Воспитательная система «Мы и планета»




Скачать 476.9 Kb.
НазваниеВоспитательная система «Мы и планета»
страница1/4
Дата публикации25.03.2013
Размер476.9 Kb.
ТипПояснительная записка
odtdocs.ru > Астрономия > Пояснительная записка
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №151 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ



Воспитательная система «Мы и планета»



Автор: классный руководитель 5 «б»

класса, учитель биологии

Зайцева Ольга Аркадьевна


НИЖНИЙ НОВГОРОД, 2011
Содержание

Стр.
Пояснительная записка………………………………………….
Глава 1. Основные положения воспитательной системы

……………………………………………………….
1..1.Природоведческая деятельность……………………………………..

1.2.Система работы классного руководителя по воспитанию культуры здоровья школьников ……………………………………………………………….

1.3.Целеполагание системы воспитания …………………………………

1.4 Личностно-ориентированные принципы системы воспитания.

Модель выпускника……………………………………………………….

1.5 Основные этапы работы системы. Диагностика эффективности воспитательной работы……………………………………………………..
^ Глава 2. Воспитательная работа в 5-6 классах:

планирование и анализ……………………………………

2.1 . Проблемы преемственности начальной и средней школы…………..

2.2.Планирование воспитательной работы в 2011/2012 учебном году…..

2.3. Планирование учебно-воспитательной деятельности

в 2012/2013 учебном году.

^ Глава 3. Планирование воспитательной деятельности

в 7- 9 классах…………………………………………………………
3.1. Проблемы подросткового возраста……………………………………..

3.2. Воспитательная работа в 7-9 классах……………………………………..

Приложения………………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………

^ Пояснительная записка
Данная воспитательная система составлена в 2011/2012 учебном году для учащихся среднего звена обучения с учётом предметной специфики человека, её реализующего, то есть классного руководителя, а также особенностей классного коллектива.

Название системы - «Мы и планета» - было выбрано в связи с тем, что экологические проблемы, являющиеся одними из самых глобальных на нашей планете, часто очень беспокоят школьников, но они не знают, что сделать, чтобы улучшить нашу жизнь. Поэтому основной мыслью данной воспитательной системы стало представление о том, что мир вокруг нас, природа, планета в целом – это наш общий дом, и именно от нашего поведения зависит, каким он будет, а также зависит, будем ли мы здоровыми, физически и духовно, какое наследие мы оставим детям и внукам.

Учащиеся 5 «б» класса – достаточно инициативные, любознательные школьники. Они легко откликаются на различного рода призывы о помощи, любят КТД. С большим интересом они изучали окружающий мир в начальной школе и уже задумываютс яо проблемах планетарного масштаба на уроках природоведения в 5 классе.

С другой стороны известно, что при переходе в среднее звено обучения учащиеся всегда испытывают некоторый стресс, обусловленный, во-первых новыми учебными условиями, многообразием учителей и предметов, новыми требованиями, предъявляемыми к ним, а во-вторых большим количеством так называемой «свободы», в-третьих, психофизиологическими изменениями, которые сопровождают наступление подросткового периода. Исходя из этого, деятельность классного руководителя в начале 5 класса должна быть направлена на укрепление классного коллектива, помощь учащимся и их родителям в преодолении трудного возрастного периода, организацию КТД творческого и природосберегающего характера, внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс воспитания и обучения, а также организацию психологического мониторинга личностей учащихся, а также взаимоотношений в классе.

По прошествии проведения каждого этапа воспитательной деятельности

должна быть организована оценка взаимоотношений учащихся в коллективе, уровня удовлетворённости их школьной жизнью.

Глава 1. Основные положения воспитательной системы «Мы и планета»
1..1.Природоведческая деятельность

Основой воспитательной системы класса является природоведческая деятельность, направленная на познание природы вокруг нас, жизнедеятельности организма человека, основ здорового образа жизни, Системообразующей воспитательной системы является экологическое воспитание, освоение здоровьесберегающих технологий. Это способствует формированию естественнонаучного мировоззрения ребёнка, сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его качеств: осознанного отношения к природе, собственному здоровью (а значит, и здоровью будущих детей и нации в целом), стремления к рациональному использованию природных богатств,

Многогранна деятельность, организуемая в классе в этом направлении. Это и работа внутри школы:

* изучение теоретического материала на уроках природоведения и биологии;

• помощь в организации классных часов по ЗОЖ, создание презентаций о вредных привычках, опасных заболеваниях, лекарственных растениях;

•помощь в создании и уходе за «зелёным» уголком класса (полив растений, подкормка, пересаживание и т.д.) – поддержание объекта релаксации, обогащения воздуха кислородом и живого подспорья для проведения уроков биологии;

И внеклассная деятельность:

• операция "Поиск", в которой участвуют все учащиеся класса  (ребята собирают гербарии во время летнего отдыха, коллекций насекомых ).

* различные экскурсии в природу, зоологические музеи, выставки.


Особое внимание в воспитательной системе следует уделить семье как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Организуется целенаправленное взаимодействие с ней с учетом индивидуальных особенностей детей:

* Индивидуальные беседы с родителями
• Родительские собрания
• Совместные поездки
• Организации классных вечеров отдыха с приглашение родителей

При этом главной задачей является воспитание сознательного отношения к природе, собственному здоровью, забота о продолжении рода, сохранение и умножение его добрых традиций.

Являясь не просто педагогом-воспитателем, а еще и учителем биологии, имею огромные возможности заниматься выполнением данных задач через уроки и во внеурочное время. Совместные походы в природу помогают окунуться в богатейший природный мир, помогают привить любовь к самому себе через любовь к окружающему миру.

^ 1.2.Система работы классного руководителя по воспитанию культуры здоровья школьников


Здоровье – понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Вопросы сохранения здоровья, оптимизация факторов, которые его формируют, поднимаются не только медиками, но и экологами в связи с тем, что в настоящее время влияние отрицательных факторов окружающей среды неуклонно возрастает, а адаптационные возможности человека как биологического вида не безграничны.
Для эффективности процесса воспитания культуры здоровья школьников в работе классного руководителя необходим системный подход, то есть культура здоровья школьников должна развиваться в целостном интегрированном воспитательном процессе, в котором все компоненты взаимосвязаны.


Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.
“Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребёнок, очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа”.
Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.
Ученик проводит в школе значительную часть своей жизни, поэтому школа оказывает формирующее влияние на развитие многих сторон его личности. Система социально-психологических и педагогических условий конкретной школы может как способствовать, так и препятствовать развитию здоровой личности. Причем, можно выделить как внешние по отношению к развивающейся личности ребенка (формы обучения и внеклассной работы, специфика стиля педагогического общения, общий психологический климат класса и школы и др.), так и внутренние (готовность и способность самого ребенка соответствовать требованиям здоровой школьной среды, т. к. вряд ли возможно “оздоровить” кого-то без его собственной активности) условия. Соответственно, усилия педагогов и психологов должны быть совместными и направлены на оба типа условий.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
• технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
• технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
• разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.


^ 1.3.Целеполагание системы воспитания
Для реализации данной воспитательной системы были определены следующие педагогические цели.
Стратегическая цель. - формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, интегрированной в современное общество, здоровой духовно и физически.

Частная цель - использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения, обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе.

^ Направления воспитательной деятельности в рамках системы - воспитание отношения к человеку, обществу, идеалу жизни, идеалу человека; психическое развитие; овладение этикетом; приобщение к здоровому образу жизни; развитие самоуправления и творчества.
^ Главные задачи воспитательной системы:

  1. воспитание личности, ориентированной на здоровый образ жизни;

  2. воспитание в ребёнке заботы о продолжении рода, сохранение и умножение его добрых традиций.

  3. Формирование высоконравственного отношения к людям, окружающему миру, природе.

  4. Развитие индивидуально-личностных качеств каждого ребёнка, талантов, интересов и склонностей

Иерархия ценностей, положенных в основу воспитательной системы : (по системе ценностей В.А. Караковского)

  1. Нравственное и физическое здоровье человека

  2. Земля — как место обитания человека,

  3. Отечество, семья — естественная среда развития ребёнка,

  4. труд — как основа человеческого бытия,

  5. знания,

  6. культура,

  7. Мир,

  8. Человек — абсолютная ценность, «мера всех вещей».


Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.


^ 1.4 Личностно-ориентированные принципы системы воспитания. Модель выпускника

- Ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
– учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
– учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
– ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
– ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
– ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
– ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.

Учитывая вышесказанное, можно сформировать модель выпускника – результат воспитательного воздействия данной системы.
--Человек, сохраняющий интерес к познанию мира, занимающийся самообразованием;
-человек, осознающий свои права и признающий права других людей;
--человек, знающий свою родословную;
--человек с гуманистическими идеями и убеждениями;
--человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий постоянную потребность в саморегуляции и саморефлексии.


^ 1.5 Основные этапы работы системы. Диагностика эффективности воспитательной работы

5 класс – укрепление коллектива класса, природоведческая деятельность, изучение мира вокруг себя, физическое воспитание, формирование ценностного отношения к природе.

6 класс – экологическое воспитание, участие в экологических мероприятиях, физическое воспитание, профилактика вредных привычек, формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни.

7 – 8 класс - изучение организма человека, освоение здоровьесберегающих технологий, формирование представлений о человеке.

9 класс – профессиональное определение, диагностика своих склонностей, интересов, способностей, определение значимости экологических и биологических знаний для ряда различных профессий, формирование жизненной позиции для индивидуального выбора пути

Диагностика эффективности работы воспитательной системы

5-6 класс

Критерии

Показатели

Методы

Сформированность классного коллектива

Состояние эмоционально-психических отношений в коллективе, сформированность индивидуальности классного коллектива

Социометрия

Методика «Мы — коллектив? Мы —коллектив... Мы — коллектив!»(разработка М.Г. Казакиной, методика А.Н. Лутошкина).

Сравнительная оценка классных КТД. 

Развитость экологического мышления, формирование ценностного отношения к природе, развитие навыков санитарно-гигиенической культуры

Развитость естественнонаучного мировоззрения, стремление к творческому решению экологических задач

Анкетирование, беседы по охране природы, проведение деловых игр, участие в районных и международных экологических мероприятиях

Сформированность коммуникативной культуры, усвоение элементарных норм общежития


Коммуникативность, Проявление внимания к другим людям, окружающему миру в целом


«Совет другу» (характеристика-пожелание).Викторина «Как правильно поступить».Сочинение-рассуждение «Воспитанный человек... Какой он?».

7-9 класс

Критерии

 

Диагностические средства, методы

Сформированность потреб­ности в самопознании и самостроительстве 

Тест «Знаю ли я себя» 

Физическое воспитание учащихся, отказ от вредных привычек 

 Ролевые игры, анкетирование, формирующий эксперимент по формированию отвращения к вредным привычкам, конференции, КВН

Нравственное и профессиональное самоопределение учащихся

Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Тест Айзенка, опросник Голомштока

Творческая активность

 

Методика диагностики творческой активности учащихся. Анализ личностных достижений учащихся 

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью класса и своим положением в коллективе

 

Методика «Наши отношения». Методика «Символический портрет класса». Сочинения «Я и мой класс».

 


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль семьи и игоровой деятельности в становлении личности ребенка
Основная воспитательная система, где закладываются личностные качества человека, нравственные, интеллектуальные, волевые, при этом...

Положение о воспитательных системах классных коллективов Общие положения
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную...

1. Воспитательная система класса это способ организации жизнидеятельности...
В разное время педагогическая наука даёт различные трактовки понятия «воспитания». Однако наиболее верным является следующее, предложенное...

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «центр...
Кирсанова и Кирсановского района. С 21 марта 2012 года данная работа продолжена специалистами тогбу «Центр по оказанию психолого-педагогических...

Урок окружающего мира по умк «Планета Знаний» (2 класс)
Урок окружающего мира по умк «Планета Знаний» (2 класс) с использованием программных продуктов в операционной системе Linux

План работы службы по профилактике семейного неблагополучия и социального...
И. о директора тогбу «Центр по оказанию психолого-педагогических услуг «Планета любви»

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «центр...
На базе тогбу «Центр по оказанию психолого-педагогических услуг «Планета любви» с 21 марта 2012 года работает служба постинтернатного...

Памятка по системе «Проход\питание» Система «Проход/питание»
Система «Проход/питание» (далее Система), предназначена для организации контрольно-пропускного режима и питания в школьной столовой,...

Требования к урок
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения

Приказ «29» марта 2013 г р. п. Ржакса №28 Об итогах проведения районного...
Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета- 2013», посвященного Году охраны окружающей среды», в целях формирования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница