Скачать 0.49 Mb.
|
Вопросы и ответыФилософия, кандидатский экзамен, осень 2008 г, УлГТУ http://andyceo.ruware.com/ http://ulstu.ru Общие вопросыВопрос №1. Философия науки как отрасль философского знания: предмет, основная проблематика, функцииПредмет философии науки составляют общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Близким к философии науки являются такие дисциплины как социология науки, науковедение и наукометрия. Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института с социальной структурой общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах, взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых, динамику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах общественного устройства. Науковедение изучает общие закономерности развития и функционирования науки, оно, как правило, тяготеет исключительно к описательному характеру. Науковедение как специальная дисциплина сложилось к 60-м гг. XX в. В самом общем смысле науковедческие исследования можно определять как разработку теоретических основ политического и государственного регулирования науки, выработку рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, планирования и управления научным исследованием. Область статистического изучения динамики информационных массивов науки, потоков научной информации оформилась под названием "наукометрия". Восходящая к трудам Д. Прайса и его школы, наукометрия представляет собой применение методов математической статистики к анализу потока научных публикаций, ссылочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат. Эволюция проблематики философии науки по периодам выглядит следующим образом. В первой трети XX века ученые-естественники, которые сами стояли у истоков научной революции в физике (квантовой механики), Э. Мах, А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Н. Бор осмысливали этот процесс и особенности научного познания. Во второй трети XX века представители неопозитивизма (М. Шлик, Р. Карнап, А. Тарский) сконцентрировались на проблеме анализа языка науки и демаркации научного и ненаучного знания, логики научного исследования (К. Поппер). Философия науки раскрыла такие особенности новой научной парадигмы, складывающейся на рубеже веков, как глобальный эволюционизм и коэволюция (Н.Н. Моисеев, И.К. Лисесв, А.П. Огурцов), самоорганизация (С.П. Курдюмов и др.), этическая регуляция научной и технической деятельности. Были изучены социокультурные (в частности, религиозные) истоки становления естествознания, исторические закономерности классического и неклассического этапа развития науки (П.П. Гайденко, Л.А. Маркова н др.), ^ расширилась за счет обсуждения этических проблем, возникших перед современной наукой. Новые наукоемкие технологии в медицине сфокусировали внимание на проблемах биомедицинской этики: возможностях и границах морального н правового регулирования экспериментов на животных и на людях, трансплантации органов, новых репродуктивных технологий, клоннровааии человека (Б.Г. Юдин, В.П, Тищенко, А.П, Огурцов, Л.В. Коновалова и др.). Философия науки выполняет ряд функций: общекультурную - осмысления места науки в современной цивилизации и привлечения внимания к результатам научного знания (формирует "имидж" научного знания в общественном сознании), познавательно-образовательную - расширяет представления ученых о связи научных дисциплин и закономерностях развития научного знания. Вопрос №2: Формы и способы представления-описания бытия наукиВопрос №3. Бытие науки в различных ее измеренияхВопрос №4. Наука как формационное духовное образование. Механизмы институционализации науки в культуреВопрос №5. Наука как социальный институт. Особенности его функционирования в техногенной цивилизацииВопрос №6. Наука как сфера познавательной деятельности: содержание, функции, направленностьВопрос №7: Позитивистская традиция истолкования наукиПозитивизм — это направление в западной философии, утверждающее, что подлинное ("позитивное") знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук (основываясь на канонах строгости, свойственных естественным наукам) или их синтетического объединения. С точки зрения позитивизма наука сама по себе является философией, тогда как метафизика (понимаемая как умозрительное рассуждение об основах бытия) не имеет права на существование. Позитивизм прошел в своем развитии несколько стадий. 1. Возникновение позитивизма (30-40 гг. XIX в.). Основатель – Огюст Конт, высказавший убеждение, что наука способна к бесконечному развитию, а предметная область, к которой применимы ее методы - не ограничена. В основе любой философии, как и науки, должны лежать позитивные факты, твердо установленные и обоснованные данными эксперимента. Следовательно, философия возможна лишь как обобщение научных знаний, научного опыта. Основные представители: Г. Спенсер и Дж. Милль. 2. Позитивизм конца XIX - начала XX вв. (эмпириокритицизм). В центре внимания позитивизма оказываются проблемы природы познания, опыта, субъекта и объекта, природа основных элементов действительности, взаимоотношение физического и психического. Задача философии - не в построении "синтетической" системы, а в создании теории научного познания. Основные представители: Э. Мах и Р. Авенариус. 3. Неопозитивизм (логический позитивизм). Основная проблематика: перестроить язык науки таким образом, чтобы он был лишен неточности, сопровождающей язык метафизики. Существовали 2 центра неопозитивистских исследований: Вена (Венский кружок) и Варшава – Львов (Львовско-Варшавская школа). Предметом философии должен быть язык науки как способ выражения знания, а так же деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке. Для проверки научного знания используется принцип верификации. Основные представители: Р. Карнап, М. Шлик. Г. Рейхенбах и т.д. На смену этим концепциям пришла методологическия концепция постпозитивизма (этап в развитии философии науки). Постпозитивизм сделал акцент на развитии философии на основе особого анализа истории науки. Главной проблемой философии науки становится понимание механизмов развития, научного знания. Постпозитивизм отходит от идеологии демаркационизма (строгого разграничения между наукой и не наукой), признает осмысленность философских положений и неустранимость их из научного знания. Основные концепции: фальсификационизм К. Поппера, концепция "парадигм и научных революций" (историографический подход) Т. Куна, методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса и т.д. Вопрос №8. Наука в зеркале постпозитивистской философии наукиНа смену концепциям позитивизма пришла методологическия концепция постпозитивизма (этап в развитии философии науки). Постпозитивизм сделал акцент на развитии философии на основе особого анализа истории науки. Главной проблемой философии науки становится понимание механизмов развития, научного знания. Постпозитивизм отходит от идеологии демаркационизма (строгого разграничения между наукой и не наукой), признает осмысленность философских положений и неустранимость их из научного знания. Основные концепции: фальсификационизм К. Поппера, концепция "парадигм и научных революций" (историографический подход) Т. Куна, методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса и т.д. Вопрос №9. Интернализм и экстернализм как позиции в объяснении механизма эволюции наукиВопрос №10. Социологический и культурологический подходы в арсенале средств постижения природы наукиВопрос №11. Сущностные характеристики научного познанияВопрос №12. Наука и философия, наука и искусство: формы взаимоотношенийВопрос №13. Преднаука и наука как способы порождения знанийВопрос №14. Античная наука: социокультурные предпосылки и особенностиВопрос №15. Специфика средневековой наукиВопрос №16. Классическое естествознание как духовный феномен культуры Нового времениВопрос №17.Формирование науки как системы профессиональной деятельностиВопрос №18. Познавательная атрибутика в науке: операционно-процедурная, методико-методологическая, эпистемологическая, информационная, организационно-управленческая составляющие.Вопрос №19. Формы и способы организации знаний в научном познании.Вопрос №20. Специфика организации мыследеятельности в научном познании. Сфера теоретического.Вопрос №21. Динамика научного знания как форма его обновления.Вопрос №22. Проблемные ситуации в науке и способы их разрешения в ходе научного поиска.Вопрос №23. Креативные ситуации в науке. Возможность созидания и их модельного представления.Вопрос №24. Синергийность как форма реализации креативного потенциала научного познания.Вопрос №25. Основания науки как компонент ее архитектоникиВопрос №26. Проблема традиций и новаций в наукеВопрос №27. Научные школы в развитии наукиВопрос №28. Научные революции как механизм динамики научного познанияВопрос №29. Научные революции как смена исследовательских стратегийВопрос №30. Основные формы и пути развертывания научных революцийВопрос №31. Глобальные научные революции как смена типов рациональности в наукеВопрос №32. Сущностные характеристики классической рациональностиВопрос №33. Неклассическая наука и особенности неклассической рациональностиВопрос №34. Специфические черты постнеклассической рациональностиВопрос №35. Глобальный эволюционизм в системе методологии современной наукиВопрос №36. Этический компонент в системе современной познавательной деятельностиВопрос №37. Роль науки в преодолении кризиса современной цивилизацииВопрос №38. Экологическая этика как атрибут познавательной и преобразовательной деятельности человекаВопрос №39. Наука и властьВопрос №40. Современная наука: проблема государственного регулирования |
![]() | Несмотря на то, что тема раскрыта не полностью (слишком большой замах), в статье вы найдете ответы на многие вопросы, а на остальные... | ![]() | |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | Надеюсь что здесь вы найдете ответы на свои вопросы и более не станете задавать их в других темах | |
![]() | В газете «Северное побережье» нашли Ваше объявление и возникли по этому поводу вопросы. Нашему ребенку, Мирославу Быстрову, 4 года.... | ![]() | Видео # 1 Ответы на самые популярные вопросы, касающиеся интеллекта первая часть, из него вы узнаете |
![]() | Ответ: Состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров | ![]() | Эти вопросы, имеем и ответы на них, существо которых понимаем |