Урок – путешествие   «Мхи»




Скачать 68.91 Kb.
НазваниеУрок – путешествие   «Мхи»
Дата публикации12.04.2013
Размер68.91 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > География > Урок
Урок – путешествие   «Мхи»

 

Задачи: совершить путешествие с целью  изучения строения, местообитания, размножения и значения мхов в природе и хозяйственной деятельности человека.

 Оборудование: мхи (гербарии), карта «Тамбовская область», коллекция полезных ископаемых.

                              Ход урока.

 1.     Организационный момент(1 – 2м.)

 2.     Изучение нового материала

 1.Ребята, кто из вас видел мхи?

 2.Где они произрастают?

 3.     Назовите условия, благоприятные для произрастания мхов?

4.      Произрастают ли мхи на территории нашей области мхи?

                          

                              МОХООБРАЗНЫЕ – высшие растения

   

Антоцеротовые          Печеночники       Мхи

                                      (классы)

                                  20 тыс. видов

 Путешествие наше будет проходит на свехзвуковом  лайнере,  который через несколько секунд приземлится на станции  «Географическая» . Мхи расположены  на северо – западе нашей страны в краю лесов и болот. Болота образуются в низинах,  котлованах,где застаивается вода или близко к поверхности залегают грунтовые воды, из зарастающих озер,медленно текущих рек. Сфагновые болота называются верховыми, так как получают воду из атмосферы (дождь, снег). Торфяной слой в таких болотах может достигать 6 – 10 метров.

                   Есть ли заболоченные земли в нашей области?

Заболоченные земли в нашей области составляют чуть более 1% всей  площади угодий, зарегистрировано 871 болото,небольших размеров – от 1 до 10 га. Низинные болота составляют 92,5 %. Они привязаны к поймам рек Цны, Воронежа, Вороны. Переходные болота располагаются в неглубоких понижениях, так называеммых блюдцах. На них произрастает сфагно – моховая растительность 

 2.Станция «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ»

      Знакомство со строеним мхов – сфагнума и кукушкина льна (учебник, гербарии,таблицы)  

    Стихотворение В. Рождественского «МОХ»               

 

                                        Меж клюквы и морошки

                                        Среди лесных болот

                                         На кочке мох без ножки

                                         Куда ни глянь растет.

                                                        Он снизу – беловатый,

                                                         Повыше  - зеленей.

                                                          Коль нужно будет ваты,

                                                           Нарви его скорей.

                                         На кустиках поляны,

                                         Подсушен в летний зной,

                                          Он партизанам раны

                                          Лечил в глуши лесной.

Задаю вопрос : «Как вы считаете: выражения – «без ножки», «снизу беловатый», «лечил» - это выдумка поэта или эти строки имеют биологический смысл и научное объяснение». У мха нет корней (без «ножки»),  нижние листья мертвые и зеленый пигмент  - хлорофилл – в них разрушен («снизу – беловатый»),чего нельзя сказаь о верхних молодых листьях («повыше – зеленей»).                

     В чем сходство  и различие кукушкина льна и  мха сфагнума?

            Кукушкин лен                                                        

        Мох сфагнум

 

1.Растет на болотах, во влажных хвойных лесах.

1.В обильно увлажненных местах: на болотах, в лесах заб. лугах.

2.Стебель коричневато – зеленый(30 см.).

2.Стебель сильно ветвящийся

3.Листья зеленые                                                 

3.Листья мелкие  боловатые, состоят из двух видов клеток: первые содержат хлоропласты и имеют зеленый цвет.Вторые мертвые, лишены цитоплазмы, отчего кажутся белыми.

4.Корня нет, ниже видны выросты - ризоиды

4.Нет ризоидов.

5.                 Размножение   спорами.

 

Станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ».

                             Как образуется торф?

Ребята, стебли сфагнума ежегодно нарастают сверху приблизительно на 3 см. В то же время нижние концы стеблей постепенно отмирают. Отмершие части медленно разлагаются при доступе кислорода и превращаются в торф.Сфагнум может разрастаться и по поверхности воды.Отмершие части стебельков сфагнума попадают на дно и постепенно образают толстые слои торфа. Втаких слоях сохраняются корни деревьев, листья и даже пыльца растений, росших тысячелетия назад.

                  Ребята, как вы думаете почему торф хорошо консервирует органические остатки?

Мох сфагнум содержит дезинфицирующее вещество.Так, в Австрии на Лайахском болоте были обнаружены остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами, и монета с изображением императора Тиберия Клавдия, датированная 41м г. н. э. Вторфе находят сотанки древних людей, предметы их домашнего обихода. Распознав пыльцу и споры под микроскопом можно определить,какая растительность окружела болото в различные периоды его жизни и какая пришла ей на смену.Наиболее старые торфяники имеют возраст от 5 до 8 тысяч лет.На территории нашей области есть также сфагновые болота.Это Клюквенное (Мучкапский район). Болото расположено в левобережной части реки Вороны. Залежи торфа 16 га. Кошеляевское (Тулиновка) расположено в долине Цны. Площадь составляет 2,6 га. Глубина торфяной   залежи – 1,5 метра. Это болото  в результате зарастания озера. Болота являются как бы летописной книгой,н на страницах которой сохранились сведения о растительности и климате прежних эпох.

               Станция «ПРОМЫШЛЕННАЯ».

Торф образуется в результате отмирания и неполного разложения болотной массы болотных растений в условиях избыточного увлажения и недостатка воздуха.Он состоит из малоразложившихся растительных остатков, перегноя и минеральных включений. Торф используют в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Промышленные предприятия занимаются переработкой торфа.

                                        ТОРФ

Топливо     древесный  смолу  воск       пластмассу          Карболовую

                        спирт,                                                                кислоту                                                                           

                      парафин

                                           С/Х

 

Подстилка                                                      Удобрение

Высокая влагоемкость обусловливает максимальное поглощение жидких выделений  животных.В строительстве используется как теплоизаляционный материал.Торфяные запасы Тамбовской области длительное время  разрабатывались только как только, сейчас большая часть торфа используется как сельсхозяйственное удобрение.

             Станция «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ».

Здесь школьники узнают о роли мхов в природе и хозяйственной деятельности человека.

^ 1.ЗНАЧЕНИЕ МХОВ В ПРИРОДЕ.

Мхи, как и другие растения, выделяя  кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии на Земле. Тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздествия этих растений и животных и сами оказывают на них влияние.Болота - -это места обитания многих, в том числе промысловых животных и не используемые в должной мере ягодные угодья. Особенно велика роль болот как резервуаров пресной воды и регуляторов гидрологического режима территории. Мохообразные играют великую роль в сохранении природного равновесия в районах распространения вечной мерзлоты. Они чутко реагируют на присутствие в воздухе вредных примесей и не способны жить в черте крупных городов, атмосфера которых загрязнена(чувствительны к примеси в воздухе сернистого газа)

            ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.

Мох   обладает обладает высокой степенью гигроскопичности («коль нужно будет ваты, нарви его скорей»). Издавно известно, если приложить мох сфагнум к ране, то она заживает быстрее. Крестьяне на Руси знали и использовали это свойсто. Во время Велмкой Отечественной войны сфагнум использовали партизаны. Исследователи установили, что в сфагнуме содержится бактерицидное вещество – вещество, спосбное убивать болезнетворные бактерии («лечил в глуши лесной»). Сфагны и поныне используются некоторыми народнястими  (особенно в зимнее время) вместо пеленок при уходе за младенцами. В целом, сфагны обладают антибиотическими своствами, большой влагоемкостью , хорошими теплоизоляцинными качествами. Ребята,  для того , чтобы вернуться домой, необходимо отвечать на следующие вопросы.

                              КОНТРОЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ

1.Станция «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ»

Где можно встретить торфяной мох сфагнум?

Какие условия можно считать благоприятными для произрастания

Мха?

2.Станция «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

В чем сходство отличие строения  сфагнума и кукушкина льна?

Докажите, что сфагнум является высшим споровым растением?

Какую роль в процессе размножения играет вода?

В чем мы видим усложнение мхов по сравнениюс водорослями?

3.Станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ»

Дайте научное обьяснение тому факту, что в торфяных болотах находятся неразложивщиеся трупы животных?

О чем могут рассказать остатки растений и животных, найденные в толще старых торфянников?

4.Станция «ПРОМЫШЛЕННАЯ»

Где и как происходит образование торфа?

В каких отраслях народного хозяйства применяют торф?

Каким образом сфагновый мох можно использовать в медицине?

5.Станция «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»

 

Какую роль в природе играют мхи?

Какую роль в природе играют сфагновые болота?

Почему мхи можно считать экологическими барометрами?

             ЛИТЕРАТУРА:

1.Водоросли, мхи, лишайники. Издательство «мысль» Москва 1978г

2.Ботаника В. В.Пасечник Издательство «Дрофа»2003г

3.Памятники природы Тамбовской области. Издательство Воронеж 1983.

4.Книга для чтения по ботанике. Москва Просвещение 1985г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Обобщение знаний о правописании разделительныхЪиЬ знаков
Сегодня у нас необычный урок, урок- путешествие. Мы поплывём на корабле «Знаток» по океану Знаний. Куда мы поплывём, вы узнаете,...

Урок -урок- путешествие
Учебный предмет ‘’Окружающий мир’’ вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают...

Урок -путешествие на станции «Семья и семейные ценности»
«Жердевская общеобразовательная школа интернат среднего (полного) общего образования»

Урок по окружающему миру "Путешествие по Золотому кольцу России"
Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями

Урок -путешествие. Тема: «Свет памяти, сиянье детства»
Цели: расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни

Какой воды на Земле больше?
Верно ли то, что царство растений делят на группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения

План-конспект урока тема урока: Полезные ископаемые. Их добыча
Тема и номер урока в теме пятый урок в разделе «Путешествие по поверхности и недрам»

Урок-путешествие. В страну Имени прилагательного. Цель урока
Цель урока: закрепить полученные знания об имени прилагательном: степени сравнения

«Путешествие на Гжатскую пристань»
Сегодня у нас необычное занятие, потому что нас приглашают в путешествие в прошлое. А приглашает нас вот этот волшебник

Урок по математике и биологии "Путешествие в зоопарк"
Цель урока: повторить в познавательно-занимательной форме основные темы 5 класса: “Решение задач на уравнения”, “Задачи на движения”,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница