Труд миллионов приближает мечту Ильича Седьмого ноября 1918 года на Красной площади состоялся парад. Праздничная Москва смотрела в небо и гордилась первыми




НазваниеТруд миллионов приближает мечту Ильича Седьмого ноября 1918 года на Красной площади состоялся парад. Праздничная Москва смотрела в небо и гордилась первыми
страница1/9
Дата публикации19.03.2013
Размер1.47 Mb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ВОКРУГ СВЕТА8 АВГУСТ 1963 г. Журнал основан в 1861 году ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ЖУРНАЛ ЦК ВЛКСМ КОСМОС, ИЮНЬ, 1963 – ЕНИСЕЙ, МАРТ, 1963 ПОБЕДЫ В КОСМОСЕ—ПОБЕДЫ НА ЗЕМЛЕ
Труд миллионов приближает мечту Ильича Седьмого ноября 1918 года на Красной площади состоялся парад. Праздничная Москва смотрела в небо и гордилась первыми самолетами, проплывшими над ликующей Красной площадью. В суровые годы гражданской войны, разрухи великий Ленин не раз говорил, что мы сумеем решить задачу организации социалистического общества. ...В июне 1963 года над планетой разразилась «буря». Телетайпными выстрелами разражались телеграфные агентства — «Москва, молния». Восхищенный мир повторял два русских имени — Валерий и Валентина. Все человечество рукоплескало подполковнику Быковскому, установившему новый мировой рекорд продолжительности космического полета, и первой в мире женщине-космонавту Терешковой, увидевшей земной шар из звездных высей. От первых тихоходных аэропланов до стремительных кораблей звездных трасс! За считанные десятилетия отсталая Россия прошла грандиозный путь, превратилась в могущественную державу. Менее полувека понадобилось нам, чтобы вывести человека в околоземное пространство. Это ли не свидетельство стремительного взлета научно-технического могущества нашей Отчизны! Освоение космического пространства стало теперь таким же повседневным делом, как строительство гигантских предприятий и электростанций, освоение целинных и залежных земель, борьба за научно-технический прогресс. С великолепной стартовой площадки, имя которой — социализм, взмывают ввысь корабли. Когда советские люди закладывали фундамент социализма, они знали, верили, что придет чудесное время — и мы полетим к звездам! Земными подвигами готовили себя к подвигам космическим. Делали Россию электрической, делали свою страну могучей. И так от года к году, от победы к победе. 25 марта 1983 года разум и руки советских людей взнуздали могучий Енисей. Это было апогеем мирового гидростроения. Такое было под силу только могучей державе. Наши победы неразделимы. Без земных немыслимы и космические. Успехи в космосе зовут к новым свершениям на Земле. И космический полет, и покорение Енисея, образно говоря, — это ступени одной могучей ракеты, выводящей нашу страну на орбиту коммунизма. Март, 1963 — подвиг на Енисее. Июнь, 1963 — подвиг в космосе. Мы говорим о двух победах, радостными вехами пометивших идущий год. Впереди новые большие дела, новые подвиги: на земле и в космосе. 22 июня 1963 года над Москвой снова летели самолеты. Серебристые, стремительные машины эскортировали гигантский воздушный лайнер, на котором спешили в ликующую столицу герои-космонавты Валерий Быковский и Валентина Терешкова. Вспомнились первые аэропланы над Красной площадью. Вот она, эстафета поколений! Пронесенная сквозь гул индустриальных пятилеток, через тяжелую, кровопролитную войну, прошедшая целинными подвигами, маршрутами трудовых побед. Эстафета, переданная в замечательные руки молодых. Надежная, достойная отцов смена, ведь в первых ее рядах идут такие герои, как Валерий Быковский и Валентина Терешкова! «ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ НА ПОЧВЕ СОВЕТСКОГО СТРОЯ СОЗДАСТ ОКОНЧАТЕЛЬНУЮ ПОБЕДУ ОСНОВ КОММУНИЗМА». В. И. ЛЕНИН Из хроники советского гидростроительства В наследство от царской России мы получили электростанции общей мощностью 1,1 миллиона киловатт. В 1913 году в стране вырабатывалось всего 1,95 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. В 1920 году, когда был принят план ГОЭЛРО, большинство российских электростанций было разрушено. Планы коммунистов — сделать Россию электрической — многим тогда казались фантастическими. 1926 год. Первенец советского гидростроения — Волховская ГЭС вступила в строй. Станция сооружалась восемь лет — в тяжелые годы гражданской войны и послевоенной разрухи. Мощность ее — 56 тысяч киловатт. Вот что писала «Правда» в день открытия Волховской ГЭС: «Волховская гидроэлектростанция — это первое детище Ильича. Ее открытие знаменует тот факт, что дело строительства социализма идет вперед, что мощь рабочего класса, его партии, профсоюзов, Советов достаточно велика, чтобы довести это строительство до конца. Открытие Волховской гидроэлектростанции лишний раз утверждает, что лозунг индустриализации проводится у нас на деле и что освобождение хозяйства Советского Союза от зависимости мирового капитализма успешно продолжается и будет завершено». 1932 год. Была введена в эксплуатацию Днепровская гидроэлектростанция имени В. И. Ленина. Общая мощность этой станции — 562 тысячи киловатт. Это была огромная победа социализма. С вступлением в строй Днепрогэса СССР по выработке электроэнергии вышел на третье место в мире. Журнал «Вокруг света» в 1933 году опубликовал очерк о Днепрогэсе. Автор очерка, писатель А. Беляев, совершая мысленное путешествие по электростанции, писал: «Стоит повернуть этот рычаг — из седых волн Днепра выйдут двадцать миллионов «механических рабочих» на помощь живым советским рабочим. Если бы собрать такую армию, построив по десяти человек в ряд, то она растянулась бы от Днепра до Тюмени. Днепровская электрическая станция и весь узел вокруг нее сейчас, пожалуй, самое интересное место не только в СССР, но и на всей земле — здесь дышишь будущим». 1947 год. Советский Союз по производству электроэнергии занял первое место в Европе и второе — в мире. 1958 год. Введена в эксплуатацию Волжская ГЭС имени В. И. Ленина мощностью в 2 300 тысяч киловатт. Самая мощная гидроэлектростанция в мире! ЕНИСЕЙ, МАРТ, 1963 Художник Роза Мусихина несколько раз ездила на строительство Красноярской ГЭС. Ее впечатления от последней поездки — рисунки и дневниковые записи — мы предлагаем вниманию читателей. 11 марта. Дорога, дорога... Торопливость дорожных будней, полных впечатлений, красок, звуков... Чувствуешь, как отрешаешься от собственного «я», словно губка, впитываешь в себя все новое, необычнее. Невозможно забыть первое впечатление от поездки в Сибирь, сюда же, в Дивный, в январе 1961 года. Застывший, но беспокойный, торосистый, как будто перепаханный, весь в трещинах, снежных заносах и дымящихся паром наледях Енисей вызывал чувство уважения. Перекрыть эту реку? Грандиозность замысла поражала В дни, когда вершится такое, невозможно оставаться спокойной... 15 марта. Дорога к Дивногорску, вьющаяся правым берегом Енисея, то прижимается к реке, то вновь ползет в сопки, петляя по распадкам. Краски, линии удивительные: замшевые дали гор и суровые, нависшие бурые скалы, запорошенные снегом; рощи трогательно тоненьких берез, осин — и вдруг дебри ощетинившихся хвоей сосен, елей и пихт. РИСУНОК. Покорись, Енисей. А дорога гудит от машин, бульдозеров, тягачей — фронт наступления на Енисей раскинулся вдоль реки на 80 километров: от Березовки до Шумихи! Масштабы сибирские. Еще в крайкоме ВЛКСМ мне сказали с гордостью, что Красноярский край — это по площади почти 10 Великобритании! ...Первый камень с надписью: «Покорись, Енисей!»— был сброшен летом 1959 года. Мне представляется, как надменно смотрел Енисей на кучку людей, дерзнувших приказывать ему. Но, увы, ему пришлось сдаться, и к 60-му году была отвоевана у реки половина русла, метров четыреста. Это был плацдарм для дальнейшего наступления. Остальную часть реки люди пока не трогали; она же не раз то пускала в бой льды, то взбухала от паводка. Но перемычки — верховая и низовая — выстояли. А в котловане, огороженном перемычками от ярости Енисея, работали насосы, очищая никем не виданное дно реки от наносов гравия и песка. Надо было добраться до основания русла монолитной скалы. Добравшись до скалы, строители загнали в ее крепь стальные штыри арматуры. 10 августа 1961 года пошел большой бетон. Начали возводить водоотбойник. Земснаряды наращивали перемычку, увеличивая плацдарм и в ширину и в длину, все более ограничивая русло реки. РИСУНОК. Для Леонтия Трофимовича Тарасенко, начальника одного из участков, Красноярская ГЭС — седьмая по счету гидроэлектростанция. РИСУНОК. Девушка-строителъ из Дивногорска. РИСУНОК. Готовится взрыв верхней перемычки. ...Итак, перекрытие идет давно, и, как в схватке борцов, борьба происходит в партере, человек дожимает Енисей и 25 марта уложит его на лопатки. Хотя для реки март — это месяц предвесенней дремы, Енисей будет сопротивляться. Его резервы — лед, пористый, вздыбленный течением, — есть над чем поработать взрывникам. Эхо взрывов отзывается в ущельях береговых утесов. 19 марта. Основная задача перед перекрытием — освободить котлован первой очереди от техники, материалов. Демонтаж идет полным ходом. Инженеры думают, как перехитрить Енисей, не пустить его с главного хода '— через верховую перемычку. Предполагают взорвать и разобрать вначале низовую перемычку, и Енисей вольется в котлован с черного хода, делая круг и теряя свою силу. А потом, взорвав уже и верховую перемычку, позволить ему пройти с главного хода. 23 марта. Ровно в 7 часов 5 минут взорвали низовую перемычку. Енисей зашел в котлован осторожно, недоверчиво пятясь, словно неуверенный, что новый дом придется ему по вкусу. Шагающий экскаватор и мощный земснаряд помогали ему разработать, углубить русло. Часам к одиннадцати котлован был затоплен. Енисей, серый, взбаламученный, нес на своей спине обломки опалубки, доски,. лед. 24 марта. Наконец настала минута, когда перемычка гигантским кустом взметнулась вверх. Потом ахнуло и упруго ударило волной. Даже с расстояния 700—800 метров видно, как ринулся Енисей в котлован бурно, неудержимо. 25 марта. Утро было удивительно чистое, холодное. Пожалуй, самое холодное за все последние дни. Чувствовалась торжественность в общей устремленности людей, машин в одну сторону — к прорану. Украшенный флагами, транспарантами котлован и мост были ярко подсвечены солнцем, пробивающимся из-за береговых скал. От реки шел пар. Она лоснилась и закручивалась барашками на перекатах и кружила водоворотами. Штаб перекрытия. Небольшой деревянный до-ми*; на самой высокой точке берега. Оттуда все поле сражения видно как на ладони. В штабе — карты, схемы, графики. Каждый день битвы с Енисеем отражается в них. Приказы из штаба по радио и телефонам разносятся по стройке. Весь Дивногорск на берегу. РИСУНОК. В штабе перекрытия. РИСУНОК. В обеденный перерыв. 10 часов утра. Разом взревели моторы сотен машин, выстроившихся на противоположном от штаба перекрытия берегу. Взметнулись флажки регулировщиков. Мощные «МАЗы», тяжело груженные железобетонными пирамидами и осколками скал, утробно урча, медленно двигаются к прорану. Сизый дым выхлопных газов заволакивает горы, людей. Глухо скрежеща, глыбы срываются с кузовов и, перекатываясь, уходят в воду. Каждый удачный бросок, каждый удар по Енисею встречался радостными криками с обоих берегов, а берега все сближаются и сближаются. Да, Енисей дожимали «к ковру», он вот-вот будет на лопатках. Самосвалы везут последние глыбы. Они падают в протоку. 5 часов 30 минут. Енисей перекрыт. Перекрытие было совершено за 6,5 рабочего часа вместо запланированных двух суток. 26 марта. Митинг победителей. В душе каждого строителя живы теплые слова Никиты Сергеевича Хрущева, который вчера по телефону приветствовал участников перекрытия, дал высокую оценку проделанной работе. Строители поднимают вымпел на флагштоке, стоящем рядом со штабом перекрытия. Заглохли на время моторы, прекратились работы на перемычке. На стройке необычно тихо. В морозном воздухе репродукторы разносят слова торжественного обещания покорителей Енисея — ввести в строй четыре агрегата ГЭС в 1965 году. До встречи, Енисей! ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ «В марте этого года мы переживали волнующее, грандиозное событие — перекрытие Енисея. Очень бы хотелось прочитать на страницах «Вокруг света» о строительстве Красноярской ГЭС, о Енисее вообще — о географии реки, истории ее освоения, о роли Енисея в настоящей и будущей экономике страны». Н. ГРАБЛИН, Торопец СИБИРСКИЙ БОГАТЫРЬ Дорога длиной в пол-Азии От центра Азии до Северного Ледовитого океана протянулся широкий водный меридиан, имя которому — Енисей. У столицы Тувинской автономной республики — города Кызыла, самой центральной точки Азии, сливаются воедино две горные реки: Бий-Хем и Ка-Хем. Они и дают начало сибирскому богатырю. Енисей — по-эвенкийски Иоанеси — означает «Большая река». Свыше четырех тысяч километров пробегает он, несколько природных зон пересекает на своем пути к океану. Когда в верховьях реки заканчивается сев, в Хакассии палит солнце и цветут минусинские сады, в ее низовьях еще кружит пурга. В верхнем течении, недалеко от Кызыла, на пути Енисея встают Саянские горы. Горы-тиски сжимают русло, хотят преградить путь Енисею. Но, как норовистый конь, мчится река, преодолевая около сотни порогов и перекатов. Самый опасный из них — Большой порог. Вода несется здесь со скоростью 25 километров в час. Вырвавшись из теснин Саянских гор, река бежит по просторам Минусинской котловины — житницы Сибири. Здесь в Енисей впадают два крупных притока — Абакан и Туба. Между Минусинском и Красноярском — снова препятствие: горы. Долина реки резко сужается. Ниже Красноярска находится знаменитый Казачинский порог — подводная гряда, протянувшаяся на несколько километров. За Казачинским порогом в Енисей впадает Ангара. Река словно успокаивается, становится полноводнее, шире. Раздвигаются енисейские берега, от берега до берега — 5 километров. Вдоль реки, словно сопровождая ее, тянутся горы Енисейского кряжа. Несколько выше впадения Подка-менной Тунгуски Енисейский кряж переходит с правого берега на левый. Енисей — в последний раз на пути к океану — пробивает в горах тесное ущелье. Здесь енисейские воды преодолевают еще один грозный порог — Осиновский. После впадения Нижней Тунгуски Енисей разливается на 8—10 километров, а глубина его доходит до 50 метров. Берега становятся все ниже и ниже. Таежные леса сменяются бескрайней тундрой. У пристани Курейка, где сосновый бор приютил дом отдыха тружеников заполярного города Норильска, Енисей пересекает Северный полярный круг. В низовье Енисей разливается на «сорок Енисеев». С палубы парохода дали здесь открываются неоглядные. На своем пути Енисей принимает около 500 рек и речек. Их общая длина более 300 тысяч километров! Некоторые из них, например Подкаменная Тунгуска, по длине и мощи лишь немногим уступают Енисею. Продолжительная и морозная сибирская зима надолго сковывает Енисей толстым ледяным панцирем. В верховьях река освобождается от льда примерно в конце апреля, но проходит более месяца, прежде чем закончится ледоход в ее низовьях. Как и все реки, берущие начало в горах, Енисей особенно многоводен летом. 548 кубических километров воды ежегодно приносит он в океан — почти в два с половиной раза больше, чем Волга. Давно задумывались люди, как использовать этот, созданный самой природой водный меридиан. От утлых кочей до трехпалубных теплоходов Русские землепроходцы говорили, что «кто будет володати реками, тот будет володати и всею страною». Первыми проникли на северные окраины енисейской земли поморы — выходцы с европейского Севера России. Вдоль берегов студеных морей проходил их путь. На легких судах — кочах, не страшась ни льдов, ни бурь Ледовитого океана, добирались поморы до берегов Оби и Енисея, вели меновую торговлю. Между реками Енисей и Таз лежала земля Мокасе, богатая пушниной и рыбой. Здесь кочевало племя мангазея или молканзея. Русские торговые люди в 1601 году на реке Таз, в 180 километрах от ее устья, заложили острог, который быстро разросся в заполярный русский город Мангазею. Северный морской путь в Мангазею, как пишет летописец, «был труден и прискорбен и зело страшен от ветров». Часто разыгрывавшиеся «великие погоды» уничтожали суда и людей. Мангазея явилась тем опорным пунктом, откуда русские продвигались в глубь Сибири, чтобы «сведать» и «приискать» новую «землицу» Московскому государству. Считают, что первое русское зимовье на Енисее появилось вскоре после сооружения города Мангазеи. Оно находилось при впадении в Енисей реки Турухан. Это было Туру-ханское зимовье. Трудно было плыть по незнакомым сибирским рекам — пороги, крутые извилины. Там, где становился невозможен водный путь, прорубали в тайге просеки, а суда тащили волоком. На пути продвижения русских — обычно по берегам рек — возникали городки, остроги, зимовья. Люди медленно, но верно обживали Енисей. Долгое время вниз по Енисею и его притокам грузы перевозились на плотах, а против течения — на небольших судах бечевой тягой. На енисейскую землю, отдаленную от Европейской России огромным расстоянием, все новое приходило с большим опозданием. И не мудрено, что первый пароход на Енисее появился на полвека позже, чем в Европейской части страны. Первые два парохода построил в городе Енисейске купец Кытманов. Слабосильными были эти суда. За летнюю навигацию они успевали делать всего лишь один-два рейса от Енисейска в низовье реки. Но подняться вверх по реке — к Красноярску. Минусинску — они не могли. Непреодолимым препятствием для них был Казачинский порог. Лишь в начале восьмидесятых годов пароход «Москва» с большими трудностями прошел Казачинский порог и стал курсировать между Красноярском и Минусинском. К 1914 году флот Енисея состоял всего из 29 паровых судов и 48 барж, специальных пассажирских пароходов не существовало вообще. Прошло почти полвека — и Енисей стал одной из самых оживленных водных магистралей Сибири. Мощные грузовые самоходные суда доставляют разнообразные грузы жителям Севера, трудолюбивые буксиры тащат огромные плоты леса в Игарку. По Енисею и его притокам доставляются грузы в центр далекой Эвенкии — Туру, на многие фактории и прииски. По енисейской магистрали шли грузы в Заполярье, туда, где строился замечательный современный город Норильск. Прекрасно оборудованные трехпалубные гиганты-теплоходы ходят из Красноярска до острова Диксон. Воды Енисея бороздят быстрые суда на подводных крыльях. Для современных судов енисейские пороги — препятствие хотя и сложное, но преодолимое. Так Казачинский порог пароходы, плывущие по течению, проходят сравнительно легко. Подхваченные быстрым течением, стремительно мчатся они среди бушующей воды. Намного труднее судам, идущим вверх по Енисею. Пассажирские и самоходные суда все же преодолевают порог собственными силами. А буксиры с гружеными баржами проходят порог при помощи специального парохода-туера. Туер работает, как фуникулер, — на тросе. Один конец стального троса закреплен на берегу, несколько выше Казачинского порога. Другой — на лебедке, которая установлена на носу туера. Как только баржи подходят к порогу, туер, разматывая трос, спускается к ним и берет на буксир. Трос наматывается на лебедку, и суда медленно проходят порог. Флотилия енисейских судов пополняется с каждым годом. Суда, построенные на отечественных верфях и на верфях социалистических стран, совершают большие переходы, чтобы попасть на Енисей. Трудным был переход трех пассажирских теплоходов, не приспособленных для плавания в морских условиях. Однако, несмотря на это, они благополучно прибыли на Енисей, пройдя по Дунаю, Черному и Азовскому морям, Дону, Волго-Донскому каналу, Волге, Рыбинскому водохранилищу, северным рекам Европейской части страны и морям Северного Ледовитого океана. За четыре месяца плавания они проделали путь в 10 тысяч 300 километров. Значение Енисея как важнейшей транспортной артерии страны растет с каждым годом. Енисейский каскад Вспомните: труден путь Енисея к океану — пороги, пороги, пороги... Но в этих препятствиях, хитроумно расставленных природой, кроется огромный экономический потенциал Енисея. Еще несколько лет тому назад мало кто знал небольшую сибирскую деревеньку Шумиху. Мимо нее катил свои воды Енисей, да шумела вокруг глухая тайга. Долго работали ученые и инженеры, выбирая створы будущих гидростанций на Енисее. Тщательно обследовали они реку и, наконец, пришли к выводу: в районе Красноярска лучше Шумихинско-го створа не найти. Загудела земля под напором машин, взметнулись в небо султаны взрывов — строители приступили к сооружению автомобильной дороги к месту строительства будущей ГЭС. А сейчас здесь развернулась грандиознейшая стройка Красноярской гидростанции — первенца Енисейского каскада. На строительстве Красноярской ГЭС применяется самая совершенная техника, используется весь опыт нашего отечественного гидростроительства. Красноярская ГЭС — это новый этап советского гидростроительства; здесь запроектированы 10 агрегатов невиданной до сих пор мощности — в полмиллиона киловатт каждый. Мощность Красноярской ГЭС, самой крупной гидростанции в мире, будет 5 миллионов киловатт. Красноярская ГЭС — общенародная стройка. Откуда только не приходят в ее адрес оборудование, машины, механизмы! Гидроагрегаты для будущей ГЭС готовят ленинградцы. У них большой опыт строительства энергетического оборудования, но и для них изготовление агрегатов такой огромной мощности дело новое. Вес каждого генератора Красноярской ГЭС составит 1 000 тонн. Все оборудование для будущей станции решено доставлять не по железной дороге, тогда бы его пришлось изготовлять по частям, а по Беломорско-Балтийскому каналу и Северному морскому пути. Очень интересна Красноярская ГЭС и с точки зрения технического устройства. Обычно суда проходят плотины гидростанций при помощи системы шлюзов. Они преодолевают высоту плотин в 15—25 метров. Но как же протащить суда через плотину Красноярской гидростанции? Ведь высота ее будет 130 метров. Ученые и инженеры предложили построить наклонный судоподъемник, заменяющий шлюзовую лестницу. Судоподъемник — это гигантский грузовой наклонный лифт. В железобетонном каркасе высотой около 150 метров суда с помощью многочисленных механизмов и системы стальных тросов будут подниматься и опускаться. Такого судоподъемника нет нигде в мире. Но Красноярская ГЭС — это только начало освоения энергетических богатств Енисея. ...В студеный январь 1962 года по льду Енисея двигалась экспедиция изыскателей. Нелегок был путь: кругом горы, тайга, и нет другой дороги, кроме ледовой. А ледовая дорога таит много опасностей. Торосистый лед, припорошенный снегом, размыли коварные полыньи. Их много. Некоторые тянутся на сотни метров. Полыньи сменяются нагромождением камней, выступающих из-подо льда. Идущий впереди бульдозер расчищает путь, за ним тянутся тракторы с грузом. Через каждые полтора-два десятка метров приходится бурить лед — определять его толщину, чтобы вовремя предупредить об опасности. Изыскателям нужно еще и еще раз проверить глубину реки, скорость течения, а главное — дать исчерпывающую характеристику дна реки и ее берегов. Эти данные ждали проектировщики, которые уточняли проектное задание по строительству второй крупнейшей гидростанции Енисейского каскада — Саянской ГЭС. Она будет сооружена в том месте, где могучая река, прорезав хребты Саянских гор, вырывается на просторы Минусинской котловины. 225-метровая плотина Саянской ГЭС будет одной из самых высоких в стране. Прежде чем приступить к сооружению этой плотины, строители проложат в левом берегу Енисея два больших тоннеля. По ним пойдут воды реки, освободив на время работ основное русло. Несколько ниже плотины, в правом берегу Енисея, будет сооружен огромный подземный зал. В этом подземном сооружении поместится машинный зал гидростанции. В машинном зале запланирована установка гидроагрегатов, в 840 тысяч киловатт каждый. Только один агрегат Саянской гидростанции будет мощнее, чем весь Днепрогэс! А таких агрегатов намечено установить шесть. Дешевая электроэнергия будущей ГЭС позволит создать на юге Красноярского края мощный промышленный узел. Здесь станут быстро развиваться энергоемкие производства. Железнодорожные линии, которые пройдут в Саянских горах, будут полностью электрифицированы. На юге Красноярского края, в Минусинской котловине, много плодородных земель. Но эти районы часто страдают от засухи. На помощь труженикам сельского хозяйства придут воды нового моря. Поднятые плотиной Саянской ГЭС, устремятся он» по каналам в степь, оросят сотни гектаров земли. Саянское море навечно похоронит в своей пучине страшные пороги, и еще один участок Енисея станет судоходным. Недалеко от впадения в Енисей Ангары предполагается постройка Средне-Енисейской гидростанции, возможно, еще более мощной, чем Красноярская или Саянская ГЭС. Район среднего Енисея удивительно богат полезными ископаемыми. Геологи открыли здесь месторождения талька, сурьмы, угля. Обнаружили огромный по запасам Ангаро-Питский железорудный бассейн. А несколько лет тому назад — новый успех: здесь найдены новые месторождения полиметаллических руд. Многие месторождения в этом районе уже разрабатываются. Но, чтобы полностью освоить богатства края, нужна большая энергия. Ее-то и должна дать Средне-Енисейская ГЭС. Район среднего течения Енисея славится и лесом. Его заготовки здесь можно увеличить в несколько раз. На крутых берегах Енисея, недалеко от места впадения в него Ангары, уже поднялись корпуса новых заводов. Здесь создается крупнейший' центр лесопереработки, вырастает сибирский Архангельск. Еще одна гигантская гидростанция может быть сооружена ниже города Енисейска, в районе Осиновского порога, в том месте, где Енисей принимает воды Подкаменной Тунгуски. Предварительные расчеты гидротехников показывают, что если построить здесь плотину высотой в. 119 метров, то мощность гидростанции может достигнуть 9 миллионов киловатт электроэнергии. Энергия Осиновской ГЭС пойдет на рудники и шахты, на новые промышленные Предприятия, по линиям высокого напряжения во многие соседние районы. Еще в конце прошлого столетия был прорыт канал между Обью и Енисеем. Он был несовершенным, и движение судов по нему вскоре прекратилось. Сооружения на канале уже давно пришли в полную негодность. После того как будет построена Осиновская гидростанция, появится возможность создать новый глубоководный путь между двумя великими сибирскими реками. Пройдет время, и Енисейский каскад гидростанций зальет светом всю Сибирь. Енисей, своенравный и дерзкий, будет обуздан советским человеком.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Defond на выставке intertool-2006
С 7 по 10 ноября 2006 г фирма Defond принимала участие в ежегодной международной выставке intertool-2006 в Экспоцентре на Красной...

С 15 по 18 ноября 2012 года, в Республике Адыгея в Майкопском районе,...
С 15 по 18 ноября 2012 года, в Республике Адыгея в Майкопском районе, состоялся ХII турнир по спортивному туризму «climber» и I турнир...

Первый день работы семинара (понедельник, 21 ноября 2011 года)
Вечером традиционно состоялся банкет по случаю открытия XXXIL международного семинара дилеров компании «Инфо-Бухгалтер»

Нов ая герметизация знаний в условиях Закона Времени несостоятельна
Амс сгорела в плотных слоях земной атмосферы. А 26 ноября 2011 года состоялся запуск марсохода nasa «Кьюриосити», представляющего...

Первое празднование в России Нового года произошло после подписания...
В канун нового 1700 г. Пётр I сам зажег на красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. На улицах горели...

Статья впервые опубликована в сборнике «Военная интервенция и гражданская...
«Военная интервенция и гражданская война в России (1918 — 1920 годы)». М. 2009. Сделана на основе доклада автора на одноимённой научной...

Автомобилистам: Cо стороны Костромы
Костромы: едем по главной дороге (ул. Советская) до ул. Луначарского (не доезжая до красной площади 100 м., указатель на паромную...

Викторина по истории для 7-8 классов 1612 год
Когда был впервые открыт памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве на Красной площади. Где есть еще такой же памятник

Панорама Сталинградской битвы
Царицынского Совета на Привокзальной площади был создан Музей обороны Царицына. Тогда же, в 1936-1937 гг., за короткий срок был собран...

Биография: Родился в 1918 в селе Могилев ныне Царичанского района...
Образование начальное. Работал в колхозе. Призван в ряды Красной Армии Царичанским райвоенкоматом Днепропетровской области в 1939...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница