Пояснительная записка Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и адаптирована с учетом рекомендаций Министерства образования для оу VII вида




Скачать 147.43 Kb.
НазваниеПояснительная записка Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и адаптирована с учетом рекомендаций Министерства образования для оу VII вида
Дата публикации26.03.2013
Размер147.43 Kb.
ТипПояснительная записка
odtdocs.ru > Биология > Пояснительная записка
ТОГОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Отъясская специальная (коррекционная) школа – интернат»
Рассмотрено на заседании МО Утверждено

Учителей-предметников решением педсовета

_29.10._2007_г протокол №2__от_6.11.07___

руководитель МО

____________________________ директор школы-интерната

Кривобокова М.В. Глушкин Н.А.

Рабочие программы

по географии

для 6 – 9 классов

на 2007 – 2011 годы

2007

Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и адаптирована с учетом рекомендаций Министерства образования для ОУ VII вида.

Курс биологии на ступени основного образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, об ее отличительных особенностях, многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела" Человек и его здоровье" особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

^ Цели:

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами и справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологическими объектами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Программа реализована в учебниках: "Биология. Растения. Бактерии. Грибы". 6кл., (Пасечник В.В.), "Биология. Животные". 7кл. (Латюшин В.В.), "Биология. Человек". 8кл. (Колесов Д.В.), "Биология. Введение в общую биологию и экологию". 9 кл. (Каменский А.А.). На изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 272 часа по 2 часа в неделю с 6 по 9 классы.

^ Содержание программы
6 класс

"Биология. Растения. Бактерии. Грибы".
Общие сведения о растениях (5 ч.)

Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие. Особенности растительного организма. Методы изучения растений. Устройство увеличительных приборов. Особенности строения и жизнедеятельности растительной клетки, тканей, органов. Клеточное строение растений как доказательство их родства. Взаимосвязь клеток, тканей, органов – основа целостности растительного организма.

Одноклеточные организмы. Строение, жизнедеятельность, размножение и распространение бактерий. Разнообразие бактерий по строению, способу питания, среде обитания. Место бактерий в системе органического мира. Болезнетворные бактерии и борьба с ними. Использование бактерий человеком. Роль бактерий как организмов-разрушителей в природе.

Демонстрации: Классификация организмов.

Лабораторные работы: Строение растительной клетки.

^ Царства Бактерии и Грибы (6 ч.)

Строение, жизнедеятельность, размножение и распространение бактерий. Разнообразие бактерий по строению, способу питания, среде обитания. Место бактерий в системе органического мира. Болезнетворные бактерии и борьба с ними. Использование бактерий человеком. Роль бактерий как организмов-разрушителей в природе.

Особенности строения и функций грибной клетки. Строение и жизнедеятельность грибного организма. Место грибов в системе органического мира.Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания. Симбиоз грибов с растениями. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Профилактика отравления ядовитыми грибами. Правила сбора грибов.

Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения антибиотиков. Вред, приносимый человеку. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, животных, человека. Дрожжи, их использование человеком. Роль грибов как организмов-разрушителей в природе.

Демонстрации: Строение и многообразие бактерий. Строение шляпочного гриба. Многообразие грибов. Грибы-паразиты.

^ Царство Растения (9ч.)

Водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Их происхождение, особенности строения и жизнедеятельности, место в системе органического мира, в экосистемах. Средообразующее и ресурсное значение в экосистеме. Роль регулирования численности разных видов для сохранения биологического разнообразия. Восстановление численности популяций редких видов.

^ Корень (3 ч.)

Корень как орган растения. Типы корневых систем. Внешнее строение корня.

Жизнедеятельность и видоизменения корней.

Лабораторная работа: Типы корневых систем.

Побег (9 ч.)

Побег и почки. Расположение почек на побеге. Внешнее строение листа. Клеточное строение листовой пластины. Листья простые и сложные. Видоизменения листьев. Листопад. Строение стебля. Рост стебля в толщину. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица.

^ Лабораторные работы: 1. Расположение почек. 2. Внешнее строение листа.

Цветок и плод (9 ч.)

Строение цветка. Простые и сложные соцветия, их биологическая роль. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Семена однодольных и двудольных растений. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростков.

Демонстрация: Строение цветка. Соцветия. Плоды.

Лабораторная работа: Условия прорастания семян.

^ Основные процессы жизнедеятельности в растительном организме (11ч.) Питание растений, передвижение веществ. Особенности питания растений, его значение. Минеральное питание. Строение корня и его роль в поглощении воды и минеральных веществ. Удобрения, нормы и сроки их внесения.

Воздушное питание растений (фотосинтез). Особенности строения листа в связи с фотосинтезом, роль хлоропластов и хлорофилла в этом процессе. Значение фотосинтеза.

Передвижение веществ в растении. Особенности строения корня и побега в связи с фотосинтезом, роль хлоропластов и хлорофилла в этом процессе. Значение фотосинтеза.

Дыхание растений, его роль в обеспечении растительного организма энергией. Устьица, чечевички, их роль в газообмене. Применение знаний о дыхании при выращивании растений и хранении урожая.

Размножение, рост и развитие растений. Размножение, его роль в преемственности поколений, расселении растений. Бесполое и половое размножение. Цветок, его строение и значение в образовании семян и плодов. Опыление. Различные способы опыления. Биологическая роль двойного оплодотворения.

Демонстрации: Влияние света на процесс фотосинтеза.

^ Классификация растений (16 ч.).

Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосеменных растений. Разнообразие видов. Растения основных семейств растений: крестоцветных, розоцветных, пасленовых, мотыльковых, сложноцветных, лилейных и злаки. Роль этих растений как сельскохозяйственных растений.

^ Лабораторная работа: Определение растений.

В результате изучения ученик должен

знать / понимать

  • признаки клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

  • сущность процессов обмена веществ, питания дыхания, роста и размножения растений;

уметь

  • объяснять: роль растений в природе и жизни человека; взаимосвязи растений с окружающей средой; родство растений (на примере сопоставления отдельных групп); необходимость защиты растений;

  • распознавать: на таблицах и рисунках основные части и органоиды клетки, органы растений; растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности; культурные и с/х растения; съедобные и ядовитые грибы;

  • выявлять приспособленность растений к среде обитания;

  • наблюдать за ростом и развитием растений; сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых препаратах клетки растений;

  • сравнивать клетки и органы различных растений и делать выводы на основе сравнения.


7 класс

Биология. Животные
Общие сведения о мире животных (5 ч.)

Зоология - наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

^ Подцарство Простейшие (6 ч.)

Общая характеристика подцарства. Классы Простейших: Саркодовые, Жгутиковые, Инфузории. Многообразие морских простейших. Роль простейших в природе.

Демонстрация: Динамические модели простейших.

Подцарство Многоклеточные (51 ч.)

Возникновение многоклеточных животных, специализация их клеток. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие, приспособленность к среде обитания беспозвоночных животных, их классификация. Типы: кишечнополостные, плоские, круглые черви , кольчатые черви, моллюски, членистоногие.

Классы членистоногих: ракообразные, паукообразные, насекомые. Многообразие видов.

Усложнение строения беспозвоночных в процессе эволюции.

Средообразующее и ресурсное значение беспозвоночных в экосистемах. Регулирование их численности как основа сохранения многообразия видов. Практическое значение. Пчеловодство и шелководство. Паразиты среди беспозвоночных. Возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители культурных растений. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых беспозвоночными.

Тип хордовые: многообразие, особенности строения и жизнедеятельности, классификация. Родство ланцетника с беспозвоночными животными.

Особенности строения и жизнедеятельности позвоночных, их поведение, размножение и развитие. Роль в экосистемах. Сохранение многообразия видов путем регулирования их численности. Поддержание биологического равновесия в экосистемах как основа сохранения их целостности. Сохранение генофонда животных. Практическое значение позвоночных.

Основные классы позвоночных: хрящевые и костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Отряды млекопитающих. Разнообразие видов. Основные направления и этапы эволюции позвоночных, их происхождение.

Сельскохозяйственные животные, их происхождение, причины многообразия пород, технология их выращивания и разведения.

Экологические группы животных и их биологическое значение.

Демонстрации:

живые животные, коллекции;

модели головного мозга позвоночных;

скелеты, раковины моллюсков;

отпечатки животных;

влажные препараты.

Лабораторные работы: 1.Строение пера птицы. 2.Изучение внешнего строения млекопитающего.
В результате изучения ученик должен

знать / понимать

  • признаки клеток, органов и систем органов животных;

  • сущность процессов обмена веществ, питания дыхания, роста и размножения животных;

уметь

  • объяснять: роль животных в природе и жизни человека; взаимосвязи животных с окружающей средой; родство животных (на примере сопоставления отдельных групп); необходимость защиты растений;

  • распознавать: на таблицах и рисунках основные части и органоиды клетки, органы животных; животных разных отделов; наиболее распространенные животные своей местности; домашние и с/х животные;

  • выявлять приспособленность животных к среде обитания;

  • наблюдать за ростом и развитием животных; сезонными изменениями у животных;

  • сравнивать органы животных и делать выводы на основе сравнения.


^ 8 класс

"Человек и его здоровье".

Общий обзор организма человека (8 ч.)

Анатомия, физиология и анатомия - науки, которые изучают строение организма человека. Становление наук о человеке. Место и роль человека в природе. Сходство и родство человека и млекопитающих животных. Клеточное строение организма человека. Строение и функции клетки. Ткани, органы, системы органов, их функции. Организм – единое целое. Историческое прошлое людей. Расы человека.

Демонстрации: Строение клетки человека. Сходство человека и животных. Ткани и системы органов человека.

^ Опорно-двигательная система (9 ч.)

Передвижение. Опорно-двигательная система, её строение и функции. Костная ткань как разновидность соединительной ткани. Строение, состав и рост костей, их соединение. Основные отделы скелета человека. Сходство скелетов человека и млекопитающих животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

Мышцы. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц и их утомление. Нейрогуморальная регуляция опорно-двигательной системы. Влияние физических упражнений и труда на её развитие.

Демонстрации: Строение опорно-двигательной системы человека.

^ Внутренняя среда организма (3 ч.)

Внутренняя среда организма: кровь и лимфа. Иммунитет - борьба организма с инфекциями. Иммунология на службе здоровья человека.

^ Кровеносная система (12 ч.)

Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды. Поперечно-полосатая сердечная ткань. Работа сердца и его регуляция. Большой и малый круги кровообращения, изменение состава крови в них. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на кровеносную систему.

Демонстрации: Состав крови. Группы крови. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

^ Лабораторная работа: Измерение пульса и АД до и после нагрузки.

Дыхание (3 ч.)

Дыхание, его значение. Дыхательная система, голосовой аппарат, их строение, функции и гигиена. Механизм дыхательных движений и их регуляция. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких.

^ Пищеварение (6 ч.)

Питание и пищеварение. Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварительная система, её строение и значение. Роль зубов и пищеварительных желёз в механических и химических изменениях пищи. Всасывание питательных веществ, их поступление в клетки и ткани. Регуляция

деятельности органов пищеварения.

Демонстрации: Пищеварительная система.

Кожа (2 ч.)

Кожа, её строение и функции, роль в обмене веществ и теплорегуляции. Гигиена кожи.

^ Нервная система (5 ч.)

Нервная система, её центральная и периферическая части. Нейрон. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Спинной и головной мозг, их строение и функции. Большие полушария головного мозга, органы чувств, анализаторы, их значение.

Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека. Значение торможения условных рефлексов

^ Анализаторы (5 ч.)

Органы чувств. Роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Гигиена органов чувств.

Лабораторная работа: Определение чувствительности кожи.

^ Высшая нервная деятельность (8 ч.)

Врожденные и приобретенные рефлексы. Психология и поведение человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Сон и сновидения. Память, эмоции, речь и мышление.

^ Развитие человека (8 ч.)

Система органов размножения. Половые железы, их функции. Образование половых клеток. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение, рост, развитие ребёнка. Подростковый период. Интеллекты, склонности, способности. Инфекции, передающиеся половым путем. Профилактика ВИЧ-инфекции.

Демонстрации: Мочеполовая система.
В результате изучения ученик должен

знать / понимать

  • сущность процессов обмена веществ, питания дыхания, роста и размножения человека;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль человека в природе; взаимосвязи человека с окружающей средой; родство человека с млекопитающими; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости; иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • распознавать: на таблицах и рисунках основные типы клеток и органов человека;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

.


^ 9 класс

" Введение в общую биологию и экологию".

Введение (3 ч.)

Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и всего живого.Признаки живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

^ Молекулярный уровень (9 ч.)

Общая характеристика молекулярного уровня. Мономеры. Биополимеры. Белки, жиры, углеводы: строение, классификация, роль в живом организме. АТФ, нуклеиновые кислоты, ферменты. Биологические катализаторы. Вирусы.

^ Клеточный уровень (12 ч.)

Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Органоиды клетки: ядро, Эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения и клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция и диссимиляция в клетке. Энергетический обмен, питание, деление в клетке, фотосинтез растительной клетки.

^ Организменный уровень (14 ч.)

Бесполое и половое размножение организмов. Оплодотворение и индивидуальное развитие организмов. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Взаимодействия генов. Генетика пола. Закономерности изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

^ Пополяционно-видовой уровень (3 ч.)

Критерии вида. Популяция. Основные свойства популяций. Практическое значение изучения популяций. Основные систематические категории организмов. Классификация и эволюция.

^ Экосистемный уровень (5 ч.)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Биогеоценозы: естественные и искусственные. Экосистема. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы.

^ Биосферный уровень (3 ч.)

Биосфера, роль биологического разнообразия в устойчивом развитии и сохранении биосферы. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.

^ Основы учения об эволюции (6 ч.)

Эволюция органического мира. Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Направления и результаты эволюции. Система органического мира. Классификация организмов.

Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Изменение генов и хромосом – причина возникновения мутаций. Размножение организмов – основа распространения мутаций и их накопление в популяциях. Мутации – материал для естественного и искусственного отбора.

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

^ Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч.)

Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на земле.
^ Организм и среда (8 ч.)

Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы. Адаптации организмов к различным условиям существования. Межвидовые и внутривидовые отношения организмов. Экологическая регуляция численности организмов.

Биосфера – биологическая оболочка Земли, распространение в ней биомассы, границы биосферы. Эволюция биосферы. Роль живого вещества в круговороте веществ в биосфере.

Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Значение биологического разнообразия в сохранении равновесия в биосфере. Основы рационального природопользования.

Экскурсия: " Антропогенное влияние на экологическую обстановку окрестностей школы".
Демонстрации:

комнатные растения, гербарные материалы, коллекции, иллюстрация изменчивости и наследственности организмов, их приспособленности, разнообразия видов, сортов растений, пород животных; «Происхождение человека», модели-аппликации: «Синтез белка», иллюстрирующие деление клетки, «Типичные биоценозы», «Биосфера и человек»;

^ Лабораторные работы

Строение клеток растений и животных.

Роль ферментов в ускорении реакций обмена веществ (на примере расщепления пероксида водорода в клетках листа элодеи).

Приспособленность организмов к среде обитания.
^ В результате изучения ученик должен

знать / понимать

- признаки живых организмов, вида, популяций, экосистем, биосферы;

  • сущность наследственности и изменчивости организмов, раздражимости, круговорота веществ и энергии в экосистемах;

  • основные теории биологии,

  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;

уметь

  • объяснять: происхождение и развитие жизни на Земле; причины эволюции; взаимосвязи организмов с окружающей средой; биологическое разнообразие биосферы;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • Решать простейшие генетические задачи;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе федерального...
Тогоу для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Отъясская специальная (коррекционная) школа – интернат»

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 -9 классов на 2011 2015 годы
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и адаптирована...

Г. Мичуринска Тамбовской области
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...

Учебного предмета по биологии для 10 класса
Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и адаптирована с учетом рекомендаций Министерства образования для оу VII вида iconПримерная программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая
Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую...

Рабочая программа по мхк для 10 класса пояснительная записка статус документа
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Пояснительная записка Статус документа
Настоящая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Данная...

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для...
Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего...

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, примерной программы основного общего образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница