Летом природа радует нас длинны­ми солнечными днями, обилием ярких душистых цветов, богатым урожаем ягод, грибов, овощей и фрук­тов, разнообразием насекомых




Скачать 361.15 Kb.
НазваниеЛетом природа радует нас длинны­ми солнечными днями, обилием ярких душистых цветов, богатым урожаем ягод, грибов, овощей и фрук­тов, разнообразием насекомых
страница1/3
Дата публикации19.03.2013
Размер361.15 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3



Лето
Летом природа радует нас длинны­ми солнечными днями, обилием ярких душистых цветов, богатым урожаем ягод, грибов, овощей и фрук­тов, разнообразием насекомых, птиц и зверей. Именно в это время года до­школьники и знакомятся с многообра­зием растительного и животного мира. Лето, как и другие сезоны, имеет нача­ло, середину и конец. Для каждого перио­да характерны свои особые приметы. Не всегда дети могут обратить на них внима­ние самостоятельно, поэтому взрослый должен ввести их в мир природы, помочь разобраться в ее законах, сформировать знания и представления, воспитать бережное отношение ко всему живому и неживому. Решение этих задач возможно только в процессе непосредственного общения ребенка с окружающим миром (а летняя погода особенно благоприятст­вует познавательным прогулкам в лес, по­ле, к водоему). Рассказы, сказки, стихи и загадки о жизни растений и животных летом являются неотъемлемой частью такого общения: они помогают развивать в детях наблюдательность, становиться духовно богаче.
Какие же представления о летнем времени года обычно бывают у до­школьников?
Лето наступает после весны. День на­много длиннее ночи.

Погода. Солнце светит ярко. Дожди редкие, теплые, иногда - ливневые, с молнией, громом и градом. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Двадцать второго июня - самый длинный день в году, день летнего солн­цестояния. После него несколько суток ночи очень светлые и короткие (как го­ворят в народе, «заря сходится с зарею»). Двадцать пятого июня - день солнцево­рота (солнце поворачивает на зиму), дни начинают понемногу убывать.
^ Середина лета (полное лето) насту­пает в июле, с момента цветения липы. Июль - самый жаркий месяц года, часто бывают ливни, грозы. Когда одновременно светит солнце и идет дождь, на небе можно увидеть радугу. В водоемах - теплая вода.

В августе происходит спад лета. Дни стоят теплые, но солнце уже не печет так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоемах остывает.
Растения. На деревьях и кустарниках — пышная зеленая листва. На лугах, опушках лесов, в парках, садах - множество различных цветов. Луговые цветы: оду­ванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик Садовые цветы: пион, флокс, ноготки, гладиолус, настурция, роза, георгин. В лесу много ягод (съедобные — земляника, черника, малина, голубика; ядовитые - волчье лы­ко, вороний глаз, паслен, бузина) и гри­бов (съедобные - белый, подосиновик, подберезовик, сыроежка, лисичка; ядови­тые - мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб, ложные опенки).

Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей (свекла, морковь, лук, огурец, помидор, редис), фруктов и ягод (яблоко, груша, слива, вишня, смороди­на, крыжовник).
Животные. Появляется много насе­комых (бабочка, кузнечик, пчела, мура­вей, паук, муха, жук, комар, стрекоза). Животные заботятся о детенышах, учат их добывать пищу, прятаться от врагов.

В представленной подборке произве­дений основное внимание сконцентри­ровано на характерных особенностях жизни животных (насекомые, птицы, звери) летом. Взрослому нужно объяс­нить детям, что у птиц и зверей наступа­ет ответственная пора — выхаживание потомства. Животные должны успеть сделать это до осени, вот почему людям не стоит их беспокоить: кричать в лесу, включать магнитофоны, разводить ко­стры, брать птенцов в руки и т.п.
Читая детям рассказы «В лисьей норе», «Крутые меры» Н. Сладкова, воспитатель обращает внимание на то, с каким юмо­ром и любовью описывает автор поведе­ние птиц, заботящихся о потомстве.
Сказки «Первая охота» В. Бианки и «Красный и зеленый» Ю. Дмитриева познакомят с тем, как животные приспо­сабливаются к среде обитания.

Любуясь вместе с детьми бабочками, взрослый может рассказать им, почему крылья бабочек имеют разную окраску. Оказывается, она помогает насекомому скрываться от врагов. У бабочки павли­ний глаз на крыльях большие пятна («глаза»). Когда подлетает птица, бабоч­ка раскрывает крылья, чем пугает птицу.

Зеленого кузнечика трудно заметить в зеленой траве, однако его хорошо слышно издалека. Чем же он «поет»? На правом надкрылье у него находится специальная перепонка, а на левом - толстая жилка с мелкими зубчиками. Когда левое надкрылье трется о правое, получается стрекочущий звук.

Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи, осы. Одна­ко в природе нет ничего лишнего. Объ­ясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные ос­танки, являясь санитарами. Осы прино­сят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух.
^ Н. Сладков
БАБОЧКИ

Бабочки тогда только живут, когда хорошо жи­вется. Чуть только им плохо - холодно, ветрено, сы­ро, - они обмирают. Впадают в особый сон: ничего не видят, не слышат, не чувствуют. И тогда все пло­хое и неприятное проходит мимо, будто и вовсе его нет. Нет в жизни бабочек дней тяжелых и пасмур­ных - только светлые, теплые, солнечные. Потому-то так беззаботно и весело порхают они над лугом.

КУЗНЕЧИК

Кузнечики-кузнецы куют - звенят веселые мо­лоточки.

Расселись кузнечики по цветам, стебелькам и листьям - куют во все крылышки. Ну да, крылыш­ки! Ведь кузнечики не молоточками стучат, а кры­лышками сучат. Трут крылышко о крылышко, как ладошку о ладошку. На левом крылышке у них осо­бые зубчики, на правом - особые жилки. Зубчики трутся о жилки, и получается стрекотание. То са­мое, что издали так похоже на перестук крохот­ных молоточков, за которое кузнечика и назвали кузнечиком-кузнецом.




Ю. Дмитриев

^ КРАСНЫЙ И ЗЕЛЕНЫЙ

Вот какой случай произошел однажды на по­лянке.

На ветке куста встретились два жука - крас­ный и зеленый. Первого звали Божья коровка, второго - Бронзовка. Посмотрели жуки друг на друга, удивились. И красный жук спросил:

- Ты почему такой весь зеленый?

- Это чтоб в траве и на листьях меня было не видно.

- А зачем надо, чтоб тебя было не видно?

- А затем, чтоб птицы меня не съели.

- Вот чудак! - сказал красный жук. - Чтоб пти­цы не съели, надо быть, наоборот, очень замет­ным.

- Нет! - сказал зеленый жук.

- Да! - сказал красный.

- Нет! - замахал усиками зеленый жук. - Ты все перепутал!

- Это ты все перепутал! - топнул ножкой красный.

Неизвестно, чем кончился бы этот спор. Но тут оба жука увидели птицу. В тот же миг зеле­ный жук нырнул в траву, а красный остался си­деть на ветке. Птица подлетела поближе и села на ветку. Посмотрела на красного жука одним глазом, покрутила головой, потом посмотрела другим и отвернулась. Нет уж! Вкусный жук не станет сидеть прямо на виду. Он обязательно спрячется. А этот сидит как ни в чем не бывало. Один раз она уже пробовала клюнуть такого храбреца. И на всю жизнь запомнила, какой он противный.

Птица вспорхнула с ветки, несколько раз об­летела вокруг куста и стала кружить как раз над тем местом, где спрятался зеленый жук. А жук этот прижался к травинке, будто слился с ней. И замер - усиком не шевельнет. Птица его не заметила и полетела дальше.

- Вот видишь, - ответил красный жук, сползая с ветки.

Больше они ничего не сказали друг другу и по­ползли в разные стороны по своим жучиным де­лам. Они так и не поняли, почему один из них прячется, а другой, наоборот, старается, чтоб его получше разглядели.



Ю. Дмитриев

^ КАК ЛЕТАЕТ ПАУЧИШКА

-Бом!

Что-то толкнуло синий колокольчик, и он за­ качался. Это маленький паучишка упал на него откуда-то сверху.

Колокольчик обиделся:

- Ты зачем толкаешься?

- Я не нарочно, - сказал паучишка, - я летел и упал.

- Летел? - удивился колокольчик. - Без крыльев? Не может быть! Это мухи летают, а пауки толь­ко ползают.

- Я тоже летел, - сказал паучишка, - честное слово!

- Как муха?

- Нет, как паук.

- Этого не может быть, - вмешался ландыш.

- Может! - сказал паучишка.

- Тогда покажи.

- А я хотел у вас на полянке пожить.

-Ну, прилетишь обратно.

- Нет, не прилечу. Взлететь-то я могу, а где ся­ду - не знаю.

- Так не бывает, - в один голос сказали ландыш и колокольчик, - просто ты не умеешь летать.

- Нет, умею!

- Нет, не умеешь!

- Ах так! - разозлился паучишка и стал быст­ро подниматься по травинке вверх.

Добежал он до верхушки, остановился, и тут рядом с ним появилась тоненькая ниточка. Это паучишка начал выпускать паутину. Ветер тут же подхватил ее, будто хотел вырвать. Но паучишка крепко держал свою паутинку. А она становилась все длиннее и длиннее. Паучишка уже с трудом удерживал ее. Наконец цветы увидели, как ветер вырвал ниточку. Вырвал? Тогда где же паучишка? Нет, оказывается, не вырвал - подхватил паутин­ку вместе с паучком.

Все выше и выше, все дальше и дальше несет ветер паутинку. А вместе с ней, как на воздушном шаре, летит паучишка.

Сюда он больше не вернулся - ветер унес его на другую полянку. А на эту прилетели другие па­учки.

Но теперь уже цветы больше не спрашивали - как это летают без крыльев.

В.Бианки

^ ПЕРВАЯ ОХОТА

Надоело Щенку гонять кур по двору.

«Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зве­рями и птицами».

Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу.

Увидели его дикие звери, птицы и насекомые и думают, каждый про себя.

Выпь думает: «Я его обману!»

Удод думает: «Я его удивлю!»

Вертишейка думает: «Я его напугаю!»

Ящерка думает: «Я от него вывернусь!»

Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: «Мы от него спрячемся!»

«А я его прогоню!» - думает Жук-Бомбардир.

«Мы все за себя постоять умеем, каждый по-своему!» - думают они про себя.

А Щенок уже побежал к озерку и видит: стоит у камыша Выпь на од­ной ноге по колено в воде.

«Вот я ее сейчас поймаю!» - дума­ет Щенок и совсем уж приготовился прыгнуть ей на спину.

А Выпь глянула на него и шагнула в камыш.

Ветер по озеру бежит, камыш ко­лышет. Камыш качается взад-вперед, взад-вперед.

У Щенка перед глазами желтые и коричневые полосы качаются взад-впе­ред, взад-вперед.

А Выпь стоит в камыше, вытянулась - тонкая-тонкая, и вся в желтые и коричневые полосы рас­крашена.

Стоит, качается взад-вперед, взад-вперед.

Щенок глаза выпучил, смотрел, смотрел - не видит Выпи в камыше.

«Ну, - думает, - обманула меня Выпь. Не пры­гать же мне в пустой камыш! Пойду другую птицу поймаю».

Выбежал на пригорок, смотрит: сидит на зем­ле Удод, хохлом играет, - то развернет, то сложит.

«Вот я на него сейчас с пригорка прыгну!» - думает Щенок.

А Удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх поднял.

Смотрит Щенок: нет птицы, а лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла.

Удивился Щенок: куда же Удод девался? «Не­ужели я эту пеструю тряпку за него принял? Пой­ду поскорей маленькую птичку поймаю».

Подбежал к дереву и видит: сидит на ветке маленькая пти­ца Вертишейка.

Кинулся к ней, а Вертишейка юрк в дупло.

«Ага! - думает Щенок - По­палась!»

Поднялся на задние лапы, заглянул в дупло, а в черном дупле черная змея извивается и страшно шипит.

Отшатнулся Щенок, шерсть дыбом поднял - и наутек

А Вертишейка шипит ему вслед из дупла, голо­вой крутит, по спине у нее змейкой извивается полоска черных перьев.

«Уф! Напугала как! Еле ноги унес. Больше не стану на птиц охотиться. Пойду лучше ящерку поймаю».

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

Тихонько к ней подкрался щенок - прыг! - и ухватил за хвост.

А Ящерка извернулась, хвост в зубах у него ос­тавила, сама под камень!

Хвост в зубах у Щенка извивается. Фыркнул Щенок, бросил хвост - и за ней. Да куда там! Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.

«Ну, - думает Щенок, - уж если Ящерка и та от меня вывернулась, так я хоть насекомых наловлю». Посмотрел кругом, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, в воздухе бабочки летают.

Бросился Щенок ловить их - и вдруг стало кругом, как на загадочной картинке: все тут, а ни­кого не видно. Спрятались все.

Зеленые кузнечики в зеленой траве притаились. Гусеницы на веточках вытянулись и замерли: их от сучков не отличишь.

Бабочки сели на деревья, крылья сложили - не разберешь, где кора, где листья, где бабочки.

Один крошечный Жук-Бомбардир идет себе по земле, никуда не прячется.

Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жук-Бом­бардир остановился да как пальнет в него лету­чей едкой струйкой - прямо в нос попал!

Взвизгнул Щенок, хвост поджал, повернулся - да через луг, да в подворотню.

Забился в конуру и нос высунуть боится.
А звери, птицы и насекомые - все опять за
свои дела принялись.



Н. Сладков

^ В ЛИСЬЕЙ НОРЕ

Угораздило утят вылупиться в... лисьей норе! Не они виноваты: это родители их, рыжие утки огари, лисью нору для своего гнезда облюбовали. Поселились утки с лисой под одной крышей. Рыжая хозяйка в главной норе, рыжие жильцы в отнорке. И вылупились утята чуть не у самого лись­его носа! Ой, чем-то все это кончится?

А кончилось тем, что запугала утка лису чуть не до смерти! Сунула как-то лиса нос свой в ути­ный отнорок, а утка как шею по-змеиному вытя­нет, как ею заизвивает, как по-змеиному зашипит, как глазами из темноты по-змеиному засверкает - у лисицы от страха и хвост дыбом! С тех пор мимо отнорка ползет - туда не суется, а только косится. А утята ей из-под утки носы показывают.

Скоро вывела утка утят из норы, повела на чи­стую воду. Лапкам утячьим на камешках колко, но от матери не отстают. Бугор на пути крутой - все до одного вскарабкались. Обрыв к воде высочен­ный, а они смело за уткой: шлеп! шлеп! шлеп! Кто в воду, кто на песок, а кто и на камни. Ничего: гла­зами поморгали, носами ушибленными потряс­ли, лапки ушибленные почесали - да в воду.

Тут, на чистой воде, и справили свой день рож­дения. А где же еще справлять: не в норе же у ры­жей лисицы.



^ Н. Сладков

ДРОЗДЕНОК

Веселое в лесу времечко: что ни день, то день рождения! У ежей - ежата, у зайцев - зайчата, у дроздов - дроздята! Лисята, галчата, скворчата... Горячая пора - все детишки угощение ищут. У всех забот полон рот.

Дрозды не покладая крыльев рабо­тают от зари до зари. Еще бы, каждо­му птенцу подавай в день тридцать завтраков, тридцать обедов и трид­цать ужинов! А птенцов в гнез­де пять. И у каждого рот как кулек.

^ КРУТЫЕ МЕРЫ

У пеночки-зернички клюв до того маленький, что только комар в нем и поместится. Сразу много еды в клюве не принесешь. А птен­цов в гнезде пять. И у каждого рот - кулек! Сколько в него ни суй, все равно мало. Одному комара отдашь - другие голодные. На всех разде­лишь - все голодные. Как разинут свои кульки: «Мне, мне, мне!»

Вот пеночка и хитрит. Одному в рот комара сунет, а другому пустой клюв. Вроде успокоитель­ной соски! Так и бьется одна с пятью: кто комара глотает, кто соску дергает.

Скоро птенцы оперились, пора из гнезда пры­гать. А им неохота! В гнезде и тепло, и уютно, и сытно. А в сырых да холодных кустах еще неизве­стно что.

- Ах так! - рассердилась пеночка. И улетела.

Конечно, это я сказал за нее «ах так». Может, я и не точно перевел ее выкрик. Но только она и в самом деле вдруг перестала выманивать птенцов из гнезда, пискнула и улетела.

Сперва птенцы даже обрадовались: никто не беспокоит. Но скоро проголодались и дружно за­ерзали. «Эй, кто тут нас должен кормить?»

Муха у гнезда покрутилась - птенцы так к ней шеи и вытянули. Но муха сама в рот не лезет. Ба­бочка у гнезда запорхала - птенцы ей навстречу рты разинули, словно «ура» прокричали! Загляну­ла в гнездо птичка-чечевичка - и у нее стали клянчить: «Дай же чего-нибудь, дай!» Но никому до них дела нет.

Стали тогда друг у друга выпрашивать. Только один пошевелится - все к нему с раскрытыми ртами. А у того у самого рот до ушей и даже тря­сется от нетерпения.

И вот, когда уже не знали, у кого и просить, по­явилась мама-пеночка с гусеницей. С зеленой, как леденец. Не успела она и позвать, как птенцы наперегонки стали выпрыгивать из гнезда ей навст­речу! Ни холод, ни сырость уже нипочем: «Мне, мне, мне!»

Проучила пеночка упрямых птенцов. А что ей было делать? Одна она, и в клюве только один ко­мар помещается. А их пятеро, и каждый ростом уже с нее!

Вечером вся семейка со­бралась на одной ветке. Прижались друг к другу, сы­тые и довольные. Даже соски не просят!

^ НОВЫЙ ГОЛОСОК

Три яичка лежали в гнезде чай­ки: два неподвижно, а третье шевели­лось. Третьему не терпелось, оно даже посвистывало! Будь его воля, оно бы так и выскочило из гнезда и, как колобок, покатилось бы по бережку!

Возилось яичко, возилось и стало тихонько похрустывать. Выкрошилась на тупом конце дырочка. И в дырочку, как в оконце, высунулся птичий нос. Птичий нос - это и рот. Рот открылся от удивления. Еще бы: стало вдруг в яйце светло и свежо! Глухие доселе звуки зазвучали властно и громко.

Незнакомый мир ворвался в уютное и скрытое жилище птенца. И чайчонок на миг оробел: может, не стоит совать свой нос в этот неведомый мир? Но солнце грело ласково, глаза привыкли к яркому свету. Качались зеленые травинки, плескали ленивые волны. Чайчонок уперся лапками в пол, а головой в

потолок, нажал, и скорлупа расселась. Чайчонок так испугался, что громко, во все горло крикнул: «Мама!»

Так в нашем мире одной чайкой стало больше. В хоре голосов, голосищ и голосишек: зазвучал новый голосок. Был он робок и тих, как писк комара. Но он звучал, и его слышали все.

Чайчонок встал на дрожащие ножки, поерзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперед: вода так вода!

Минует ли он грозных щук и выдр? Или путь его оборвется на клыках первой же хитрой лисы?

Крылья матери-чайки распластались над ним, как руки, готовые прикрыть от невзгод.

Покатил в жизнь пушистенький колобок.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цвет и цветовоспроизведение в полиграфии
Нас окружает природа со своим великолепием красок. Вокруг нас зеленая трава и голубое небо. Мир полон ярких цветов, насекомых, и...

Цвет и цветовоспроизведение в полиграфии
Нас окружает природа со своим великолепием красок. Вокруг нас зеленая трава и голубое небо. Мир полон ярких цветов, насекомых, и...

Сочинение «Солнечное Яровое» Открываю фотоальбом. Мама недавно напечатала...
«Отдых летом 2012 года». Вот я, а это моя мама, папа, сестричка Полина. Какие мы здесь все счастливые! Лето Лето-это маленький лучик...

«Роль насекомых в природе, их практическое значение, сохранение их видового многообразия»
...

"природа разновидность растений"
Цели: 1 познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение...

План-конспект урока «Путешествие в грибное царство-шляпочные грибы» фио (полностью)
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», картинки грибов...

Внеклассное мероприятие Учителя начальных классов Джалкубаевой Гульнары Абибулаевны
Оборудование: Плакаты с темой осени, макеты грибов, овощей и фруктов, осенние листья, корона для Осени, корзинка с яблоками и грушами,...

Тема урока: «Овощи. Блюда из сырых овощей.» 5класс
Научить способам сохранения витаминов и минеральных веществ при обработке овощей

План-конспект урока общая характеристика насекомых
Задачи: обучающие: усвоить понятия “насекомые, кутикула, ротовой аппарат, крылья, дыхальца”, знать общие признаки насекомых, черты...

Методические рекомендации защита архивных документов от плесневых...
Методическое пособие предназначено для хранителей архивов. Его цель познакомить сотрудников архивов с биологией плесневых грибов;...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница