Согласие или несогласие с одним из участников лингвистического спора




НазваниеСогласие или несогласие с одним из участников лингвистического спора
страница1/8
Дата публикации19.03.2013
Размер0.87 Mb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Типы зачинов к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

  1. Фраза, принадлежащая герою дискуссии и её комментарий.

    «Знаки препинания только осложняют нам жизнь», - заявил Саша. Можно ли с этим мнением согласиться? Я думаю, нельзя, потому что…

  2. Согласие или несогласие с одним из участников лингвистического спора.

Я согласен с мнением Миши, что без знаков препинания на письме не обойтись.

3. Вопрос.

Зачем нужны знаки препинания?

4.Вопрос-ответ.

Нужны ли нам сегодня знаки препинания? Безусловно, нужны.

Зачем нужна пунктуация? Пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами для этого воспользоваться.

^ 5. Собственное высказывание.

Знаки препинания выполняют несколько важных функций.

Знаки препинания нужны в письменной речи, так как они способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть от другой. Также они выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему…

В устной речи мы делаем расстановки, меняем голос, одни слова и предложения произносим с большим напряжением голоса, нежели другие. Всё это на письме изображается знаками препинания. Без них нельзя прочитать текст правильно, внятно и с верным выражением мыслей и чувств пишущего.

Известно много случаев, когда только постановкой того или иного знака препинания можно показать, каков характер предложения или каковы взаимоотношения между частями предложения. Например: «Казнить, нельзя помиловать!», «Казнить нельзя, помиловать».

^ Многие обнаруживают непонимание роли пунктуации в литературном языке и плохое знание пунктуационных правил…

Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной жизни, недопустимо для человека любой профессии…

6. Предложение, констатирующее актуальность темы.

Сегодня особенно важны знания о …

Проблема…является актуальной в наши дни…

^ 7. Именительный темы.

Книжные и устаревшие слова. Какова их роль в публицистической речи?

Типы заключений к сочинению.

  1. Таким образом, пунктуация занимает важное место в письменной речи, потому что более точно выражает мысли и чувства пишущего.

  2. Таким образом (следовательно), выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.

  3. Так что знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

  4. ^ Итак, если бы знаки препинания отсутствовали в тексте, то разобраться в нём было бы невозможно…

Универсальный шаблон к сочинению на лингвистическую тему.

Нужны ли нам знания о ……….. . Безусловно, они необходимы. Знания правил русского языка делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.

Чтобы понять, для чего нам необходимы ……. (вставь то, что сформулировано в задании к сочинению), вспомним, что такое (напиши, о каком языковом явлении идёт речь).

Итак, ……….называется (сформулируй правило)……………... Вспомним, каковы функции (ещё раз назови языковые явление). Это, во-первых, ………………………… . Во-вторых, ……. помогают нам …………………….. .

Рассмотрим, как в тексте (назови автора и название языкового явления) помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. Функция ………………. (назови) ярко представлена в предложении № … Автор пишет: «(Приведи цитату из текста, иллюстрирующую второю функцию явления)». Это наглядно показывает нам такую функцию ……….., как ………

Анализируя текст, ……, мы ещё раз убедились, что ………. необходимы в языке. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.

^ Функции знаков препинания.

Знак препинания

Смыслоразличительная функция знака препинания

Общие замечания о роли знаков препинания (возможны и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)

  • Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.

  • Передают логику предложения, связь между частями предложения.

  • Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.

  • Передают на письме оттенки смысла.

  • Могут быть средством выражения состояния пишущего.

  • Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями.

  • Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.

  • Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.

Запятая

  • Указывает на следование объектов и событий друг за другом.

  • Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.


Точка

  • Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.

  • Указывает на завершённость высказывания.

  • Указывает на законченность мысли.


Вопросительный

знак в конце предложения

  • Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.

  • Указывает на ожидание ответа.


Восклицательный знак в конце предложения

  • Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания.

  • Указывает на эмоциональную напряжённость

Двоеточие

  • Ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью)

  • Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.

Тире

  • Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.

  • Указывает на следование событий друг за другом.

  • Указывает на временной интервал.

  • В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.

  • Указывает на варианты названия.

  • Значение противоположности (Я мрачен - ты весел).

  • Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся).

  • Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми).

^ Образцы сочинений.
Зачем нужна пунктуация (знаки препинания)?

Вариант 1.

Как часто слышим мы в школе разговоры учеников о том, зачем нужны знаки препинания, ведь, например, в английском языке прекрасно без них обходятся. Попробуем ответить на этот вопрос.

Пунктуация выполняет важнейшую роль в письменной речи.

Во-первых, знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, выполняя разделительную функцию и помогая понять смысл высказывания, например: Пришли соседи…Женщина с ребёнком…

Во-вторых, с их помощью выражаются разные эмоциональные оттенки: негодование, восторг,

недоумение, сомнение и т. д. Это хорошо видно из следующего предложения: ^ Как ты посмел?!

Таким образом, знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание смысла и эмоциональных оттенков предложения и текста.

Вариант 2.

Нужны ли нам знаки препинания? Как часто мы задаём себе этот вопрос, как часто мы огорчались, получив в очередной раз двойку за диктант или сочинение, в которых больше всего ошибок было на постановку запятых, тире, двоеточий…

Мне кажется, без знаков пунктуации обойтись нельзя: они передают логику предложения, связь между частями предложения, вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами, передают на письме оттенки смысла, могут быть средством выражения состояния пишущего.

Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями. Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие» слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. Мы выделяем знаки завершения предложений, знаки выделения и разделения.

Точка, вопросительный, восклицательный знаки и многоточие – это знаки завершения, знаки, указывающие на конец предложения. Запятая, двоеточие, тире, точка с запятой могут выполнять разделительную и выделительную функции. (см. таблицу).

В тексте ……………………….. много различных знаков препинания. Рассмотрим подробнее, как они помогают автору связать текст, передать логику предложения, связь между его частями. Обратим внимание на предложение №… В нём запятая (тире, двоеточие и т. д.) выполняет …………………….. (разделительную, выделительную) функцию. В предложениях № , № … роль знаков препинания (каких конкретно) другая: ………………………………………………………….

Говоря о роли знаков препинания, можно вспомнить и об известном эпизоде, происшедшем с В. Гюго. (Кратко расскажи). Все мы знаем знаменитую историю с предложением «Казнить нельзя помиловать». От постановки запятой здесь зависит жизнь человеке.

Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Именно поэтому К. Г. Паустовский называл их нотными знаками, на которых держится текст.
Интернет-ресурс: http://metodistsv.org/ychitru.htm
Вариант 3.

Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении ( ) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении ( ) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.

Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

Вариант 4.

Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки? А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания.

Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!».

В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки относят к выделительным, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.

В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и др..

Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.

Вариант 5.

Если бы не было знаков препинания, то текст представлял бы собой набор слов. Само слово «пунктуация» обозначает «остановка», «точка». Остановись, читатель, подумай! Что хочет сказать автор?

Русская пунктуация очень значима и экспрессивна. Возьмём обыкновенную запятую. Кажется, самый простой знак. А она может перечислять, выделять, разделять. Например, в предложении (№…) она выделяет обособленное определение, обособленное обстоятельство, вводное слово. В предложениях (№….) разделяет однородные члены; в предложении (№…) отделяет простые предложения в составе сложного.

Очень экспрессивны вопросительный и восклицательный знаки. Например, в предложении (№…) восклицательный знак сразу привлекает внимание читателя. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы внимания, как красив, выразителен единственный листочек дерева.

Знаки препинания настолько выразительны, что могут служить художественным средством:

Дайте полные неба речные затоны,

В острых искорках звёзд,

И откосы крутые,

Я в полях предвечерних травинки не трону,

Лишь помечу кой-где запятые…

Риторический вопрос (№…) заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором. Как правило, риторический вопрос не требует ответа.

Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.

Вариант 6.

Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно.

Во-первых, знаки препинания помогают определить границы синтаксических единиц. Так, в первом абзаце стоит много знаков завершения (точек), которые отмечают такие синтаксические единицы, как предложения. В предложении №…. четыре раза встречаются запятые в простом предложении. Две из них отмечают обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом (……..), две другие стоят между однородными членами (……..).

Во-вторых, знаки препинания передают интонацию. Так, в предложении ….. точка выражает интонацию законченного утвердительного высказывания, а в предложении … многоточие указывает на интонацию незавершенности.

В-третьих, знаки препинания помогают точно выразить мысли. Так, самая короткая и лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал издателю письмо, где стоял только «?», и получил ответ: «!». Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.

Вот и в тексте ……знаки препинания помогают передать смысл. В предложении ….(….) многоточие передает неуверенность, а вопросительный знак требует немедленного ответа. И в следующем предложении (№…) герой начинает сам себе отвечать, разбираться в своих чувствах и мыслях.

Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.
Вариант 7.

Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение…..., в конце которого поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.

Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение …., в котором кавычки выделяют прямую речь: «………………….».

Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Готовность подростков к выбору профессии
...

Как указано ниже, использование программного обеспечения означает...
Майкрософт (или одним из ее аффилированных лиц, в зависимости от места вашего проживания) и вами. Прочтите их внимательно. Они применяются...

Действие или ряд действий, выполняемых одним пользователем или прикладной...
Транзакция. Действие или ряд действий, выполняемых одним пользователем или прикладной программой, которые осуществляют чтение или...

I. Международные документы и действующее законодательство Российской...
Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения,...

I. Международные документы и действующее законодательство Российской...
Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения,...

Согласие на обработку персональных данных
Федерального закона от 27. 07. 2006 № 152-фз «О персональных данных» подтверждаю свое согласие на обработку Национальным объединением...

Согласие или несогласие с одним из участников лингвистического спора iconРуководитель (подпись)
Согласно одному из пунктов Устава высшим органом управления ООО «Сумма Телеком» является Общее собрание участников филиала ООО. Общее...

Проследить пути решения проблем литературного и лингвистического...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Черновская средняя общеобразовательная школа

Программа полного обучения основана на 6 циклах, включающих учебную...
Количество участников 50. Обязательна предварительная регистрация участников мероприятия. Стоимость участия: 500 руб (оплата почтовым...

Подробную информацию о разделе имущества супругов Вы можете прочитать на нашем сайте
В целях прекращения спора, возникшего в связи с разделом совместно нажитого имущества, истец и ответчик на основании ст. 39 Гпк РФ...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница