План-конспект урока «Испарение и конденсация» Ф. И. О. (полностью)




Скачать 79.02 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока «Испарение и конденсация» Ф. И. О. (полностью)
Дата публикации13.04.2013
Размер79.02 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > География > Урок

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Испарение и конденсация»




Ф.И.О. (полностью)

Газдиева Фатима Исаевна




Место работы

МОУ СОШ №7




Должность

Учитель физики





Предмет


Физика





Класс

8

План–конспект урока по физике : «Испарение и конденсация»

Цели урока:

Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала, используя проблемное обучение.

Образовательные: сформировать понятия об явлениях испарения и конденсации.

Развивающие: развивать представление о процессе научного познания.

Воспитательные: прививать культуру умственного труда.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

для учителя: термометры, вода, спирт.

Ход урока

1.Орг. момент. (1мин.)

2. Подготовка к усвоению нового материала.

.

*Как весь процесс называется в народе?

Верно, круговорот воды в природе.

Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значит и облик нашей планеты был бы иным, а по ходу будем заполнять опорный конспект

б).Формулировка темы урока.

Начнем изучать эти явления с опыта.

Подышите на стеклышко (зеркальце).

*Что вы наблюдаете?

*Как и почему меняется картина на стеклышке?

*Как называется происходящие явления?

*Какой будет тема урока?

Испарение и конденсация.

Цель урока изучить явления испарения и конденсации.

*Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?

Действительно, мокрое белье сохнет, лужи после дождя исчезают. Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе, быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации.

3.Актуализация опорных знаний. (3 мин.)



^ 1) Определить температуру плавления

( отвердевания)

2)Определите по таблице №3, что это вещество.

Вспомним вопросы, одновременно рассматривая (слайд )

*Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?

*В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

*Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое?

*Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящихся в любом агрегатном состоянии?

*Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Взаимодействия?

*Какую энергию называют внутренней? От чего она зависит?

Проверка карточки

* как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное?

4. Освоение нового материала.

Итак, парообразование это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное, которое подразделяется на испарение и кипение.

На основе знаний теории о молекулярном строении вещества построим модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним явления, наблюдаемые нами в природе и быту. План нашего урока будет:

4.1 Понятие испарения.

4.2 От чего зависит скорость испарения?

4.3 Понятие конденсации.

4.4 Применение процесса испарения и конденсации.

4.1 Понятие испарения

Пусть мы имеем сосуд, в которой находится жидкость, изобразите молекулярную модель этой жидкости. (в бланке опорного конспекта)

Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно близко.

Теперь с помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул. Рассмотрим молекулу находящуюся у поверхности жидкости и внутри неё. Каким молекулам легче покинуть жидкость? Выделим две молекулы, находящиеся у поверхности, скорости которых направлены наружу. Какой из них вероятность покинуть жидкость больше?

Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия у которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами. (в бланке опорного конспекта записать модель: наиболее быстрые молекулы покидают поверхность жидкости слайд)

*А что образуется над жидкостью в результате её испарения?(пар)

*Какое определение можно дать явлению испарения? Дайте определение явлению испарения.

^ Испарение-это парообразование, происходящее с поверхности жидкости.

При испарении энергия поглощается.

*Если жидкость покидают самые быстрые молекулы, то внутри неё остаются какие молекулы? (более медленные)

*Что происходит с кинетической энергией молекул, оставшихся в жидкости? (уменьшается)

*Что будет происходить с внутренней энергией жидкости? (тоже уменьшаться)

Когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости.

*Как можно судить об уменьшении внутренней энергии? (температура понизится)

Это положение- следствие модели испарения жидкости: температура жидкости понижается.

^ Применим это в конкретной ситуации.

В летний день вы идёте к озеру, вам жарко. Кто то загорает, а кто то купается. При выходе из воды вы ощущаете холод. При испарении воды температура тела понижается, хотя на улице и жарко.

*Что будет происходить, если смазать руку быстро испаряющейся жидкостью? Смажьте руку спиртом.

Что вы чувствуете? Почему?

^ Убедимся в этом на опыте: демонстрирую понижение температуры при испарении при помощи демонстрационного термометра, носик которого обмотан бинтом и опущен в спирт.

Таким образом, экспериментальная проверка подтвердила следствие, вытекающее из модели испарения, тем самым и правильность самой модели.

^ Запишем эксперимент в опорном конспекте: рука, смоченная спиртом, охлаждается

Мы изучили процесс испарения, используя цикл естественно -научного познания.

4.2 От чего зависит скорость испарения?

Выясним, от каких факторов зависит скорость испарения данной жидкости. Работа в группах. Обсудите этот вопрос в группах и выдвиньте гипотезы.

(Ученики затрудняются выдвинуть гипотезы, поэтому задаю наводящие вопросы)

*Когда быстрее высохнет бельё, в холодную или жаркую погоду?

^ 1. От температуры , эксперимент

*Где быстрее высохнет вода: в стакане или в блюдце, в ведре или в луже?

2. от площади поверхности жидкости ,эксперимент

*Что испаряется быстрее: вода или спирт?

