Урок внеклассного чтения по произведению А. Алексина «Сигнальщики и горнисты»




НазваниеУрок внеклассного чтения по произведению А. Алексина «Сигнальщики и горнисты»
Дата публикации31.03.2013
Размер69.9 Kb.
ТипУрок
odtdocs.ru > Военное дело > Урок
Урок внеклассного чтения

по произведению А. Алексина

«Сигнальщики и горнисты»

в 7 классе

Цель урока: познакомить

с содержанием повести,

с главными героями, с проблемами,

которые решает автор на страницах

книги

оборудование: фонограмма песни

«Сигнальщики и горнисты, иллюстрации учащихся
Ход урока


  1. Рассказ о жизни А. Алексина, представление его произведений

Ответ ученика 7 класса Руднева Н.:

- Алексин Анатолий Георгиевич, (настоящая фамилия Гоберман), русский прозаик, драматург. Родился 3 августа 1924 года в Москве, в семье активного участника Гражданской войны, репрессированного в 1937 году. В детстве выступал в пионерской печати со стихами. В годы Великой Отечественной войны работал на стройке; в 1950 году окончил индийское отделение Московского института востоковедения. Признанный и публикой и критикой (в т.ч. Зарубежной — произведения Алексина изданы во многих странах мира), писатель вел активную литературно-общественную деятельность. Удостоен премии Ленинского комсомола, Государственных премий РСФСР и СССР, а также нескольких международных премий и знаков отличия. В 1982 году Алексин был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. С 1993 года писатель живет в Израиле.

  1. ^ Краткий пересказ повести «Сигнальщики и горнисты» (индивидуальное сообщение)

Ответ ученика 7 класса Руднева Н.:

- Я прочитал книгу Анатолия Алексина «Сигнальщики и горнисты», которая мне очень понравилась. Эта книга о войне и о нас. «Сигнальщики и горнисты» - это те люди, которые всегда готовы помочь всем, даже незнакомым. Это очень красивые душой люди. Такие люди всегда стараются помочь незаметно, ненавязчиво, не ради похвалы, а потому, что такая у них душа. Они не могли стоять в стороне, когда Родина была в опасности. К сожалению, многие погибли. Так горько было об этом читать. Как я ненавижу Гнедкова и ему подобных приспособленцев! Такие трусы и шкурники всегда стараются очернить тех, кому завидуют, кто лучше их. Но эта книга и о нас, о людях которые забывают не только героев страны, но и не знают героев своей семьи. Как хорошо придумал Петя, сделав «Доску памяти», ведь пока мы помним о героях, они живы. Если бы на нашей земле было больше «сигнальщиков и горнистов», а поменьше «молчунов», то все бы на нашей земле было бы в порядке.

  1. ^ Назовите главного героя, расскажите о его семье .Что это за люди?

Ответ ученика 7 класса Руднева Н.:

- Рассказ ведет Петя, которому 15 лет. Он живет в доме, в котором жили герои этого двора. Дядя Пети умер на войне, он умер, защищая свой дом. Ему было 18 лет. Мама мальчика была доктором и всех лечила в этом доме. Она была педиатром, было известно, что, ухаживая за больным мужем, мама овладела всеми медицинскими специальностями. Отец мальчика воевал, он был тяжело контужен, «контузия осталась в нём» - через 13 лет он умер. Мама была добрым человеком, «ощущала постоянную потребность сочувствовать людям, даже тем, которые в сочувствии не нуждались», «все в этом нуждаются, -уверяла она — безоблачных судеб нет». Мама была терпелива: безупречно переносила физическую боль, умела скрывать душевную. Она знала, кто, в какой квартире и чем болен, «казалось, она получила задание отвечать за здоровье всех жильцов дома». В Великую Отечественную войну защищали свою Родину не только взрослые, но и дети, вот и дядя был одним из таких защитников. Его прозвали горнистом «без нужды не горнил, а только если следовало предостеречь или объявить тревогу: человек в беде, человек в опасности», «горнил осторожно, чтобы не оглушить окружающих», «безотказный был парень».

  1. Докажите, что главный герой, Петя, унаследовал от своих родных и близких все хорошее и доброе: уважительность, ответственность, способность думать о других. Подтвердите свои мысли примерами из текста

Ответ ученика 7 класса Руднева Н.:

- Главный герой унаследовал от своих родных и близких все хорошее и доброе. Мальчик помогал маме, когда она устанавливала диагноз, «боеприпасы в виде лекарств» приносил он. И когда Петя познакомился с Надеждой Емельяновной, то узнал от нее, что ее дочь была очень красивой, и у нее было много поклонников. Все они клялись отдать жизнь за нее. Но Надежда Емельяновна не понимала, где они были, когда ее дочери нужна была помощь. Петя решил найти всех эти мальчиков. И он их нашел, узнал всю их жизнь. Оказывается, они погибли, защищая свою Родину. В конце повести Петя написал на доске все имена героев, чтобы были не забыты, чтобы жильцы дома знали своих героев. Герои войны в этой повести останутся в памяти людей, потому что один добрый и умный мальчик Петя постарался сделать так, чтобы этих людей запомнили и гордились все. Этот поступок мальчика говорит о многом, ему присущи ответственность, уважение, способность думать не только о себе, но и у других.

  1. ^ Сопоставьте жизнь Пети с жизнью Алеши Пешкова, героем повести М. Горького «Детство». Что общего, в чём различия между главными героями произведений?

Ответ ученика 7 класса Руднева Н.:

- Алеша Пешков, после того как умер отец, стал жить вы дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Алеша Пешков был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям. Мальчик тянулся к людям и каким — то неведомым чувством понимал, какой человек добрый. А какой злой. У него доброе и чуткое сердце, потому что он выделяется из толпы мрачных людей. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро. Сигнальщик был справедливым, честным человеком, который умеет держать слово. Всем помогает. Чужая беда для него становится своей. Ему хочется всем сделать хорошо. Он такой молодец! Когда он узнал о ребятах из их дома, ушедших на фронт и не вернувшихся, он увековечил их память. Петя сделал и повесил мемориальную доску в подъезде дома. Разоблачил подлеца и труса Гнедкова.

Между двумя главными героями много общего, оба они положительные герои. У них чуткие сердца, отзывчивые. Способны думать не только о себе, но и о других. У них обострённое чувство совести. В чём же их различие? Это время ,в котором герои жили. Сигнальщик жил в послевоенное время, и воспитала его мама. Она была для сына лучшим примером: помогала всем соседям без исключения , поэтому их квартиру называли «бюро добрых услуг». Алёша же рос с дедом и бабушкой, и примером для него была его бабушка. Он рос более в суровых условиях, и на его пути было больше несправедливости, жёсткости, и ненависти.

  1. ^ Кто из героев повести вызывает негативные чувства? Кого напоминает из повести «Детство»? Почему?

Ответ ученика 7 класса Руднева Н.:

- Единственный герой, который вызывает негативное чувство, это Гнедков. Он был вкрадчивый и въедливый, «доверительно заглядывал в глаза, особенно когда говорил про все человечество, которое не устраивало и раздражало его», «каждой фразой Гнедков, словно лишь ему одному известные истины. Вид у него был жалостливый, он жалел окружающих за то, что они погрязли в доверчивых заблуждениях». Из повести «Детство» напоминает деда, который был непорядочный, жестокий, думающий только о себе.

Гнедков оставил свой пост, когда была объявлена тревога, он объявил, что в дождь дежурить не может «рискует свалиться с крыши». Тогда на покинутый пост встала Татьяна. Дом был спасен, но взрывная волна от фугаски, упавшая неподалеку, сбросила Татьяну вниз.

Этот герой оказался трусливым, непорядочным, думающим только о себе. После Таниной гибели все ребята написали заявление в военкомат, кроме Гнедкова «зрение не позволило. Хотя выгоду свою разглядит за 100 километров! Да и вообще с таки зрением, как у него, многие воевали».

  1. ^ Какие проблемы поднимает автор на страницах повести?

Ответ ученика 7 класса Руднева Н.:

- Петя был человеком долга. И когда он узнал историю про героев своего дома, ему пришла идея сделать мемориальную доску, «Здесь жили, прямо из школы ушли на войну и геройски погибли». Своей идеей он поднял настроение классной руководительнице, Екатерине Ильиничне, у которой учились те ребята. Мальчик хотел «чтобы ни одно имя не кануло в вечность».

«Прошло много лет. Но каждый раз, вход в дом или покидая его, я смотрю на потемневшую уже дубовую доску и мысленно говорю». Вечная память. Ненавижу войну!

  1. ^ Храните ли вы память об участниках войны? Как вы это делаете?

Напишите об этом сочинение.

Ответ ученика 7 класса Руднева Н.:

- Мой прадед ,Суворов Нил Кондратьевич, прошел всю войну. Он дошел до Берлина. Был простым солдатом, очень много наград. Так как он ничего не рассказывал своим детям про войну, чтобы не травмировать их психику, я мало, что знаю про него. Но даже эта малость, позволяет мне чувствовать за него такую гордость. Я преклоняюсь перед его силой духа, мужеством и отвагой. Я с трепетом храню его фотографии и надеюсь, что мои дети будут тоже почитать нашего великого родственника.

  1. ^ Прочитайте наизусть понравившийся отрывок, обоснуйте свой выбор. Подберите музыкальное оформление, на фоне которого вы будете читать наизусть.

Ответ ученика 7 класса Руднева Н.:

У каждого человека должно быть имя (это обязательно) и может быть прозвище (если придумают). У меня же при одном имени было целых два прозвища!

Сперва прозвали Горнистом. Но на горне я никогда не играл: не было слуха. Много лет прошло с той поры, а слух у меня так и не появился... Разные песни я и сейчас исполняю на один и тот же мотив.

-- Всех авторов уравнял в правах! – с грустью когда-то шутила мама, как бы сочувствуя композиторам.

Она ощущала постоянную потребность сочувствовать людям. Даже тем, которые, на мой взгляд, в сочувствии не нуждались.

– Все в этом нуждаются, – уверяла она. – Безоблачных судеб нет.

Облака – еще ничего: от них не бывает грозы. А над маминой судьбой два раза собирались такие тучи, что ей до конца жизни могли бы чудиться громы и молнии. Но не чудились.

Отрывок понравился ,так как поражает тем ,что мать Пети, Нина Васильевна мног испытала в жизни,но не ожесточилась ,а осталась милосердной .

  1. ^ Мои впечатления о повести.

Ответ ученика 7 класса Руднева Н.:

– Мне очень понравилась книга Анатолия Алексина «Сигнальщики и горнисты». В ней автор ведет с нами серьезный разговор о смелости и трусости, о благородстве и низости, т. е. о жизни. В повести мы знакомимся с положительными героями: с Петей, его матерью Ниной Васильевной, Екатериной Ильиничной, Надеждой Емельяновной. И отрицательными: с отцом и сыном Гнедковыми. Больше всего мне понравился Петька. Он был справедливым, честным человеком, умеющим держать слово. Петька обладал такой чертой характера, как чувство долга. Я хотел бы иметь такого друга — доброго и отзывчивого. Петька всем помогает. Чужая беда для него становится своей. Ему хочется всем сделать хорошо. Он такой молодец! Когда он узнал о ребятах из их дома, ушедших на фронт и не вернувшихся, то не только всем об этом рассказал в школе, но и увековечил их память. Петя сделал и повесил мемориальную доску в подъезде дома. А как он разоблачил подлеца и труса Гнедкова. Я бы только на месте автора дал бы ему фамилию Гнедков, т. е. Гнида, потому, что не люблю, когда трусы прячутся за чужие спины, а выдают потом себя за героев. Мне понравилась эта повесть. Она защищает добро и милосердие, то, без чего трудно жить. А еще она о героизме и любви к Родине и о том, что мы помним и о тех, кто отдавал и отдал за Родину жизнь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок внеклассного чтения Тема: «Ч то за прелесть эти уездные барышни!»
Тема: «Что за прелесть эти уездные барышни!» (по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»)

Урок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Петровна. Сегодня я у вас проведу урок чтения. Девиз нашего урока урока: «Учиться надо весело,...

Урок чтения во 2 классе
Развивать навык выразительного чтения, создавать условия для развития монологической речи. Воспитывать бережное отношение к природе,...

План урока-дебатов Тема: Итоговый урок по повести Н. В. Гоголя «Майская...
Обсудить повесть Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», выяснить отношение автора к произведению

Урок чтения 3 класс
Цель урока: Познакомить учащихся с еще одним произведением Л. Н. Толстого «Прыжок»

Нововасильевская оош
Тип урока: урок — обучение страноведческому материалу и развитие навыков чтения и орфографии

Урок литературного чтения на тему: «Загадаю я загадку »
Дать первоначальное представление о жанре и видах загадки; об их выразительности и образности

Буданова Н. М. Дневник читателя
Поэтому сам про­цесс чтения литературного произведения ос­тается на уроках ведущей деятельностью При диагностике за критерий, принимается...

Урок литературного чтения Тема: «Урок памяти»
Учитель. Доброе утро, ребята! Утро нового мирного дня! 8 мая, в Берлине  был подписан пакт о безоговорочной капитуляции фашистской...

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема. «Мы с папой и мамой»
Чтение наизусть стихотворений Э. Успенского «Всё в порядке» и «Если был бы я девчонкой»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница