Скачать 147.43 Kb.
|
ТОГОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Отъясская специальная (коррекционная) школа – интернат» Рассмотрено на заседании МО Утверждено Учителей-предметников решением педсовета _29.10._2007_г протокол №2__от_6.11.07___ руководитель МО ____________________________ директор школы-интерната Кривобокова М.В. Глушкин Н.А. Рабочие программы по географии для 6 – 9 классов на 2007 – 2011 годы 2007 Пояснительная записка Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и адаптирована с учетом рекомендаций Министерства образования для ОУ VII вида. Курс биологии на ступени основного образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, об ее отличительных особенностях, многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела" Человек и его здоровье" особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. ^ Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Программа реализована в учебниках: "Биология. Растения. Бактерии. Грибы". 6кл., (Пасечник В.В.), "Биология. Животные". 7кл. (Латюшин В.В.), "Биология. Человек". 8кл. (Колесов Д.В.), "Биология. Введение в общую биологию и экологию". 9 кл. (Каменский А.А.). На изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 272 часа по 2 часа в неделю с 6 по 9 классы. ^ 6 класс "Биология. Растения. Бактерии. Грибы". Общие сведения о растениях (5 ч.) Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие. Особенности растительного организма. Методы изучения растений. Устройство увеличительных приборов. Особенности строения и жизнедеятельности растительной клетки, тканей, органов. Клеточное строение растений как доказательство их родства. Взаимосвязь клеток, тканей, органов – основа целостности растительного организма. Одноклеточные организмы. Строение, жизнедеятельность, размножение и распространение бактерий. Разнообразие бактерий по строению, способу питания, среде обитания. Место бактерий в системе органического мира. Болезнетворные бактерии и борьба с ними. Использование бактерий человеком. Роль бактерий как организмов-разрушителей в природе. Демонстрации: Классификация организмов. Лабораторные работы: Строение растительной клетки. ^ Строение, жизнедеятельность, размножение и распространение бактерий. Разнообразие бактерий по строению, способу питания, среде обитания. Место бактерий в системе органического мира. Болезнетворные бактерии и борьба с ними. Использование бактерий человеком. Роль бактерий как организмов-разрушителей в природе. Особенности строения и функций грибной клетки. Строение и жизнедеятельность грибного организма. Место грибов в системе органического мира.Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания. Симбиоз грибов с растениями. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Профилактика отравления ядовитыми грибами. Правила сбора грибов. Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения антибиотиков. Вред, приносимый человеку. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, животных, человека. Дрожжи, их использование человеком. Роль грибов как организмов-разрушителей в природе. Демонстрации: Строение и многообразие бактерий. Строение шляпочного гриба. Многообразие грибов. Грибы-паразиты. ^ Водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Их происхождение, особенности строения и жизнедеятельности, место в системе органического мира, в экосистемах. Средообразующее и ресурсное значение в экосистеме. Роль регулирования численности разных видов для сохранения биологического разнообразия. Восстановление численности популяций редких видов. ^ Корень как орган растения. Типы корневых систем. Внешнее строение корня. Жизнедеятельность и видоизменения корней. Лабораторная работа: Типы корневых систем. Побег (9 ч.) Побег и почки. Расположение почек на побеге. Внешнее строение листа. Клеточное строение листовой пластины. Листья простые и сложные. Видоизменения листьев. Листопад. Строение стебля. Рост стебля в толщину. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. ^ 1. Расположение почек. 2. Внешнее строение листа. Цветок и плод (9 ч.) Строение цветка. Простые и сложные соцветия, их биологическая роль. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Семена однодольных и двудольных растений. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростков. Демонстрация: Строение цветка. Соцветия. Плоды. Лабораторная работа: Условия прорастания семян. ^ Питание растений, передвижение веществ. Особенности питания растений, его значение. Минеральное питание. Строение корня и его роль в поглощении воды и минеральных веществ. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Воздушное питание растений (фотосинтез). Особенности строения листа в связи с фотосинтезом, роль хлоропластов и хлорофилла в этом процессе. Значение фотосинтеза. Передвижение веществ в растении. Особенности строения корня и побега в связи с фотосинтезом, роль хлоропластов и хлорофилла в этом процессе. Значение фотосинтеза. Дыхание растений, его роль в обеспечении растительного организма энергией. Устьица, чечевички, их роль в газообмене. Применение знаний о дыхании при выращивании растений и хранении урожая. Размножение, рост и развитие растений. Размножение, его роль в преемственности поколений, расселении растений. Бесполое и половое размножение. Цветок, его строение и значение в образовании семян и плодов. Опыление. Различные способы опыления. Биологическая роль двойного оплодотворения. Демонстрации: Влияние света на процесс фотосинтеза. ^ . Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосеменных растений. Разнообразие видов. Растения основных семейств растений: крестоцветных, розоцветных, пасленовых, мотыльковых, сложноцветных, лилейных и злаки. Роль этих растений как сельскохозяйственных растений. ^ Определение растений. В результате изучения ученик должен знать / понимать
уметь
7 класс Биология. Животные Общие сведения о мире животных (5 ч.) Зоология - наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии. ^ Общая характеристика подцарства. Классы Простейших: Саркодовые, Жгутиковые, Инфузории. Многообразие морских простейших. Роль простейших в природе. Демонстрация: Динамические модели простейших. Подцарство Многоклеточные (51 ч.) Возникновение многоклеточных животных, специализация их клеток. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие, приспособленность к среде обитания беспозвоночных животных, их классификация. Типы: кишечнополостные, плоские, круглые черви , кольчатые черви, моллюски, членистоногие. Классы членистоногих: ракообразные, паукообразные, насекомые. Многообразие видов. Усложнение строения беспозвоночных в процессе эволюции. Средообразующее и ресурсное значение беспозвоночных в экосистемах. Регулирование их численности как основа сохранения многообразия видов. Практическое значение. Пчеловодство и шелководство. Паразиты среди беспозвоночных. Возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители культурных растений. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых беспозвоночными. Тип хордовые: многообразие, особенности строения и жизнедеятельности, классификация. Родство ланцетника с беспозвоночными животными. Особенности строения и жизнедеятельности позвоночных, их поведение, размножение и развитие. Роль в экосистемах. Сохранение многообразия видов путем регулирования их численности. Поддержание биологического равновесия в экосистемах как основа сохранения их целостности. Сохранение генофонда животных. Практическое значение позвоночных. Основные классы позвоночных: хрящевые и костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Отряды млекопитающих. Разнообразие видов. Основные направления и этапы эволюции позвоночных, их происхождение. Сельскохозяйственные животные, их происхождение, причины многообразия пород, технология их выращивания и разведения. Экологические группы животных и их биологическое значение. Демонстрации: живые животные, коллекции; модели головного мозга позвоночных; скелеты, раковины моллюсков; отпечатки животных; влажные препараты. Лабораторные работы: 1.Строение пера птицы. 2.Изучение внешнего строения млекопитающего. В результате изучения ученик должен знать / понимать
уметь
^ "Человек и его здоровье". Общий обзор организма человека (8 ч.) Анатомия, физиология и анатомия - науки, которые изучают строение организма человека. Становление наук о человеке. Место и роль человека в природе. Сходство и родство человека и млекопитающих животных. Клеточное строение организма человека. Строение и функции клетки. Ткани, органы, системы органов, их функции. Организм – единое целое. Историческое прошлое людей. Расы человека. Демонстрации: Строение клетки человека. Сходство человека и животных. Ткани и системы органов человека. ^ Передвижение. Опорно-двигательная система, её строение и функции. Костная ткань как разновидность соединительной ткани. Строение, состав и рост костей, их соединение. Основные отделы скелета человека. Сходство скелетов человека и млекопитающих животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Мышцы. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц и их утомление. Нейрогуморальная регуляция опорно-двигательной системы. Влияние физических упражнений и труда на её развитие. Демонстрации: Строение опорно-двигательной системы человека. ^ Внутренняя среда организма: кровь и лимфа. Иммунитет - борьба организма с инфекциями. Иммунология на службе здоровья человека. ^ Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды. Поперечно-полосатая сердечная ткань. Работа сердца и его регуляция. Большой и малый круги кровообращения, изменение состава крови в них. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на кровеносную систему. Демонстрации: Состав крови. Группы крови. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. ^ Измерение пульса и АД до и после нагрузки. Дыхание (3 ч.) Дыхание, его значение. Дыхательная система, голосовой аппарат, их строение, функции и гигиена. Механизм дыхательных движений и их регуляция. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. ^ Питание и пищеварение. Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварительная система, её строение и значение. Роль зубов и пищеварительных желёз в механических и химических изменениях пищи. Всасывание питательных веществ, их поступление в клетки и ткани. Регуляция деятельности органов пищеварения. Демонстрации: Пищеварительная система. Кожа (2 ч.) Кожа, её строение и функции, роль в обмене веществ и теплорегуляции. Гигиена кожи. ^ Нервная система, её центральная и периферическая части. Нейрон. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Спинной и головной мозг, их строение и функции. Большие полушария головного мозга, органы чувств, анализаторы, их значение. Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека. Значение торможения условных рефлексов ^ Органы чувств. Роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Гигиена органов чувств. Лабораторная работа: Определение чувствительности кожи. ^ Врожденные и приобретенные рефлексы. Психология и поведение человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Сон и сновидения. Память, эмоции, речь и мышление. ^ Система органов размножения. Половые железы, их функции. Образование половых клеток. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение, рост, развитие ребёнка. Подростковый период. Интеллекты, склонности, способности. Инфекции, передающиеся половым путем. Профилактика ВИЧ-инфекции. Демонстрации: Мочеполовая система. В результате изучения ученик должен знать / понимать
уметь
. ^ " Введение в общую биологию и экологию". Введение (3 ч.) Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и всего живого.Признаки живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. ^ Общая характеристика молекулярного уровня. Мономеры. Биополимеры. Белки, жиры, углеводы: строение, классификация, роль в живом организме. АТФ, нуклеиновые кислоты, ферменты. Биологические катализаторы. Вирусы. ^ Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Органоиды клетки: ядро, Эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения и клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция и диссимиляция в клетке. Энергетический обмен, питание, деление в клетке, фотосинтез растительной клетки. ^ Бесполое и половое размножение организмов. Оплодотворение и индивидуальное развитие организмов. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Взаимодействия генов. Генетика пола. Закономерности изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. ^ Критерии вида. Популяция. Основные свойства популяций. Практическое значение изучения популяций. Основные систематические категории организмов. Классификация и эволюция. ^ Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Биогеоценозы: естественные и искусственные. Экосистема. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы. ^ Биосфера, роль биологического разнообразия в устойчивом развитии и сохранении биосферы. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. ^ Эволюция органического мира. Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Направления и результаты эволюции. Система органического мира. Классификация организмов. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Изменение генов и хромосом – причина возникновения мутаций. Размножение организмов – основа распространения мутаций и их накопление в популяциях. Мутации – материал для естественного и искусственного отбора. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. ^ Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на земле. ^ Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы. Адаптации организмов к различным условиям существования. Межвидовые и внутривидовые отношения организмов. Экологическая регуляция численности организмов. Биосфера – биологическая оболочка Земли, распространение в ней биомассы, границы биосферы. Эволюция биосферы. Роль живого вещества в круговороте веществ в биосфере. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Значение биологического разнообразия в сохранении равновесия в биосфере. Основы рационального природопользования. Экскурсия: " Антропогенное влияние на экологическую обстановку окрестностей школы". Демонстрации: комнатные растения, гербарные материалы, коллекции, иллюстрация изменчивости и наследственности организмов, их приспособленности, разнообразия видов, сортов растений, пород животных; «Происхождение человека», модели-аппликации: «Синтез белка», иллюстрирующие деление клетки, «Типичные биоценозы», «Биосфера и человек»; ^ Строение клеток растений и животных. Роль ферментов в ускорении реакций обмена веществ (на примере расщепления пероксида водорода в клетках листа элодеи). Приспособленность организмов к среде обитания. ^ знать / понимать - признаки живых организмов, вида, популяций, экосистем, биосферы;
уметь
. |
![]() | Тогоу для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Отъясская специальная (коррекционная) школа – интернат» | ![]() | Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и адаптирована... |
![]() | Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... | ![]() | Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования... |
![]() | Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... | ![]() | Содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую... |
![]() | Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ![]() | Настоящая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Данная... |
![]() | Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего... | ![]() | Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, примерной программы основного общего образования... |