Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Марковская основная образовательная школа Рассмотрено на заседании педагогического «Утверждаю»------------------------
совета школы. Протокол № -------от-------------2012 г. Директор МБОУ
«Марковская ООШ».
Приказ №-----от------------------2012г. Рабочая программа
по окружающему миру
для 1 класса на 2012/2013 учебный год
Разработчик программы учитель начальных классов Рыжкова Светлана Михайловна Педстаж 12 лет, 2 квал. кат.
2012 год
^
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образование (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года) и на основе авторской программы О. Н.Федотова, Г.В.Трафимова, Л.Г.Кудрова «Окружающий мир».
В ^ выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.
В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.
Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.
Основные учебно-воспитательные задачи
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта: опыта сельской местности – с естественно- природным ритмом жизни;
- последовательное формирование у школьников универсальных учебных действий, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно – популярной. Справочной литературой;
- проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений; - изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
1. Тема: «Человек и природа».
Обобщенные требования к УУД по теме
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать/понимать:
- виды городского транспорта (электричка,автобус,троллейбус);
- правила поведения в городе во время экскурсии;
- что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
- название органов чувств и их функции;
уметь:
-соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
- различать объекты природы и изделия человека;
-различать объекты живой и неживой природы.
- название каждого времени года и их последовательность;
- основные признаки времён года;
- правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
уметь:
- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой и неживой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
- приводить примеры хвойных, лиственных деревьев, кустарников и травянистых растений своего края;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- выполнение изученных правил безопасного поведения на улице, в быту;
- написание на конверте своего адреса.
^
*сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
*различать предметы и выделять их признаки;
*проводить групповые исследования ;
*проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
*объяснять как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
*сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений;
*назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;
*проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;
*называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;
*описывать сезонные изменения в природе;
*наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
*приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;
*приводить примеры домашних и диких животных;* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»
^
*различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
*называть основные органы чувств человека и их основные функции;
*называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
* проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
*оказывать помощь птицам в зимнее время года.
2.Тема: «Человек и общество»
В результате изучения раздела «Человек и общество » обучающиеся научатся
*проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и свое место в классе;
*различать и оценивать формы поведения , которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
*оценивать необходимость подготовки к уроку;
*знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*знать первый куплет и припев гимна России;
*выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
^
*выполнять правила поведения , которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
*подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;
*называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических событий и памятникам истории.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья;
- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
3.Тема: «Правила безопасного поведения»
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся
называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»;
использовать мобильный телефон для связи с родителями;
называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;
называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул;
приводить примеры несъедобных грибов своего края;
приводить примеры ядовитых ягод своего края.
Рассказывать о об оказании первой помощи при укусе пчелы или осы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
^
К концу первого года обучения, обучающиеся должны знать/понимать:
название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
государственную символику России;
первый куплет и припев гимна России;
виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
правила поведения в городе во время экскурсии;
что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
названия органов чувств и их функции;
название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
название и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных (на уровне рода);
название каждого времени года и их последовательность;
основные признаки времен года;
правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
Уметь:
соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
различать объекты природы и изделия человека;
различать объекты живой и неживой природы;
различать части растений, отображать их в рисунке;
приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
приводить примеры съедобных грибов своего края;
ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
написания на конверте своего адреса;
выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране.
^
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник 2010 год
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2012 год.
Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник 2010 год
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
в 1 классе по УМК «Перспективная начальная школа»
(2 часа в неделю, 66 ч. в год)
(автор учебника Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова)
№
урока
| Тема урока
| Цели урока
| Характеристика учебной деятельности в задачах урока
| УУД
| Мы познаем мир.
| 1
| Знакомство с учебником. Семья
| Познакомить с главными героями учебника-Машей и Мишей; развивать речевые умения.
| Ориентироваться в учебнике и рабочей тетради. Определять смысл условных знаков в учебной книге.
| Р
П
инф.
| 2
| Где живет семья Ивановых, где живешь ты.
| .Выучить с детьми адрес своего дома. Знать достопримечательности, предприятия, учреждения культуры, их назначение своего населенного пункта
| Уметь описывать дорогу от дома до школы.
| Р
П
инф.
| 3
| Мы познаем мир
| Познакомить с термином «признак предмета»; первичное знакомство с органами чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) развивать речевые умения ; воспитывать уважение к одноклассникам.
| Уметь определять признаки различных объектов природы.; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях. Знать правила поведения в природе.
| Р
П
инф.
К
| 4
| Мы познаем мир с помощью органов чувств. П\р №1(Различение звуков, определение вкуса, температуры, мягкости, твердости, формы, влажности, цвета с помощью органов чувств).
| Повторить термины «органы чувств», «признаки предметов»; учить проводить опыты с целью определения признаков предметов с помощью органов чувств; развивать практические навыки, наблюдательность и внимание; воспитывать коллективизм.
| Знать названия органов чувств и их функции. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы.
| Р
П
инф
К.
| 5
| Мы познаем мир с помощью органов чувств.
| Р
П
инф.
К
| 6
| Заключительный урок по теме
| Обобщить и повторить знания по теме «Мы познаем мир». Проверить полученные знания, умения.
| Знать название своего населенного пункта, адрес. Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств.
| Р
П
инф.
К
| 7
| Что нас окружает. Живая и неживая природа
| Познакомить с признаками живой и неживой природы, учить различать объекты живой и неживой природы, различать среди объектов неживой природы изделия человека, воспитывать любовь к природе.
| Уметь различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека.
| Р
П
инф.
| 8
| Урок-экскурсия по теме: «Что нас окружает»
|
Закреплять умение распознавать объекты живой и неживой природы, развивать наблюдательность, логическое мышление, речь.
| Знать признаки живой и неживой природы. Понимать связь между живой и неживой природой.
| Р
П
анал., синт., сравн.
К
| ^
| 9
| Животные-часть живой природы.
| Уточнить представления о животных, познакомить с признаками живых организмов на примере животных, показать разнообразие животного мира, развивать речевые умения, мышление и внимание.
| Знать признаки живых организмов,признаки зверей, рыб, птиц, насекомых
| П
инф., классиф.
| 10
| Рыбы, птицы, насекомые, звери - животные
| Продолжить формирование умения выделять признаки животных, развивать наблюдательность, воображение, продолжить экологическое воспитание.
| Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, зверей,птиц), раскрывать особенности их внешнего вида.
| Р
П
инф., классиф.
| 11
| Дикие и домашние животные
| Познакомить с отличительными признаками диких и домашних животных, ролью домашних животных в жизни человека, уточнить правила обращения с животными, закрепить знания о животных, воспитывать любовь к ним.
| Знать названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры диких и домашних животных.
| Р
П
инф.,
| 12
| Дикие и домашние животные
| 13
| Насекомые-часть живой природы.
| Уточнить представления о насекомых, знакомство с признаками живых организмов и выделение существенных признаков насекомых
| Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых, называть насекомых родного края.
| Р
П
инф., анал.
К
| 14
| Растения-часть живой природы
| Познакомить с разнообразным миром растений, развивать практические умения при проведении длительных опытов, воспитывать интерес к изучению родной природы.
| Знать общие признаки для всех растений, названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами), названия и отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода)
| Р
П
инф., пост. пробл.
| 15
| Деревья, кустарники, травянистые растения
| Выяснить признаки, общие для всех растений, черты сходства и отличие травянистых растений, кустарников и деревьев, познакомить с новым термином «органы растений», развивать внимание,память, речь.
| Уметь различать части растений, отображать их в рисунке. Знать и приводить примеры хвойных и лиственных растений своего края
| Р
П
классиф.,модел.
| 16
| Деревья, кустарники, травянистые растения
| 17
| Части растений П\р №2 (Наблюдения за прорастанием семян, ростом растений)
| Повторить части растений,их роль в жизни растения, воспитывать бережное отношение к растениям своего края.
| Уметь различать части растения.
| Р
П
инф., модел.
| 18
| Способы размножения растений П\р №3 (Способы распространения растений на новые места)
| Познакомить с особенностями распространения плодов и семян в природе, выявить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животным и человеком.
| Знать способы распространения семян. Уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения.
| Р
П
инф., пост. пробл.
| 19
| Заключительный урок по теме
| Обобщить и повторить признаки живой природы, группы животных,части растения,способы их распространения на новые места
| Уметь приводить примеры животных разных групп,различать травы, кустарники, деревья. Знать части растений, способы их распространения. Наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений своего края.
| Р
П
инф., обобщ.
К
| Природа и ее сезонные изменения
| 20
| Природа и ее сезонные изменения
| Формировать представление о сезонных изменениях в природе, продолжить формирование умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка;заострить внимание на признаках разного времени года.
| Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность, правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время. Иметь представление о сезонных изменениях в природе.
| Р
П
инф.
| 21
| Жизнь растений осенью
| Познакомить с осенними изменениями в жизни растений, рассказать о причине листопада; учить узнавать растения по листьям и плодам; развивать наблюдательность.
| Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью.
| Р
П
инф., пост. пробл. анал.
| 22
| Жизнь растений осенью
| Закрепить знание осенних изменений в живой и неживой природе; учить отгадывать загадки, объяснять пословицы и поговорки о природе; развивать речь; воспитывать интерес к изучению природы.
| Знать осенние изменения в природе.
| Р
П
инф.
| 23
| Урок-экскурсия: «Жизнь растений осенью»
| Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания об осенних изменениях в жизни растений;познакомить с представителями растений, произрастающих в родном крае, продолжить формирование деятельности наблюдения; воспитывать культуру поведения в природе.
| Уметь анализировать изменения природы осенью.
| Р
П
инф., анал.
| 24
| Труд людей осенью
| Закрепить знания о сезонных изменениях в природе; обобщить жизненные наблюдения о труде людей осенью в саду, в огороде; формирование навыков классифицировать предметы по группам, по существенным признакам, научить различать овощи и плоды.
| Знать о труде людей осенью в саду, огороде, поле. Уметь различать овощи и фрукты, выполнять работу в огороде осенью.
| Р
П
инф., обобщ., классиф.
К
| 25
| Как животные готовятся к зиме
| Познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду; обобщить жизненные наблюдения о перелетных и зимующих птицах; развивать практические навыки.
| Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду.
| Р
П
инф., обобщ. сравн.
| 26
| Как животные готовятся к зиме
| Закрепить знания о жизни животных осенью; учить устанавливать взаимосвязи в неживой и неживой природе; рассмотреть причины перелета птиц в теплые края; продолжить экологическое воспитание.
| Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду; уметь анализировать изменения природы зимой.
| Р
П
инф., пост. пробл., анал.
| 27
| Животный мир Вологодской области.
| Расширить представления о животных, обитающих на территории Вологодской области, о редких животных наших лесов, воспитывать любовь к животным родного края.
| Знать основных представителей фауны Вологодской области. Уметь дать отличительные признаки животных.
| Р
П
инф.
К
| 28
| Пришла зима П\р №4, демонстрационные опыты (Лед-это замерзшая вода. Тонкий лед опасен.)
| Закреплять знание признаков наступления зимы, учить соблюдать правила безопасности на улице в зимнее время, развивать наблюдательность и внимание.
| Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на льду в зимнее время, при катании с гор.
| Р
П
инф., сравн., анал.
| 29
| Снежные загадки Демонстрационный опыт (Чист ли белый снег.)
| Дать представление об образовании и видах снежинок, закреплять о сезонных изменениях в природе, развивать практические навыки по проведению опытов, развивать внимание и память.
| Знать правила наблюдения и проведения опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе зимой. Иметь элементарное представление
| Р
П
инф., пост. пробл.
| 30
| Урок-экскурсия: «Зима пришла». ^
| Обобщить жизненный опыт и наблюдения об изменениях в окружающей природе с приходом зимы, учить соблюдать правила безопасного поведения во время проведения зимних игр, воспитывать интерес к изучению природы.
| Знать основные признаки зимы, особенности жизни животных и растений в зимний период, правила безопасного перехода через проезжую часть,
| Р
П
инф., обобщ.
| |