Ассирийская держава. 5-й класс
Цели: формирование целостного образа– представления о государстве Ассирия.
Тип урока: урок изучения нового материала по курсу “ История Древнего мира”
Методы обучения и формы организации учебной деятельности.
Иллюстративно-репродуктивный
Частично поисковый метод и практическая работа учащихся
ИКТ
Развитие умений учащихся: работа с картой, самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами.
Класс делится на группы, данный урок разработан на две группы учеников
^ Вступительное слово учителя.
Учитель:
Уважаемые гости нашего туристического бюро, мы приглашаем вас совершить бесплатное путешествие по Ассирийской державе. Вашими гидами будут работники нашего туристического бюро – ребята 5 класса. Надеюсь, что путешествие будет интересным и вы многое узнаете об удивительной стране – Ассирия.
Целеполагание : Уважаемые ребята, совершая сегодняшнее путешествие по Ассирийской державе ,как вы предполагаете, какую программу экскурсии вы бы предложили нашим гостям.
ученики высказывают мнения, на доске заполняется “ Программа экскурсии по Ассирии”
на проекторе высвечивается слайд с основными целями урока – слайд 2. Приложение 1
ребята по очереди называют основные этапы работы
учитель делает вывод – как совпала программа экскурсии, предложенная ребятами со слайдом
2 Этап Учитель:
На сегодняшнем уроке мы узнаем,почему в древности Ассирию называли страной железа и крови, страной ученых и жестоких завоевателей.
Интрига – учитель зачитывает задачу.
Прежде чем мы отправимся в путешествие , я вам предлагаю решить следующую задачу.
Задача:
“В гробнице египетского фараона Тутанхамона,жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи,которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа :кинжал, браслет, священный жук”.
– Предположите, почему железных изделий так мало?
^ Железо было в Египте редким металлом и ценилось на вес золота.
Учитель:
Обратите внимание на данные таблицы,какие выводы вы можете сделать?
На доске таблички:
Египет – медные орудия Вавилонское царство – бронза Ассирия – железо ^ В Египте главный металл – это медь, в Вавилонии в основном использовали бронзу, а в Ассирии –железо.
На доске – 10 век до н.э. – широкое применение железа – делается запись в тетради
Учитель:
Ребята, подумайте, почему с 10 века до н.э железо станет царем металлов.
^ (таблица должна быть написана на большом листе, можно вызывать по очереди ребят из каждой группы, можно по одному представителю, но в любом случае оставшиеся ученики в группе должны помогать сделать правильный выбор)
^ самостоятельно должны ученики расставить знаками + и – преимущества или недостатки того или иного металла, объяснить свой выбор.
-
Медь, бронза
| железо
| Легко поддается обработке +
| Прочный металл +
| Мягкий металл –
| Стоит дешево +
| Встречается редко +
| Встречается чаще в природе +
| Стоит дорого –
| Нужны специальные печи для обработки –
| | Особые навыки кузнецов –
| Учитель:
Ребята, из таблицы сделайте вывод, так почему именно железо можно по праву назвать царем металлов?
Объясните, почему после распространения железа, земледелие станет процветать и в странах с твердой почвой, а не только вдоль берегов рек?
3 этап Работа с карточками – заданиями.
Учитель:
Сейчас вам предстоит ответить на вопросы, действительно ли Ассирию можно назвать страной железа и жестоких завоевателей?
(На данном этапе идет работа с учебником “История Древнего мира”, автор– А.А.Вигасин, М.:Просвещение, 2009 г.; с картой, иллюстрациями.)
Карточка 1
Определите местоположение Ассирийской державы.
Охарактеризуйте особенности природно-климатических условий.
Назовите основные занятия ассирийцев. (См. стр.83, пункт 2)
Карточка 2 (Слайд 3)
Чем была вооружена армия Ассирии?
Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся?
Какие новые технические средства они использовали во время боя?
(См. стр.83, пункт 2, 1 абзац)
Карточка 3
Какие страны были завоеваны ассирийскими царями?
Покажите на карте стрелочками направления военных походов ассирийской армии. (смотрите пункт №3, первый абзац и карту на странице 82) (желательно, если ученики самостоятельно прикрепят к карте стрелочки, указывающие завоевательные походы ассирийцев)
после ответов подвести итоги по данной работе
Учитель:
Скажите, можно ли Ассирию назвать страной железа и завоевателей?
4 Этап Учитель:
После военных походов Ассирия превратилась в могущественную державу. На доске дано определение – Держава – могущественное государство – прочитать вслух. – слайд 4
Учитель:
Власть Ассирии вызывала всеобщую ненависть. “ Логово льва” – так называли порабощенные народы Ассирию, а ее столицу Ниневию нарекли даже городом крови. Повсюду раздавались проклятья жестоким поработителям.Даже в Библии говорится: “ Горе кровавому городу,он весь полон обмана и убийств, в нем не прекращается разбой…”
Учитель:
Давайте попробуем выяснить,действительно ли ассирийцы были так жестоки и почему Ассирию и ее столицу Ниневию покоренные страны называли логовищем львов и городом крови?
Работа по иллюстрации(Учебник -стр.85) – слайд №5
Работа с текстом учебника – стр.84
(Задания должны быть напечатаны как раздаточный материал для каждой группы.)
Задание 1. Посмотрите на иллюстрацию на слайде и охарактеризуйте по ней ассирийских воинов, можно ли их назвать жестокими.
Задание 2. Прочитайте пункт 3, абзац 2 и 3 и объясните, как поступали ассирийцы с захваченными странами.
Учитель:
Ребята, согласны ли вы с тем, что Ассирия была жестокая страна, объясните свою точку зрения?
5 Этап Учитель:
Но не только о могуществе и жестокости могут рассказать наши гиды, была знаменита Ассирия и своими знаниями и прекрасными архитектурными дворцами.
Заранее подготовленные сообщения учеников,работают по слайдам
Путешествие по царскому дворцу – слайд 6 (Учебник – п.4, стр.85)
Библиотека Ассирии – слайд 7 (Учебник, п.5, стр.85)
Наука Ассирии (использован материал из энциклопедии)
На доске дата: 612 год до н.э.– гибель Ниневии
Последним царем Ассирии был Ашшурбанапал,который был человеком образованным, именно при нем была создана огромная библиотека. Но, не смотря на все могущество, знания, в 612 году до н.э.– Ассирийская держава распадется, а город Ниневия будет сожжен восставшими народами.Последний царь Ассирии –Ашшурбанапал, чтобы не попасть в плен бросится в огонь горевшего царского дворца. Слайд №8– портрет царя
Вопросы на слайде 9
Работа с вопросами.
Как вы думаете, почему такая сильная держава распадется?
Как бы вы поступили на месте Ашшурбанапала?
Могли ли знания и прекрасные дворцы оправдать жестокость ассирийцев?
Как вы считаете справедливо ли поступили покоренные народы, уничтожив Ассирию?
6 Этап (Если остается время, можно провести историческую чехарду, или путаницу – сделать срез знаний.)
На доске крепятся в два ряда таблички, но с таким условием, чтобы можно затем правильно сопоставить правильные ответы.
Желательно, чтобы ребята выходили в два этапа (при условии, если класс небольшой). Сначала пусть выйдут теоретики и правильно соотнесут карточки, а затем – консультанты, с целью проверки правильности выполненного задания.
Карточки с заданиями
| Карточки с ответами – должны быть расположены неверно, чтобы ребята могли их правильно сопоставить с 1 – м рядом
| Год захвата и падения Ниневии
| 612 год до н.э.
| Государство севернее Вавилона
| Ассирия
| Руда: твердая, дешевая, часто встречается
| Железо
| “Логовище льва”
| Ниневия
| Крылатый бык
| Шэду
| Ассирийский царь
| Ашшурбанапал
| Орудие для разрушения стен
| Таран
| Войско всадников
| конница
| 7 Этап Подведение итогов работы.
Возвратиться к слайду 2 (цели урока)
Учитель:
В какую страну мы сегодня совершили путешествие и что нового узнали об этой стране?
8 Этап Поблагодарить ребят за работу; поставить оценки; записать домашнее задание.
|
| |