3. от рода вещества ,эксперимент.

*Когда быстрее высохнет бельё: в ветреную или безветренную погоду? )

4. От наличия ветра над поверхностью жидкости

Физминутка

4.3 Понятие конденсации.

Пусть на столе находится сосуд с водой. Что происходит с жидкостью? Изменяется ли масса жидкости? Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости? Почему масса жидкости при этом не изменяется? Одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших её, снова возвращается в жидкость. Довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость. Наступает так называемое динамическое равновесие между паром и жидкостью. А пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром. Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией. Дописать явление конденсации и дополнить модель, изобразив молекулу, возвращающуюся в жидкость.

Конденсация сопровождается выделением энергии. Конденсацией пара объясняется образование облаков. Пары воды, поднимаясь над землёй, образуют в верхних, более холодных слоях воздуха облака, состоящие из мельчайших капелек воды. Выпадение росы в утренние часы.

4.4 Применение процесса испарения и конденсации(ссылка №1).

Испарение имеет большое значение в жизни животных. Затруднение испарения нарушает теплоотдачу и может вызвать перегревание тела.

Говоря о практическом применении явлений испарения и конденсации, можно отметить, что быстроиспаряющиеся жидкости нашли применение в работе холодильного оборудования. Фреон, аммиак, испаряясь, отбирает от стенок холодильника тепло, вызывая их охлаждение.

В жарких странах принято хранить воду в глиняных кувшинах: вода в них всегда прохладная, так как происходит постоянное её испарение через стенки сосуда, а так как глина плохо проводит тепло, теплообмен с окружающей средой слаб.

При поездке летом очень просто получить из тёплой воды достаточно холодную. Для этого бутылку с водой можно завернуть в сырую марлю и выставить в окно движущегося поезда. Через 15-20 минут вода будет холодной.

Космические аппараты покрывают специальным быстроиспаряющимся веществом для отвода тепла. При прохождении через атмосферу планеты корпус аппарата в результате трения нагревается, и покрывающее его вещество начинает испаряться. Испаряясь, оно охлаждает космический аппарат, спасая его тем самым от перегрева.

5. Первичная проверка понимания и закрепление знаний(ссылка №2)

-Что такое испарение?

- Посмотрите на рисунки и вспомните, от каких факторов зависит испарение?

-что такое конденсация?

-Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

-Что остынет при одинаковых условиях: жирный суп или чай?

-Почему в открытых водоемах в летнюю пору температура воды всегда ниже температуры окружающего воздуха?

-Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух?

-Почему зимой стекла очков запотевают, когда вы входите в помещение?

6. Подведение итогов. Оценки

Сегодня на уроке мы изучили процессы испарения и конденсации методом научного познания, выяснили от каких факторов зависит испарение. В начале урока мы выяснили, что переход жидкости в пар может происходить двумя способами: испарение и кипение. Так вот на следующем уроке мы ознакомимся с явлением кипения, научимся объяснять процесс кипения на основе МКТ.

7. Д/3 § 16, 17.уметь отвечать на вопросы в конце параграфов

Упр.9.

Список использованных эор:

1.Почему в холодильнике сохнут продукты (N 91699)- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3ba68d48-d6b2-6e50-f7d7-926bb5f66c98/?from=9023bcce-0ea5-7fd4-9591-275f2a04b301&interface=catalog&rub_guid[]=9023bcce-0ea5-7fd4-9591-275f2a04b301&rubric_id[]=29513

2. Приглашение в парную или физика в бане (N 90002)- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1504cf66-1cbe-17d5-ae14-d3ab827bd446/?from=9023bcce-0ea5-7fd4-9591-275f2a04b301&interface=catalog&rub_guid[]=9023bcce-0ea5-7fd4-9591-275f2a04b301&rubric_id[]=29513

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока «Электроемкость. Конденсаторы» Ф. И. О. (полностью)
Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

План-конспект урока "Сила трения" Ф. И. О. (полностью)
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного

План-конспект урока фио (полностью) Романова Маргарита Викторовна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №3

План-конспект урока «Средняя линия треугольника» фио (полностью)
Тема и номер урока в теме: «Применение подобия к доказательству теорем и решению задач», урок №1 «Средняя линия треугольника»

План-конспект урока «письменный приём вычитания трёхзначных чисел». Фио (полностью)
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор, компьютер

План-конспект урока история создания произведения Л. Н. Толстого «После бала»
...

План -конспект урока Графический метод решения систем уравнений....
Цель урока: овладение теоретическими и практическими навыками решения систем двух линейных уравнений графическим методом

План-конспект урока пищеварение в ротовой полости фио (полностью)
Активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание уроку современных динамичных форм

План-конспект урока архимедова сила фио (полностью) Молотов Михаил Иванович
Архимеда. Установление на примере разных жидкостей зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема тела

План-конспект урока гласный звук [o],буква о. Заглавная и строчная буквы О, о. Фио (полностью)
Сегодня я вам расскажу интересную историю. Она произошла в одном маленьком сказочном городе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница