Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе




Скачать 159.17 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Дата публикации31.05.2013
Размер159.17 Kb.
ТипПояснительная записка
odtdocs.ru > География > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Регионального компонента образовательного стандарта и базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004 года.

  • региональной образовательной программы для общеобразовательных учреждений Саратовской области «Здоровый образ жизни» авторы: Барылкин Ю. А., Дмитриева Н. В., Елисеев Ю. Ю., Клещина Ю. В., и другие.

Программа в 5 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 35 часов в год.

УМК для 5-6 классов продолжает и развивает систему обучения, положенную в основу УМК для 4 класса.

Реализация образовательного курса «Основы здорового образа жизни» является необходимостью в современном обществе и вызвана несколькими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.

^ Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»:

- формирование личности,

-способность реализовать себя максимально эффективно в современном мире,

-творчески относиться к возникающим проблемам,

-владеть навыками саморегуляции и безопасного поведения.

^ Знания и навыки, программа предусматривает в получение учениками необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

^ Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

^ Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
^ Программа 5 класса состоит из пяти блоков.

Медико-гигиенический блок дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Этический блок включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Психологический блок развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Правовой блок обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

^ Семьеведческий блок дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

^ Учебно– тематическое планирование



№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Раздел 1. Духовное здоровье (Этический блок)

6

2

Раздел 2. Психологическое здоровье (Психологический блок)

8

3

Раздел 3. Социальное здоровье (Правовой блок)

6

4

Раздел 4. Моральное здоровье (Семьеведческий блок)

6

5

Раздел 5.Физическое здоровье (Медико-гигиенический блок)

8

6

Резерв

1

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

ПО КУРСУ «ОЗОЖ»

Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 5 класса

Знать:

- вопросы отношения к окружающему миру

- правила поведения в тренинговой группе

- формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое)

- права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе

- статьи из Уголовного кодекса РФ

- что такое расслабление

- что такое чувство собственного достоинства

- что такое просьба

- что такое генеалогическое дерево своей семьи

- что такое семейные реликвии

- что такое семейные традиции

- что такое личная гигиена

- о таинстве появления на свет

- как ухаживать за ребенком

- о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека

- виды искривления позвоночника,

- о профилактике нарушения осанки

- правила закаливания

Уметь

- характеризовать взаимосвязь элементов живой природы

- характеризовать правила поведения в обществе

- характеризовать основные способы принуждения

- характеризовать способы противостояния принуждению

- характеризовать понятие семейные реликвии

- слушать собеседника

- овладевать вербальными и невербальными формами поведения

- выявлять зависимость уверенности и неуверенности от других людей

- определять, что такое чувство собственного достоинства

- отстаивать свои права

- высказывать просьбу

- принимать согласие или отказ о её выполнении.

- различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав

- уверенно вести себя в определенных ситуациях

- составлять генеалогическое древо своей семьи

- пользоваться средствами личной гигиены

- вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.

- осуществлять собственный индивидуальный выбор в отношении с миром, развивать способность самостоятельно строить свою судьбу

- характеризовать процесс рождения ребенка

- характеризовать состояние окружающей среды обитания

- проводить закаливание организма

- правильно сидеть при работе за столом

^ В учебно-методический комплект входят:

Учебное пособие для учащихся 5-6 класса Здоровый образ жизни ; под редакцией М. Ю. Михалиной, М. В. Лысагорской, М. А. Павловой -Саратов: КИЦ "Саратовтелефильм"- "Добродея", 2010.

Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я:

Региональная образовательная программа, издание второе, дополненное и переработанное, издательство "Добродея", 2010 г.

Дидактические материалы разработанные САРи КПРО

Д о п о л н и т е л ь н ы е с р е д с т в а о б у ч е н и я:

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса использую программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера: компьютерные презентации

Календарно-тематическое планирование




урока

Раздел программы

Тема урока

Тип урока

Виды контроля

Использование ИКТ

Дата

планируемая

фактическая

1

Духовное здоровье(Этический блок) 6 ч




Психологическое здоровье (Психологический блок) 8 ч

Непрерывность и цикличность жизни. Космос. Вселенная. Земля.

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков

Решение познавательных задач.









2

Жизнь. Происхождение жизни на Земле.

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков. размышление

Тестирование







3

Разнообразие видов живых существ. Человек, как вершина эволюции живой природы.

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков. размышление

Решение познавательных задач







4

Цикличность жизни человека. Прошлое, настоящее и будущее.

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков. размышление

Тестирование







5

Поколение. Преемственность поколений.

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков. размышление

Тестирование







6

Смена поколений. Младенец, ребёнок, взрослый, зрелый человек.

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков. размышление


Решение познавательных задач







7

Познавательная раскрепощенность.

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков. Практическое занятие



Решение познавательных задач







8

Сплоченность группы, условия для самораскрытия каждого. Выразительные формы самопредъявления.

обобщающий урок- праздник

Тестирование.








9




Интеллектуальная и поведенческая креативность.

Урок игра, беседа

Выполнение тренировочных упражнений










10

Умение логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора.

Урок игра

Решение познавательных задач







11



.Умение логически мыслить, излагать свое мнение, обратиться к другому с просьбой, механизмы понимания другого.

Урок формирова­ния новых знаний

Выполнение тренировочных упражнений в рабочих тетрадях.








12

Взаимодействие в группе. Внимание, образная память, лексический запас, воображение

Урок беседа

Тестирование







13

Взаимодействие в группе. Наблюдательность, интеллектуальная гибкость.

Урок- практикум

Выполнение упражнений на развитие креативности.







14

Развитие внимания, образной памяти, логического запаса, воображения

урок- практикум

Выполнение тренировочных упражнений







15

^ Социальное здоровье (Правовой блок)

6 ч

Ребенок, как субъект права. Права и обязанности детей.

Урок формирова­ния новых знаний

Опрос










16

Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации.





Урок формирова­ния новых знаний

Опрос.

Беседа







17

Реализация прав в повседневной жизни. Социальные службы для детей.

Круглый стол


Беседа







18

Социальная инфраструктура для детей.

Урок формирова­ния новых знаний

Беседа







19

Государственная политика в интересах детей.

Урок формирова­ния новых знаний

Работа с карточками. беседа







20

Общественные организации в интересах детей.

Урок формирова­ния новых знаний.Игра

Тестирование.







21

Моральное здоровье (Семьеведческий блок) 6 ч


Семья и её функции. Семья, как ячейка общества.

Урок формирова­ния новых знаний

Работа с карточками, беседа. Анкета










22

Влияние общественного строя на проявление семейных отношений

Урок беседа

Работа с карточками. Анкетирование. Беседа.







23

Семья как любовный, духовный, родительский и хозяйственно-бытовой союз.. Психологическая функция как реализация в семье потребностей в нежности, понимании, заботе, моральной поддержке.

Урок формирова­ния новых знаний

Работа с текстом учебного пособия. Беседа







24

Воспитательная функция: дети как фактор, укрепляющий семью. Значение семейного воспитания. Неоднозначная роль матери и отца в воспитании ребенка.

Урок формирова­ния новых знаний .

Урок беседа

Работа с заданиями учебного пособия. Беседа







25

Хозяйственная функция. Быт, как важнейшая сфера семейного уклада, в которой формируется и воспитывается человек. Распределение домашних обязанностей в семье.

Урок формирова­ния новых знаний

Дискуссия.







26

Проблемы ведения домашнего хозяйства и их влияние на социально-психологический климат семьи.


Урок формирова­ния новых знаний

Беседа







27

Физическое здоровье

(Медико-гигиенический блок) 8 ч

Организм и здоровье.



Урок формирова­ния новых знаний

Работа с заданиями учебного пособия. Беседа










28

Рост и развитие организма.



Урок формирова­ния новых знаний

Работа с заданиями учебного пособия. Тестирование







29

Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте.

Урок формирова­ния новых знаний

Работа с заданиями учебного пособия. Опрос.







30

Гигиена тела и полости рта. Гигиена рабочего места школьника.

мини-конференция


. Беседа.







31

Рациональное, сбалансированное питание.

Урок формирова­ния новых знаний

Работа с заданиями учебного пособия. Беседа







32

Гигиена питания.


Урок игра

Работа с заданиями карточек







33




Профилактика нарушений зрения.

Урок формирова­ния новых знаний .

Урок беседа

Работа с заданиями учебного пособия. Опрос.










34




Вредные привычки: алкоголь, курение, наркомания, токсикомания и их пагубное влияние на здоровье.


Урок беседа

Тестирование.










35




Резервный урок.















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа
Настоящая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Данная...

Пояснительная записка рабочая программа по геометрии в 7 классе составлена...
Рабочая программа по геометрии в 7 классе составлена на основе авторской программы под редакцией Погорелова А. В

Пояснительная записка рабочая программа по информатике и икт составлена...

Рабочая программа по мхк для 10 класса пояснительная записка статус документа
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Регионального компонента образовательного стандарта и базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе разработана...
Требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень)

Пояснительная записка.   Статус программы рабочая программа составлена...
«Алгебра, 7», авт. Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова,  и др. – М.: Просвещение, 2010

Пояснительная записка рабочая программа по музыке для основной школы...
«Музыка. 5-9 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой (Издательство «Просвещение», год издания: 2006)

Рабочая программа по биологии основного общего образования Пояснительная записка
Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Постановления Главного врача РФ от 29. 12. 2010 г №189 Об утверждении СанПиН 4 2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница