Урок по химии в 8 классе на тему: «Вода знакомая и непостижимая»




Скачать 86.05 Kb.
НазваниеУрок по химии в 8 классе на тему: «Вода знакомая и непостижимая»
Дата публикации26.03.2013
Размер86.05 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Химия > Урок
Филиал

МБОУ Токаревской СОШ №1

в селе Троицкий Росляй

Открытый урок по химии в 8 классе на тему:

«Вода – знакомая и непостижимая»

Провела учитель химии

Суздалева Л.В.

С. Троицкий Росляй

2011 год


Тема урока: «Вода – знакомая и непостижимая»

Цель урока:

Образовательная – сформировать представление о воде и её свойствах. Раскрыть роль воды в зарождении и развитии живых организмов на Земле.

Развивающая – развивать интерес учащихся к науке, активизировать их познавательную деятельность, формировать у них чувство прекрасного.

Воспитательная – продолжать формировать умения выделять главное, расширять кругозор учащихся

Задачи:

  • Рассмотреть воду с позиции химии.

  • Изучить химическое строение воды.

  • Познакомиться с важнейшими физическими и химическими свойствами воды.

  • Показать, как свойства воды влияют на окружающую природу.

  • Оценить роль воды в жизни человека и отношение человека к воде.



План урока:


  1. Вступительное слово учителя.

  2. Работа по теме урока:




  1. Вода в природе.

  2. Строение воды.

  3. портрет воды.

  4. Агрегатные состояния.

  5. Плотность воды.

  6. Поверхностное натяжение.

  7. Вода – растворитель.

  8. Память воды.

  9. Химические свойства воды.

  10. Функции воды в природе.


III. Заключение, итоги урока.



    1. Тема, цель, задачи урока – вступительное слово учителя.


Учитель: Химия – наука о веществах. Есть вещества нужные и не очень, полезные и вредные. Сегодня мы поговорим о веществе, которое большинство ученых называют веществом №1 в природе. 22 марта значится в календаре как Международный день воды, ни одно из веществ, даже самые дорогие, не удостоены такой международной признательности.

Именно о воде т пойдет речь сегодня на уроке.

^ Тема урока: «Вода – знакомая и непостижимая» Удивительная, парадоксальная, загадочная, непредсказуемая. Нет числа эпитетам, которые могли бы в полной мере охарактеризовать это уникальное вещество. Она была и остается музой, источником вдохновения поэтов, художников, композиторов, ученых, которые многие годы разгадывают тайны этого великого создания природы и не перестают удивляться тому, что узнают.

^ Красоту воды снежинок, на окнах кружева картинок

Никто не может повторить или красивей сотворить.

Снегов полярных белизна, морей и рек голубизна….

Кто может сотворить такое? Одна волшебница вода.

^ А как на солнце снег блестит!Своим сиянием он сразу

Затмит рубины и алмазы, никто пред ним не устоит.

Ничто не знакомо нам так хорошо, как эта жидкость. Но при всей своей кажущейся простоте вода до сих пор преподносит загадки, причем, одна сложней другой.

Что же такое вода, почему она занимает такое особое положение в мире веществ? Каково ее строение? Какими свойствами она обладает? Как они влияют на окружающую нас природу? Для чего нам нужна ода и как мы к ней относимся? Это и будет предметом нашего разговора, т.е. задачами урока.

^ II. Работа по теме урока.


    1. Вода в природе.

Учитель: О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В. Петряев: «Разве вода – это только жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю планету, всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода» Тучи, облака, туман несущие влагу всему живому на земной поверхности, это тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снег, покрывающий почти половину планеты, и это – вода. Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды. Наша планета на ¾ покрыта водой, 97% занимают океаны и моря, 3% - озера, реки, подземные воды. 70% воды содержится в организме животного и 65% в организме человека.

Вода является самым распространенным веществом на Земле. Нет такого минерала, горной породы, организма в состав которого не входила бы вода.

    1. Строение воды.


Вода – начало всех начал не Земле, говорили в древности. Вода – простое вещество, единое и неделимое, считали в средние века. 24 июня 1783 года выдающемуся французскому химику Антуану Лавуазье и его коллеге Пьеру Лапласу в присутствии группы ученых удалось синтезировать воду из кислорода и водорода. Потом была проведена обратная реакция – её разложения под действием электрического тока на простые вещества – кислород и водород. Так было доказано, что вода это сложное вещество Из атомов мир создавала природа, два атома легких взяла водорода, добавила атом один кислорода и получилась частица воды.

Молекулы воды состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода, соединенных между собой ковалентной полярной связью. Они образуют исключительно устойчивое химическое соединение, которое может существовать в самых разных условиях – в космосе, на поверхности Земли и в её мантии.
^ Задание 1. Запишите молекулярную формулу воды и рассчитайте её молекулярную и молярную массу.

Задание 2. Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 70% от массы тела. Найти массу воды в своем организме.
Дано: Решение:

m(орг.) = 50 кг W = m(вода) 100% /m(орг.)

w = 70% или 0,7 М(вода) = w m(орг.) = 0,7 50 =35 кг




Найти:

M(воды) Ответ: масса воды в моем организме составляет 35 кг.
Учитель: Зачем столько воды нашему организму?

  • вода входит в состав всех клеток и тканей тела;

  • установлено, что состав плазмы крови близок к составу воды морей и океанов. В крови содержится 90% воды;

  • для нормальной жизнедеятельности каждому человеку необходимо примерно 2,5 литра воды в сутки. При потере воды в количестве 6% от массы тела у человека повышается температура, при потере 10% - нарушается глотательный рефлекс, начинаются галлюцинации, при потере 12% жидкости человек умирает, кровь густеет настолько, что сердце не может её толкать.


Учитель: Как вы думаете, какова роль воды в организме?

Вода в организме выступает в двух основных ролях – как растворитель, переносчик и регулирует теплоту тела.


    1. Портрет воды.


Учитель: Для того, чтобы портрет был полным, нужно познакомится со свойствами вещества. Что мы знаем о воде? Это жидкость, не имеющая вкуса, цвета и запаха, кипит при 100ºС, переходя в пар, и замерзает при 0ºС, превращаясь в лед. Углубленное изучение свойств воды привело химиков к заключению: поведение воды не похоже на поведению любых других жидкостей, существующих на Земле. Вода – это самое аномальное вещество в мире, её свойства идут в разрез с основными закономерностями, которым подчиняются остальные вещества.


    1. Агрегатные состояния воды.


Учитель: Говорят, что вода оборотень. Почему её так называют? Учащиеся вспоминают, что вода может находится в твердом, жидком и газообразном состояниях. В газообразном состоянии вода находится в атмосфере, а в жидком и твердом – в гидросфере. Вода в природе находится в постоянном движении, переходя из одного состояния в другое.


    1. Плотность воды.


Учитель: Аномальным свойством воды является её плотность. Плотность увеличивается, если в воду добавить соль. Существует Мертвое море, в котором концентрация солей составляет от 25 до 34%. Такая вода выталкивает любой предмет, даже человека, словно пробку, утонуть в ней практически невозможно. Можно убедиться в этом на опыте. ( Демонстрационный опыт: яйца в пресной и соленой воде).


    1. Поверхностное натяжение.


Учитель: Следующую аномалию воды мы можем увидеть в ходе опыта. Если стальную иголку или лезвие положить на поверхность воды, налитой на блюдце, то они не тонут. (Демонстрационный опыт: лезвие (игла) на поверхности воды) А ведь плотность металла значительно меньше плотности воды. Оказывается, молекулы воды поверхностного слоя с такой силой втягиваются внутрь, что на поверхности воды возникает прочная пленка. Поверхностное натяжение воды выше, чем у всех других жидкостей (кроме ртути). Именно поверхностное натяжение заставляет воду в свободном состоянии принимать шарообразную форму ( капли дождя, мыльный пузырь и т.д.)


    1. Вода – растворитель.


Вода – самый лучший растворитель мире, она растворяет многие твердые, жидкие и газообразные вещества. В воде морей и океанов содержится почти все элементы периодической системы, миллиарды тонн металлических руд. Океанскую воду называют поэтому «жидкой рудой», из неё извлекают натрий, хлор, золото, уран, различные соли. Если все соли, растворенные Мировом океане, выпарить и равномерно распределить по всей поверхности суши, то толщина слоя составила бы 153 м, а это высота 50-этажного небоскреба.

Это свойство воды имеет огромное значение для природы, практически все химические превращения на Земле, в том числе и в живых организмах, происходят в воде, в её присутствии, или с её участием. ( Демонстрационный опыт: растворение поваренной соли и медного купороса в воде)


    1. Память воды


Вода обладает памятью: она хранит информацию обо всех веществах, когда-либо в ней содержащихся, она реагирует изменением структуры на любое воздействие: словом, звуком, мыслью. Вода не просто поддерживает жизнь она проявляет себя как живая субстанция . Среди современных ученых есть мнение, что штормы, наводнения, ураганы – это ответ воды на информационное загрязнение. Так вода возвращает нам вложенную в нее негативную информацию. При попадании в живой организм такая вода, рано или поздно, вызовет разные виды болезненных реакций.


    1. Химические свойства.


Учитель: Вода является активным участником химических превращений, происходящих как в природе, так и в химической лаборатории. Она вступает в реакции с различными веществами. (Демонстрационный опыт: реакция воды с натрием, с оксидом кальция)



    1. Функции воды в природе.


Вода в природе выполняет важнейшие функции:

  1. Вода – терморегулятор.

  2. Вода – универсальный растворитель и активный химический реагент.

  3. Вода – переносчик веществ и хранитель информации.




  1. Заключение.


Учитель: Мы завершаем наш разговор. Конечно, в рамках одного урока мы не смогли раскрыть всей глубины темы, касающейся воды, такой знакомой, но во многом загадочной, такой обычной и вместе с тем необыкновенной. Чтобы убедиться в этом, я предлагаю по цепочке назвать некоторые интересные факты, касающиеся воды, которые и подтвердят то, о чем мы уже говорили сегодня, и несколько расширят границы нашего знания.
^ ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

  1. … первый закон об охране вод был написан еще Петром I?

  2. … без воды нет жизни: ни одна спора и ни одно семечко не прорастут и не будут развиваться7

  3. … без воды в зеленом листе не могут образовываться сахара, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества?

  4. … любые химические процессы ускоряются при присутствии воды?

  5. … вода имеет память и может запоминать всю информацию о веществах, которые в ней находятся?

  6. … если всю воду распределить равномерным слоем по всему земному шару, то глубина Мирового океана составит 4 км?


Учитель: Мы рассмотрели все запланированные вопросы. Действительно, вода, благодаря своим уникальным свойствам, во-первых, создала современный облик планеты, во-вторых, позволила зародиться на ней жизни и, в-третьих, поддерживает её до сих пор.

«Красота природы» назвал её писатель С.Т. Аксаков, «соком жизни» - художник Леонардо да Винчи.

А завершить этот урок мне хочется словами И.В. Петрянова-Соколова, которые не только прославляют воду, но и обращены к вам, молодым: «Нет предела человеческому разуму, нет предела его возможностям, и то, что мы теперь знаем о природе и свойствах поистине самого удивительного в мире вещества – о воде, открывает перед вами … еще большие, неограниченные возможности. И кто может сказать, что вы ещё узнаете, что откроете нового, еще более необычного. Умейте только видеть и удивляться. Вода, как и всё в мире, неисчерпаема…»

Спасибо за урок.

Литература.


  1. Г.Е. Рудзитис. «Состав воды. Вода в природе.»

  2. Журнал «Химия в школе». №3

  3. Интернет-ресурсы

  4. Мультимедийное учебное пособие. Химия 8 класс.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок химии в 8 классе «Вода. Методы определения состава воды анализ...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснокутская основная общеобразовательная школа»

Урок по биологии и химии на тему: «Элементы жизни»
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья, бережное отношение к окружающему миру

Рабочая программа по химии в 10 классе  по курсу «химия 10»
Государственной программы по химии основного, общего образования 2008 год, и  авторской программы О. С. Габриеляна «Программа курса...

Урок физики в 7 классе на тему «По следам одной катастрофы»
Оборудование: компьютер, физическая карта России, мар­шрутные листы, нить, линейки

Урок по химии в 9 «А» классе по теме «Cоли угольной кислоты. Получение...
Расширить представления об истории открытия, свойствах и практическом применении углекислого газа

Рабочая программа (105 ч)
Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе. Урок изучения и первичного закрепления новых...

Рабочая программа по химии в 8 классе составлена на основе авторской программы «Химия. 8»
О. С. Габриелян, издательство «Дрофа» 2008г; с учётом примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый...

Урок по английскому языку в 9 классе на тему «Путешествуем в Австралию»
Задачи: тренировка тематических структур, закрепление и активизация тематической лексики, обучение с элементами аудирования используя...

Урок с использованием икт по неорганической химии по теме «Серная кислота»
Тип урока: урок комбинированный (повторение + изложение познавательных сведений + закрепление)

Конспект занятия на тему «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»
Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница