· По яснительная записка. *Обоснование проблемы Контингент и особенности организации Структура и




Скачать 210.81 Kb.
Название· По яснительная записка. *Обоснование проблемы Контингент и особенности организации Структура и
Дата публикации02.04.2013
Размер210.81 Kb.
ТипПояснительная записка
odtdocs.ru > География > Пояснительная записка
П Р О Г Р А М М А

по экологическому воспитанию

МБДОУ детского сада «Родничок»

Токарёвского района

Тамбовской области

С о д е р ж а н и е

·Пояснительная записка.

*Обоснование проблемы

* Контингент и особенности организации

* Структура и содержание программы


Часть 1. «Ребёнок открывает мир природы»

Часть 2. « Живые… какие мы?»

Часть 3. « Как живые приспосабливаются к среде»

Часть 4. «Неживая природа».

Часть 5. «Мы нужны друг другу на Земле».

Пояснительная записка

Обоснование проблемы

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру.

Экологическое образование – одно из инновационных направлений, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.

Экологическое воспитание дошкольников в детском саду предполагает создание системы, которая стала бы интересным, увлекательным процессом как для всех детей, так и для взрослых. Должна быть организована система научно- методической работы с педагогами детского сада, создана экологически развивающая среда, система педагогического взаимодействия, направленная на экологическое развитие детей и работу с родителями.

При построении работы по экологическому образованию в детском саду учитывается сочетаемость задач реализуемой комплексной программы «Детство» и парциальной программы экологической направленности «МЫ» Н.Н,Кондратьевой.

Особенностью используемого материала является его системность. Природа на Земле представляет собой огромную сложную систему, что отражено в программе идеей системного строения природы (сообщества растений, животных, экосистемы).В ней последовательно отражается и раскрывается сущность живого организма и его взаимодействие со средой: от внутренних связей живого к внешним связям организма и среды и далее – к многообразию связей живого в экосистеме.

Материал ориентирован на развитие самостоятельности ребёнка в познании природы и взаимодействие с живыми существами.

При организации работы по экологическому воспитанию учитывается региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическая ситуация в регионе),ресурсное обеспечение педагогического процесса (материально-техническое обеспечение и научно-методическое), связь с социумом.

При построении данной системы работы должны учитываться следующие принципы:

·краеведения;

·системности;

·научности и доступности понятий;

·диагностичности;

· дифференциации;

·природосообразности.

При организации занятий с детьми должны использоваться разнообразные формы их проведения с учётом возраста детей и решаемых задач.

При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности ,музыки

изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театрализованной деятельности, моделирования и т.д. То есть осуществлять экологизацию всех видов деятельности детей. Программа рассчитана на 4 года.

Контингент и особенности организации

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ ведётся в трёх группах

(вторая младшая, средняя, и подготовительная) и имеет свои особенности.

Во-первых, коллектив детей разновозрастной, что создаёт некоторые сложности в дифференциации задач и содержания программного материала.

Во-вторых, некоторые дети, в силу своего ослабленного здоровья ,имеют

невысокую степень работоспособности и несколько низкий уровень развития в сравнении со сверстниками, которые посещают ДОУ постоянно.

Данная программа предполагает систему работы с детьми в течение 4-х лет

обучения. Учитывая особенности детей в дошкольном возрасте, основной формой организации должна быть коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению взрослого. Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольника, то нужно использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные, игры-драматизации. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков. Не последнее значение имеет мастерство воспитателя «Подать игру»,чтобы направить инициативу детей в нужное русло , в их творческую активность. Для этого следует соблюдать такие правила:

·не заставлять ребёнка играть, а создавать условия для возникновения интереса;

· не сдерживать двигательную деятельность детей;

·хвалить ребёнка за успехи, не давать отрицательных оценок ошибкам детей.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты необычны, а главное – дети все проделывают сами.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить детям высказать свои соображения об ожидаемых результатах. А в конце работыобязательно обсуждать их.

Цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно- познавательного,эмоционально-нравственного,практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи:

· формирование системы элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребёнка – дошкольника;

· развитие познавательного интереса к миру природы;

· формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом,развитии чувства, эмпатии к объектам природы;

· формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

· формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие

себя, как части природы , взаимосвязи человека и природы);

· формирование умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде…);

Успех реализации задач экологического образования дошкольников обеспечиваются построением системы работы по данному направлению, включающей следующие компоненты:

· выявление уровня готовности педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников на основе результатов диагностики – к организации

системы методической работы;

· построение экологически развивающей среды в ДОУ;

· создание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей (специально организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей);

· постоянное общение детей с природой ближайшего окружения;

· активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников;



  • поддержание тесных связей с социумом(школа, Дом творчества, музыкальная школа и другие субъекты).

Особенности структуры и содержания программы

Цель данной программы – осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях создания своего здоровья, формирование начала экологического миропонимания и культуры.

Гармоничное развитие личности ребёнка в целом и экологическое воспитание дошкольника опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания о сущности вещей и явлений (живая природа – растения, животные, человек, неживая природа),о биосфере, ноосфере, об экологическом пространстве, о здоровье, жизни движении – основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке, как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит её сохранение.

Чтобы знания стали потребностью для личности ребёнка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, единения с ней, любовью к родной земле, стремлением глубже понять природу, чувством ответственности перед ней.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие у ребёнка гуманистической направленности отношения к миру. Важной составляющей содержания являются умение разнообразной деятельности в природе, имеющей экологически ориентированный характер. Под этим понимается доступная дошкольнику разнообразная деятельность, организованная (сначала воспитателем, а затем и самостоятельно ребёнком) так, чтобы в ней приобретался опыт гуманного взаимодействия с природой. Дети должны уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствовать речь, мышление, творческие способности, культуру своих чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя с детьми. Программа состоит из пяти частей.

В первой части «Ребёнок открывает мир природы» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления).

Последующие части дают дополнительную информацию о каждом компоненте, затем они рассматриваются во взаимосвязи.

Часть «Мы нужны друг другу на Земле» является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждой части программы выделены два самостоятельных компонента: (обучающий компонент (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, её эстетическая оценка, бережное к ней отношение.

Реализация программы предлагает системный подход в обучении. Экологические навыки и знания дети получают не только на специально-организованных занятия по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.

Работа с детьми должна проводиться ежедневно. Материал скомпонован по тематическим разделам, каждый из которых имеет своё содержание и цель. В конце каждой части выделены основные опорные принципы, на основе которых закладывается экологическое понимание и сознание дошкольника.

Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном, особенностями детей, личными интересами.

В качестве методической помощи программа содержит перечень основных видов деятельности, примерно. Структуру заданий, рекомендации по организации различных направлений работы, а также списки рекомендуемых и музыкальных произведений.

Часть 1. «Ребёнок открывает мир

природы»
Цель:формирование системы представлений об окружающем мире и мире

природы.

Задачи:1. Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.

2. Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным

признакам (происхождению, отношению к определенному классу или

виду, сенсорным характеристикам и т.д.).Формировать у детей развивающий и системный способ мышления, развивать воображение.

3. Формировать у детей осознанно-правильное отношение к природе, к её

объектам и явлениям, радость от общения с природой, воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.

С о д е р ж а н и е

Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой (природный мир),либо человеком (рукотворный мир).

Ежедневно дети узнают и познают новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Природа предусмотрела всё, что необходимо её обитателям для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы приспособления к сезонным изменениям.

Человек научился сам создавать те вещи, которые ему необходимы :готовить

еду, шить одежду, строить жильё, добывать полезные ископаемые.

С давних времён он наблюдал за изменениями во временах года (лето, осень, зима, весна) и учился земледелию, садоводству; приручал диких животных, чтобы использовать их силу в своём хозяйстве, изучал способы защиты от животных и врагов и находил свои пути выживания. Природа щедро отдавала людям свои богатства. Как человеку выразить свою благодарность? Поддерживая детский интерес, нужно вести детей от знакомства с природой к её пониманию.

Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: «Не навреди».Познавая , не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо. Прежде, чем сделать, ответь себе на три вопроса:

1. Что ты хочешь сделать?

2 . Зачем тебе это нужно?

3. Кто (что) при этом приобретёт, а кто (что) потеряет?

Подумай о последствиях!

Часть 2. «Живые… какие мы?(растения,

животные, человек)»

Цель: формировать конкретные представления о существовании живых организмов в природе и их разнообразии: деревьях, кустарниках, травянистых растениях, зверях, птицах, рыбах, насекомых и других животных. Формировать осознание ребёнком себя человеком, как части природного мира.

Задачи: 1. Развивать интерес к физической стороне бытия объектов живой природы, формировать у детей представления о том, что животные и растения живут не изолировано, а в сообществах (луг, лес, водоём и т.д.),о разнообразии животных и растений на Земле, о своеобразной жизни разных групп живого, о проявлениях жизни: движении, питании, дыхании, выделении, представления о целостности и уникальности каждого сообщества.

2. Формировать представления о сходстве и различии признаков (дыхание,

движение, рост, питание, размножение, об анатомических структурных признаков, условий жизнедеятельности и развития объектов живой природы (растений, животных, людей).Учить находить общие закономерности построения и развития организмов.

3. Формировать элементарные представления о строении и функциях органов и систем организма человека; формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

4. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
С о д е р ж а н и е

Мир живой природы имеет своё строение. Он состоит из двух основных частей: растительной и животной. К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы.

К животному миру – люди, звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, членистоногие.

Представители каждого класса (растения, животные) схожи между собой по

внешнему виду, месту обитания, способам передвижения и т.д. В то же время все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат, ощущают окружающий мир. У живых существ очень сходное строение, но каждое из них (животное, растение, человек)неповторимо и уникально.

Человек, как представитель животного мира, отличается от своих «собратьев»

разумом; он умеет изменять окружающую действительность, подчинять её своим интересам и потребностям. Человек наделён способностью мыслить и принимать решения.

« Маленькие помощники»

У каждого человека есть пять «маленьких помощников».Благодаря им, мы воспринимаем ,ощущаем и познаём окружающий мир. Эти «помощники» (анализаторы)-глаза, уши, нос, зык и кожа. Каждый из них выполняет свою работу.

«Помощники» есть не только у людей. Животные и растения также ощущают

своё присутствие в мире. Только не умеют об этом сказать. Они так же испытывают приятные воздействия и боль, и холод и тепло.

Все объекты живой природы нуждаются в бережном обращении.

« Наше строение»

Каждый представитель животного и растительного мира имеет особенности

внешнего и внутреннего строения. У деревьев есть ствол, а у кустарников – нет; рыбы покрыты чешуёй, а большинство зверей – шерстью и т.д.

От внутреннего строения зависит жизнь живых организмов. Каждый внутренний орган отвечает за выполнение какой-то важной функции: у человека лёгкие обеспечивают дыхание, а растение «дышит» поверхностью листа и т.д.

Все системы живого организма взаимосвязаны. Например, при заболевании дыхательных органов у человека нарушается работа сердца; если нарушается корневая система растения, то засыхают листья…

Нормальная работа всех внутренних и внешних систем зависит от общего

состояния организма – здоровья.

В природе нет ничего лишнего. Как человеку нужны все части тела, все внутренние органы и системы, так и растениям, и животным необходимо всё, что им дано природой от рождения. Всегда надо помнить об этом, прежде, чем сорвать листок с куста или словить бабочку.

« Всё кругом растёт»

Все живые организмы имеют сходные признаки жизни: рождаются, растут,

взрослеют, стареют и умирают. Все живые организмы изменяются во времени. По этим

изменениям можно определить возраст. У человека со временем изменяется качество ума, увеличивается объём знаний. Но это зависит не от возраста, а от обучения.

Природой определена продолжительность жизни для представителей каждого класса живых объектов. Люди, чтобы защитить себя и свою жизнь придумали законы и

наказания.

Природные объекты не всегда умеют постоять за себя. Но когда насилие над

природой проявляется особенно сильно, случаются экологические катастрофы.

Знания о природе нам нужны для того, чтобы не только ей не мешать ,но и уметь оберегать и поддерживать. Никто не имеет права по своему усмотрению прерывать жизнь другого.

«Сохрани своё здоровье»

Общее состояние живого организма называется здоровьем. Здоровье бывает

хорошим и плохим, крепким и слабым. Болеют не только люди, но и животные и растения. Только у них свои особенные болезни. О состоянии здоровья можно судить по

внешнему виду.

Растения и животные могут лечиться сами. Звери лечатся травами. Деревья – смолкой. Люди научились исцелять не только многие свои недуги, но и ухаживать за

больными объектами живой природы.

Есть предметы и явления, которые укрепляют здоровье: полноценное питание, чистая вода и воздух, благоприятный климат. Для человека к этим факторам можно отнести радость, любовь, физический труд, физкультуру и спорт.

Факторы, противоположные по значению (плохая пища, загрязнённый воздух, плохая вода, вредные микробы ,наркотики, курение, алкоголь и пр.),здоровье подрывают.

Пища по происхождению бывает растительной и животной. Её качество зависит от того, в каких условиях она выросла: состав почвы, уровень химического и радиоактивного загрязнения окружающей среды.

Полноценное питание человека можно обеспечить ,если употреблять здоровую(полезную пищу: каши, овощи, фрукты, орехи и т.д. Продукты синтетического (искусственного)происхождения, очень сладкая и жирная пища вредна для здоровья. Загрязнённый воздух, табачный дым отрицательно действует на органы дыхания. Курящие люди чаще болеют, особенно туберкулёзом. Животные и растения тоже не выносят табачного дыма. Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Важно уметь распознавать вредные условия окружающей среды и исправлять их.

Природа позаботилась о том, чтобы её обитатели имели всё, что им нужно для полноценной жизни, умели заботиться о своём здоровье. Легче с момента рождения охранять и укреплять своё здоровье, чем после лечить заболевания. Чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей среды.

Часть 3. «Как живые приспосабливаются

к среде»
Цель: дать элементарные представления о средах обитания живых организмов, о приспособленности живых организмов к среде обитания.

Задачи: 1. Формировать представления детей о различных средах обитания

живых организмов.

2.Формировать представления детей о характерных признаках внешне-

го строения, общих для эколого-систематических групп живого.

3.Формировать представления детей об органах и частях тела человека,

о приспособленности человека жить на земле, об использовании условий природной среды для удовлетворения своих жизненно важных потребностей.

4.Дать представления детям об основных этапах жизни человека, их характерных признаках, отражающих особенности внешнего вида,

свойственных возрастному периоду видах деятельности, степени самостоятельности и т.д. .

5.Формировать представления детей о влиянии качества среды – воды, воздуха и т.п. – на рост и развитие человека (положительное и отрицательное ),о сходстве и различии процессов роста, развития и размножения у человека и других живых организмов – растений и животных.

6. Познакомить с правила поведения в природе.
С о д е р ж а н и е

Основные среды обитания живых организмов: живые живут на земле (наземная

среда),в воздухе (воздушная),в воде (водная),неглубоко под землёй (подземная).Их

свойства: воздух есть везде – и в земле, и в воде. Он лёгкий, прозрачный; может быть тёплым, холодным, влажным. Им дышат живые существа -растения, животные, люди. Без воздуха они погибают. Живые существа должны вдыхать чистый воздух, его очищают растения, люди. Воздух может быть загрязнённым там, где курят, где сжигают мусор, где движется большое количество транспорта, выделяющего ядовитые газы и др. Земля, ее состав (чернозём, глина, песок, торф, камни, остатки растений и др.). Земля имеет свои свойства (сыпучесть, проницаемость, растворимость в воде; цвет, влажность, рыхлость и др.).Земля – место обитания разных животных и растений. Растения получают из земли питательные вещества, животные по ней передвигаются в поисках пищи, укрытия и т.д. Также можно сказать и о водной и воздушной среде.
Растения и животные

Всё живое может жить, расти, развиваться, размножаться только в определённой среде обитания, к условиям которой оно приспособлено. Приспособление к среде проявляется во внешнем строении и образе жизни живого.

Звери рождают детёнышей и вскармливают их молоком, тело, как правило, покрыто шерстью, есть пасть с зубами и четыре ноги.

Птицы: тело покрыто перьями, есть два крыла и две ноги, рот в виде клюва, детёныши появляются из яиц.

Рыбы: тело вытянутое как правило, сплющенное по бокам, покрыто чешуей, передвигаются в воде с помощью плавников, мальки появляются из икры или рождаются у (живородящих рыб).

Насекомые: тело состоит из трёх основных частей: голова ,грудь, брюшко, -

покрыто хитином (тоненькой кожицей);имеют шесть ног, потомство появляется из яичек.

Растения: стебель (ствол),корень, листья, бывают цветки, плоды и семена. Деревья, кусты, травы – это растения.

Проявление приспособления в образе жизни живых существ (передвигаются так, как это возможно в среде обитания; питаются тем, что в ней есть и т.п.).

Назначение приспособленности: удовлетворение основных жизненно важных потребностей и тем самым сохранение жизни. Одни и те же среды обитания в разных местах Земли имеют существенные отличия. Так, вода (водная среда обитания) может быть морской (солёной),речной (про-

точной), прудовой (пресной, стоячей),озёрной. Наземно-воздушная среда может быть тёплой и холодной, тёплой - влажной или тёплой – сухой. В связи с этим у всех организмов, живущих на земле, вырабатываются разные приспособления для удовлетворения потребностей.

Растения, животные тропических лесов, пустынь, степей, тундры, тайги имеют свою среду обитания и вырабатывают свою приспособленность к условиям этой среды.

Солнце – источник света и тепла для живых организмов. Благодаря движению

Солнца вокруг Земли сменяется время суток. Вращаясь вокруг Солнца, Земля поворачивается к нему разными сторонами, и это приводит к смене времён года (зима, весна, лето, осень).

Условия основных сред обитания изменяются по сезонам в зависимости от изменения высоты Солнца над Землёй и продолжительности дня. На условия среды оказывают влияние типичные погодные условия в разные сезоны.

Растения и животные находятся в зависимости от сезонных условий окружающей среды. Животные и растения приспосабливаются к стихийным явлениям природы (гроза, ливень, пожар, наводнение).При благоприятных условиях среды у живого начинается процесс активного роста, развития и размножения.

В процессе роста и развития, размножения животное и растение проходят определённый цикл: от семени до появления семени нового растения, от детёныша до нового детёныша, рождённого взрослым животным и т.п.. Благодаря этому жизнь существует всегда.

Человек

Все органы и части тела человека устроены так, чтобы ему было удобно жить на земле (тело расположено вертикально. с помощью ног удобно перемещаться по земле,

руки освобождены от деятельности, высоко находящаяся голова позволяет видеть вокруг и т.п.).На Земле для человека есть все необходимые условия: свет, тепло, воздух, вода, пища (растения и животные),места для устройства жилища. Разумность человека позволила ему приспособиться для перемещения и не длительного существования в разных средах обитания – в водной, воздушной, подземной. Человек придумал и создал для этого машины, обеспечивающие ему необходимые условия для жизни в других средах (самолёт, космический корабль, подводную лодку, метро и др.).

Разумный человек приспособился использовать условия природной среды для удовлетворения своих жизненных потребностей: строить дома, разбивать огороды и сады, поля, чтобы выращивать для себя фрукты, овощи, зерновые культуры. Разводит домашних животных, использует воздух для дыхания и улучшает его, сажая парки и леса. применяет воду для купания, закаливания, тушения пожаров, поливки растений, очищает её и использует для приготовления пищи.

Человек, разумный и гуманный, заботливо относится к природе: бережёт воду, землю, воздух, экономно расходует природные запасы, защищает редких животных и растения («Красная книга»),сохраняет заповедные места.

Человек приспосабливается к сезонным изменениям природы для удовлетворения своих жизненно важных потребностей. Он приспосабливается к стихийным явлениям природы (для защиты от грозы – придумал громоотвод; для борьбы с пожарами-огнетушитель, пожарные машины, вертолёты и поезда; для защиты от наводнений – плотины, высокие набережные и т п.)

Человек, так же как животные и растения, растёт, развивается и размножается, но этот процесс у него независим от среды и сезона.

Потребности растущего человека на каждой стадии роста и развития различны и различен способ их удовлетворения.

Человек индивидуален, неповторим и уникален .Эти черты приобретаются

на протяжении всей его жизни.

Каждый этап человеческой жизни имеет свои характерные признаки, отражающие особенности внешнего вида, свойственные возрастному периоду, степень самостоятельности в удовлетворении потребностей


Часть 4. «Неживая природа»

Цель: систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия

Задачи: 1. Учить детей ориентироваться в мире физических явлений.

2. Систематизировать знания детей о таких явлениях и объектах как

свет, вода, воздух, почва, температура. Формировать основы понимания необходимости бережного отношения к компонентам неживой природы

3. Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы, показать зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и качества этих явлений и объектов.

4. Развивать способность эстетической оценки окружающей природы.
С о д е р ж а н и е
Все живые организмы живут и развиваются только при наличии соответствующих условий. Им нужна вода, воздух, определённая температура, свет, плодородная почва.

Для растений все эти факторы важны в равной степени: почва и вода нужны как источник жизни и питания, свет как условия процесса обмена, температура и воздух как условие жизни.

Представителям животного мира воздух, вода, свет и определённая температура обеспечивает функционирование организма и комфортные условия жизни. Почва является источником многих продуктов питания.

Человек, благодаря своим знаниям, опыту и разуму, научился выживать при отсутствии некоторых факторов: изобрёл электричество, обогревающее устройство, но обеспечивать полноценное здоровье в искусственных условиях не умеет никто.
Надо запомнить:

В природе всё взаимосвязано. Если «теряет» неживая природа, то страдают растения, животные и люди. Навредить легко, исправить трудно!

Часть 5. «Мы нужны друг другу

на Земле»
Цель: Обобщение знаний природоведческого и природоохранительного характера, формирование основ планетарного экологического сознания.
Задачи: 1 Обобщить и систематизировать представления детей природоведческого и природоохранительного характера.

2.Упражнять в поиске элементарных причинно-следственных связей между явлениями окружающей природы.

3. Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту.

4.Формировать понимание ответственности человека за сохранение природы.
С о д е р ж а н и е

Мы живём на планете Земля. Наша планета одна из самых прекрасных в космическом пространстве. В мире нет ни одной другой планеты, на которой тоже были бы

условия для жизни людей.

На нашей планете есть водные пространства (океаны, моря, реки, озёра…) и суша (материки и острова).На Земле есть территории с различными климатическими условиями: жаркие и холодные края, умеренный климат. В зависимости от климата на разных

территориях проживают различные животные, произрастают определённые растения.

Типичные природные экологические системы – водоём, луг, лес др.

В зависимости от того, в какой части Земли находится та или иная экосистема, её состав может меняться.

Человек так же, как и другие живые, включен в различные экосистемы, активно взаимодействует с населяющими их организмами и другими объектами – клумба, сад, поле, огород, парк, город и т.п.

Влияние человека на природу, результаты его воздействия (положительные и

отрицательные) имеют существенное значение.

Целостность экологических систем:в экосистеме все взаимосвязаны друг с другом. Сообщество может жить, если не нарушены его основные элементы (состав) и связи между ними.

Земля – самое большое сообщество.

Земля – это планета, которая вращается вокруг Солнца. Земля окружена слоем воздуха, необходимого для жизни человека, животных и растений.

В подземном слое земли находятся полезные ископаемые (горные породы (камни)-гранит, базальт, мрамор, известняк(мел),каменный уголь; минералы – золото, алмазы, нефрит; природный газ, нефть, торф и пр.

Земля – большой магнит, она притягивает к себе все находящиеся на ней тела и предметы. Для преодоления земного притяжения человек придумал разные машины (самолёты, ракеты с мощными двигателями и реактивным топливом).

На Земле обитают живые существа. Всех их можно назвать жителями Земли – землянами. Все живые существа нужны друг другу.

Земля является общим домом для всех живых существ.

Человек должен заботиться о сохранности этого дома и осознавать необходимость разумного и гуманного поведения, чтобы сохранить Землю, как живое существо,и природу на Земле.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. Информационный
Технологический, в котором опыт может быть описан по схеме «Актуальность теоретическое обоснование цели, задачи средства -результат»....

Технический университет Кафедра культурологии тема: «Современная...
Вступление

Т. И. Лобова программа перспективного развития
Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа перспективного развития и обоснование её решения программными методами

Районная целевая программа «Школьное питание в Пичаевском районе...
Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний,...

Описание и обоснование внешнего и внутреннего вида объекта капитального...

Учебный план санаторной школы-интерната №10 и его обоснование на...
Учебный план санаторной школы-интерната №10 и его обоснование на 2012-2013 учебный год

Программа организации коммунального комплекса ОАО «Санаторий «Краснозерский»
Обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества услуг в сфере водоснабжения

Программа организации коммунального комплекса ОАО «Санаторий «Краснозерский»
Обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества услуг в сфере водоотведения

Назначение и основные характеристики предварительных усилителей (ПУ)....
Элементная база аналоговых устройств. Операционный усилитель (ОУ). Внутренняя структура оу. Входной дифференциальный каскад. Назначение,...

Дьяченко Алексей Владимирович
Содержание доклада: основные шаги по организации образовательного процесса с использованием электронной учебной среды; особенности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница