Урок «Окружающий мир» Тема: Зона степей




Скачать 36.77 Kb.
НазваниеУрок «Окружающий мир» Тема: Зона степей
Дата публикации14.04.2013
Размер36.77 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > География > Урок
Урок «Окружающий мир»

Тема: Зона степей.
Класс: 4



Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, с экологическими проблемами;

2. Развить умение определять представителей животного и растительного мира;

3. Прививать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.


Оборудование:

карта природных зон, картина «Степь», презентация с изображением растений и животных степей, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, тетрадь «Окружающий мир».

^ I. Организационный момент:
Дети:


Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Учитель:

Мы продолжим путешествие по природным зонам нашей страны.

^ II. Проверка домашнего задания:
Индивидуальная работа по тестам (фронтальная проверка)
1. Природная зона лесов состоит из…
а) пяти частей
б) трех частей
в) двух частей
г) одной части
2. Самую большую территорию занимают:
а) смешанные леса
б) широколиственные леса
в) хвойные леса
3. Природные зоны России расположены так:
а) тундра, арктическая зона, зона лесов
б) арктическая зона, зона лесов, тундра
в) арктическая зона, тундра, зона лесов

4. В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы
б) дубы, сосны, ели
в) березы, липы, лиственницы
5. Экологические проблемы лесной зоны связаны:
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой
б) с неблагоприятными погодными условиями
в) с участившимися лесными пожарами.

^ III. Работа над новой темой:
Учитель:

Дорога нас зовет в путешествие, в бескрайние степи или в зону степей.
1) Звучит песня «Ой, ты степь широкая,
Ой ты степь привольная»…
На доске вывешивается картина «Степь».
Учитель:
- Какой вы видите степь?
- Почему про степь говорят: «Безбрежные просторы»?
- Какие растения встречаются? Есть ли растения?
- Какие растения и животные приспособились к жизни

2) Посмотрите на карту природных зон (работа проводится в парах. На каждую пару раздается карточка):
- Где расположена зона степей?
- Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
- Как выглядит земная поверхность зоны?
(Проверка учащихся).

3) Учитель (обобщает):
Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику.
Там теплое продолжительное засушливое лето. Дуют горячие сухие ветры - суховеи. Они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко.

4) Выступают обучающиеся, подготовившие материал по теме: «Степь», используется презентация по теме «Зона степей» о растениях и животных.
1-й обучающийся:
Все растения степи травянистые. Растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают. В земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и тюльпаны. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Их листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
Учитель:

В какое время года в степи расцветает много цветов? Почему?

2-ой обучающийся:
В степях нет деревьев, но есть травянистый покров. Живет множество насекомых. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи не крупные. Их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.
Учитель:

Чем отличаются кузнечик от кобылки?
3-й обучающийся:
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина - в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот. Неумеренный выпас приводит к разрушению почв.
В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный.
Ещё одна проблема - браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь.

5) Работа по учебнику: стр. 114 - 120. Вместе рассматривается рисунок на стр. 116-117, на котором показаны степные животные.
Учитель:
- Почему нет крупных животных?
- Где прячутся степные животные? (в траве, в земляных норах).
Учащиеся самостоятельно читают тексты по учебнику стр. 114-120. Прочитывается вывод на стр. 121.

Учитель:
- Почему необходимо сберегать степную зону?

^ IV. Закрепление изученного материала:
Работа по тетрадям стр.36-38.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания: 1, 2, 5, 6:
- Записывают названия степных растений;
- Логическое упражнение: «Верны ли утверждения? Обведи «Да» или «Нет». Исправь ошибки (устно).
- Узнать животных по фрагментам. Подписать названия животных.
- Составить 2 цепи питания.

^ V. Подведение итогов урока:
- Почему степи почти везде распаханы?
- Какие экологические проблемы возникли в степи?

VI. Домашнее задание:
Подготовить текст стр. 114-120; вопросы «Проверь себя», по тетради стр. 36-38 № 4,7.


Литература


  1. http://festival.1september.ru:8080/articles/579390/

  2. http://www.openclass.ru/node/21072

  3. http://www.shishlena.ru/prezentatsii-k-drugim-predmetam/zona-stepey-prirodovedenie-4-klass

  4. http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-5483

  5. http://www.mentalitet.com/collegs/?t=23

  6. http://ekatidra.narod.ru/p8aa1.html

  7. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир": 4 класс: К учебному комплекту А.А.Плешакова "Окружающий мир"

  8. Окружающий мир: 1-4 класс: Учебные наглядные пособия: Методические рекомендации к комплекту таблиц: Пособие для учителя

  9. http://pushkin.niv.ru/shop/book/1-2-2-3/1091545/1089731/okruzhayuschij-mir.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок : Окружающий мир 1 класс Тема: Ягодная поляна
Цель: расширить представление о многообразии растений; познакомить с отличительными признаками ягод

«Зона степей». Выберите правильное продолжение предложения

Урок № Тема урока : Посуда в твоем доме
Интегрирующая дидактическая цель: формировать у детей целостное художественное представление о роли посуды в жизни человека и стремление...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе

Урок -урок- путешествие
Учебный предмет ‘’Окружающий мир’’ вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают...

Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» 1 класс
Содержание программы релизуется по программе «Зелёный дом» А. А. Плешакова, учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешакова, рабочей тетради...

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на...
Учебная программа «окружающий мир: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «мир вокруг...

Рабочая программа по разделу «Ребенок и окружающий мир» состоит из...
«Ребенок и окружающий мир: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Природное окружение»

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в 1 классе учителя Праведниковой Т. М
Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития...

Рабочая программа по разделу «Ребенок и окружающий мир» состоит из...
«Ребенок и окружающий мир: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Природное окружение»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница