Конспект урока аннотация к уроку по теме: «Природные зоны Земли»




Скачать 100.69 Kb.
НазваниеКонспект урока аннотация к уроку по теме: «Природные зоны Земли»
Дата публикации30.03.2013
Размер100.69 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > География > Урок
КОНСПЕКТ УРОКА
Аннотация к уроку по теме: «Природные зоны Земли».
Урок: исследование.

Предмет: природоведение.

Класс: 5 «А» - гимназический.

Характеристика класса: в пятом гимназическом классе обучается 27 человек. Все ребята имеют прочные знания, обучаются на «4» и «5», проявляют большой интерес к изучению природоведения. Активная творческая деятельность учащихся проявляется в написании рефератов, докладов, изготовлении дидактического материала, в проектно-исследовательской деятельности и т. д. Учащиеся владеют навыками самостоятельной деятельности, что делает возможным использование на занятиях алгоритмов их работы, тем самым проектировать индивидуально-образовательную траекторию деятельности учащихся.

Урок в большей степени имеет обзорный характер. Изучение материала базируется на знаниях приобретенных учащимися в начальной школе, направлено на воспроизведение, совершенствование и углубление знаний учащихся в процессе исследовательской деятельности с различными источниками информации. Учащиеся приобретают знания о природных зонах земли, их расположении, особенностях растительного и животного мира, выясняют причины распределения растений и животных по природным зонам.

Главное внимание уделяется творческой деятельности учащихся, использованию современных педагогических технологий, позволяющих учащимся приобретать навыки и умения логического мышления, выявлять причинно – следственные связи, формировать познавательный интерес к изучению биологии, экологическую, природоохранную компетентность учащихся.

Для проведения занятия, отвечающего современным образовательным требованиям, мною была создана компьютерная презентация урока, разработан алгоритм деятельности учащихся, подобранны разнообразные задания и вопросы, активизирующие умственную и творческую деятельность обучающихся, формирующие навыки самообразования, помогающие осуществлению межпредметных связей таких дисциплин, как биология, экология, география. Индивидуальные задания способствуют развитию у учащихся личностных качеств, групповые - коммуникативных.

^ Тема урока: «Природные зоны Земли».
Цели урока:

- образовательные: систематизировать, расширить свои знания о природных зонах Земли, их расположении на карте, особенностях животного и растительного мира разных природных зон.

- развивающие: приобрести умение показывать на карте природные зоны Земли, аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений, устанавливать взаимосвязь между условиями среды обитания и особенностями строения организмов;

- воспитательные: сформировать ценностное отношение к живой природе, экологическую и природоохранную культуру, коммуникативные качества.

^ Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная установка, алгоритмы работы учащихся, раздаточный материал для получения продукта урока.

Литература:

  1. учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» для общеобразовательных учреждений;

  2. « Природоведение, 5 класс». Поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина .

  3. Л.Д. Парфилова «Тематическое и поурочное планирование по природоведению».

  4. ГУ РЦ ЭМТО, «Библиотека электронных наглядных пособий. География 6-10 классы»



^ Ход урока:



Деятельность учителя


Деятельность учеников


Этап I. Ориентировочно – мотивационный этап.

Приветствует всех присутствующих. Обращается к ученикам: Если бы сотне художников или фотографов, живущих в разных странах, предложили нарисовать или сфотографировать портрет Земли, то получились бы совсем разные портреты. На одном мы увидели бы суровую тундру, на другом – пышные джунгли, на третьем – пустыню, томящуюся от зноя.… И если все эти портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей планеты. « Разные лица Земли» - это её природные зоны. Впервые Ваше знакомство с природными зонами Земли произошло в начальной школе. На нашем уроке нам предстоит восстановить, расширить и закрепить ваши знания.

Итак, тема урока: « Природные зоны Земли». Цель и задачи урока на экране. Ознакомьтесь с ними.

Цель урока: изучить природные зоны Земли.

Задачи:

- знать определение понятия природные зоны Земли; изучить их расположение, особенности распространения животных и растений;

- уметь показывать на карте основные природные зоны, объяснять причины разнообразия живой природы разных природных зон;

- развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы.

(цели и задачи учащиеся видят на экране).

Учащиеся слушают вступительное слово учителя.

(на экране, во время слов учителя, демонстрируются слайды с изображением « разных лиц Земли », звучит спокойная музыка.)

Учащиеся записывают тему, цель урока в тетради, знакомятся с задачами урока.


II. Изучение нового материала.


-Приступаем к просмотру презентации природных зон. Будьте внимательны, после просмотра вам необходимо будет ответить на вопросы. Ход вашей работы указан в алгоритмах.
-Итак, мы закончили просмотр презентации. В конце урока вы сможете оценить качество ваших ответов на вопросы,

-А теперь ответьте, так отчего же зависит распространение и многообразие животного и растительного мира разных природных зон?

-А от чего зависит климат?


-Используя знания, полученные на данный момент, сформулируйте определение понятия природной зоны.

Демонстрируется слайд с определением понятия природной зоны.



Учащиеся знакомятся с ходом работы, указанным в алгоритме. (Приложение I).

Поэтапно просматривая компьютерную презентацию, отвечают на поставленные вопросы.
Отвечают на вопрос. (От климатических особенностей)

Отвечают на вопрос (Из-за наклона земной оси, разные участки Земли освещаются и нагреваются неравномерно)

Заслушиваются ответы отдельных учащихся.
Записывают определение в тетрадь.



III.Закрепление изученного материала.

-Выполните задание №2 алгоритма «отметить на карте расположение природных зон». (Приложение II)
-Приступим к выполнению заданий, решение которых потребует от вас творческого подхода, нестандартного мышления. Проведение данного вида работы является своего рода ступенькой, подготавливающей вас к участию в олимпиадах, к работе в НОУ нашей гимназии, к сдаче ЕГЭ.

-А теперь давайте поразмышляем: улитки, муравьи могут жить в пустыне? В тундре может расти кактус? Зайцы, обитатели лесов умеренного пояса могут жить в джунглях?
-Работа по группам. 1,2,3 группы

получают задания распределить игрушечных животных и растения на заранее подготовленные детьми макеты тундры, пустыни, влажного тропического леса. 4ая группа - составить кроссворд по теме «Тайга». 5ая группа – придумать краткий рассказ о жизни обитателей степей и саванн. Задание 6ой группе: «Учёные подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектаров леса. Какие меры по защите леса вы можете предложить?».


Учащиеся, следуя заданию алгоритма, отмечают природные зоны на карте.


Учащиеся дискутируют по данным вопросам и постепенно приходят к выводу, что живые организмы могут обитать в тех условиях, к которым они приспособлены.

После выполнения заданий проводится

творческий отчёт о проделанной работе.


IV. Рефлексивно-оценочный этап.

-Используя приложение №3, проверьте правильность ваших ответов. За каждый правильный ответ ставьте по одному баллу. Посчитайте общее количество баллов. Используя критерии оценок, оцените свою работу.

Подумайте, добились ли вы поставленной цели урока.

Домашнее задание: изучить информацию на странице 129 -133, ответить на вопросы стр. 134, подготовить рассказ о природной зоне Оренбуржья.

Оценивают свою деятельность, делают выводы по своей работе.


Приложение I
^ Алгоритм урока по теме: « Природные зоны Земли».
Цель урока: изучить природные зоны Земли,

Задачи:

- знать определение понятия природные зоны Земли; изучить их расположение, особенности распространения животных и растений;

- уметь показывать на карте основные природные зоны, объяснять причины разнообразия живой природы разных природных зон;

- развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы.
^ I вариант.

Задание №1.

Просматривая поэтапно компьютерную презентацию, дайте конкретный ответ на поставленные вопросы.

Вопросы к слайдам «природная зона – тундра».

  1. Пятью прилагательными охарактеризуйте климатические особенности тундры.

  2. Какое травоядное животное является самым распространённым животным тундры?

Вопросы к видеофрагменту « Тайга»:

  1. Какие деревья составляют основу тайги?

  2. Приведите примеры приспособленности животных тайги к суровым зимам.

Вопрос к видеофрагменту « Смешенные и широколиственные леса »:

1. Лес называют лёгкими планеты, потому что………

Вопросы к видеофрагменту «Саванны, степи»:

1. Зачеркните лишнее слово: слон, ковыль, суслик, песец, зебра.

2. Укажите материк, на котором не встречаются степи, саванны

Вопрос к видеофрагменту « Пустыня»:

1. Приведите примеры, приспособленности животных к жизни в пустыне.

Вопросы к слайдам по теме «Влажные тропические леса»:

1. ……для путешествия с дерева на дерево пользуются кожистой перепонкой, расположенной по бокам тела.

2.Почему в экваториальных лесах мало крупных животных?

Задание №2

Природные зоны – это…

Алгоритм урока по теме: « Природные зоны Земли».
^ Цель урока: изучить природные зоны Земли,

Задачи:

- знать определение понятия природные зоны Земли; изучить их расположение, особенности распространения животных и растений;

- уметь показывать на карте основные природные зоны, объяснять причины разнообразия живой природы разных природных зон;

- развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы.
^ II вариант.

Задание №1.

Просматривая поэтапно компьютерную презентацию, дайте конкретный ответ на поставленные вопросы.

Вопросы к слайдам «природная зона – тундра».

  1. Назовите не менее пяти представителей животного мира тундры.

  2. Какие два фактора, влияющие на развитие жизни в тундре являются основными?

Вопросы к видеофрагменту « Тайга»:

1. Укажите основных обитателей животного мира тайги.


2. Назовите растение, встречающееся в тундре и тайге, является хорошим медоносом.

Вопросы к видеофрагменту « Смешенные и широколиственные леса »:

1. В лесах умеренной зоны преобладают теплолюбивые лиственные деревья:

Вопросы к видеофрагменту «Саванны, степи»:

1. Зачеркните лишнее слово: слон, зебра, ковыль, суслик, бородавочник

2. Укажите главную особенность саванн и степей.

Вопросы к видеофрагменту « Пустыня»:

1. Приведите примеры, приспособленности растений к жизни в пустыне.
Вопросы к слайдам по теме «Влажные тропические леса»:

  1. Самая маленькая птичка-………. , питается нектаром цветов.

  2. Почему в тропических лесах значительно больше видов и особей животных, чем в лесах умеренных широт?


Задание №2

Природные зоны – это…
Приложение II
Ответы к заданиям алгоритма.
I вариант.

Задание №1.

Ответы к вопросам «Природная зона – тундра».

1. Холодная, тёмная, промёрзшая, малообитаемая, северная. (возможны другие варианты ответов)

2. Северный олень.

Ответы к вопросам по видеофрагменту « Тайга»:

1. Хвойные деревья.

2. Густой мех, зимняя спячка, запас корма и т.д.

Ответы к вопросам по видеофрагменту « Смешенные и широколиственные леса »:

1. Лесные растения выделяют кислород, очищают воздух.

Ответы к вопросам по видеофрагменту «Саванны, степи»:

1. Писец.

2. Антарктида.

Ответы к вопросам по видеофрагменту « Пустыня»:

1. У верблюдов в горбах запасается жир, который расщепляется, образуя воду. (возможны другие варианты ответов)

Ответы на вопросы к слайдам по теме «Влажные тропические леса»:

1. Белка-летяга.

2. Голая земля тропических лесов не привлекает крупных млекопитающих.

Задание №2

Природная зона – это территория Земли с похожими климатическими условиями, от которых зависит животный и растительный мир.

^ Критерии оценивания:

Каждый правильный ответ оценивается в один балл, Творческое задание, работа с картой – по пять баллов.

21 балл – молодец! – «5+»;

19 баллов – очень хорошо – «5»;

15 – 19 баллов – хорошо – «4»;

10 – 15 баллов – слабовато –«3».

Ответы к заданиям алгоритма.
II вариант.

Задание №1.

Ответы к вопросам «Природная зона – тундра».

1. . Северный олень, песец, белая сова…

2. Темнота и холод.

Ответы к вопросам по видеофрагменту « Тайга»:

1.Тигр, кукушка, медведь

2. Морошка.

Ответы к вопросам по видеофрагменту « Смешенные и широколиственные леса »:

1.. Дуб, клён, липа

Ответы к вопросам по видеофрагменту «Саванны, степи»:

1.Ковыль..

2. Преобладание травянистой растительности.

Ответы к вопросам по видеофрагменту « Пустыня»:

1. Мощная корневая система, листья видоизменены в колючки…

Ответы на вопросы к слайдам по теме «Влажные тропические леса»:

1. Колибри

2. Благоприятные условия для проживания, много тепла и влаги.
Задание №2

Природная зона – это территория Земли с похожими климатическими условиями, от которых зависит животный и растительный мир.


Критерии оценивания:

Каждый правильный ответ оценивается в один балл, Творческое задание, работа с картой – по пять баллов.

21 балл – молодец! – «5+»;

19 баллов – очень хорошо – «5»;

15 – 19 баллов – хорошо – «4»;

10 – 15 баллов – слабовато –«3».

Приложение III

Карта природных зон России





Игнатова Светлана Федоровна, МОУ «Гимназия г. Медногорска»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока «Природные зоны Северной Америки»
Базовый учебник учебник для общеобразовательных учреждений «География материков и океанов» 7 класс. Герасимова, Неклюкова

План-конспект урока конспект урока по теме: Повторительно-обобщающий...

Конспект урока Тема «Генетическая связь между классами неорганических соединений»
Тема и номер урока в теме «Обобщение пройденного материала», номер урока в теме- 62

План-конспект урока тема урока: Полезные ископаемые. Их добыча
Тема и номер урока в теме пятый урок в разделе «Путешествие по поверхности и недрам»

Разработка урока географии тема: «Природные зоны Африки»
Углубить и конкретизировать знания о широтной зональности. Познакомить с особенностями размещения природных зон на материке, раскрыть...

План-конспект открытого урока по теме: «Интонация главное в исполнительстве»
Цель урока: Вдохновить ребёнка на эмоциональное, прочувствованное исполнение произведения

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе "Формы земной поверхности"
Изучение учащимися нового материала по теме урока и закрепление полученных знаний

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе "Формы земной поверхности"
Изучение учащимися нового материала по теме урока и закрепление полученных знаний

План-конспект урока пищеварение в ротовой полости фио (полностью)
Активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание уроку современных динамичных форм

Вашему вниманию предлагается проект «Природные зоны России»
Природа России многообразна! Здесь мы можем встретить лесную, степную, таежную зоны, и даже арктические пустыни. Каждая природная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница