Скачать 346.53 Kb.
|
Методическая разработка по гендерному воспитанию Разработала Слободянюк Татьяна Анатольевна воспитатель ГБДОУ №34 Приморского района Санкт-Петербурга Введение Восточная легенда рассказывает, что Создатель сотворил человека единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки. Одна стала мужчиной,а другая- женщиной. С тех пор они такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования... Представления ребёнка о «мужественности» и«женственности» и о своём собственном соответствии этим критериям зависят от культурных норм и влияния окружающих людей. Современная педагогическая наука и практика , как правило ,не учитывает пол как важную характеристику ребёнка. Анализ лицензированных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду»под редакцией Васильевой М.А.,программа «Радуга»1994г., «Развитие»1994г.)показал,что дифференцированный подход к воспитанию и обучению девочек и мальчиков не прослеживается .Между тем ,серьёзные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С. Кон ). Первые в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П. Хризман 1978 г.) Хризман Т. П. и Еремеева В.Д. отмечали,что вся система дошкольного воспитания направлена на развитие психики,формирование познавательных и эмоциональных процессов. Педагоги ДОУ развивают самый главный орган психики-мозг и его функции,регулирующие поведение,успешное обучение,творческое развитие личности. И многие педагоги об этом даже не догадываются. Это определило создание новой нейронауки-нейропедагогики - новых научных подходов к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в семье,в ДОУ,в школе исходя из того,что у мальчиков и девочек разный мозг,разные пути развития,а следовательно им требуется разные программы обучения. В нынешних условиях становится актуальной проблема половой дифференциации в обучении. Анализ практик показал,что данной теме недостаточно уделяется внимания,подобной информации крайне мало и половые различия не учитываются в процессе подготовки детей к обучению в школе. Сегодня можно с уверенностью говорить о половых различиях в анатомическом строении и функционировании головного мозга у детей разного пола.( М.Ю. Арутюнян,В.П Багрунов,Т.В. Бендас, Т.А.Репина,В.М Русалов,Б.И. Хасан,и др.) И хотя психологические различия более трудноуловимы,мы замечаем,что мальчики и девочки по-разному играют и общаются,утверждают свою индивидуальность,проявляют агрессию,сочувствуют и заботятся,решают новые задачи,находят дорогу в неизвестной местности. Девочки начинают говорить и читать раньше,чем многие мальчики и гораздо реже сталкиваются с трудностями в обучении чтению. Среди детей,имеющих низкую способность к чтению,мальчиков в четыре раза больше,чем девочек. В исследованиях также рассматривается различия в уровне физической готовности детей разного пола к обучению в школе. С.В.Зверева проанализировала влияние типа темперамента разнополых детей на степень успешности обучения,представила обобщённый психологический портрет мальчиков и девочек ,хорошо успевающих в начальной школе. Как утверждает доктор психологических наук Т. А. Репина ,анатомо-физиологические различия между полами обнаруживаются уже в эмбриональный период;под влиянием половых гормонов формируется не только анатомия пола,но и особенности развития мозга. Поскольку разнополые дети имеют различия в физическом развитии,когнитивных процессах,поведении, необходимо это учитывать в работе с ними и использовать определенные подходы. ^ В эмбриональный период у мальчиков и девочек под влиянием половых гормонов уже формируются некоторые особенности развития мозговых структур(Т. А. Репина). У мальчиков позже развиваются и лобные области мозга,которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением. Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные многоэтапные поручения взрослых;они не терпят однообразия,не сидят на месте,но лучше выполняют задания на сообразительность. Отсюда можно сделать вывод,что у девочек мозг к семи годам имеет более высокую степень готовности к обучению,чем у мальчиков,у которых мозг «созревает» для полноценной учёбы только к восьми годам. Таким образом,мальчики и девочки имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению. По исследованиям наших физиологов М.М. Безруких и В.Д. Еремеевой, у 2/3 девочек к поступлению в школу уже достаточно развиты графические навыки,речь,понимание предложенной учебной задачи, тогда как каждый второй мальчик приходит в школу в состоянии «незрелости» ,у девочек выявлен более высокий уровень работоспособности и смысловой памяти. В настоящее время многие исследования учитывают фактор пола,поэтому есть данные о различиях психологических характеристик у мальчиков и девочек. А. Геззел обнаружил,что у мальчиков лучше развита крупная моторика,у девочек-мелкая. Девочки превосходят в скорости арифметических операций,лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений. Мальчики ,как правило лучше решают пространственные задачи,лучше ориентируются на местности,им меньше требуется времени на запоминание нового маршрута. У девочек лучше развиты речевые навыки(беглая,ясная речь),лучше правописание,навыки чтения,память на слова,словарный запас,лучше усваивают иностранные языки,в целом большая склонность к гуманитарным предметам. У мальчиков более развиты способности к точным наукам,выше точность прицеливания. Технические способности раньше развиваются и лучше выражены. Лучше выполняют задания на различения,на поиск простых фигур, «спрятанных» в сложных. У девочек более развиты перцептивные способности и вербальные,а у мальчиков зрительно-вербальные. Девочки раньше начинают рисовать и делают это охотнее,умеют выносить более тонкие суждения об искусстве. Сенсорная чувствительность у них более восприимчива. Они чаще могут напеть мелодию,имеют более тонкий музыкальный слух. У девочек более точная и прочная зрительная память,они лучше видят в темноте. Эмоциональная сфера более сензитивна,они легче переносят стресс. БагруновВ.П.,В.Г.Каменская ,В.В Печенков , отмечают,что имеются существенные различия в мышлении:в темпах,стратегиях,переработки и усвоения информации детьми разного пола. Мальчики ориентированы на действие,воспринимают информацию быстрее,не нуждаются в повторении,девочки - на общение,более продуктивно работают в спокойном темпе,повторения им необходимы. Высокий темп подачи новой информации для мальчиков способен снять многие проблемы с дисциплиной. Особенности формирования различных операций мышления следующие: у мальчиков лучше развиты пространственно-визуальные навыки,они хорошо работают с картами,схемами,математическими формулами,имеют более развитый внутренний план действий. Девочки при решении даже математических задач используют вербальные средства вследствие более развитых речевых навыков и лучшего словарного запаса. Внимание у мальчиков более подвижное и неустойчивое, более продолжительный период включаемости,период продуктивной работы наступает позже,чем у девочек . Что касается уровня эмоциональности в процессе обучения,надо отметить,что для девочек важна эмоциональная составляющая подачи информации для лучшего её усвоения при наличии устойчивых положительных эмоций. Для мальчиков же необходим постоянный в течение урока переход от эмоциональной фазы к информативной,при этом мальчики нацелены на смысл воспринимаемой информации,эмоциональная составляющая может быть умеренной. Уровень адаптивных возможностей у девочек выше,у них преобладают приспособительные реакции. И.А. Сергеева указывает на превосходство девочек по уровню произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Ученые также выявили преимущество девочек по избирательной устойчивости, по уровню произвольного внимания. Существенные различия обнаружены еще по одному психическому процессу - памяти. Девочки лучше запоминают материал на слух как отдельных слов,так и предложений и целых рассказов (смысловая память),а также у них превосходство в запоминании имён и по богатству словесных ассоциаций (это наблюдается у них уже в 3 года).Исследования Н.Л. Горбачевской и др. показало ,что зрительная память старших дошкольников лучше развита у мальчиков. Вербальный материал — слова,предложения,рассказы -активно осваиваются обоими полами,без этого невозможно существование в обществе. Знаковая информация более соответствует интересам и склонностям мужского пола,но и в её запоминании женский пол оказался сильнее. В исследованиях образной памяти половые различия либо не обнаруживались,либо было превосходство мальчиков. А там,где вместе с изображением надо было запомнить названия, преимущество имели девочки. Таким образом,преимущества женской памяти наблюдается тогда,когда используется вербальная информация. Таким образом, обобщая выше изложенное,можно сделать вывод о том,что на ранних этапах развития ( до 7 лет) девочки обычно опережают мальчиков в интеллектуальном развитии. Очевидно,что дети разного пола имеют определенную специфику в развитии познавательно- психических процессов,значит должны быть определены и особенности процесса формирования готовности к обучению. При формировании готовности к обучению в школе мальчиков и девочек целесообразно использовать различные методы, средства и формы работы. По данным Хризман Т.И.(1989 г.) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии,у них разные интересы. Под влиянием взрослых формируется и развивается два типа человека с разной психикой , разными законами развития высших корковых функций. Следует помнить,что мальчики и девочки имея разное строение мозга,ведут себя по -разному,поэтому крайне важно в процессе обучения и воспитания учитывать эти различия,помочь раскрыть те уникальные возможности ребенка,которые даны ему своим полом. ^ Так как дети разного пола имеют различия в когнитивных процессах и поведении,в физическом развитии, есть необходимость учёта определенных подходов в работе с ними. В науке «подход»рассматривается как методологическое,логико-гносеологическое образование,отражающее направленность поиска,четких границ которого нет. То есть подход представляет собой комплекс принципов и методов. В данном контексте исследования более всего подойдёт дифференцированный подход в обучении, так как он предполагает создание разнообразных условий обучения для различных классов,групп с целью учёта особенностей их контингента. Его реализация в образовательном процессе рассматривается как основное средство осуществления индивидуализации образования,под которой понимается ориентация на индивидуальные особенности обучаемого в процессе учебного взаимодействия. Данный подход ориентирован на подгруппу детей ,обладающих сходными чертами развития (Г.И. Бабаева,А.З. Бурма, Я.И. Ковальчук, Н.Г. Маркова и др.) Дифференцированный подход представляет собой форму организации обучения,при котором дети делятся на одинаковые группы,основанные на сходных,типичных проявлениях. Что позволяет педагогу выстроить процесс обучения ,различный по сложности,методам и приёмам. Основания для дифференциации могут быть разные: уровень развития детей,интересы,психологические особенности,пол и т. д. Последнее из перечисленного менее всего разработано в теории и практике вопроса дифференциации по половому признаку. Хотя ,по мнению Басова М.Я.,именно « влияние пола проходит красной нитью через весь период человека,будучи тесно связан как с ростом и развитием его организма,так и с психическим его развитием».Ориентация на принцип природосообразности делает актуальной проблему дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам,учёта их психофизиологических особенностей, интересов и интеллектуальных возможностей. Принимая во внимание принцип дифференцированного подхода, в данной работе считаю целесообразным реализацию данного подхода через деление общей группы детей на две подгруппы, различных по половому признаку в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в ДОУ. Причём девочки и мальчики не изолированы друг от друга,а в естественных условиях в процессе совместной деятельности они могут накапливать опыт общения с противоположным полом. Здесь необходимо учитывать особенности каждой девочки и каждого мальчика — т. е. осуществлять принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку. Определим, какие же особенности обуславливают индивидуализацию воспитания девочек и мальчиков. Ж-Ж Руссо говорил,что как нельзя считать один пол совершеннее другого,так нельзя их уравнивать. Определенные качества не могут быть принадлежностью того или другого пола,но представители мужского и женского пола должны быть наделены этими качествами в разной степени,поэтому цели,методы и подходы в воспитании должны быть разными. Принцип индивидуального подхода в предшкольной подготовке детей разного пола предполагает учёт состояния здоровья,особенностей познавательных процессов,личностных характеристик, специфику воспитания в семье и др. В контексте данной работы большее внимание уделяется особенностям конкретной девочки и конкретного мальчика. К особенностям девочек и мальчиков в индивидуальной предшкольной подготовке можно отнести:личностные качества,степень овладения программным материалом,уровень развития познавательных процессов: мышления,речи, памяти и внимания. Эти особенности положены в основу приемов индивидуализации и индивидуальных заданий. В связи с большой наполняемостью детских групп,интенсивностью образовательного процесса индивидуально подходить к каждому ребёнку не представляется возможным,возникает мысль реализации индивидуально- дифференцированного подхода ( ИДП ). Данной проблемой занимались :
Для осуществления данного подхода необходимо изучение психических особенностей девочек и мальчиков,пристальное внимание при этом уделяется физиологической, когнитивной и эмоциональной сферам. Также осуществление ИДП требует совершенствования или разработки нового содержания воспитательно - образовательной работы в ДОУ, отбора различных видов деятельности и необходимости пересмотра методов и приёмов работы воспитателя с детьми в рамках данного подхода в зависимости от половой принадлежности ребёнка. Осуществление ИДП также во многом зависит и от профессионализма педагогов: умения диагностировать особенности развития девочек и мальчиков,; отбирать содержание и приёмы работы по осуществлению предшкольной подготовки; умения организовывать игровую деятельность с учётом особенностей развития разнополых детей; организовывать материально — развивающую среду, отбирать дифференцированный дидактический материал. На основании всего вышеизложенного возникает необходимость рассмотрения следующих понятий:индивидуальность,пол, гендер,половая дифференциация. « индивидуальность» - неповторимая совокупность признаков,присущих отдельному организму,отличающих его от всх других,самобытность личности,проявляющаяся на всех уровнях её жизнедеятельности. Половая дифференциация — совокупность генетических,морфологических и физиологических признаков,на основании которых различаются мужской и женский пол. Пол — термин,который обозначает те анатомо-биологические особенности,на основе которых люди определяются как мужчины или женщины. «Гендер» - это система межличностного взаимодействия,посредством которого создаётся,утверждается, воспринимается понятие о мужском и женском.( Исаев Д.Н.,Каган В.Е). Гендер указывает на то, как мы предсталяем свой биологический пол в социальном пространстве. Таким образом ,обобщая всё выше сказанное, можно сказать, что различия между полами существуют. Эти различия задаются генетически и продолжают формироваться в социально — культурной среде. Таким образом,современное понятие гендера предполагает 4 группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы,нормы и идентичность. Гендерный подход в исследованиях сегодня, в обучении и воспитании — это учёт многовариативного фактора пола. Однако,социальный аспект развития должен быть с самого начала ориентирован на пол ребенка,на социально - обусловленные представления о мужчине и женщине,оказывающие мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчиков и девочек. Отсюда проблема учёта психологических особенностей в обучении мальчиков и девочек представляется чрезвычайно актуальной. К особенностям, важнейшим для эффективного обучения девочек относятся: чувство общности, взаимосвязанности,сотрудничества, а не соревнования,быстрая адаптация к требованиям окружения,большая направленность на практические аспекты знаний,применения их в жизни. В процессе обучения с девочками общаются не так, как с мальчиками. С мальчиками ведут более продолжительные беседы,они получают прямые инструкции, что и как делать,их чаще хвалят, задают более сложные вопросы,требующие работы мышления. У мальчиков более развит зрительно-пространственный интеллект. Все эти и другие отличия должны быть учтены в учебном процессе. Поэтому в процессе личностно — ориентированного обучения очень важен гендерный подход в обучении. Обучение мальчиков и девочек параллельно,но совместно. |
![]() | Методическая разработка посвящена методике организации работы по английскому языку | ![]() | Основы экономической теории: методическая разработка для студентов гуманитарных специальностей / Сост к э н., доцент И. В. Ефимчук,... |
![]() | Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» профессионально-ориентированная... | ![]() | Методическая разработка урока (может быть организовано и как воспитательное мероприятие) |
![]() | Авторская методическая разработка проведения занятий по основам военной службы в | ![]() | О проведении конкурса «Лучшая методическая разработка открытого урока по творчеству С. В. Михалкова» |
![]() | Мбоу №1 им. Героя россии Дм. Ерофеева(с. Топчиха,Топчихинского р-на,Алтайского края) | ![]() | Цель: Закрепить названия домашних животных, где живут, чем питаются, как кричат и т д |
![]() | Упражнение (У) разведение локтей в стороны вдох, сведение выдох (3-4 раза) | ![]() | Акцентировать их внимание на важнейших событиях, определить их значение в ходе войны |