Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.




НазваниеРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
страница1/8
Дата публикации06.05.2013
Размер0.75 Mb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Программа реализуется по учебнику: В.В. Пасечник «Биология: Бактерии.

Грибы. Растения» (6 класс), Издательский дом «Дрофа» Москва.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся, тем самым, содействуя сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляя широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

^ Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция,

в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы, Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

^ Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях:
строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; о роли биологической науки в практической деятельности
людей; методах познания живой природы;

.овладениеумениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе проведения наблюденийза
живыми организмами, биологических экспериментов, работыс
различными источниками информации;

.воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

.использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

^ Место предмета в базисном учебном плане

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 6 классе отведено 34 часа (1 час в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, грибов конкретного региона. Для изучения местной флоры, в том числе культурных растений, грибов, рекомендуется использовать 6 часов учебного времени из регионального компонента.
Содержание программы

«Биология: бактерии, грибы, растения»

( 6 класс)

1. Введение. Биология как наука.

Клеточное строение организма (4 часа)

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Описание клеточного строения живых организмов. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий,

Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Демонстрации:

Результатов опытов, иллюстрирующих клеточное строение кожицы

чешуи лука и клетки мякоти листа.

Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений

минеральных и органических веществ.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения клеток растения.

^ 2.Царство Бактерии (2 часа)

Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р.Коха и Л.Пастера.

Демонстрации:

Строение и многообразие бактерий

З.Царство Грибы (3часа)

Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии.


Демонстрации:

Строение и многообразие бактерий

Строение шляпочного гриба

Многообразие грибов

Грибы - паразиты

Лабораторные и практические работы

Изучение строения плесневых грибов

Распознавание съедобных и ядовитых грибов

^ 4. Царство Растения (5часов). Многообразие покрытосеменных растений (8 часов).

Царство растений. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное - фотосинтез), дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение - целостный организм. Роль растений в природе, жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями, охрана растительного мира.

Демонстрации:

Строение растительной клетки

Ткани, органы растительного организма(на примере покрытосеменных)

^ Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения водорослей

Изучение внешнего строения мхов

Изучение внешнего строения папоротника

Изучение строения и многообразия голосеменных растений

Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений

Изучение органов цветкового растения

^ 5. Жизнь растений (7 часов)

Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия растений. Сельскохозяйственные растения.

^ Лабораторные и практические работы

Распознавание растений разных семейств.
Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

.признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосиствхм; биосферы; растений и грибов своего региона;

.сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,

уметь

.объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп);

.изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

.распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

.выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

.сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

.определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

.анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Учебно-методическое обеспечение.

  1. Акимушкш, И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.-304 с: ил.

  2. Артамонов, В. И. Зеленые оракулы. - М.: Мысль, 1989. - 185 с.

  3. Артамонов, В. И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн. 1. -М.: Агропромиздат, 1989. - 383 с: ил.

  4. Артамонов, В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991.-336 с.

  5. Биология и анатомия: универ. энцикл. шк./ сост. А. А. Воротников. -Мн.: Валев, 1995. - 528 с: ил.




  1. Биология. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+, 1994. - С. 92-684.

  2. Верзилин, Н. М. По следам Робинзона: книга для учащихся средн. и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218 с.

  3. Гарибова, Л. В., Сидорова, И. И. Энциклопедия природы России. Грибы.-М.: 1997.-350 с.

9. Головкин, Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Ко
лос, 1992.-350 с.

  1. Губанов, И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. - М.: 1996. - 556 с.

  2. Золотнщкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002.-320 с: ил.

  3. Мир культурных растений: справочник / В. Д. Баранов, Г. В. Усти-менко. - М.: Мысль, 1994. -381с: ил.

  4. Новиков, В. С, Губанов, И: А. Школьный атлас-определитель высших растений: кн. для учащихся. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с: ил.


Календарно - тематический план

Календарно-тематическое планирование разработано на основе модифицированной программы по биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения», разработанной В. В. Пасечником и дополненной введением в неё образовательного модуля «Экология растений».


Название темы

Количество часов

Введение

1

Клеточное строение организмов

3

Царство Бактерии


2

Царство Грибы

3

Царство Растения

5

Многообразие покрытосеменных растений.

8

Жизнь растений

7

Классификация растений

3

Природные сообщества

2

Итого

34


ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ (7класс)

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Поурочное и тематическое планирование составлено на основе программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечника, В. В. Латюшина и др. и включающей в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов животных, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем.

Рабочая программа для 7класса включает 5 разделов: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, учебно - тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение.

Программа рассчитана на 68 часов.

^ Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей:

© освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующейроли живых организмов;

© овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;

© развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

© воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

© использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.

Продвинутый уровень программы по биологии реализуется за счет усложнения уровня усвоения учащимися учебной информации, что нашло свое отражение в настоящем календарно -тематическом планировании.

Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. - М: Дрофа, 2012г - 304с:

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 7 классе отводится 68 часов (по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей животных конкретного региона.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

^ Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику "Уметь" входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Содержание программы (б8 часов)

Введение. Биология как наука. Методы биологии (2 часа)

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

^ Многообразие животных(37часов)

Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненностъ .

Царство животных. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма

животного.

Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира.

Демонстрации:

Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего) Животные - возбудители и переносчики заболеваний

Лабораторные и практические работы

Особенности строения и жизни моллюсков.

Знакомство с ракообразными.

Внешнее строение и передвижение рыб.

Изучение внешнего строения птиц.

^ Строение. Индивидуальное развитие. Эволюция (28 часов)

Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Сельскохозяйственные животные. Охрана животного мира.

Демонстрации

Многообразие видов

Приспособления у организмов к среде обитания

Одноклеточные животные

Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных

Строение и многообразие червей

Строение и многообразие моллюсков

Строение и многообразие членистоногих

Строение и многообразие рыб

Строение и многообразие земноводных

Строение и многообразие пресмыкающихся

Строение и многообразие птиц

Строение и многообразие млекопитающих

Лабораторные и практические работы

Изучение особенностей покровов тела.

Изучение способов дыхания животных.

Обобщение и систематизация знаний (1 час)
^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/нонимать

признаки биологических объектов; живых организмов; клеток и организмов животных, животных своего регион;

объяснять:роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными,

изучать биологическиеобъекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за поведением животных;

распознавать и описывать: органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

сравниватьбиологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определятьпринадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

проводить самостоятельный поиск биологическойинформации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

оказания первой помощи при укусах животных;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения домашних животных:
^ КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Календарно-тематический план разработан на основе программы по биологии для 7 класса «Животные» 2010 г., разработанной авторским коллективом в составе: В, В. Пасечника, В. В. Латюшина и др. и дополненной введением в нее образовательного модуля «Экология животных»
^ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы по биологии для 7 класса «Животные» 2010 г., разработанной авторским коллективом в составе: В, В. Пасечника, В. В. Латюшина и др. и дополненной введением в нее образовательного модуля «Экология животных»

Название темы

Кол-во часов

Введение

2

Простейшие

2

Беспозвоночные

17

Позвоночные. Тип хордовые Эволюция строения

18 16

Развитие и закономерности размещения животных на Земле

4

Биоценозы

4

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

4

Обобщение по курсу

11

Итого

68



^ Учебно-методическое обеспечение.

  • Дмитриева, Т. А., Суматохин, С В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002- 128 с: ил. (Дидактические материалы).

  • Дидактические карточки-задания по биологии: животные / Бровкина, Е. Т., Белых, В. И. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 56 с.

  • Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. - М: Дрофа, 2001. -




  • Латюшин, В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2004. - 160 с.

  • Никишов, А. И., Теремов, А. В. Дидактический материал по зоологии. - М: РАУБ «Цитадель», 1996. - 174 с.

  • Теремов, А., Рохлов, В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-258 с: ил. («Занимательные уроки»)

  • Фросин, В. К, Сивоглазов, В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 272 с.

  • Шарова, И. X. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304 с.

  • Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся VII-VIIIклассов. В 2 ч. - М.: МИРОС, 1997.-432 с: ил. •

  • Дольник, В. Р., Козлов, М. А. Зоология: учебник. - СПб.: Специальная литература, 1996. - 240 с: ил.

  • Животные Iпер. с англ. М. Я. Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2003. - 624 с: ил.

  • Красная книга Волгоградской области. Т. 1. Животные. - Волгоград: ООО «Издательство Волгоград», 2004. - 172 с.

  • Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 144 с: ил.




  • Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. - М.: «Росмэн», 1998.-88 с.

  • Секреты природы / пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432 с.

  • Сладкое, КПокажите мне их! Зоология для детей / худож. Р. Варша-мов. - М: РОСМЭН, 1994. - 183 с: с ил.

  • Старикович, С. Ф. Замечательные звери: рассказы / худож. Р. Варша-мов. - М: РОСМЭН, 1994. - 144 с: с ил.

  • Суматохин, С. В., Кучменко, В. С. Биология / Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206 с: ил.

  • Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./ глав.ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 1998. - 704 с: ил.

  • Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. X. Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство ACT»; ООО «Астрель», 1999.-464 с: ил.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебного предмета по биологии для 10 класса
Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Г. Мичуринска Тамбовской области
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. iconПримерная программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая
Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: И. Н. Пономарева,...

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе федерального...
Тогоу для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Отъясская специальная (коррекционная) школа – интернат»

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе федерального...
Тогоу для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Отъясская специальная (коррекционная) школа – интернат»

Рабочая программа по биологии ( профильный уровень) 10 11 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для...
Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего...

Рабочая программа по мхк для 10 класса пояснительная записка статус документа
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Программа по литературе составлена на основе федерального компонента...
Рассмотрено на мо                       Одобрено  мс                               Утверждено

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница