Скачать 393.2 Kb.
|
Рассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждаю» методического совета Заместитель директора по Директор Протокол №__ УВР МБОУ Токаревской МБОУ Токаревской СОШ от «___»__________2011г. СОШ № 1 № 1 _________/ / _______/ «____»___________ 2011г. Приказ №_____ от «__»_________2011г. Рабочая программа по учебному предмету « Природоведение » 5класс Филиал МБОУ Токаревской СОШ №1 в с. Малая Даниловка 2011-2012 уч.год Учителя: ^ учителя географии с. Малая Даниловка, 2011г. ^ Рабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по природоведению авторов: В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой (2009 год). Федеральный базисный учебный план для обще образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю. Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Цель программы обучения: Обеспечить освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воз действием человека. Изучение природоведения в 5 классе направлено на решение задач: овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать вы воды; развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской по мощи. Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению — «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» — и рас пределен по соответствующим темам. Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т. д. ^ Введение Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.1. Вселенная Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение .Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Су точное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца. ^ Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений при роды в повседневной жизни. Демонстрация опытов по электризации тел путем трения. ^ Электризация. Электрический разряд. Молния. Электрический ток. 4. Воздух Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Демонстрация модели флюгера (определение на правления ветра с помощью модели флюгера).Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях. 5. Вода Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. ^ Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. 7. Почва Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с раз ной структурой; опытов по определению свойств почвы. 8. Организмы Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного матери ала. Наблюдения за растениями, животными, факто рами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану. Экскурсия в природу « Разнообразие организмов их относительная приспособленность к условиям среды». 9. Растения Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. 10. Грибы Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. 11. Животные Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана Диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, со здание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чу чел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания. ^ Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе В результате изучения природоведения обучающийся должен: Знать/понимать -о многообразии тел, веществ и явлений приро ды и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы; -основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения; уметь -узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; -определять названия растений и животных, используя атлас- определитель; -приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способов размножения растений; -приспособлений животных и растений к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием чело века; -указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; -находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; -описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты; -сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам; -описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; -использовать дополнительные источники ин формации для выполнения учебной задачи; -находить значение указанных терминов в справочной литературе; -кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль; -использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях/(на 2 - 3 минуты); -пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; -следовать правилам безопасности при проведении практических работ; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни -определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков; Учебно-тематический план по природоведению Классы – ^ Учитель – Вострикова Елена Николаевна Количество часов: Всего – 70, в неделю -2 Практических работ – 4 Лабораторных работ - 10 Административных контрольных уроков – 1 Планирование составлено на основе ^ учебник - «Природа. Неживая и живая» / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М. Дрофа, 2009. Дополнительная литература: . Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М., Педагогика, 1978. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
|
![]() | Рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися 2-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа... | ![]() | Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального |
![]() | ... | ![]() | Рабочая программа по английскому языку в 4 классе составлена на основе следующих нормативных документов |
![]() | ... | ![]() | ... |
![]() | ... | ![]() | Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы... |
![]() | Рабочая программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 3л класса филиала мбоу токарёвской... | ![]() | М. З. Биболетовой, 2010г., а также дополнительных пособий: рабочая тетрадь для учащихся к учебнику «Enjoy English» М. З. Биболетовой,... |