Скачать 79.44 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Электроемкость. Конденсаторы»
Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся. Цель: изучить понятия электроёмкости, конденсатора. Задачи урока:
Оборудование:
В структуре урока выделяю следующие этапы:
Особенность урока такова, что учителю не приходится работать с мелом у доски. Все зависимости, формулы, электрическая схема опыта, указания к выполнению фронтального опыта, определения в ходе урока последовательно показываются на экране с помощью мультимедиапроектора. Презентация управляется докладчиком. Изучение материала рассчитано на 2 урока в 10 классе. Содержание урока I. Организационный момент II. Мотивация В. Приходилось ли вам сталкиваться с профессией мастера по ремонту телерадиоаппаратуры? Как вы думаете, чем он занимается? О. Выявляет причины неисправности, осуществляет замену вышедших из строя деталей. В. Можете назвать эти детали? О. Диоды, триоды, транзисторы, конденсаторы… В. Какие знания по физике нужны для работы телемастеру? О. Устройство, назначение, принцип действия, правила включения приборов. III. Целеполагание С одной из радиодеталей познакомимся сегодня подробнее. Это конденсатор. Он может накапливать большой электрический заряд а, следовательно, тесно связан с материалом, который мы изучаем. Итак, тема урока: Конденсаторы. Тема урока IV. Изучение нового материала 1. Ввести понятие электроёмкости. Демонстрация 1. [3] Электрометр, пробный шарик. Зарядка электрометра с помощью пробного шарика. Если заряды удвоить? Увел. Е – увел. А – увел. U, следовательно, q/U не зависит от заряда. q/U = 2q/2U = 3 q/3U = … = const q/U = C – ф.в., характеризующая способность 2-х проводников накапливать электрический заряд. 2. Вести рассказ об электроёмкости по плану обобщённого характера (ПОХ) о физической величине – Ф.В. (План – на ватмане на магнитной доске: 1. Название физической величины. 2. Что характеризует. 3. Определительная формула. 4. Определение. 5. Основная или производная. 6. Скалярная или векторная . 7. От чего зависит значение величины. 8. Единица измерения в «СИ». 9. Метод измерения). На экране заполняются строки ПОХ об электроёмкости
3. Большой электроёмкостью обладают системы из двух проводников, разделённых слоем диэлектрика, называемые конденсаторами. Задание 1. Рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку (на каждом столе – конденсаторы различных видов). Учащиеся называют маркировку конденсатора, учитель её комментирует:
Номинальные ёмкости по ГОСТ 2516-60 г. от 1пф до 100 мкф. (кроме электролитических – до 5000 мкф.) Это всё конденсаторы постоянной ёмкости – конструкция не предусматривает изменение ёмкости. На них указывается номинальное напряжение (в цепь с большим напряжением включать нельзя!!) В электрической цепи обозначаются: … 4. Виды конденсаторов(ссылка №2): Конденсаторы постоянной ёмкости. Радиоконденсаторы МБГП Конденсаторы КПМ 5. Зарядка и разрядка конденсатора Электрическая схема опыта «Зарядка и разрядка конденсатора» Демонстрация 2. [3] Зарядка и разрядка конденсатора через гальванометр ![]() Вольтметр со шкалой на 15 делений включается с дополнительным сопротивлением «~250 В»; конденсатор. С =2 мкф; U=50–100 В. Уменьшаем напряжение – стрелка гальванометра отклоняется на меньшее число делений. 6. Применение конденсаторов. Фотовспышки. Конденсаторы в клавиатуре компьютера. 7. Простейший плоский конденсатор. Демонстрация 3. . [3] Электроёмкость плоского конденсатора. Электроёмкость плоского конденсатора(ссылка №3) С = q/U. С = ЕоЕS/d Ео = 8,85 . 10-12ф/м U = d q/ЕоЕS d увел – U увел – С уменьш; S увел – U уменьш. – Сувел. С определяется: геометрическими размерами, формой, взаимным расположением, электрическими свойствами среды. 1Ф : S = 100 км2, d = 1 мм 8. Энергия конденсатора. Энергия конденсатора Задание 2. Исходя из определения конденсатора, получите ещё две формулы для расчёта энергии конденсатора. 9. Опыт №1 "Вычисление ёмкости плоского конденсатора" Инструкция по постановке опыта. Постройте и вычислите ёмкость плоского конденсатора. Оборудование: 2 жестяные и 1 стеклянная пластины; штангенциркуль; линейка; сборник задач Рымкевич таблицы 8 и 15. 1. Соберите плоский конденсатор из имеющихся материалов. 2. Сделайте необходимые измерения и вычислите электроёмкость плоского конденсатора. 3. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь. С = Ео Е S/d Ео = 8,85 . 10-12ф/м (табл. 15 [3]) Е = 7 (табл. 8 [3]). Пример расчета: d = 2,8 . 10-3м S = (0,08 . 0,03)м2 = 2,4 . 10-3м2 С = 53,1 . 10-12ф = 53пф 10. Устройство и действие конденсатора переменной ёмкости. Демонстрация 4. [3] Устройство и действие конденсатора переменной ёмкости. Подвижные пластины – ротор – соединены с корпусом (нижняя клемма). Неподвижные пластины – статор – соединены со стержнем (верхняя клемма) Заряжают при полностью введённых внутрь подвижных пластинах. Выдвигают подвижные пластины, следовательно, увеличиваются показания электрометра и уменьшается С. Конструкция позволяет плавно изменять ёмкость в 50–60 раз; 11. Виды конденсаторов переменной ёмкости. 12. Соединение конденсаторов. Для получения большой ёмкости: Параллельное соединение конденсаторов. Спаралл. = С1 + С2 + … Сn. Для получения малой ёмкости. Последовательное соединение конденсаторов. 1/Спослед. = 1/С1 + 1/С2 + … 1/Сn. V. Закрепление изученного на уроке Самостоятельное решение задач учащимися. [4] I вариант: № 752, 767. II вариант: № 753, 768. Работы сдаются учителю и оцениваются. VI. Итоги урока . Итоги урока. (ПОХ) план рассказа о приборе. По предложенному плану рассказать о конденсаторе.
3.Цикл Э3. Электроемкость. Конденсаторы (N 194839)- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/473e6455-9f93-4364-931f-7edd25e390bb/?interface=catalog |
![]() | Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного | ![]() | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №3 |
![]() | Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала, используя проблемное обучение | ![]() | Тема и номер урока в теме: «Применение подобия к доказательству теорем и решению задач», урок №1 «Средняя линия треугольника» |
![]() | Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор, компьютер | ![]() | ... |
![]() | Цель урока: овладение теоретическими и практическими навыками решения систем двух линейных уравнений графическим методом | ![]() | Активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание уроку современных динамичных форм |
![]() | Сегодня я вам расскажу интересную историю. Она произошла в одном маленьком сказочном городе | ![]() | Архимеда. Установление на примере разных жидкостей зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема тела |