Урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»




Скачать 56.13 Kb.
НазваниеУрок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»
Дата публикации09.05.2013
Размер56.13 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > География > Урок
Макурова Л. В., учитель русского языка и литературы

МКС(К)ОУ школа-интернат 5 вида г. Подольска
Урок литературы на тему

«Нравственные проблемы в рассказе

Е. И. Носова «Кукла»
7 класс МКС(К)ОУ школа-интернат 5 вида ( для детей с тяжёлыми нарушениями речи)


Образовательные цели урока: 1) сформулировать и обсудить главные нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе ( потребительское отношение человека к природе; жестокость и бездушие людей; ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения ); 2) обогатить словарный запас учащихся, проведя лексическую работу над словами «экология», «цинизм», «глумление», «святотатство» с помощью Словаря русского языка С.И.Ожегова; 3) развивать устную речь учащихся; 4) продолжить работу над совершенствованием навыков выразительного чтения текста; 5) продолжить работу над правильным произношением слов; 6) развивать навык вдумчивой работы над текстом с карандашом в руках.


Воспитательные цели: способствовать нравственному воспитанию учащихся и прививать им любовь к природе и родному краю.

Оборудование: портрет Е.И.Носова на доске; выставка кукол, принесённых учащимися; « Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

^ Ход урока

  1. Организационный момент. Рапорт дежурного учителю. ( 1 мин.)

  2. Объявление темы и целей урока. ( 2 мин.)

    Учащиеся записывают в тетради тему урока и эпиграф:

Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ...

о том, как жить и что делать...

И.Баскевич

( Учитель выясняет, как учащиеся понимают значение слова «существенно»)

3. ^ Слово учителя:

    Е.И. Носов начинает свой рассказ с описания природы. Давайте и мы пойдём вслед за ним и прочитаем первое описание природы.

( Выразительное чтение текста учащимся) ( 3 мин.)

Работа над текстом рассказа ведётся в форме беседы учителя с классом

4. Задание классу: а теперь найдите и прочитайте отрывок, в котором автор подчёркивает величие нашей российской природы

( выразительное чтение текста со слов « Мы пошли мимо школьной ограды по дороге...») ( 2 мин.)

  1. Вопросы классу:

    - Всегда ли природа, окружающая автора, вызывает у него только чувство радости и восторга? Или иногда и другие чувства охватывают писателя?

( учащиеся находят в тексте рассказа и зачитывают выразительно три описания реки) ( 5 мин.)

      - Скажите, пожалуйста, а причастен ли человек к тому, что произошло с рекой? Или это случилось без его участия? Докажите текстом.

      ( 3 мин.)

    1. ^ Слово учителя: « Итак, как же мы сформулируем первую проблему, поднятую Е.И.Носовым в рассказе «Кукла»?

После краткого обсуждения в тетрадях делается запись:

« Проблема 1. Потребительское отношение человека к природе.» ( 3 мин.)

      7. ^ Слово учителя: «Ребята, в последнее время по радио, в телевизионных программах, в газетных статьях всё чаще встречается слово «экология». Каково его лексическое значение? Давайте заглянем в «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.»

После прочтения словарной статьи, посвящённой слову «экология», в тетрадях делается запись: «Экология — наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». ( 3 мин.)

    1. ^ Вопросы классу: скажите, пожалуйста, обмеление реки Сейм — это исключительный случай в нашей жизни или подобное бедствие происходит и с другими реками и озёрами?

      А кто знает, как обстоят дела с нашей рекой Пахрой?

      ( Учащиеся говорят о том, что Е.И. Носов верно подметил бедственную ситуацию, которая характерна для многих водоёмов нашей страны, когда в результате обмеления рек и озёр исчезает рыба, а люди страдают от нехватки воды) ( 3 мин.)

    2. ^ Вопрос классу: «Ребята, а отразились ли изменения, произошедшие на реке, на судьбах героев рассказа? Как отразились?»

      (Учащиеся говорят, что рассказчик стал гораздо реже приезжать сюда, а про Акимыча сказано, что «...избыл его старый речной перевоз...») ( 2 мин.)

    3. ^ Слово учителя: « Итак, ребята, мы видим, что человек отдалился от природы, рвёт связи с ней, относится к природе безжалостно. Давайте посмотрим, сказалось ли это как-то на характере людей, стали ли они от этого добрее или нет?»

      ( Учителем зачитывается эпизод с куклой ) ( 2 мин.)

      Вопросы для анализа эпизода: ( 3 мин.)

      - Как бы вы назвали такой поступок?

            • Что это — баловство, шутка, бессердечие?

            • Что, по-вашему, заставило человека поступить так жестоко, по-варварски?

( в результате обсуждения приходим к выводу, что этот поступок — свидетельство морального обнищания, нравственного падения людей)

11. ^ Лексическая работа над словами с привлечением « Словаря русского языка» С.И.Ожегова ( класс — от 8 до 12 человек — делится на 3 группы для работы : 1 группа определяет значение слов цинизм, цинично; 2 группа — глумиться; 3 группа — святотатство)

В тетрадях делаются записи:

цинизм — пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство;

цинично — бесстыдно;

глумиться — злобно и оскорбительно издеваться;

святотатство (книжн.) - поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого

Формулируется 2-ая нравственная проблема рассказа

Запись в тетрадях: « Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей.» ( 3 мин.)

12. ^ Вопрос классу: этот страшный случай с куклой единичный или нет? Докажите.

( Учащиеся говорят, что, к сожалению, этот случай не единичный. В качестве доказательства звучит выразительное чтение стихотворения К.Случевского «Кукла») ( 2 мин.)

13. Учитель обращает внимание учащихся на выставку кукол, принесённых девочками на урок, и говорит о том, что игрушки не только развлекают ребёнка, но и готовят его к взрослой жизни. Мальчики, играя с машинами, танками, самолётами, готовятся стать защитниками слабых, а девочки, качая куклу, играя с ней, готовятся стать в будущем хорошими мамами. Закономерен вопрос: к чему же готовили себя те, кто так надругался над куклой? (1 мин.)

14. ^ Вопросы классу: как вы думаете, почему все проходят мимо изуродованной куклы спокойно, а Акимыч так близко к сердцу принимает чужую жестокость?

( Учащиеся отвечают, что Акимыч — фронтовик, воевал, был тяжело ранен, видел смерть своих друзей. Он сам признаётся: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины...Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий.»)

- Ребята, а как герои рассказа объясняют истоки зла?

( Учащиеся зачитывают отрывок из текста: «Многие притерпелись к худу и не видят, что сами худое творят. А от них дети того набираются...»)

^ Слово учителя: « Вот и ещё одна проблема, затронутая писателем в рассказе, - проблема отцов и детей, проблема ответственности взрослых за судьбу подрастающего поколения.»

( Запись в тетрадях:^ Проблема 3. Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения) ( 3 мин.)

Выразительное чтение текста учеником со слов: « А люди идут мимо — каждый по своим делам — и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают.» до слов « Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!..Эх!..» (1 мин.)

    1. ^ Задание классу: «Выразительно прочитайте описание похорон изуродованной куклы»

      Вопросы:

    Зачем Акимыч хоронит куклу?

    О чём это он говорит: « Всего не закопать...»? ( 2 мин.)

    16. Заключение. Рефлексия. Слово учителя: «Ребята, мы сегодня с вами размышляли над очень важными и серьёзными вопросами. Вы вдумчивые читатели, сумевшие понять авторский замысел. И как пожелание вам я прочитаю слова замечательного педагога Сухомлинского, который говорил:

    «Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.»

    Далее учитель рекомендует учащимся прочитать и другие произведения Е.И.Носова: ( 2 мин.)

    « В чистом поле за просёлком»

    « Варька»

    « Подпасок»

    «Лесной хозяин»

    Выставление оценок. ( 1 мин.)

    Домашнее задание: ( 1 мин.)

Написать мини-сочинение на тему « Почему Е.И. Носов изменил первоначальное название рассказа?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 10 классе учитель русского языка и литературы моу...
Продолжить формирование умения читать и анализировать поэтические тексты, выделять проблемы, связывать их с жизнью, аргументировать...

Урок литературы и истории на тему: Учитель русского языка и литературы
Звучит отрывок «Вставайте, люди русские!» из музыки С. С. Прокофьева к к/ф «Александр Невский»

Урок литературы и музыки на тему: «я помню чудное мгновенье »
Развивающая: показать взаимозависимость литературного и му­зыкального материалов (произведения)

Комплекс игр для детей имеющих проблемы в общении из опыта работы...
«Конечно». – «расскажу вам одну историю». (Жила была очень красивая кукла, все её любили, а она любила гулять, и однажды, когда отошла...

Конспект урока литературы в 10 классе «Жизнь «маленького человека»...
Создать установку на дальнейшее общение с текстом,которое позволит расширить культурные контексты

Урок русского языка и литературы на тему: «сравнение как средство выразительности речи»
Обучающая: познакомить учащихся со сравнением и его разновидно­стями, способами выражения, ролью в тексте

Требования к урок
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения

Разработка урока литературы в 11 классе (2 часа) Тема урока: «Их воскресила любовь?»
Воспитывающая — уяснить нравственные уроки М. А. Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель

Урок литературы и русского языка на тему: Поэтический язык
Пастернака был Гамлет со своими вечными вопросами. Поэтический мир поэта особенный. Метафорическая система поэта стоит в ряду великих...

Тест на тему: Экологические проблемы Основные экологические проблемы человечества связаны
Загрязнение-изменение состава воздуха, вод, почв или пищевых продуктов, оказывающее

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница