Скачать 361.15 Kb.
|
![]() Лето Летом природа радует нас длинными солнечными днями, обилием ярких душистых цветов, богатым урожаем ягод, грибов, овощей и фруктов, разнообразием насекомых, птиц и зверей. Именно в это время года дошкольники и знакомятся с многообразием растительного и животного мира. Лето, как и другие сезоны, имеет начало, середину и конец. Для каждого периода характерны свои особые приметы. Не всегда дети могут обратить на них внимание самостоятельно, поэтому взрослый должен ввести их в мир природы, помочь разобраться в ее законах, сформировать знания и представления, воспитать бережное отношение ко всему живому и неживому. Решение этих задач возможно только в процессе непосредственного общения ребенка с окружающим миром (а летняя погода особенно благоприятствует познавательным прогулкам в лес, поле, к водоему). Рассказы, сказки, стихи и загадки о жизни растений и животных летом являются неотъемлемой частью такого общения: они помогают развивать в детях наблюдательность, становиться духовно богаче. Какие же представления о летнем времени года обычно бывают у дошкольников? Лето наступает после весны. День намного длиннее ночи. Погода. Солнце светит ярко. Дожди редкие, теплые, иногда - ливневые, с молнией, громом и градом. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Двадцать второго июня - самый длинный день в году, день летнего солнцестояния. После него несколько суток ночи очень светлые и короткие (как говорят в народе, «заря сходится с зарею»). Двадцать пятого июня - день солнцеворота (солнце поворачивает на зиму), дни начинают понемногу убывать. ^ (полное лето) наступает в июле, с момента цветения липы. Июль - самый жаркий месяц года, часто бывают ливни, грозы. Когда одновременно светит солнце и идет дождь, на небе можно увидеть радугу. В водоемах - теплая вода. В августе происходит спад лета. Дни стоят теплые, но солнце уже не печет так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоемах остывает. Растения. На деревьях и кустарниках — пышная зеленая листва. На лугах, опушках лесов, в парках, садах - множество различных цветов. Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик Садовые цветы: пион, флокс, ноготки, гладиолус, настурция, роза, георгин. В лесу много ягод (съедобные — земляника, черника, малина, голубика; ядовитые - волчье лыко, вороний глаз, паслен, бузина) и грибов (съедобные - белый, подосиновик, подберезовик, сыроежка, лисичка; ядовитые - мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб, ложные опенки). Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей (свекла, морковь, лук, огурец, помидор, редис), фруктов и ягод (яблоко, груша, слива, вишня, смородина, крыжовник). Животные. Появляется много насекомых (бабочка, кузнечик, пчела, муравей, паук, муха, жук, комар, стрекоза). Животные заботятся о детенышах, учат их добывать пищу, прятаться от врагов. В представленной подборке произведений основное внимание сконцентрировано на характерных особенностях жизни животных (насекомые, птицы, звери) летом. Взрослому нужно объяснить детям, что у птиц и зверей наступает ответственная пора — выхаживание потомства. Животные должны успеть сделать это до осени, вот почему людям не стоит их беспокоить: кричать в лесу, включать магнитофоны, разводить костры, брать птенцов в руки и т.п. Читая детям рассказы «В лисьей норе», «Крутые меры» Н. Сладкова, воспитатель обращает внимание на то, с каким юмором и любовью описывает автор поведение птиц, заботящихся о потомстве. Сказки «Первая охота» В. Бианки и «Красный и зеленый» Ю. Дмитриева познакомят с тем, как животные приспосабливаются к среде обитания. Любуясь вместе с детьми бабочками, взрослый может рассказать им, почему крылья бабочек имеют разную окраску. Оказывается, она помогает насекомому скрываться от врагов. У бабочки павлиний глаз на крыльях большие пятна («глаза»). Когда подлетает птица, бабочка раскрывает крылья, чем пугает птицу. Зеленого кузнечика трудно заметить в зеленой траве, однако его хорошо слышно издалека. Чем же он «поет»? На правом надкрылье у него находится специальная перепонка, а на левом - толстая жилка с мелкими зубчиками. Когда левое надкрылье трется о правое, получается стрекочущий звук. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи, осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. ^ БАБОЧКИ Бабочки тогда только живут, когда хорошо живется. Чуть только им плохо - холодно, ветрено, сыро, - они обмирают. Впадают в особый сон: ничего не видят, не слышат, не чувствуют. И тогда все плохое и неприятное проходит мимо, будто и вовсе его нет. Нет в жизни бабочек дней тяжелых и пасмурных - только светлые, теплые, солнечные. Потому-то так беззаботно и весело порхают они над лугом. КУЗНЕЧИК Кузнечики-кузнецы куют - звенят веселые молоточки. Расселись кузнечики по цветам, стебелькам и листьям - куют во все крылышки. Ну да, крылышки! Ведь кузнечики не молоточками стучат, а крылышками сучат. Трут крылышко о крылышко, как ладошку о ладошку. На левом крылышке у них особые зубчики, на правом - особые жилки. Зубчики трутся о жилки, и получается стрекотание. То самое, что издали так похоже на перестук крохотных молоточков, за которое кузнечика и назвали кузнечиком-кузнецом. ![]() Ю. Дмитриев ^ Вот какой случай произошел однажды на полянке. На ветке куста встретились два жука - красный и зеленый. Первого звали Божья коровка, второго - Бронзовка. Посмотрели жуки друг на друга, удивились. И красный жук спросил: - Ты почему такой весь зеленый? - Это чтоб в траве и на листьях меня было не видно. - А зачем надо, чтоб тебя было не видно? - А затем, чтоб птицы меня не съели. - Вот чудак! - сказал красный жук. - Чтоб птицы не съели, надо быть, наоборот, очень заметным. - Нет! - сказал зеленый жук. - Да! - сказал красный. - Нет! - замахал усиками зеленый жук. - Ты все перепутал! - Это ты все перепутал! - топнул ножкой красный. Неизвестно, чем кончился бы этот спор. Но тут оба жука увидели птицу. В тот же миг зеленый жук нырнул в траву, а красный остался сидеть на ветке. Птица подлетела поближе и села на ветку. Посмотрела на красного жука одним глазом, покрутила головой, потом посмотрела другим и отвернулась. Нет уж! Вкусный жук не станет сидеть прямо на виду. Он обязательно спрячется. А этот сидит как ни в чем не бывало. Один раз она уже пробовала клюнуть такого храбреца. И на всю жизнь запомнила, какой он противный. Птица вспорхнула с ветки, несколько раз облетела вокруг куста и стала кружить как раз над тем местом, где спрятался зеленый жук. А жук этот прижался к травинке, будто слился с ней. И замер - усиком не шевельнет. Птица его не заметила и полетела дальше. - Вот видишь, - ответил красный жук, сползая с ветки. Больше они ничего не сказали друг другу и поползли в разные стороны по своим жучиным делам. Они так и не поняли, почему один из них прячется, а другой, наоборот, старается, чтоб его получше разглядели. ![]() Ю. Дмитриев ^ -Бом! Что-то толкнуло синий колокольчик, и он за качался. Это маленький паучишка упал на него откуда-то сверху. Колокольчик обиделся: - Ты зачем толкаешься? - Я не нарочно, - сказал паучишка, - я летел и упал. - Летел? - удивился колокольчик. - Без крыльев? Не может быть! Это мухи летают, а пауки только ползают. - Я тоже летел, - сказал паучишка, - честное слово! - Как муха? - Нет, как паук. - Этого не может быть, - вмешался ландыш. - Может! - сказал паучишка. - Тогда покажи. - А я хотел у вас на полянке пожить. -Ну, прилетишь обратно. - Нет, не прилечу. Взлететь-то я могу, а где сяду - не знаю. - Так не бывает, - в один голос сказали ландыш и колокольчик, - просто ты не умеешь летать. - Нет, умею! - Нет, не умеешь! - Ах так! - разозлился паучишка и стал быстро подниматься по травинке вверх. Добежал он до верхушки, остановился, и тут рядом с ним появилась тоненькая ниточка. Это паучишка начал выпускать паутину. Ветер тут же подхватил ее, будто хотел вырвать. Но паучишка крепко держал свою паутинку. А она становилась все длиннее и длиннее. Паучишка уже с трудом удерживал ее. Наконец цветы увидели, как ветер вырвал ниточку. Вырвал? Тогда где же паучишка? Нет, оказывается, не вырвал - подхватил паутинку вместе с паучком. Все выше и выше, все дальше и дальше несет ветер паутинку. А вместе с ней, как на воздушном шаре, летит паучишка. Сюда он больше не вернулся - ветер унес его на другую полянку. А на эту прилетели другие паучки. Но теперь уже цветы больше не спрашивали - как это летают без крыльев. В.Бианки ^ Надоело Щенку гонять кур по двору. «Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами». Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу. Увидели его дикие звери, птицы и насекомые и думают, каждый про себя. Выпь думает: «Я его обману!» Удод думает: «Я его удивлю!» Вертишейка думает: «Я его напугаю!» Ящерка думает: «Я от него вывернусь!» Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: «Мы от него спрячемся!» «А я его прогоню!» - думает Жук-Бомбардир. «Мы все за себя постоять умеем, каждый по-своему!» - думают они про себя. А Щенок уже побежал к озерку и видит: стоит у камыша Выпь на одной ноге по колено в воде. «Вот я ее сейчас поймаю!» - думает Щенок и совсем уж приготовился прыгнуть ей на спину. А Выпь глянула на него и шагнула в камыш. Ветер по озеру бежит, камыш колышет. Камыш качается взад-вперед, взад-вперед. У Щенка перед глазами желтые и коричневые полосы качаются взад-вперед, взад-вперед. А Выпь стоит в камыше, вытянулась - тонкая-тонкая, и вся в желтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит, качается взад-вперед, взад-вперед. Щенок глаза выпучил, смотрел, смотрел - не видит Выпи в камыше. «Ну, - думает, - обманула меня Выпь. Не прыгать же мне в пустой камыш! Пойду другую птицу поймаю». Выбежал на пригорок, смотрит: сидит на земле Удод, хохлом играет, - то развернет, то сложит. «Вот я на него сейчас с пригорка прыгну!» - думает Щенок. А Удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх поднял. Смотрит Щенок: нет птицы, а лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла. Удивился Щенок: куда же Удод девался? «Неужели я эту пеструю тряпку за него принял? Пойду поскорей маленькую птичку поймаю». Подбежал к дереву и видит: сидит на ветке маленькая птица Вертишейка. Кинулся к ней, а Вертишейка юрк в дупло. «Ага! - думает Щенок - Попалась!» Поднялся на задние лапы, заглянул в дупло, а в черном дупле черная змея извивается и страшно шипит. Отшатнулся Щенок, шерсть дыбом поднял - и наутек А Вертишейка шипит ему вслед из дупла, головой крутит, по спине у нее змейкой извивается полоска черных перьев. «Уф! Напугала как! Еле ноги унес. Больше не стану на птиц охотиться. Пойду лучше ящерку поймаю». Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок - прыг! - и ухватил за хвост. А Ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень! Хвост в зубах у Щенка извивается. Фыркнул Щенок, бросил хвост - и за ней. Да куда там! Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает. «Ну, - думает Щенок, - уж если Ящерка и та от меня вывернулась, так я хоть насекомых наловлю». Посмотрел кругом, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, в воздухе бабочки летают. Бросился Щенок ловить их - и вдруг стало кругом, как на загадочной картинке: все тут, а никого не видно. Спрятались все. Зеленые кузнечики в зеленой траве притаились. Гусеницы на веточках вытянулись и замерли: их от сучков не отличишь. Бабочки сели на деревья, крылья сложили - не разберешь, где кора, где листья, где бабочки. Один крошечный Жук-Бомбардир идет себе по земле, никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жук-Бомбардир остановился да как пальнет в него летучей едкой струйкой - прямо в нос попал! Взвизгнул Щенок, хвост поджал, повернулся - да через луг, да в подворотню. Забился в конуру и нос высунуть боится. А звери, птицы и насекомые - все опять за свои дела принялись. ![]() Н. Сладков ^ Угораздило утят вылупиться в... лисьей норе! Не они виноваты: это родители их, рыжие утки огари, лисью нору для своего гнезда облюбовали. Поселились утки с лисой под одной крышей. Рыжая хозяйка в главной норе, рыжие жильцы в отнорке. И вылупились утята чуть не у самого лисьего носа! Ой, чем-то все это кончится? А кончилось тем, что запугала утка лису чуть не до смерти! Сунула как-то лиса нос свой в утиный отнорок, а утка как шею по-змеиному вытянет, как ею заизвивает, как по-змеиному зашипит, как глазами из темноты по-змеиному засверкает - у лисицы от страха и хвост дыбом! С тех пор мимо отнорка ползет - туда не суется, а только косится. А утята ей из-под утки носы показывают. Скоро вывела утка утят из норы, повела на чистую воду. Лапкам утячьим на камешках колко, но от матери не отстают. Бугор на пути крутой - все до одного вскарабкались. Обрыв к воде высоченный, а они смело за уткой: шлеп! шлеп! шлеп! Кто в воду, кто на песок, а кто и на камни. Ничего: глазами поморгали, носами ушибленными потрясли, лапки ушибленные почесали - да в воду. Тут, на чистой воде, и справили свой день рождения. А где же еще справлять: не в норе же у рыжей лисицы. ![]() ^ Сладков ДРОЗДЕНОК Веселое в лесу времечко: что ни день, то день рождения! У ежей - ежата, у зайцев - зайчата, у дроздов - дроздята! Лисята, галчата, скворчата... Горячая пора - все детишки угощение ищут. У всех забот полон рот. Дрозды не покладая крыльев работают от зари до зари. Еще бы, каждому птенцу подавай в день тридцать завтраков, тридцать обедов и тридцать ужинов! А птенцов в гнезде пять. И у каждого рот как кулек. ^ У пеночки-зернички клюв до того маленький, что только комар в нем и поместится. Сразу много еды в клюве не принесешь. А птенцов в гнезде пять. И у каждого рот - кулек! Сколько в него ни суй, все равно мало. Одному комара отдашь - другие голодные. На всех разделишь - все голодные. Как разинут свои кульки: «Мне, мне, мне!» Вот пеночка и хитрит. Одному в рот комара сунет, а другому пустой клюв. Вроде успокоительной соски! Так и бьется одна с пятью: кто комара глотает, кто соску дергает. Скоро птенцы оперились, пора из гнезда прыгать. А им неохота! В гнезде и тепло, и уютно, и сытно. А в сырых да холодных кустах еще неизвестно что. - Ах так! - рассердилась пеночка. И улетела. Конечно, это я сказал за нее «ах так». Может, я и не точно перевел ее выкрик. Но только она и в самом деле вдруг перестала выманивать птенцов из гнезда, пискнула и улетела. Сперва птенцы даже обрадовались: никто не беспокоит. Но скоро проголодались и дружно заерзали. «Эй, кто тут нас должен кормить?» Муха у гнезда покрутилась - птенцы так к ней шеи и вытянули. Но муха сама в рот не лезет. Бабочка у гнезда запорхала - птенцы ей навстречу рты разинули, словно «ура» прокричали! Заглянула в гнездо птичка-чечевичка - и у нее стали клянчить: «Дай же чего-нибудь, дай!» Но никому до них дела нет. Стали тогда друг у друга выпрашивать. Только один пошевелится - все к нему с раскрытыми ртами. А у того у самого рот до ушей и даже трясется от нетерпения. И вот, когда уже не знали, у кого и просить, появилась мама-пеночка с гусеницей. С зеленой, как леденец. Не успела она и позвать, как птенцы наперегонки стали выпрыгивать из гнезда ей навстречу! Ни холод, ни сырость уже нипочем: «Мне, мне, мне!» Проучила пеночка упрямых птенцов. А что ей было делать? Одна она, и в клюве только один комар помещается. А их пятеро, и каждый ростом уже с нее! Вечером вся семейка собралась на одной ветке. Прижались друг к другу, сытые и довольные. Даже соски не просят! ^ Три яичка лежали в гнезде чайки: два неподвижно, а третье шевелилось. Третьему не терпелось, оно даже посвистывало! Будь его воля, оно бы так и выскочило из гнезда и, как колобок, покатилось бы по бережку! Возилось яичко, возилось и стало тихонько похрустывать. Выкрошилась на тупом конце дырочка. И в дырочку, как в оконце, высунулся птичий нос. Птичий нос - это и рот. Рот открылся от удивления. Еще бы: стало вдруг в яйце светло и свежо! Глухие доселе звуки зазвучали властно и громко. Незнакомый мир ворвался в уютное и скрытое жилище птенца. И чайчонок на миг оробел: может, не стоит совать свой нос в этот неведомый мир? Но солнце грело ласково, глаза привыкли к яркому свету. Качались зеленые травинки, плескали ленивые волны. Чайчонок уперся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа расселась. Чайчонок так испугался, что громко, во все горло крикнул: «Мама!» Так в нашем мире одной чайкой стало больше. В хоре голосов, голосищ и голосишек: зазвучал новый голосок. Был он робок и тих, как писк комара. Но он звучал, и его слышали все. Чайчонок встал на дрожащие ножки, поерзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперед: вода так вода! Минует ли он грозных щук и выдр? Или путь его оборвется на клыках первой же хитрой лисы? Крылья матери-чайки распластались над ним, как руки, готовые прикрыть от невзгод. Покатил в жизнь пушистенький колобок. |
![]() | Нас окружает природа со своим великолепием красок. Вокруг нас зеленая трава и голубое небо. Мир полон ярких цветов, насекомых, и... | ![]() | Нас окружает природа со своим великолепием красок. Вокруг нас зеленая трава и голубое небо. Мир полон ярких цветов, насекомых, и... |
![]() | «Отдых летом 2012 года». Вот я, а это моя мама, папа, сестричка Полина. Какие мы здесь все счастливые! Лето Лето-это маленький лучик... | ![]() | ... |
![]() | Цели: 1 познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение... | ![]() | Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», картинки грибов... |
![]() | Оборудование: Плакаты с темой осени, макеты грибов, овощей и фруктов, осенние листья, корона для Осени, корзинка с яблоками и грушами,... | ![]() | Научить способам сохранения витаминов и минеральных веществ при обработке овощей |
![]() | Задачи: обучающие: усвоить понятия “насекомые, кутикула, ротовой аппарат, крылья, дыхальца”, знать общие признаки насекомых, черты... | ![]() | Методическое пособие предназначено для хранителей архивов. Его цель познакомить сотрудников архивов с биологией плесневых грибов;... |