Скачать 6.9 Mb.
|
Эрих Фромм Анатомия человеческой деструктивности 1973 Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова Скачать (457 кб) ПРЕДИСЛОВИЕ Часть первая. УЧЕНИЯ ОБ ИНСТИНКТАХ И ВЛЕЧЕНИЯХ; БИХЕВИОРИЗМ; ПСИХОАНАЛИЗ I. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИНСТИНКТИВИЗМА II. БИХЕВИОРИЗМ И ТЕОРИЯ СРЕДЫ III. БИХЕВИОРИЗМ И ИНСТИНКТИВИЗМ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ IV. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ АГРЕССИВНОСТИ Часть вторая. ОТКРЫТИЯ, ОПРОВЕРГАЮЩИЕ ИНСТИНКТИВИСТОВ V. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ VI. ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ VII. ПАЛЕОНТОЛОГИЯ VIII. АНТРОПОЛОГИЯ Часть третья. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ АГРЕССИИ И ДЕСТРУКТИВНОСТИ И ИХ ПРЕДПОСЫЛКИ IX. ^ X. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ XI. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: ЖЕСТОКОСТЬ И ДЕСТРУКТИВНОСТЬ XII. ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: НЕКРОФИЛИЯ XIII. ^ ПРИМЕЧАНИЯ Содержание (подробнее) ЭРИХ ФРОММ. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА 6 ПРЕДИСЛОВИЕ 10 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ 12 ВВЕДЕНИЕ: ИНСТИНКТЫ* И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СТРАСТИ 14 Часть первая 21 УЧЕНИЯ ОБ ИНСТИНКТАХ И ВЛЕЧЕНИЯХ; БИХЕВИОРИЗМ; ПСИХОАНАЛИЗ 21 ^ 21 Старшее поколение исследователей 21 Современное поколение исследователей: Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц 22 Понятие агрессии у Зигмунда Фрейда. 22 Теория агрессии Конрада Лоренца 23 Фрейд и Лоренц: сходство и различия 25 О войне: итог концепции Лоренца 29 Обожествление эволюции 31 II. ^ 32 Теория среды у просветителей 32 Бихевиоризм 33 Необихевиоризм Б. Ф. Скиннера 33 Цели и ценности 34 Причины популярности Скиннера 37 Бихевиоризм и агрессия 38 О психологических экспериментах 40 Теория фрустрационной агрессивности 51 III. ^ 53 Черты сходства 53 О политической и социальной подоплеке обеих теорий 55 IV. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ АГРЕССИВНОСТИ 56 Часть вторая 61 Открытия, опровергающие инстинктивистов 61 V. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ 61 Мозг как основа агрессивного поведения 63 Инстинкт "бегства" 65 Поведение хищников и агрессивность 66 VI. ^ 68 Агрессивность в неволе 68 Перенаселенность и агрессивность у людей 70 Агрессивность животных в естественных условиях обитания 72 Проблема территории и лидерства 75 Агрессивность других млекопитающих 77 Есть ли у человека инстинкт "Не убивай!"? 78 VII. ПАЛЕОНТОЛОГИЯ 80 Является ли человек особым видом? 80 Является ли человек хищником? 80 VIII. АНТРОПОЛОГИЯ 82 "Человек-охотник" — это ли Адам антропологии? 82 Первобытные охотники и агрессивность 86 Война у первобытных народов 92 Революция эпохи неолита 95 Доисторическое общество и природа человека 100 Революция городов 101 Как это произошло? 101 Агрессивность в первобытных культурах 104 Анализ тридцати первобытных племен 104 Система А: жизнеутверждающие общества 105 Система В: недеструктивное, но все же агрессивное общество 105 Система С: деструктивные общества 105 Индейцы зуни (система А) 106 Племя манус (система В) 107 Добу (система С) 109 Симптомы жестокости и деструктивности 110 Часть третья 113 РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ АГРЕССИИ И ДЕСТРУКТИВНОСТИ И ИХ ПРЕДПОСЫЛКИ 113 IX. ^ 113 Предварительные замечания 113 Псевдоагрессия 115 Непреднамеренная агрессия 115 Игровая агрессия 115 Агрессия как самоутверждение 116 Оборонительная агрессия 119 Различие между человеком и животным 119 Агрессивность и свобода 121 Агрессия и нарциссизм 122 Агрессивность и сопротивление 125 Агрессия и конформизм 126 Инструментальная агрессия 127 О причинах войн 128 Условия снижения оборонительной агрессии 132 X. ^ 133 Предварительные замечания 133 Природа человека 133 Экзистенциальные потребности человека и различные укоренившиеся в его характере страсти 141 Ценностные ориентации и объект почитания 141 Исторические корни 142 Чувство единения 143 Творческие способности 144 Возбуждение и стимулирование 146 Хроническая депрессия и скука (тоска) 149 Структура характера 154 Нейрофизические предпосылки 156 Социальные условия 159 О рациональности и иррациональности инстинктов и страстей 162 Психологическая функция страстей 163 XI. ^ 165 Кажущаяся деструктивность 165 Спонтанные формы 166 Исторический обзор 167 Деструктивность отмщения 167 Экстатическая деструктивность 169 Поклонение деструктивности 170 Эрнст фон Саломон и его герой Керн. Клинический случай поклонения идолу разрушения 170 Деструктивный характер: садизм 172 Примеры сексуального садизма и мазохизма 173 Иосиф Сталин, клинический случай несексуального садизма 175 Сущность садизма 177 Условия, вызывающие садизм 182 Генрих Гиммлер, клинический случай анально-накопительского садизма 183 Выводы 196 XII. ^ 198 Традиционные представления 198 Некрофильский характер 201 Некрофильские сновидения 202 "Непреднамеренные" некрофильские действия 204 Некрофильский язык 207 Обожествление техники и некрофилия 208 Манифест футуризма 209 Гипотеза об инцесте и Эдиповом комплексе 218 Отношение фрейдовской теории влечений к биофилии и некрофилии 223 Симптоматика "некрофилии" 224 XIII. ^ 225 Предварительные замечания 226 Родители Гитлера и раннее детство 227 Клара Гитлер 227 Алоис Гитлер 228 Раннее детство Адольфа Гитлера (до шести лет: 1889-1895) 229 Детство Гитлера (с шести до одиннадцати лет: 1895-1900) 231 Отрочество и юность (с одиннадцати до семнадцати лет: 1900-1906) 232 Вена (1907-1913) 237 Мюнхен 240 Методологические замечания 241 Деструктивность Гитлера 242 Вытеснение деструктивности 246 Другие аспекты личности Гитлера 247 Отношения с женщинами 249 Таланты и способности 252 Маскировка 257 Недостаток воли и реализма 259 ^ 264 ПРИЛОЖЕНИЕ: 266 ФРЕЙДОВА ТЕОРИЯ АГРЕССИВНОСТИ И ДЕСТРУКТИВНОСТИ 266 ПРИМЕЧАНИЯ 290 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 293 * * * ЭРИХ ФРОММ. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте в ортодоксальной еврейской семье. Отец его торговал виноградным вином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — по происхождению была из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм. Семья жила в соответствии с патриархальными традициями добуржуазной эпохи, отмеченной духом религиозности, трудолюбия и тщательного соблюдения обрядов. Эрих получил хорошее начальное образование. Гимназия, в которой изучали латынь, английский и французский языки, пробудила в нем интерес к ветхозаветным текстам. Правда, он не любил сказаний о героических сражениях из-за их жестокости; зато ему нравились истории об Адаме и Еве, о предсказаниях Авраама и особенно пророчества Исайи и других пророков. Картины универсального мира, в котором лев и овца живут рядом, очень рано привлекали внимание мальчика, а позднее стали толчком к раздумьям о жизни человеческого сообщества, к идеям интернационализма. В средних классах гимназии у Эриха Фромма формируется протест против массового безумия, ведущего к войне, начало которой юноша встретил с болью и недоумением (1914 г.). Одновременно он переживает и первое личное потрясение, которое оказало на него очень серьезное влияние: прелестная молодая женщина, художница, друг семьи, совершила самоубийство после смерти своего старого, больного отца. Последняя ее воля состояла в том, чтобы ее похоронили вместе с отцом. Эрих мучительно размышляет над вопросами жизни и любви и, главное, стремится понять, насколько сильна была любовь этой женщины к отцу, что единение с ним (даже в смерти) она предпочла всем радостям жизни. Эти наблюдения и раздумья привели Фромма на путь психоанализа. Он стал пытаться понять мотивы человеческого поведения. В 1918 г. он начинает изучать психологию, философию и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском университетах, где среди прочих его учителей были Макс Вебер, Альфред Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт и другие философы мирового масштаба. В 22 года он стал доктором философии, а затем продолжил образование в Мюнхене и закончил его в известном Институте психоанализа в Берлине. Фромм рано познакомился с философскими работами К. Маркса, которые привлекли его прежде всего идеями гуманизма, понимаемого как полное освобождение человека, а также создание возможностей для его самовыражения. Другим важнейшим источником личных и профессиональных интересов Фромма в 20-е гг. становится психоанализ Зигмунда Фрейда. Первой женой Фромма была Фрида Райхман — образованная женщина, психолог; и Эрих, который был значительно моложе Фриды, под ее влиянием увлекся клинической практикой психоанализа. Они прожили вместе всего четыре года, но на всю жизнь сохранили дружеское расположение и способность к творческому сотрудничеству. Третьим духовным источником для Фромма был малоизвестный автор Иоганн Якоб Бахофен. Его учение о материнском праве впоследствии стало для Фромма важным аргументом, опровергающим фрейдовскую теорию "либидо". В 20-е гг. Фромм познакомился с учением буддизма, которое воспринял как озарение, и был верен ему до глубокой старости. В 1927-1929 гг. Фромм начинает много печататься. Известность ему принесло выступление с докладом "Психоанализ и социология", а затем публикация статьи под названием "О методе и задачах аналитической социальной психологии: замечания о психоанализе и историческом материализме". Почти десять лет (1930-1939) его судьба связана с Франкфуртским институтом социальных исследований, который возглавлял Макс Хоркхаймер. Фромм руководит здесь отделом социальной психологии, проводит серию эмпирических исследований среди рабочих и служащих и уже к 1932 г. делает вывод о том, что рабочие не окажут сопротивления диктаторскому режиму Гитлера. В 1933 г. Фромм покидает Германию, переезжает в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, куда вскоре перебазируется и Хоркхаймер со своим институтом. Здесь ученые вместе продолжают исследование социально-психологических проблем авторитарности, а также выпускают периодическое издание "Журнал социальных исследований". В 40-е гг. конфронтация с Адорно и Маркузе приводит к отходу Фромма от франкфуртской школы. Оторвавшись от "немецких корней", он полностью оказывается в американском окружении: работает во многих учебных заведениях, участвует в различных союзах и ассоциациях американских психоаналитиков. Когда в 1946 г. в Вашингтоне создается Институт психологии, психиатрии и психоанализа, Фромм активно включается в систематическую подготовку специалистов в области психоанализа. Но Фромм никогда не был ординарным профессором какой-либо кафедры, он всегда читал свой курс на "междисциплинарном" уровне и, как никто, умел не только связать воедино данные антропологии, политологии и социальной психологии, но и проиллюстрировать их фактами из своей клинической практики. В 50-е гг. Фромм отходит от теории Фрейда и постепенно формирует свою собственную концепцию личности, которую сам назвал "радикальным гуманизмом". Причины пересмотра Фроммом концепции Фрейда достаточно очевидны. Это прежде всего бурное развитие науки, особенно социальной психологии и социологии. Это потрясение, которое Фромм сам перенес в связи с приходом к власти фашизма, вынужденной эмиграцией и необходимостью переключения на совершенно новую клиентуру. Именно практика психотерапии на Американском континенте привела его к выводу о том, что неврозы XX в. невозможно объяснить исключительно биологическими факторами, что влечения и инстинкты — это совершенно недостаточная детерминанта поведения людей в индустриальном обществе. "Невозможно перечислить всех радикальных гуманистов со времен Маркса, — говорит Фромм, — но я хотел бы назвать следующих: Торо, Эмерсон, Альберт Швейцер, Эрнст Блох, Иван Иллич; югославские философы из группы "Праксис": М. Маркович, Г. Петрович, С. Сто-янович, С. Супек, П. Враницки; экономист Э. Ф. Шумахер; политический деятель Эрхард Эпплер, а также многие представители религиозных и радикально-гуманистических союзов в Европе и Америке XX века". Несмотря на все различия во взглядах радикальных гуманистов, их принципиальные позиции совпадают по следующим пунктам: — производство должно служить человеку, а не экономике; — отношения между человеком и природой должны строиться не на эксплуатации, а на кооперации; — антагонизмы повсюду должны быть заменены отношениями солидарности; — высшей целью всех социальных мероприятий должно быть человеческое благо и предотвращение человеческих страданий; — не максимальное потребление, а лишь разумное потребление служит здоровью и благосостоянию человека; — каждый человек должен быть заинтересован в активной деятельности на благо других людей и вовлечен в нее. После окончания второй мировой войны Фромм принимает решение не возвращаться в Германию. Он поселяется в Мексике на берегу моря (в городе Куэрно-Вако), получает профессуру в Национальном университете в Мехико, сотрудничает с прогрессивно настроенными латиноамериканскими учеными, читает лекции в США. 50-е годы примечательны интересом к социально-теоретическим и социально-политическим проблемам. Труды этих лет: лекции "Психоанализ и религия", анализ эпоса "Сказки, мифы и сновидения" (1951), две философские работы — "Здоровое общество" (1955) и "Современный человек и его будущее" (1959), а также много публичных выступлений, докладов и статей. Он участвует в политической деятельности, в разработке программы американской социал-демократической федерации (СДФ), в которую вступил ненадолго, пока не убедился, что социал-демократия сильно "поправела". Трудно поверить, что в самом начале 60-х гг. (т. е. задолго до того, как кто-либо из политиков заговорил о возможности разрядки в отношениях между двумя сверхдержавами) Фромм писал о "деструктивном потенциале американского антикоммунизма" и о необходимости "здорового рационального мышления ради безопасности во всем мире". Кто-то, быть может, помнит, что осенью 1962 г. Фромм приезжал в Москву, где принимал участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению. Анализ "кибернетического общества", проделанный Фроммом в 60-70-е гг., привел его к созданию самостоятельной "типологии социальных характеров": общество отчуждения "опредмечивает" человека, заявляет Фромм, превращает его в песчинку, колесико с единственной задачей — вращать гигантскую машину вооружения... Такое общество, без сомнения, создает особый "деструктивный тип личности", который становится угрозой для самого существования человечества. |
![]() | Неизвестная история человечества/ Пер с англ. В. Филипенко. — М-: Изд-во «Философская Книга», 1999. — 496 с | ![]() | Секен К., Томпсет М. Прибо- ры с переносом заряда. Пер с англ. М., «Мир», 1978, с. 185 |
![]() | Тема Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль 34 | ![]() | Берд Дж. Веб-дизайн. Руководство разработчика / Дж. Берд; пер c англ. О. Сивченко. Спб. Питер, 2012. – 218 с.: ил., 32 с цв ил |
![]() | Краткая история биологии. От алхимии до генетики / Пер с англ. Л. А. Игоревского. — М.: Зао изд-во Центрполиграф. 2002. 223 с | ![]() | Мамонтова (от пересечения с ул. Авроры) – ул. Коперная – ул. Холодный ключ – ул. Ракитянского – ул. Нахимова – пер. 1-й Антипова... |
![]() | Тайм-менеджмент для системных администраторов. Пер с англ. Спб: Символ-Плюс, 2007. 240 с, ил. Isbn 5-93286-090-1 | ![]() | В сжатом видеокодеком потоке для стандартов mpeg-2, mpeg-4, H. 261 и H. 263 используются кадры трёх основных типов i-кадры (от англ.... |
![]() | По указанной хромосоме и диапазону в человеческой хромосоме требуется найти все гены | ![]() | Экз: история, информатика, педагогика, психология, анатомия, базовые виды фк, бжд, врачебный контроль |