаётся,утверждается, воспринимается понятие о мужском и женском.( Исаев Д.Н.,Каган В.Е). Гендер указывает на то, как мы предсталяем свой биологический пол в социальном пространстве.

Таким образом ,обобщая всё выше сказанное, можно сказать, что различия между полами существуют. Эти различия задаются генетически и продолжают формироваться в социально — культурной среде. Таким образом,современное понятие гендера предполагает 4 группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы,нормы и идентичность. Гендерный подход в исследованиях сегодня, в обучении и воспитании — это учёт многовариативного фактора пола. Однако,социальный аспект развития должен быть с самого начала ориентирован на пол ребенка,на социально - обусловленные представления о мужчине и женщине,оказывающие мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчиков и девочек. Отсюда проблема учёта психологических особенностей в обучении мальчиков и девочек представляется чрезвычайно актуальной.

К особенностям, важнейшим для эффективного обучения девочек относятся: чувство общности, взаимосвязанности,сотрудничества, а не соревнования,быстрая адаптация к требованиям окружения,большая направленность на практические аспекты знаний,применения их в жизни.

В процессе обучения с девочками общаются не так, как с мальчиками. С мальчиками ведут более продолжительные беседы,они получают прямые инструкции, что и как делать,их чаще

хвалят, задают более сложные вопросы,требующие работы

мышления. У мальчиков более развит зрительно-пространственный интеллект. Все эти и другие отличия должны быть учтены в учебном процессе. Поэтому в процессе личностно — ориентированного обучения очень важен гендерный подход в обучении. Обучение мальчиков и девочек параллельно,но совместно.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка внеклассного занятия по теме «Здоровый образ...
Методическая разработка посвящена методике организации работы по английскому языку

Методическая разработка по гендерному воспитанию iconМетодическая разработка содержит учебный план курса «Основы экономической теории»
Основы экономической теории: методическая разработка для студентов гуманитарных специальностей / Сост к э н., доцент И. В. Ефимчук,...

Методическая разработка по гендерному воспитанию iconМетодическая разработка по дисциплине «Теория экономического анализа»
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» профессионально-ориентированная...

-
Методическая разработка урока (может быть организовано и как воспитательное мероприятие)

Аннотация к разработке
Авторская методическая разработка проведения занятий по основам военной службы в

Комитет по образованию
О проведении конкурса «Лучшая методическая разработка открытого урока по творчеству С. В. Михалкова»

Методическая разработка урока Автор: Девивье И. С
Мбоу №1 им. Героя россии Дм. Ерофеева(с. Топчиха,Топчихинского р-на,Алтайского края)

Методическая разработка занятия
Цель: Закрепить названия домашних животных, где живут, чем питаются, как кричат и т д

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №26 Методическая разработка
Упражнение (У) разведение локтей в стороны вдох, сведение выдох (3-4 раза)

Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"
Акцентировать их внимание на важнейших событиях, определить их значение в ходе войны

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница