Подготовка к сочинению по картине И. И. Машкова




НазваниеПодготовка к сочинению по картине И. И. Машкова
Дата публикации19.03.2013
Размер53.7 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Астрономия > Документы
Подготовка к сочинению по картине И. И. Машкова

«Клубника и белый кувшин».

Урок развития речи в 5 классе

Цели:   1) познакомить с творчеством художника;

2)        развивать устную и письменную речь учащихся;

3)  продолжить работу по формированию эстетического восприятия
произведений живописи.

Оборудование: репродукции картин Машкова «Клубника и белый кувшин», «Две тёмные розы и тарелка с клубникой Илья Иванович Машков (1881 - 1944); выставка творческих работ учащихся.

Эпиграф: Натюрморты И.И. Машкова не только правдивы до своеобразной иллюзии, но необыкновенно красивы, заманчивы и ярки.

                                                                                  А.В. Луначарский.

^ Опережающее домашнее задание: выполнить упражнение № 304 (учебник для 5 класса, автор Ладыженская Т.А.); нарисовать натюрморты (стол, на нём посуду, фрукты, ягоды, цветы); объяснить значение слов и составить с ними словосочетания (дымчатый, пунцовый, сизый).

^ Ход урока.  

 

1.   Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по вопросам.

Учитель. Вновь мы с вами, ребята, оказались будто бы в музее.  Делиться своими впечатлениями, выступать в роли экскурсоводов и подробно описать одну из картин – вот задачи нашего урока. Мы должны учиться не просто видеть картину, а рассматривать со вниманием.

 С какими художниками и картинами мы знакомились в этом году? (С картинами Пластова и Решетникова).

 Чем отличаются картины Машкова и других художников, чьи картины представлены на стенде,  от работ Пластова и Решетникова? (У Машкова, Куприна, Токаревой, Сурбарана на картинах нет людей, нет движения. Они рисовали в жанре натюрморта. На их картинах изображены различные предметы окружающего нас мира: фрукты, ягоды, посуда, стол, скатерть, ваза).

2.   Запись темы урока и определения натюрморта с доски. Чтение эпиграфа.

Учитель. Давайте познакомимся с работами этого художника, и вы согласитесь со справедливостью этой высокой оценки.

3.         Диктант. Записать под диктовку учителя текст, объяснить знаки препинания и знакомые орфограммы.

Илья Иванович Машков - известный русский художник, заслуженный деятель искусств. Основным жанром, в котором он наиболее полно и ярко проявил своё дарование, был натюрморт. С него он начал самостоятельный путь художника и ему был верен до конца жизни.

^ 4. Особенности натюрморта.

Учащимся предложено рассмотреть натюрморты разных художников.

 Какие предметы изобразили художники на этих картинах? Одной ли они формы, одинаковы  ли по цвету?

Вывод учителя: художник, рисующий натюрморт, изображает предметы, разные по величине, форме, фактуре. Предметы располагаются в определённом порядке: на переднем плане мелкие, на заднем - крупные. Художники используют в своих картинах закон натюрморта - принцип классического треугольника (на любых натюрмортах изображённые предметы можно объединить в треугольник).

^ 5. Беседа по картине Машкова.

Рассказ учителя. Однажды в летнее жаркое утро Машков вышел в свой сад. Он был очарован прекрасной картиной: чистое небо, солнечные зайчики в траве, лёгкий ветерок, колышущий листву на деревьях, а вокруг необыкновенные спелые ягоды, разноцветные цветы, удивительные крупные фрукты. Художник набрал целую корзину ягод, фруктов, цветов. На крепкий дубовый стол он постелил тёмно-зелёную холщовую скатерть и аккуратно разложил на ней дары природы.

 Почему художник назвал этот натюрморт «Клубника и белый кувшин», хотя на полотне изображены и другие предметы? (Именно клубника и кувшин сразу бросаются в глаза при взгляде на картину. Автор любуется ими. Клубники очень много, она разложена по всему столу. А белый глиняный кувшин очень выделяется на тёмном фоне).

^ Что художник изобразил на переднем плане?   (Различные ягоды: малину, клубнику, смородину. Они все разные по форме и оттенкам цветов).

 Какой ягодой он особенно любуется? Опишите её. (Это клубника. Она производит впечатление только что сорванной с веток. Клубника очень душистая, сочная, крупная).

 Что находится рядом с клубникой? (Здесь же лежит малина. Она по размеру меньше клубники, но, наверное, такая же вкусная).

 Рассмотрим тарелку. Какая она? (Большая, с чёрным ободком. В ней лежит белая и чёрная смородина).

^ Что находится посередине столе? (Стеклянная банка с несколькими веточками смородины).

 Опишите веточки смородины. (Изящные веточки опущены в воду. На них изумрудные листочки и крупные сочные ягодки смородины).

 Что автор изобразил на заднем плане? (Жестяной поднос с клубникой. Белый глиняный кувшин красивой формы. Он весь освещён солнцем).

 Почему кувшин изображён сзади? ( Если кувшин поставить на передний план, то он закроет всё изображённое на ней).

^ Какое настроение остаётся от картины? (Она оживляет в зрителях приятные воспоминания о лете. Так и хочется опять оказаться в саду, чтобы полакомиться этими ягодами).

^ 6. Словарная работа.

1)        Проверка домашнего задания. Учащиеся читают значения слов: пунцовый, дымчатый,  сизый. Составляют с ними словосочетания.

Дымчатый – светло-серого цвета, с пепельным налётом. Дымчатая кошка.

Пунцовый – ярко-красный, багровый. Пунцовые щёки.

Сизый – тёмно-серый с синеватым оттенком.  Сизый туман.

2)        ^ Списать с доски слова, вставляя пропущенные буквы, подбирая к ним
подходящие по смыслу существительные.


Красная клубника, алые плоды, вишнёвый оттенок, розовые ягоды, чёрная смородина, пунцовая малина, землистая скатерть.

3)        ^ Словарный диктант.

Глиняный кувшин, деревянный стол, холщовая скатерть, жестяной поднос, металлический поднос, сочные ягоды, душистые растения.

4)  Подобрать слова и словосочетания, которые поясняли бы расположение предметов на картине.

На переднем плане, на заднем плане, рядом, около, возле.

^ 7. Составление устного рассказа по картине (2-3 ученика).

8.         На втором уроке ученики пишут сочинение.

 

Образец сочинения.

                В летнее жаркое утро художник Машков вышел в свой маленький сад. Спелые ягоды и фрукты, пёстрые цветы манили его, сами просились в корзину. Он набрал полное лукошко даров природы и разложил их на тёмно-зелёной холщовой скатерти. Затем художник взял холст, краски и нарисовал очень яркий и красочный натюрморт.   

                Название картины соответствует её содержанию: в основном мы видим клубнику и кувшин. Клубника есть на переднем плане, она рассыпана на столе, видим мы её и на заднем плане, лежащей на металлическом подносе. Художник изобразил её очень точно. Кажется, что она только что сорвана с веток. Выглядит клубника душистой, крупой и очень сладкой.  Здесь же лежит недозрелая веточка  клубники, а рядом малина. Она меньше клубники, но тоже очень вкусная. Автор  в изображении ягод использовал несколько оттенков красного цвета. Мы видим алую и розоватую малину, вишнёвую и пунцовую  клубнику.

                На тёмном фоне отчётливо выделяется белый глиняный кувшин. Он весь переливается на солнце, имеет перламутровый оттенок. Может быть, оно доверху наполнено молоком? А ведь как вкусно летом попить свежего молока с душистой малиной или клубникой!

                Рядом с кувшином стоит банка с двумя веточками смородины. Ягодки  переливаются на солнце  и похожи на янтарь. Изумрудные листочки и изящный ствол веточек опущены в воду.  Около банки с букетом Машков нарисовал белую тарелку с чёрным ободком.  В ней лежат  ягодки чёрной и белой смородины.  Они пронизаны светом, похожи на бусинки агата. Все ягоды переданы очень точно, так и хочется взять их с картины, чтобы вновь насладиться вкусом лета.

                Картина вся пронизана светом, солнцем, теплом. Она оживляет  во мне прекрасные воспоминания о лете.  Хочется вырастить такой же сад, набрать крупных спелых ягод и нарисовать похожий натюрморт.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок развития речи на тему «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»

Урок развития речи. 8 класс. Описание памятника культуры. Подготовка к домашнему сочинению
Прозвенел звонок. Здравствуйте, ребята, садитесь. Для работы нам понадобятся рабочая тетрадь и учебник

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине «Материнство»
График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий мо учителей гуманитарного цикла мбоу сош №12

Сочинение по картине И. Н. Крамского «Русалки» Цель урока
Тема урока: Глава «Утопленница». Устное сочинение по картине И. Н. Крамского «Русалки»

8. Инженерная подготовка территории
Инженерная подготовка территорий является одной из важнейших градостроительных задач

Справка по итогам классно-обобщающего контроля в 11 классе
Цель контроля: подготовка выпускников к урокам, объём учебной нагрузки, посещаемость, подготовка к егэ

Утверждено
Предпрофильная подготовка учащихся это комплексная психолого-педагогическая подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору...

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Данная подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека. В общеобразовательных учреждениях...

Учебно-методическое пособие «Создание и подготовка к печати брошюр...
Никитин С. В. Создание и подготовка к печати брошюр в OpenOffice org Writer. — Н. Тагил, 2008. — стр., илл

Учебно-методическое пособие «Создание и подготовка к печати брошюр...
Никитин С. В. Создание и подготовка к печати брошюр в OpenOffice org Writer. — Н. Тагил, 2008. — стр., илл

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница