Почему гнев или агрессию нужно выражать?




Скачать 49.75 Kb.
НазваниеПочему гнев или агрессию нужно выражать?
Дата публикации26.03.2013
Размер49.75 Kb.
ТипВопрос
odtdocs.ru > Астрономия > Вопрос

Гнев или агрессия ребенка

Почему гнев или агрессию нужно выражать?


Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева — недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые — родители, бабушки, дедушки, педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева»1.

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio – нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Обратите внимание, агрессия – это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить. Нередко дети слышат от родителей: «Перестань злиться!», «Хватит кричать!». Ребенок получает послание, что он испытывает что-то нехорошее, что он не должен это испытывать, что это плохо. Теперь он будет стараться подавить злость и гнев, а так как это не будет получаться, он будет чувствовать вину за испытываемые естественные чувства2.

Без сомнения, надо научить ребенка выражать агрессию в приемлемой, безопасной для окружающих форме, главное понимать, что агрессия — это норма, неотъемлемая часть эмоциональной жизни3.
^

Как можно выражать гнев или агрессию?


Посмотрим на самого известного в мире ребенка. Конечно же, это Иисус Христос, Божий Сын, Сын Пресвятой Девы Марии. Далее мы приведем примеры выражения Его гнева или агрессии и попробуем ответить на вопрос: «Как их применить для обычных детей?»
^

1.Невербальное проявление гнева


Иисус разгневался на людей не желающих исцеления сухорукого (Мк 3:54).

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Этот метод работы с вербальной агрессией рекомендует В. Оклендер. В своей книге «Окна в мир ребенка» она описывает собственный опыт применения такого подхода. После проведения такой работы дети дошкольного возраста (6 7 лет) обычно испытывают облегчение1.
^

2.Вербальное проявление гнева


Иисус разгневался на учеников из-за того, что они не могли изгнать беса (Мф 17:17, Лк 9:41, Мк 9:19).

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру «Обзывалки». Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу — беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» (в других случаях — «Стаканчик для криков», «Волшебная труба “Крик”» и др.). Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое «Мешочка» учителю на память1.

3.Агрессия


^ Иисус очищал храм опрокидывая столы и разгоняя всех бичом связанным из веревок (Ин 2:13-17).

Воспитатель или учитель, видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания.

Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада и каждый класс. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях1.

Существует множество приемов, позволяющих сделать проявления гнева безобидными. Например, предложите ребенку, когда он зол, поколотить специальную подушку или боксерскую грушу. Можно также предложить малышу специальный «лист злости». Это обычный лист бумаги с нарисованным на нем чудищем – «гневом». Пусть ребенок в моменты злости рвет этот лист на мелкие кусочки или скомкает его5.
^

К чему может привести подавление гнева или агрессии?


Когда все люди будут прятаться в пещеры и ущелья гор, чтобы спастись от гнева Агнца (Отк. 6:16-17).

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Что же такое пассивная агрессия и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель — вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины. Главное — вывести родителей из равновесия.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Кроме того, загнав гнев внутрь, человек скорее всего рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу «извержения» гнева, наша «копилка», пополняясь день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может «лопнуть». Причем не обязательно это завершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечно-сосудистым заболеваниям. К.Изард (1999) публикует клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др1.
^

Итак, проявляя гнев или агрессию можно быть святым?


Да, безусловно. Яркие примеры гнева и агрессии Христа, в которых Он оставался свят наглядно подтверждают это. Давайте учиться у Него и научим этому своих детей.

Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4:26)

1.Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. Агрессивные дети (http://dob.1september.ru/2004/01/11.htm)

2.Детская агрессия: хорошо или плохо (http://2mm.ru/vospitanie/90/)

3.Богданова Н. В. Детская агрессия (http://www.igra-msk.ru/forparents-5.htm)

4.Библия. Синодальный перевод. Брюссельское издание (http://claret.ru/liturgy/biblia/)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как вести себя в храме?
Православный храм это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить...

Почему нам так часто приходится ездить в переполненной электричк­е?
Почему каждый год цены безосно­вательно растут? Почему мы продолжаем покорно оплачивать шикарную жизнь тем, кто за­ставляет нас терпеть...

Контрольная работа №1 «Грибы. Лишайники»
С почему нельзя выращивать белые грибы и или подосиновики искусственным путем?

Выполните следующее задание
Нужно выписать города Европы, в которых преобладает тот или иной стиль из указанного списка

Ребенок плохо говорит. Почему?
Он без труда может пересказать сказку, рассказ, составить рассказ по картинке или из собственного опыта. Словарный запас ребенка...

Письма к русской нации "москва"
Государя ”, а “"быть бунтовщиком" в России — значит пойти и отстоять обедню” Пусть же эта благородная “оппозиция” духу времени и...

Каким был общий эмоциональный «тон» (или «фон» прошедшего времени (скажем, полугода)?
Есть ли новые причины, с которыми можно было бы этот «фон» связать? Или их не удается найти: почему? Hе было ли чувства безотчетной...

Почему Гуселька стала питаться нектаром
...

Решение этой системы даётся соотношениями 6 и 7
Всегда полезно знать, что и почему вычисляется в той или иной задаче. Поэтому сначала рассмотрим некоторые теоретические основы регрессионного...

Решение этой системы даётся соотношениями 6 и 7
Всегда полезно знать, что и почему вычисляется в той или иной задаче. Поэтому сначала рассмотрим некоторые теоретические основы регрессионного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница