Тема. Урок развития речи: «Беречь природу значит, охранять Родину.»




Скачать 41.02 Kb.
НазваниеТема. Урок развития речи: «Беречь природу значит, охранять Родину.»
Дата публикации08.04.2013
Размер41.02 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > География > Урок





Учитель Тоора-Хемской СОШ

Попова Е.В.
Тема. Урок развития речи: «Беречь природу — значит, охранять Родину.»
Тип урока: поисково-исследовательский.
Цель: 1. Уметь употреблять в речи изобразительно - выразительные средства языка (тропы).

      1. Уметь находить инверсию в художественно-поэтических произведениях. (подготовка к ГИА).

      2. Воспитание нравственности, любви и бережного отношения к природе.


Ход урока.


  1. Оргмомент.

  2. Слово учителя.

  • Ребята, наш урок носит изыскательно-поискоый характер. Вы собирали материал из статей, журналов об общении человека с природой; отношение людей и животных.

  • Вспомним сейчас, какие вы можете привести примеры, рассказывающие о жестоком отношении человека к животным. (Сжигают питомники для собак, истребляют соколов; памятник собаке - искателю Барри в Париже — спас 40 человек, 41-й его застрелил).

Прочитайте свои мини-сочинения о бережном отношении ко всему живому: природе, животным...
Природа — неотъемлемая часть жизни человека.
Многочисленные русские писатели и поэты воспевали ее красоту, указывали на ее влияние на духовный мир человека. Так, писатель М.М. Пришвин в рассказе «В краю непуганых птиц» рассказывает о тех местах, где природа раскрывает свою красоту и богатство перед людьми.

К сожалению, сейчас таких мест в нашей стране становится все меньше. Люди необдуманно губят все прекрасное, что несет в себе мир природы.

Новые богатеи вырубают реликтовые леса, дубовые рощи и строят свои каменные коттеджи с искусственными бассейнами, перекрывают водоемы, тем самым нарушая экологию.

Задача вас, нынешнего поколения, живущего на нашей планете, беречь и охранять народное достояние, заботиться об экологии родного края.

3. Рассказы о природе часто похожи на стихи в прозе. Если кто видел, как встает солнце, как позолотой покрываются леса осенью, как серебрятся волны реки под лучами восходящего солнца, такой человек не забудет этой картины никогда.

В поэтической речи для убедительности, для выделения логическим ударением важных слов строки применяется троп — изобразительно-выразительное средство речи — инверсия. В заданиях ГИА могут встретиться вопросы, где знание троп необходимо. (Инверсия — обратный порядок слов) (на доске высвечивается).

      1. Прочитайте тексты, проецируемые на доске:

        Серебрит зима березы,

        Ветром северным дыша,

        Любит русские морозы

        Наша русская душа.

                  За селом прозрачны дали,

                  Светлы рощи и луга,

                  Чистоту им передали

                  Нашей Родины снега.

                  (Л. Кондратьев)

      1. Книг заветные страницы

        Помогают людям жить:

        И работать, и трудиться,

        И Отчизной дорожить.

        (С. Михалков)


Человек живет, развивается, стареет. И от того, какая природа будет его окружать, будет зависеть продолжительность его жизни, здоровье. Поэтому нам небезразлично отношение людей (Хомо сапиенс — человека разумного) к проблеме экологии.

Наш район, наша малая Родина — Тоджа - уникальна в этом отношении. Пока что положение экологии в Тодже относительно благополучное, но тревога все же гнездится в душах людей: истребляются редкие виды рыб, животных, пожары уничтожают уникальные виды растений, загрязняются водоемы.
Хочется привести текст одной притчи.
Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором шла по всему городу. В этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.

Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу - ка я: О, мудрейший! Какая у меня бабочка — живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони — бабочка улетит. А если скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее.»

Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка — живая или мертвая?» Но мудрец ответил: «Все в твоих руках...»

    • Что он хотел сказать этими словами?

    • Человек — властелин природы, от него многое зависит. Но и природа может жестоко наказать людей за бесхозяйственность, за разбазаривание её ресурсов, за истребление всего живого. (Землетрясения, наводнения, ЧС — Чернобыль, различные катаклизмы.)

Ведь вечного ничего нет! Это касается нефти и газа, чистых водоемов и редких животных. Уже сейчас ученые бьют тревогу по поводу исчезновения пресной воды...

И действительно, все в руках разумного человека: и плохое, и хорошее.


6. Прослушайте стихи поэта Николая Рыленкова:
Как мне жалко людей, про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

Видит лишь водоемы в озерах,

А в лесу древесины запас;

Кто не может с речушкой сдружиться,

Не заплачет навзрыд с куликом,

Кто не знает, как пахнет душица

На поемном лугу вечерком...

Пей же всласть родниковую воду,

Росной свежестью луга дыши,

Кто не любит родную природу -

Тот не знает народной души!
А жизнь — это благо, дар, который дается человеку один раз, и от него зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.
Урок хочется закончит словами замечательного педагога Соловейчика:

Уходя, оставляйте свет в тех, с кем выпало расстаться.


УРОК ОКОНЧЕН.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок развития речи в 3 классе Подготовила учитель начальных классов...
«растения»; отработка умения составлять описательный рассказ; развитие словообразовательной функции речи

Урок по русскому языку в 7 классе (урок развития речи)
Оборудование: интерактивная доска, текст Б. Полевого «Спасение детей», оформленная доска

Урок №47. Тема
В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний...

Урок по русскому языку в 6 классе ( урок развития речи) сочинение...
Мы узнали много интересного о создании букета цветов, о том,что в каждой стране существуют свои традиции

Урок развития речи на тему «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»

Урок развития навыков аудирования, говорения,письменной речи с применением Интернет ресурсов
Задачи урока: практика слушания аутентичных текстов; пополнение активного словаря учащихся в соответствии с их профилизацией; практика...

Уроки посвящены биографии и творчеству великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена
Данная работа является разработкой уроков с использованием пспо по предмету «музыка», класс 8, I четверть, тема «Что значит современность...

Урок-презентация по русскому языку
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи

«Развитие понимания речи и стимулирования самостоятельной речи»
Поэтому коррекционно-развивающая работа с ребенком раннего возраста направлена на стимуляцию речи малыша, создание оптимальных условий...

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине «Материнство»
График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий мо учителей гуманитарного цикла мбоу сош №12

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница