Урок по теме: «Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»




Скачать 37.95 Kb.
НазваниеУрок по теме: «Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Дата публикации11.04.2013
Размер37.95 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > География > Урок
Урок по теме: «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Кучина Елена Модестовна,

учитель МКОУ «Чигольская СОШ им.П.А.Черенкова»

Таловского района Воронежской области

Цель: осмыслить картины природы; понять назначение человека, его единство с природой.

Оборудование: Чайковский «Времена года».

Картины русских художников.

Рисунки и сочинения учащихся.
Эпиграфы к уроку: ...есть мать одна по имени Природа!

У ней для всех хватает доброты...

И мы живём, запечатлев навеки

в душе

её прекрасные черты -

поля, луга, леса, моря и реки.

С. Викулов.

Живи, сверяя каждый шаг

С Природою, - и будет всё прекрасно!

С. Викулов.
Ход урока.

  1. Звучит музыка Чайковского.

  2. Слово учителя.

М.М. Пришвин жил в сложную для отношений человека и природы эпоху, когда природа, сотни тысяч лет являвшаяся собой враждебную для человека среду,в которой он отвоевал для себя право на существование,была какие-нибудь 30—40 лет благодаря бурному развитию науки и техники значительно потеснена в своём единоборстве с людьми. Именно в этот период появился гордый лозунг: «Мы не можем ждать милостей от природы: взять их у неё — наша задача». И писатель понял и громко заявил в своих произведениях о том, что с природой нельзя обращаться как с побеждённой,бездумно и без меры брать её богатство; к ней надо относиться как к другу, ибо гибель природы, каждой её частицы является невосполнимой утратой и для самого человека. Каждое произведение природы неповторимо, будь то дерево,насекомое, птица, неповторимо как великое произведение искусства, и его потеря столь же невосполнима и горестна. Пришвин не устаёт повторять в своих произведениях, что бессмысленное, не вызванное необходимостью уничтожения любого живого существа, глубоко безнравственно, как и всякое убийство.

^ СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ О ЖИЗНИ ПРИШВИНА.

  1. Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, интересную жизнь: 81 год, которая с необычайной полнотой отразилась в его произведениях.

  2. Он работал агрономом, сельским учителем, учёным-природоведом и военным журналистом, был путешественником, охотником, фотографом, но главным делом в его жизни стала литература.

  3. Пришвин родился в Елецком уезде Орловской губернии, в местах, где родился Тургенев и Бунин, Никитин и Кольцов.

  4. В литературу Пришвин пришёл довольно поздно: когда было опубликовано его первое произведение, ему было 34 года.

  5. Почти сразу его творчество оказалось связано с природой, любовь к которой провела писателя едва ли не по всей нашей стране.

  6. И каждое путешествие, каждое яркое впечатление нашло отражение в его книгах. Дороже всего Пришвину была средняя Россия, в которой он прожил почти всю свою жизнь и которой посвящена «Кладовая солнца».

  7. Значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа, так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную , тесную связь всего существующего на земле.Своей сказкой-былью Пришвин выражает мысль, что природа может быть человеку и другом, если он бережно открывает её «кладовая» является разумным хозяином, и врагом, если человек теряется в столкновении с природой или использует её в корыстных целях.

Картины природы помогают писателю выразить своё понимание высокого назначения человека, раскрыть его духовную красоту. Появлению детей в лесу предшествует описание «несчастной жизни сосны и ели». Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе. Но вот в мир природы приходят люди. Они видят величие и красоту природы. Многообразная и напряжённая жизнь леса захватывает их. Автор всё время напоминает, что в природе идёт постоянная борьба , в которой побеждает сила, и человек должен уметь совладать с этой силой, подчинить себе могучую стихию.

Показывая взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу.

Беседа, анализ картин природы.


  1. Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес? (чтение учеником наизусть отрывка «Ель и сосна»)

  2. Какое впечатление производят эти картины природа? (Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер направляет их друг на друга.)

  3. В каком отрывке показывает Пришвин красоту природы? («Тетерев-косач» - наизусть читает ученик)

  4. Как ведут себя дети в лесу? (отрывки «Восход солнца», «Затаив дыхание»)

  5. Какими словами характеризует писатель борьбу?

    1. Как природа помогает понять настроение спорящих детей? (Холодная синяя стрелка облака пересекла пополам восходящее солнце, ветер бушевал, стонали деревья.)

Писатель , изображая внезапно изменившуюся картину прекрасного утра, заставляет нас насторожиться, подготавливает к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях детей. Этим он выражает мысль, что человек очень близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими злыми и добрыми намерениями. Стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком назначении, о том, что он должен быть Человеком с большой буквы, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё больше зло.

    1. Проследим, как поссорились дети и как это отражается в природе?

    2. Посмотрим путь Митраши ( «Старушка-ёлочка» , «Вороны и сороки ждут поживу»)

    3. Проследим путь Насти. В дороге Настю сопровождает «добрая» природа (чтение отрывка «Лесная ягода»). Как же ведёт себя Настя среди такого богатства? (чтение отрывка «Чёрный пень»)

    4. Как меняется природа, подсказывая нам,что дети снова встретятся, помирятся? ( чтение отрывка «Закат солнца»)

    5. Вспомните эпизод «Травка спасает Митрашу». Почему Травка спасает Митрашу?( слышит человеческий голос)


ОБОБЩЕНИЕ.

Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенстве человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем.

Когда читаешь произведение писателя, невольно думаешь,что его можно назвать счастливым человеком. Пришвин писал о том, что любил: «Я переполнен счастьем...»

Чтение сочинений учащихся.

Звучит музыка Чайковского «Времена года», «Март»

Подведение итога урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассное мероприятие по окружающему миру Классный Сауткина О. М
Замечательный русский писатель – большой любитель природы Михаил Пришвин писал:  «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая...

Рабочая программа кружка "Юный эколог"
Природа и человек когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его...

Рабочая программа по элективному курсу «Человек и природа»
В основу программы курса «Человек и природа» положена Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи...

Конкурс «Золотое пёрышко» в номинации «Вдохновение» по теме «Природа и человек»
Вахрушева Екатерина Геннадьевна учитель русского языка и литературы мкоу «Буканская сош» тел. 26-9-10, дом. 26-0-30

Максим Здановский (15 лет) Природа и человек
Пример почитания природы и любви к ней — Древний Египет, где были священными река Нил, ибис, павиан, кошка, скарабей, который, кстати,...

Урок по теме «Человек: информация и информационные процессы. Информационные процессы в технике»
Открытый урок по теме «Человек: информация и информационные процессы. Информационные процессы в технике»

О проведении муниципального этапа научно-практической конференции...
Ероприятий на 2012 год, приказом управления образования и науки Тамбовской области от 30. 11. 2012 г. №3268 «О проведении областной...

Урок в 8 классе по теме «Обобщение. Что такое человек?»
Цели : закрепить знания учащихся, полученные на уроках. Продолжить работу по формированию устойчивого понимания учащимися «что такое...

Разработка урока по теме "Париж" в 9 классе
Мною был разработан и проведён урок в 9 классе по теме «Париж». Целями  и задачами урока были развитие навыков устной речи,развитие...

Урок русского языка по теме «Понятие о глаголе»
Урок русского языка по теме «Понятие о глаголе» предназначен для учащихся 3 классов. Материал урока помогает детям в игровой форме...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница